Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века. Общие сведения об авариях на химически опасных объектах Крупнейшие химические катастрофы в мире

Аварии на химических предприятиях.

Химически опасные объекты (ХОО) - объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ).

В настоящее время в народном хозяйстве широко применяются химические соединения, большинство из которых представляют опасность для человека. Из 10 млн химических соединений, применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту, более 500 высокотоксичные и опасны для человека.

К химически опасным объектам относят:

· Предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности

· Предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладогена используется аммиак

· Водоочистные и другие сооружения, использующие хлор

· Склады с запасом сильнодействующих химических веществ (СДЯВ)

Причинами аварий на производстве , использующем химические вещества, чаще всего бывает:

Нарушение правил транспортировки и хранения ядовитых веществ

Несоблюдение правил техники безопасности

Выход из строя агрегатов, механизмов, трубопроводов

Неисправность средств транспортировки

Разгерметизация емкостей хранения

Превышение нормативных запасов

Каждые сутки в мире регистрируется около 20 химических аварий. Примерами могут служить:

1961г. 22 июля в Дзержинске из-за разрыва хлоропровода была заражена территория химзавода. 44 человека получили отравления различной тяжести.

1965г. 18 июня в Ново-Липецком металлургическом комбинате произошла утечка аммиака. 1 человек погиб, 35 получили отравления, пострадали многие жители города, находившиеся в зданиях, автобусах, трамваях.

1983г. 15 ноября на Кемеровском ПО «Прогресс» повреждена цистерна с 60 тоннами хлора. Облако заполнило территорию объединения (5 тыс. м?). 26 работников погибли, десятки получили отравления различной степени тяжести.

В результате аварий или катастроф на химических предприятиях возникает очаг химического заражения (ОХЗ). В очаге химического поражения или зоне химического заражения (ЗХЗ) может оказаться само предприятие и прилегающая к нему территория. В соответствии с этим выделяют 4 степени опасности химических предприятий :

I. В зону возможного заражения попадают более 75000 человек

II. В зону возможного заражения попадают 40000 - 75000 человек

III. В зону возможного заражения попадают менее 40000 человек

IV. Зона возможного химического заражения не выходит за пределы предприятия.

Последствия аварий на химических предприятиях определяются степенью опасности химических веществ и их токсичностью.

По показателям токсичности и опасности химические вещества делят на 4 класса:

1. чрезвычайно опасные (LC 50 менее 0,5 г/м 3) 1

2. высоко опасные (LC 50 до 5 г/м 3) 1

3. умеренно опасные (LC 50 до 50 г/м 3) 1

4. мало опасные (LC 50 более 50 г/м 3) 1

LC 50 - концентрация, вызывающая гибель 50% животных, подвергнутых воздействию.

По характеру воздействия на организм человека аварийно-химические опасные вещества или сильнодействующие химические вещества делятся на следующие группы:

1. вещества удушающего воздействия

А) с выраженным прижигающим эффектом (хлор)

Б) со слабо прижигающим эффектом (фосген)

2. вещества обще ядовитого действия (синильная кислота, цианиды, угарный газ)

3. вещества удушающего и общеядовитого действия

А) с выраженным прижигающим эффектом (азотная кислота, соединения фтора)

Б) со слабо прижигающим эффектом (сероводород, оксиды азота)

4. нейротропные яды (фосфорорганические соединения, сероуглерод)

5. нейротропного и удушающего действия (аммиак, гидразин)

6. метаболические яды (дихлорэтан, оксид этилена)

7. вещества, извращающие обмен веществ (диоксин, бензофуралы)

Кроме того, все АОХВ делятся на быстродействующие и медленнодействующие. При поражении первыми картина отравления развивается быстро, а во втором случае до проявления картины отравления проходит несколько часов, так называемый латентный период (скрытый).

Возможность более или менее продолжительного заражения местности зависит от стойкости химического вещества. Стойкость же, в свою очередь, зависит от температуры кипения вещества. К нестойким относятся АОХВ с температурой кипения до 130°C, а к стойким - выше 130°C. Нестойкие заражают местность за минуты или десятки минут, стойкие - от нескольких часов до нескольких месяцев.

С позиции продолжительности поражающего действия и времени наступления поражающего эффекта АОХВ делятся на 4 группы:

1. нестойкие с быстронаступающим действием - синильная кислота, аммиак, оксид углерода.

2. нестойкие замедленного действия - фосген, азотная кислота.

3. стойкие с быстронаступающим действием - фосфорганические соединения, анилин.

4. стойкие замедленного действия - серная кислота, тетраэтилсвинец.

Территория, подвергшаяся заражению АОХВ, на которой могут возникнуть массовые поражения людей, называется очагом химического поражения (ОХП).

На зараженной территории вещества могут находиться в капельно-жидком, парообразном, аэрозольном и газообразном состоянии. При выбросе в атмосферу парообразных и газообразных химических соединений формируется первичное зараженное облако, которое в зависимости от плотности газа, пара будет в той или иной степени рассеиваться в атмосфере. Газы с высоким показателем плотности (больше 1) будут стелиться по земле, а с плотностью меньше 1 - быстро рассеиваться в высших слоях атмосферы.

В конечном счете, зона химического заражения АОХВ включает 2 территории: подверженная непосредственному воздействию и та, над которой распространилось зараженное облако.

Указанные и многие другие факторы, характеризующие зону химического заражения, необходимо учитывать при планировании работ по ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах.

Общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ на химически опасных предприятиях устанавливает Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.8-05-99.

