Кто такие тибетские ламы. Огромная разница между буддистом мирянином и монахом. Круг самосовершенствования во вселенной

Часто можно встретить вопрос - он Лама или нет? Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова. Во-первых, это слово имеет тибетское происхождение и означает непревзойденный или высший. Во-вторых, это титул высокореализованного духовного сподвижника, вне зависимости от его принадлежности к монашескому сану или к числу мирян-домохозяинов. А теперь, кратко о разнице между монахом и мирянином-домохозяином, Буддийский монах - это человек, возложивший на себя обеты личного освобождения и придерживающийся определенных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий; Рабжун - 8 обетов, Гецул - 36 обетов, Гелонг - 253 обета. Также есть и обеты в женском сословии, именуемые, соответственно - гецулма и гелонгма, но чистота передачи последнего вида обетов "гелонгма" стоит под вопросом, так как, в тибетском буддизме эта традиция давно была нарушена и сведена на нет, но есть сведения, что в Китае она, до сих пор, сохранилась. Все обладатели монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов.
Эти четыре:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком; 2) Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена; 3) Любая интимная близость с живым существом, не зависимо от пола; 4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Совершивший одно из вышеперечисленных действий, автоматически перестает быть монахом, без права повторного принятия монашеских обетов. Нарушения же остальных обетов, из оставшегося списка, не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые негативные последствия.

Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, Монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонов. В любом другом случае, принятие обетов монаха - невыполнимо.

Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Е.С. Далай Лама 14й; Кармапа 17й и тд. А также и тех, кто будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья - Сакья Тридзин Ринпоче и т.д.
Тибетцы ревностно относятся к термину "Лама", именуя им, лишь привилегированное число духовно реализованных учителей Дхармы, а также, перерожденцев Тулку - Хубилганов и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Что касается термина "Лама" в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.

И многим вовсе невдомек, кто перед ним? Или человек недоучка, умеющий только читать по слогам или настоящий монах, прошедший 16 летнее обучение в тибетском монастыре. И все это из-за того, что внешний облик вводит в заблуждение. Что монахи, что миряне в России облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи, оставленного самим Буддой, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины адского рождения.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для священнослужителей мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из принципа, в котором заключается, что одежда важна только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик. Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит больше обращать внимание на внутреннее составляющее человека и быть осторожным с теми, кто наряжаясь в красные одежды, прикидывается буддийским священнослужителем или ламой.
Подводя итоги, можем сказать, что лама в России - это любой священнослужитель, обладающий знаниями в одной из трех областях, буддийские ритуалы, астрология и тибетская медицина. Большинство представителей относятся к первой категории.

Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракаллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи.
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.

Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути "Видения" и "Медитации", нет освоивших "Ясный свет" и "Иллюзорное тело". Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.

Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.

Карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью карма кагью

КТО ТАКОЙ ЛАМА?

В этом году многие не смогли приехать в Индию из-за экономической ситуации в мире, кто-то – из-за болезни. Я хочу воздать почести вашему мужеству, вашей смелости. Вы смелые люди, если смогли приехать сюда в это тяжелое время. И я считаю вас настоящими героями!
Скоро Новый год – время, когда матери вместе со своими детьми собираются за праздничным столом. Когда дети были маленькими, матери старались как можно лучше накормить своих детей в этот день. Проходят годы, дети взрослеют, и уже пожилые матери не знают, что приготовить для своих взрослых детей к этому дню. И детям нужно быть снисходительными в отношении их. У меня есть такое ощущение, что я тоже буду «готовить» для вас еду. Посмотрим, может она будет кислой, возможно острой. У нее будет определенный вкус и аромат. И вы сумеете ощутить вкус мною «приготовленной» еды.
Оглядываясь назад, я сравниваю, какими были Учителя прошлого. Когда мы размышляем о слове «лама», у каждого из нас возникает в уме собственное понимание этого слова. Порой мы не можем понять, кого мы подразумеваем под этим словом, и какой лама нам необходим. И это происходит, потому что у нас свое представление о том, какой должен быть лама.
Кто такой лама?
Один человек может подумать: «Лама, это такой-то человек». Когда он приходит к своему другу и рассказывает о своем понимании ламы, то друг с ним может не согласиться, так как у него свое представление о нём. Он говорит: «Ты не правильно представляешь, кто такой лама». У каждого будет своя интерпретация. Получается, что у нас нет точного понимания этого термина, и это становится источником многих проблем при выборе ламы.
Вот взять меня. Люди называют меня Кармапой, но иногда мне очень сложно понять, что они ждут от меня в действительности. Они приходят ко мне и говорят: «Пожалуйста, станьте моим коренным Учителем, моим коренным ламой». И я понимаю, что должен стать опорой для их веры, а они моими учениками. Но мне нужно понимать, могу ли я на самом деле реализовать все их чаяния и надежды. Это довольно сложная ситуация.
Происходит это, потому что у каждого из нас свое собственное представление о ламе.
Сегодня утром, перед подготовкой к этой сессии, я подумал о том, что имеет смысл отложить в сторону жестко фиксированное представление о ламе, и просто подумать о том, что такое лама.
Вспомните Будду. У него не было Учителя. У него не было даже надежных трактатов, на которых он мог полагаться. Когда мы произносим слово «лама», на санскрите оно звучит как «гуру». Это означает, человека, обладающего богатыми качествами. Он превосходит нас по своим качествам и поэтому может помочь развить в нас качества Будды.
В каждой колеснице буддизма, в каждом из учений Дхармы вы найдете целый список базовых характеристик о духовных друзьях или о ламах. Они в целом очень похожи, хотя составлены в разных колесницах. В любом случае, лама непременно должен пройти обучение в трех основных колесницах. Он должен иметь способность давать учения каждой колесницы. И должен обладать большими знаниями. Отличия заключаются только в том, что в каждой из этих колесниц могут быть свои собственные обеты.
Например, в Тхераваде будут обеты индивидуального освобождения. Если мы говорим о колеснице бодхисатв, то у него должны быть обеты бодхисатв. В колеснице тайной Ваджраяны должна быть самая. Учитель каждой колесницы должен знать учения Дхармы, принадлежащей данной колеснице и иметь соответствующие обеты, характерные для данной колесницы.

Три характеристики ламы соответствуют характеристикам Гампопы:
- лама должен иметь способность направлять своих учеников по пути, руководствуясь
своей мудростью;
- лама должен иметь великое сострадание и никогда не оставлять даже «безнадежных»
учеников;
- лама должен преодолеть привязанность к этой жизни.

Вот что говорит по поводу ламы первый Кармапы Дюсум Кхьенпа:
« Если лама во всем полагается на эту жизнь и когда ученик восхваляет его, то он в этом случае дает ему наставления, а если ученик не восхваляет ламу, то он не дает учений. Действия такого учителя являются не благими деяниями, это его омрачения.»
В принципе, нам нет необходимости изучать эти длинные списки характеристик лам, которые представлены в разных колесницах. Гораздо важнее выявить их основные характеристики. И Гампопа выделяет эти три характеристики ламы. Их вы должны помнить и неплохо будет, если запишите.
Итак:
- лама не должен быть привязан к этой жизни, и не должен во всем полагаться на эту жизнь;
-благодаря своей великой мудрости лама должен заботиться о своих учениках;
- в силу того, что у ламы великое сострадание, ламы не должны считать каких-то учеников безнадежными и оставлять их без своей заботы.

Сегодня утром обсуждая качества ламы, мы говорили о том, что у ламы должно быть больше достоинств, чем недостатков. Как мы можем узнать какими качествами и достоинствами должен обладать лама?
Об этом мы можем узнать прочитав буддийские трактаты, которые описаны в самом слове Будды. Опираясь на эти трактаты мы можем сделать соответствующие выводы обладает ли лама данными качествами.
Не стоит самим пытаться судить о качествах ламы. Посоветуйтесь по этому поводу с уважаемыми, авторитетными ламами. Лишь отдельные люди, исключительные личности способны правильно оценить эти качества. В любом случае нам необходимо пытаться исследовать действия и слова ламы.
Если мы видим, что все действия ламы продиктованы привязанностью - это одно. Может его влекут только мирские удовольствия или интересует только следующее рождение? Об этом мы можем делать вывод анализируя его поведение. Мы не способны увидеть образ мыслей ламы, не можем увидеть те процессы, которые происходят в его уме. Конечно, можно представить, что есть некий лама самозванец, который очень хорошо притворяется и создает впечатление, будто он помогает людям. Возможно, он способен обманывать людей на протяжении какого-то времени, но в любом случае ему не удастся это делать эффективно вечно и его тайные истинные мысли станут явью.
Обычно мы говорим, что учитель должен наставлять своих учеников опираясь на свою мудрость. Весь вопрос в том, насколько лама способен приблизить нас к пониманию Дхармы. Способен ли он сделать так, чтобы наши омрачения стали меньше, чем до встречи с ним? Если лама способен приблизить нас к чистому пониманию, то тогда это настоящий лама. Когда мы приходим на учения такого человека и чувствуем, что наш ум получает возможность более эффективно проникать в суть дхармического учения, тогда это настоящий лама у которого есть мудрость и сострадание. Это человек, который обладает всем набором необходимых характеристик ламы. Итак, мы можем судить является ли человек ламой по его поведению и мудрости. Мы должны почувствовать, что действительно природа данного ламы - сострадание и любовь.
Возможно, что при первой встречи с ламой мы увидим только самый грубый уровень качества его проявлений. Затем, анализируя, мы чувствуем, что эти качества нам доставляют радость. И это чувство радости заставляет нас думать, что может быть тех качеств, которыми обладает лама достаточно. Например, в Тибете, есть ламы которые едят мясо. Если лама ест мясо, то тогда ученики для того чтобы принести мясо в качестве подношения своему учителю, убивают животное. Само по себе это не хорошо. Но с другой стороны, если мы с вами не едим мясо, это не означает, что все люди без исключения не должны есть мясо. И поскольку все обстоит так, то вам нужно просто взглянуть на ламу и задать себе вопрос: «Его достоинства превышают его недостатки или нет? И способен ли он своими действиями помочь ученику?». Бывает так, что в ламе очень много недостатков, но на ученика эти недостатки ни как не отражаются и такой лама способен помочь своим ученикам в этой жизни и в следующих рождениях. Бывают также ламы, у которых кажется, что и нет особых качеств, но есть особая причина, почему мы должны становиться их последователями. Первый Джанконг Контрул получил очень много посвящений и наставлений от самых различных лам. Некоторые из них были старенькими ламами из далеких деревень, которые возможно знали всего по одной буквы от Дхармы.

1

Кажется довольно странным, что такой высокий лама как Джамгон Конгтрул уделял внимание таким старым деревенским ламам. Наверняка у него для этого была особая причина. Возможно, эти ламы обладали особыми и очень важными посвящениями и линиями прямой передачи, которые отсутствовали у других лам. Порой он получал посвящения и наставления от лам, которые не знали алфавит. Джанком Контрул сначала обучал их алфавиту, а потом уже получал от них посвящения. Получается, что хотя у таких лам и не было особых качеств, но с учетом необходимостей нужд и потребностей которые были у Джамгона Конгтрула обращался к этим ламам как к учителям.
Нам надо стараться искать ламу, чьи качества превосходят наши собственные. Но в особых случаях, при особых обстоятельствах мы можем следовать даже тем ламам, которые на первый взгляд не обладают достоинствами превосходящими наши. Итак, первая характеристика:
- мы должны кланяться ламе с уважением, оказывать ему уважение и не испытывать при этом гордыни. Под гордыней мы понимаем некое состояние ума, когда мы просто раздуты от значения собственной важности. Когда мы думаем, что обладаем качествами, которыми возможно и не обладаем. Причиной такого поведения является наше неведение. И мы не способны противостоять этому неведению. По этому нам и необходим учитель, который способен защитить нас от неведения.
Когда мы попадаем под влияния омрачений, мы утрачиваем всяческий контроль. И это происходит из одного рождения в следующее. Мы рождаемся с омрачениями. И вообще мы рождаемся только по тому, что у насесть эти омрачения. Мы хотим остаться в этой жизни, но это невозможно. Это происходит потому, что у нас есть карма. Даже если мы скажем: «Мне бы так хотелось остаться в этой жизни!» Наши слова ни чего не значат, потому что все решает наша карма. Нужно признаться честно, у нас нет ни какого контроля над этой жизнью. Когда мы стареем, утрачиваем красоту нашего тела, мы начинаем болеть. Разве мы можем это контролировать? Конечно нет. Все это результат кармы, которую мы накопили.
Когда мы подходим к смертному порогу, в этот момент мы можем пить какие угодно лекарства, едва ли мы можем остановить смерть, потому как это природа жизни. Она заключается в том, что эта жизнь исполнена страданий. Конечно, время от времени мы испытываем счастье и комфорт. Но что это за переживания счастья? Порой, когда мы испытываем эти чувства, в это мгновение надо задать себе вопрос: «Подлинное ли это счастье, подлинный ли это комфорт?» Если это счастье подлинное, то тогда чем больше мы испытываем его, тем больше ярко выражено оно должно становиться. Однако все ощущения счастья, как бы мы не ценили их, как бы мы за них не цеплялись, в конечном итоге завершаются страданиями. Нередко то, что мы называем счастьем, в действительности является лишь состоянием отсутствия грубых страданий.
Представьте себе, что вы находитесь в месте, где вам очень жарко. И вот вы переходите из этого жаркого места, туда, где дует прохладный ветерок. По началу вы чувствуете, что оказались, в каком то особом место, где вы способны пережить счастье. Но стоит вам остаться в этом месте подольше, и вы начинаете замерзать. Ваше счастье уходит. По этому то, что вы принимали за счастье, на самом деле оказывается временное отсутствие страдания, который причинял вам жар.
Когда мы говорим о простирании или поклоне, который мы совершаем перед ламой с уважением, то мы можем говорить о двух видах простирании. В каждой колеснице есть свое собственное объяснение того, какими качествами должен обладать лама или духовный друг.

2
Если мы берем за основу объяснение, которое дается в сутре, то там лама подобен Будде. Но если мы берем за основу описание Ваджраяны, то там лама и есть Будда. Итак, когда мы постепенно приучим свой ум видеть в ламе только достоинства, постепенно недостатки для нас перестанут существовать. И тогда нам совершенно не составит труда поклониться перед ламой, или совершить перед ним простирания, преисполнившись глубочайшего почтения.
Обычно в нашей жизни происходит так: мы встречаемся с человеком, на первом этапе анализируем его и потом делаем выводы – это хороший человек. И за тем мы больше не анализируем этого человека, мы уже сделали вывод. В этот момент мы как бы заблокировали в себе способность видеть недостатки этого человека. Для нас он уже значится под ярлыком «хороший человек» Мы видим только его положительные качества. Это некое упражнение, которое мы можем проделывать по отношению к разным людям, используя наш собственный ум. Потому что если мы говорим себе, что всё является таким и, ни каким иным, таким образом, мы блокируем свой ум. Мы уже не способны ни к какому развитию и ни способны видеть ни чего иного, кроме того, к чему себя приучили.
Итак, во многом мы находимся под контролем кармы, под контролем сансары. Для того, что бы вырваться из под такого контроля нам необходимы наставники. И необходимо помнить о том, что если мы постоянно придерживаемся высокого мнения о себе, то тогда подобного рода гордыня не позволит нам следовать наставлениям учителей. На самом деле, те качества, которыми мы обладаем, очень незначительны, так как мы находимся под влиянием омрачающих эмоций. Нам необходимо очистить сами корни наших омрачений, которые мы испытываем в настоящий момент. И именно по этому нам надо поклониться ламе без гордыни.
Когда нам говорят о том, что мы должны видеть в ламе Будду, мы начинаем задумываться над тем, удастся ли на самом деле его увидеть в ламе. Что бы это произошло, мы должны четко понять, что подразумевается под словами «видеть Будду в ламе». В этом случае мы можем опираться на трактаты, буддийские тексты, применить логику. В текстах написано, что Будда сам говорил: «В будущем я приду как Ваджрахара, что бы помогать живым существам». Мы можем взять за основу эту фразу и подумаем, в облике каких людей мог прийти к нам Будда? И мы понимаем, что прийти на землю он может только в образе наших учителей.
Вторая причина заключается в том, что Будды и Бодхисатвы стремились к просветлению ради помощи живым существам. Для того, что бы увидеть деяния Будд и Бодхисатв, получить от них благо, необходимо самому обладать благими качествами. Необходимы семена и эти семена есть наша вера.
Что же такое эта вера? Под верой мы понимаем интерес к добродетели. Когда у человека есть интерес к добродетели, когда в нем есть вера, тогда он может на себе ощутить деяния Будд и Бодхисатв. Если же у него нет веры, какие бы он деяния не выполнял, то благо, которое совершает Будда, человек не сможет ощутить, потому что между ним и Буддой нет связи. Вот почему человеку так необходима вера в Будду и Бодхисатв. Без этой веры он не сможет от них получить благодать, помощь и благословение.
Для того чтобы увидеть дхармакаю Будды, необходимо сначала постичь пустоту, необходимо пройти уровни бодхисаттвы. Для того чтобы пройти эти уровни необходимо накопить огромное количество заслуг. Будда Шакьямуни уже ушел и у нас нет возможности с ним сегодня встретиться на прямую. Но мы способны почувствовать благословения Будд и Бодхисатв, обратившись к своему ламе который служит их представителем. Благодаря ламе мы можем получить наставления Будды, которые передавались им по непрерывной цепи преемственности от одного ламы к следующему. Таких лам называют ламами линии. Именно на них мы можем полагаться и именно благодаря ламам мы способны ощутить деяния и благословения Будд. Для того, чтобы это произошло, нам и необходима вера, потому что именно вера является ключом к благословению от Будд.
Представьте, что у вас есть сноп сена. Если вы положите траву на солнце, она сразу же не загорится. Но если вы возьмете увеличительное стекло, направите его на луч солнца, тогда это сено мгновенно вспыхнет. Подобным образом Будды и Бодхисатвы обладают немыслимым числом достоинств и различных качеств. Но чтобы увидеть эти качества, нам нужны неизмеримые заслуги. В настоящее время у нас нет таких заслуг и по тому нам просто необходимо положиться на ламу.
Третья причина, почему мы должны следовать ламе. Когда мы смотрим на ламу, то мы видим лишь внешние его проявления, но это совсем не то, что представляет лама на самом деле. Иногда внешние проявления обманчивы. Когда Наропа впервые встретился с Тилопой, то он увидел его всего лишь как рыбака. То же самок, когда Миларепа увидел Марпу, то он предстал перед ним в образе фермера. Таким образом, когда мы встречаемся с ламой, может показаться вовсе не тем человеком, который держит в руках колокольчик и ваджру. А с другой стороны, если человек и держит колокольчик и ваджру, то совсем не обязательно, что бы этот человек был ламой. Вне зависимости от того, каким нам может представиться лама, вполне возможно, то, каким мы его увидим, и какой он на самом деле, это могут быть совершенно разные вещи, все зависит от нашей кармы. Вполне возможно, что перед нами Будда, но мы не способны пока это увидеть.

Или статья о том, как отличить истинного монаха от мирянина

Часто можно услышать вопрос такого типа:

«Он Лама или нет?»

Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова.

Общее значение и понимание слова «Лама»

Слово «лама » имеет тибетское происхождение, и означает «непревзойденный » или «высший ». Это титул высоко реализованного духовного сподвижника, вне зависимости от того, принадлежит ли он к монашескому сану или к числу мирян-домохозяев. Он может принадлежать как к мирской, так и не-мирской традиции буддийской практики.

Значение слова «Лама» в России и российских регионах

Что касается термина “Лама” в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, есть существенная разница в понимании самого слова Лама и его значения в соответствии с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей-монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но, несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам! Как такое возможно?

Умеешь делать ритуалы — ты лама, никаких знаний не нужно!

Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного мало-мальски справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старо-монгольском буддийские сутры. И многим вовсе невдомек, кто перед ним. Или это человек — недоучка, умеющий только читать по слогам или — настоящий монах, прошедший 16-летнее обучение в монастыре.

Огромная разница между буддистом мирянином и монахом

Хочу рассказать о разнице между монахом и мирянином-домохозяином. Буддийский монах – это человек, возложивший на себя «обеты личного освобождения» и придерживающийся специальных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий:

  • Рабджун – 10 обетов,
  • Гецул – 36 обетов,
  • Гелонг – 253 обета.

Держащие определенное число монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком;
2) Воровство вещи, которая не была дана и за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена;
3) Любая интимная близость с живым существом, независимо от пола;
4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Человек, совершивший одно из вышеперечисленных действий, теряет все свои обеты и автоматически перестает быть монахом, без права повторного их принятия. Нарушения же остальных обетов не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые накопления негативной кармы. Следует обратить внимание на отказ от употребления алкоголя и любых наркотических препаратов. Данный обет, хотя и не входит в четыре основных, но, тем не менее, должен соблюдается всеми без исключения монахами.
Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонгов. В любом другом случае, принятие обетов монаха невозможно!


Обеты в Ваджраяне и буддисты Алмазного Пути

В данном перечислении в особую группу мы можем выделить людей, занимающихся практикой тайной (алмазной) колесницы – Нагпы. Представители данного буддийского направления (наиболее многочисленные в традиции Ньигма) помимо наличия обетов «индивидуального освобождения» и обетов бодхисаттв, дополнительно обладают специфическим перечнем обетов – Самая.


Что касается мирян-домохозяев, к ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих отказ от убийства человека, воровства, прелюбодеяния, лжи и употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличие от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, например, не с надлежащим партнером: не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, что не приводит к нарушению обета.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Его Святейшество Далай-лама 14й; Его Святейшество Кармапа 17- й и тд. А также и тех, кто, будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья – Сакья Тридзин Ринпоче и другие.

Отношение тибетцев к понятию Лама

Тибетцы ревностно относятся к термину “Лама”, именуя им, лишь привилегированное число высоко реализованных учителей Дхармы (Учения Будды), а также, перерожденцев Тулку – Хубилганов, к примеру, Тэло Тулку Ринпоче и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Ошибочное мнение российских буддистов по поводу состояния и понятия Лама и поддельные ламы из БТСР и других организаций

В России многих вводит в заблуждение внешний вид и одеяние. Как монахи, так и миряне в стране, облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи (свод монашеской дисциплины). Его оставил потомкам сам Будда, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины для рождения в аду.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из такого принципа, что строгие правила в отношении одежды важны только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик.

Бурятские ламы как подделка


Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит обратить внимание на внутреннюю составляющую человека. Следует быть осторожным с теми, кто, наряжаясь в монашеские одежды или подобные им, прикидываются буддийскими священнослужителями или ламами.

Тантристы буддисты и их одежды


Нагпам разрешено носить монашеское одеяние, при этом их необходимым элементом, отличающим их от монахов, является белый палантин и наличие длинных волос, собранных на затылке.


Из всего вышеизложенного, мы можем с сожалением констатировать тот факт, что лама в России – это любой человек, как держащий в чистоте монашеские обеты, так и без оных. Он может при этом обладать определенными знаниями в одной из трех не самых важных, с точки зрения классического буддизма, областях: буддийские ритуалы, астрология или тибетская медицина.

Требования к ритуалам и условностям

Люди должны знать о требованиях и условиях, необходимых для совершения тех или иных ритуалов и обрядов, проводимых буддийскими священнослужителями, и что является источником их благословения.
Есть несколько факторов крайне важных для качества проводимого ритуала и соответственно влияющих на пользу от него.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества – йидама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех видов низших тантр. К примеру:

Ямантака, Хаягрива и Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс и Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара и Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, а также Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.

2) После посвящения важно совершить затвор-начитку — Лерунг, для обретения способности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег (Огненная пуджа). С этого момента обретается право совершать ритуалы, связанные с данным божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения. Это два пути обретения сверх способностей (сиддхи) — мантра и созерцание.

3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение Самаи (обетов). Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятвы-самаи зависит, как к нему проявят благосклонность Йидамы, защитники Учения и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.

4) Многократное подношение Цогчод (Ганапуджа), также приближает реализацию и способствует установлению связи с центральным божеством практики.
Таковы основные условия, дающие буддийскому священнослужителю благословение и силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Уверен, что теперь каждый, опираясь на все вышесказанное, сможет сам ответить на вопрос кто такие ламы, и какую смысловую нагрузку несет это слово в оригинале и среди традиционных Российских буддистов.

Сарва Мангалам!

Дата публикации: 09.01.2015

Буддизм считается одной из древнейших религий мира. Она возникла предположительно в VI веке до нашей эры в Индии и с тех пор распространилась почти на всю Азию, но имеет последователей и в западном мире. В ней заложено религиозно - филисофское учение о духовном преображении, в котором жизнь видится "такой, какова она есть". В современном буддизме много течений и направлений.

Основное число буддистов живёт в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии: Индии, Непале, Бутане, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме, Таиланде, Японии, Корее, Монголии. Среди них около миллиона буддистских монахов.

В России также есть два традиционно буддистских региона - Калмыкия и Бурятия. А в США мода на буддизм дошла даже до Голливуда - многие известные актеры, такие, например, как Ричард Гир и Стивен Сигал, считают себя буддистами.

Далай-лама - монах из Тибета. Там в 15 веке буддизм принял форму ламаизма. Название этого направления происходит от слова "лама", означающего тибетского монаха (священника) и переводится буквально - "выше всех", подразумевая, естественно, духовную высоту.

В середине 16-го века в Тибете был установлен титул Далай-ламы, а в середине 17-го века - титул Панчен-ламы (второй по рангу лама). Вся власть сосредоточивалась в руках этих двух верховных руководителей.

В середине 16-го века Тибет, при поддержке монгольского князя, имевшего в те времена большое могущество, фактически становится самостоятельным государством. Далай Лама V становится полновластным правителем Тибета, объединяя в одном лице духовную и светскую власть. Именно этот лама стал основателем всемирно известного царского дворца и одновременно храмового комплекса Потала и по сей день являющегося основной достопримечательностью неофициальной (а наши дни) столицы Тибета города Лхасы.

Государство Тибет, несмотря на подверженность, казалось бы, самой миролюбивой религии, было очень закрытым и жестким. Попытки проникновения в него европейцев присекались - их просто убивали. В монастырях царили жестокие обычаи, когда, например, под краеугольный камень нового монастыря клали ламу-подростка. Предварительно его вводили в состояние летаргического сна и без его ведома заживо хоронили под каменной плитой.

В 16 веке оформилась теория перевоплощения высших лиц буддийской иерархии, по которой они, умирая, перевоплощаются в младенца. После смерти очередного верховного главы, находят ребенка, в которого вселилась личность умершего. Проводится процедура строгой проверки (ребёнок должен признать своими личные вещи умершего). После этого ребёнок провозглашается очередным Воплощением.

И это один из немногих примеров в современной истории человечества, когда глава государства не наследовал свой титул и не получал его в результате выбора господствующих элит или сообщества свободных граждан, а выбирался неким таинственным образом среди всего населения страны и часто происходил из бедной семьи.

В 1909 году в маленькую деревню Такцер на северо - востоке Тибета, находившуюся под контролем Китая, посетил Далай-лама XIII. Он сказал, что хотел бы вернуться туда вновь, так как ему понравилось место. В 1937 году, после его смерти, в эту деревню пришла группа лам, искавшая перерождение Далай-ламы XIII. Выбор пал на мальчика Лхамо Дхондруп, который родился 6 июля 1935 года в семье простых крестьян. Были проведены испытания и Лхамо Дхондруп был признан воплощенцем Далай-ламы XIII, став очередным, четырнадцатым и, на сегодня, последним, Далай-ламой. После длительных переговоров между правительством Тибета и местной администрацией в октябре 1939 года мальчик покинул родительский дом и направился в Лхасу.

Церемония возведения на престол Далай-ламы XIV, получившего новое имя Тэнзин Гьяцо, состоялась 22 февраля 1940 года. Святейшество Тэнзин Гьяцо обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге, проживая в своих зимней и летней резиденциях. У него было два официальных наставника. В программу входили "5 больших" и "5 малых" наук. Дальше он прошёл сложную систему обучения, в возрасте 24 лет сдав экзамены на степень Доктора богословия в трёх крупных монастырских университетах. Завершающие экзамены Тэнзин Гьяцо блестяще сдал в присутствии двадцати тысяч учёных монахов и получил звание Доктора богословия.

После китайской революции середины 20-го века китайские власти начали активную политику в отношении Тибета. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая и в 1950 году они ввели на Тибет свои войска и дали региону статус Тибетского автономного района Китая.

В марте 1959 года началось восстание против китайской оккупации в Лхасе. Произошли вооружённые столкновения между частями китайской армии и тибетским населением. Далай - Лама XIV всегда исходил из концепции ненасилия. Чтобы избежать кровопролития, он покинул Лхасу. Его самого и ещё 78 тысяч духовных последователей приняли в Индии.

Однако без кровопролития все равно не обошлось. Из-за активного сопротивления тибетцев, Китай действовал очень жестко - были уничтожены сотни тысяч монахов, с 1955 по 1970 год в Тибете были разрушены многие монастыри, была под запретом сама религия.

Это официально принятая история, получившая свое широкое распространение на Западе. Однако на этот вопрос есть и другая точка зрения. Вот что, например, пишет известный российский политический обозреватель Всеволод Овчинников, с 1953 по 1960 годы работавший спецкором газеты «Правда» в Китае:

«В 1955 году Тибет предстал моим глазам как заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами. Перенестись во время Марко Поло было интересно. Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на поистине бесчеловечных методах подавления. Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

Китайцы начали с тактики "добрыми делами обретать друзей". Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с согласия владельцев крепостных. Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж. Вооруженные выступления были подавлены. Далай-ламе и тысячам его сторонников пришлось бежать в Индию.

Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. В заоблачной Шамбале было покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости. Им безвозмездно передали пашни и пастбища, на полвека освободили от налогов.

Став свободными тружениками, тибетцы сумели утроить сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет. Если во время моего первого приезда в Тибете насчитывалось около миллиона человек, то ныне его население приблизилось к трем миллионам. Китайцев в автономном районе - 90 тысяч (то есть всего 3 процента). Там, где полвека назад было 150 тысяч монахов, теперь насчитывается 150 тысяч школьников. В некогда поголовно неграмотном краю 86 процентов детей учатся в школе».

Так или иначе, Тибет стал проблемой в мировой политике на многие десятилетия, а его верховный правитель Дала-лама XIV покинул свою родину и живет в изгнании на севере Индии в городке Дарамсала, в скромной резиденции, откуда ведёт активную работу, выступая за взаимопонимание между народами и последователями разных религий. За эту деятельность в 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Далай-лама XIV посетил множество стран и встречался с политическими деятелями, с духовенством разных религиозных конфессий, деятелями культуры, бизнесменами. Встречался с Римским Папой Павлом VI, несколько раз встретился с Римским Папой Иоанном Павлом II. Нынешний Римский Папа отказал ему во встрече, ссылаясь на отношения с Китаем. Правительство Китая очень нервно относится к встречам глав государств и различных религиозных конфессий с диссидентствующим Далай-ламой. По-сути, такая встреча неизбежно ведет к охлаждению отношений с Китаем в политической и экономической сферах. А так как Китай с годами приобретает все больший вес в мировой политике и экономике, ссориться с ним не много желающих и потому встречи с Далай-ламой на официальном уровне в мире редки и будут еще реже.

Так, несмотря на то, что Далай-лама является объектом почитания почти полутора миллионов российских буддистов, правительство России отказывает ему в визе с 2004 года. До этого времени он трижды посещал нашу страну, но, по мере того, как росла значимость российско-китайских отношений, значимость визитов Далай-ламы в Россию падала и была вовсе прекращена в 2004 году.

Далай-лама XIV издал 17 своих книг, в том числе труды по буддийской философии. Его книги и проповеди посвящены идее ненасилия и миру. В речи "Всеобщая ответственность и милосердие" (1973 г) он сказал:

«Сегодня мир стал теснее и ещё больше зависит от каждого. Национальные проблемы не могут быть решены полностью одной страной. Таким образом, если нет чувства личной ответственности за всех, существует угроза нашему выживанию. По существу, ответственность за всех - это умение чувствовать страдания других людей также, как вы чувствуете свои страдания. Следует понять, что нашими врагами тоже движет идея поисков счастья. Все живые существа хотят того же, чего хотели и мы».

Выбранный в 1995 году в качестве Панчен - ламы 6-летний мальчик был заключён в тюрьму в Китае, с тех пор о нём ничего неизвестно (такая же судьба постигла и его родителей).

И потому не ясно, будет ли выбрано Воплощение Далай-ламы XIV после его смерти, то есть сохранится ли традиция или уникальный опыт выбора и правления Тибетом Далай-ламами исчезнет навсегда.

В европейском мире многие считают Его Святейшество Далай-ламу XIV «главным буддистом всех времён и народов». В буддистском обществе положение человека определяется его духовными делами и заслугами. И потому, безусловно, буддизм будет жить и без Далай-ламы. В отличие от других религий, роль личности в нем не важна и потому буддисты не устраивают терактов за гонения на Далай-ламу, их чувства нельзя оскорбить внешними действиями. У каждого из них внутри - целая вселенная.


Последние советы раздела «Общество»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

В июне 1955 года на бурятское село Зун-Оронгой обрушилась буря. Крыши домов были сорваны, деревья повалены, погиб скот. Когда стихия успокоилась, жители села увидели буддийских монахов, спешащих в сторону урочища Хухэ-Зурхэн. Через несколько часов монахи вырыли яму и достали из земли ящик, внутри которого находился человек. Так произошло обретение нетленного тела ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Нетленный лама

Журнал: Тайны СССР №1, январь 2018 года
Рубрика: Мистика СССР

У бурят есть традиция: после смерти родителей их детей берут на воспитание родственники. Но у пастушка Даши-Доржо никого не было. Так что он рос один, за еду пас чужих овец. Когда ребёнок заявил, что станет хамбо-ламой (главой российских буддистов), над ним лишь посмеялись. Через несколько дней Даши-Доржо появился верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. Узнав об этом, местный лама предсказал, что у ребёнка и правда особое предназначение в жизни.

Из пастушка в мудрецы

Из села Даши-Доржо Итигэлов исчез, когда ему было 15 лет. Подросток ушёл в Анинский дацан, находившийся за 300 километров, где стал постигать учение Будды. Почти сразу юный монах привлёк внимание настоятеля монастыря Хойто Ламхая. Следуя традиции поощрения талантливых учеников, он назначил Итигэлову стипендию.
Так как Итигэлов принадлежал к казачьему сословию, то был обязан служить или заплатить в казну отступные. Настоятель Анинского дацана призвал жителей села Ойбонт внести за него плату. Деньги буряты платили 15 лет.
23 года Итигэлов учился, осваивая тибетский язык, логику, санскрит и буддийские тексты. Затем продолжил учёбу в Цугольском и Тамчинском дацанах, где обрёл знания по тибетской медицине.
Итигэлов получил наставление служить в Янгажинском дацане и там же преподавать буддийскую философию (чойра). Вскоре Даши-Доржо стал гэсхы-ламой соборного храма, а через шесть лет - настоятелем Янгажинского дацана.
Весной 1910 года глава буддистов Восточной Сибири XI Пандито хам-бо-лама Иролтуев собрался уйти на покой. Он предложил весьма уважаемому к тому моменту среди буддистов Итигэлову выставить кандидатуру на этот пост. Не сразу, но Итигэлов согласился участвовать в выборах. 19 марта 1911 года в Тамчинском дацане из десяти соискателей Даши-Доржо Итигэлов был избран XII Пандито хамбо-ламой, или, говоря проще, главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья.

Уход из реальности

Вскоре новый Пандито хамбо-лама открыл ученикам тайну о своих трёх реинкарнациях. Они уже знали, что Итигэлов - это перерождение самого первого хамбо-ламы Заяева, принёсшего буддизм в Бурятию и на Алтай. Этот человек прожил 75 лет и перед смертью предсказал, что вернётся через этот же срок. Именно в указанном году и родился Итигэлов. Уже в наше время в Иволгинском дацане была найдена рукопись Итигэлова, где он написал о своих 12 реинкарнациях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии.
В начале 1913 года Итигэлов получил приглашение из Петербурга на празднование 300-летия дома Романовых. В столице глава буддистов провёл молебен за благоденствие императорской династии в строящемся дацане «Гунзэ-чойнэй». Позднее Николай II наградил его орденом Святого Станислава.
Незадолго до Октябрьской революции 65-летний хамбо-лама в связи со слабым здоровьем решил сложить с себя свои обязанности. Скорее всего, старик предвидел трудные времена для буддизма и страны в целом. Подтверждением надвигающегося хаоса стали события в Тамчинском дацане. Вернувшиеся с фронта буряты устроили там беспорядки. Узнав об этом, старик вскочил на коня и, по легенде, поскакал по поверхности Белого озера. Потом он спрыгнул в воду, и та расступилась перед ним. По сухому дну лама добрался до дацана, а когда вышел на берег, воды вновь сомкнулись. Поднявшаяся волна смыла часть святотатцев, остальные сбежали.
В 1921 году Итигэлов встретился с основателем буддийского храма в Петербурге Агваном Доржиевым. Последний вернулся из Монголии, где произошла революция. Итигэлов сожалеюще вздохнул: «Зря вы сюда вернулись. Лучше бы вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки - в живых они вас не оставят ». Доржиев, надеявшийся на перемены к лучшему, спросил в ответ: «Почему не уезжаете сами? ». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять ».
Что имел в виду старик, стало ясно через шесть лет. 15 июня 1927 года, приняв позу лотоса, он сказал ученикам: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет» . Потом он попросил их прочесть «Нуга Намши» - молитву-благожелание по усопшему. Никто не решился сказать её перед живым учителем. Тогда он сам принялся читать «Нуга Намши», и ученики невольно начал повторять. Войдя в состояние медитации, мудрый старик вскоре впал в транс. Ученики поместили его тело в кедровый куб и закопали в землю в урочище Хухэ-Зурхэн.

Необъяснимый феномен

Спустя 28 лет, в 1955 году, XVII Пандито хамбо-лама Лубсан-Нима Дармаев распорядился извлечь из земли тело Итигэлова. По завещанию это нужно было сделать только в 1957-м, но сильный ураган показался буддистам знаком к действию. Удивительно, но в кедровом кубе они нашли тело ламы без всяких признаков разложения. Проведя обряды и сменив одеяние, ламы вновь погребли Итигэлова. В 1973 году XIX Пандито хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев извлёк куб с телом предшественника, и вновь оно поразило всех нетленностью.
7 сентября 2002 года XXIV Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев нашёл место погребения Итигэлова, и через три дня ламы извлекли из земли куб с его телом. Судмедэксперт, присутствовавший при эксгумации, отказался единолично проводить исследования, не желая быть осмеянным коллегами.
Когда из столицы Бурятии прибыли ещё два опытных эксперта, они составили акт, в котором было зафиксировано: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведённом вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесённых травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено ».
Исследовать феномен нетленности Итигэлова взялись специалисты Российского центра судмедэкспертизы. По их просьбе буддийские власти предоставили им два миллиграмма биологических образцов ламы: волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики. Но на вопрос «Можно сказать, что лама жив? » заслуженный врач России профессор Виктор Звягин, проводивший исследования, дал однозначный ответ: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов - абсолютный признак смерти ».
В индуистско-буддистских практиках есть специальные методики для сохранения нетленности тела: регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка. Но не всем удаётся их постичь. Вероятно, Итигэлов, будучи практикующим буддистом высокого уровня, сумел подготовить тело к нетленности. В любом случае объяснить это феномен наука пока не в состоянии.
Поднявшийся вокруг нетленности тела Итигэлова ажиотаж дал повод для спекуляций. Поэтому по распоряжению хамбо-ламы Дамбы Аюшеева с января 2005 года все исследования нетленного ламы были приостановлены. Но верующие могут и сегодня узреть духовного учителя в той же позе лотоса в Иволгинском дацане.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...