В соответствии со стандартом устанавливается :

Аварийно-спасательные работы должны начинаться немедленно после принятия решения о проведении неотложных работ; должны проводиться с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, соответствующих химической обстановке; должны проводиться непрерывно днем и ночью в любую погоду с соблюдением соответствующего обстановке режима деятельности спасателей до полного завершения работ.

Предварительно проводится разведка аварийного объекта и зоны заражения, масштабов и границ зоны заражения, уточнение состояния аварийного объекта, определение типа чрезвычайной ситуации.

Аварийно-спасательные работы

Осуществление оказания медицинской помощи пораженным, их эвакуация.

Локализация, подавление, снижение до минимально возможного уровня воздействия поражающих факторов.

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 13 самых страшных катастроф мира. Среди них - происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле, по вине человека и по не зависящим от него причинам, широко известные и такие, о которых знает не очень большой круг людей.

Крушение суперлайнера «Титаник»

Дата/время : 14.04.1912 - 15.04.1912

Первичные жертвы : не менее 1,5 тыс человек

Вторичные жертвы : неизвестно

Британский суперлайнер «Титаник», который называли «самым роскошным кораблем» своего времени и «непотопляемым», приобрел мировую известность. К сожалению - печальную. В ночь с 14 на 15 апреля в ходе своего первого рейса суперлайнер столкнулся с айсбергом и пошел ко дну через два с лишним часа. Катастрофа сопровождалась многочисленными жертвами среди пассажиров и экипажа.

10 апреля 1912 года лайнер вышел в свой последний рейс из порта Саутгемптон в американский Нью-Йорк, имея на борту почти 2,5 тысячи человек - пассажиров и членов экипажа. Одной из причин катастрофы стало то, что на пути следования лайнера оказалась напряженная ледовая обстановка, однако капитан «Титаника» Эдвард Смит почему-то не придал этому значения даже после получения многочисленных предупреждений о плавающих айсбергах от других кораблей. Лайнер двигался почти на предельной для себя скорости (21-22 узла); есть версия, что Смит выполнял неофициальное требование компании «Уайт Стар Лайн», владевшей «Титаником» - в первом же рейсе получить «Голубую ленту Атлантики», приз за самое быстрое пересечение океана.

Поздней ночью 14 апреля суперлайнер столкнулся с айсбергом. Ледяная глыба, которую вовремя не заметил впередсмотрящий, пропорола пять носовых отсеков корабля по правому борту, которые начали заполняться водой. Проблема оказалась в том, что конструкторы не рассчитывали на возникновение 90-метровой пробоины в корабле, и здесь вся система живучести оказалась бессильна. К тому же, на «сверхбезопасном» и «непотопляемом» корабле не оказалось в наличии достаточного количества спасательных шлюпок, а те, что были, в большей своей части оказались нерационально использованы (на первых шлюпках уплывало по 12-20 человек, на последних по 65-80 при вместимости в 60 человек). Итогом катастрофы стала гибель, по разным данным, от 1496 до 1522 пассажиров и членов экипажа.

Сегодня останки «Титаника» покоятся на глубине около 3,5 км в Атлантике. Корпус судна постепенно разрушается и окончательно исчезнет на рубеже XXI и XXII столетий.

Взрыв 4-го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции

Дата/время : 26.04.1986

Первичные жертвы : 31 человек из состава дежурной смены ЧАЭС-4 и пожарных расчетов, прибывших на тушение пожара

Вторичные жертвы : 124 человека перенесло острую лучевую болезнь, но выжило; до 4 тысяч ликвидаторов, умерло в течение 10 лет после ликвидации; от 600 000 до миллиона пострадало от устранения последствий радиоактивного заражения и пребывания на зараженных территориях либо по ходу движения радиоактивного облака

Авария на Чернобыльской атомной электростанции - техногенная катастрофа на территории Украины, между городами Припять и Чернобыль. В результате взрыва 4-го энергоблока ЧАЭС в атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ, которые привели к заражению окрестных территорий и формированию радиоактивного облака, прокатившегося по территории СССР, Европы и дошедшего до США.

Авария произошла из-за нескольких факторов - поспешности со стороны руководства ЧАЭС, недостаточной компетенции дежурной смены ЧАЭС-4, ошибок в проектировании и постройке реактора РБМК-1000 и самого блока АЭС. На утро 26 апреля на ЧАЭС-4 планировались испытания реактора, которые должны были продемонстрировать возможность работы системы охлаждения реактора в промежуток между глушением реактора и запуском аварийных дизель-генераторов. Однако из-за некоторых факторов испытание перенесли на ночь с 26 на 27 апреля, из-за чего его проводила неподготовленная и не предупрежденная заранее смена, а в реакторе за 10 часов работы на «холостом ходу» скопился газ ксенон.

Все это в сумме привело к тому, что когда реактор искусственно заглушили, его мощность сначала упала ниже критической отметки, а затем начала лавинообразно расти. Попытки активировать АЗ-5 (аварийную защиту) вместо ликвидации внештатной ситуации сработали, как дополнительный катализатор повышения температуры реактора, и в результате произошел мощный взрыв. Непосредственно при взрыве погиб только один человек, еще один умер через несколько часов от полученных травм. Остальные жертвы получили ударные дозы радиации в процессе тушения пожара и первичной ликвидации последствий, из-за чего еще 29 человек умерли в течение последующих месяцев 1986 года.

Население сначала 10-километровой, а затем и 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС было отселено. Отселенным людям говорили, что они вернутся обратно через три дня. Однако на самом деле назад не вернулся никто. Ликвидация последствий взрыва на ЧАЭС заняла больше года, обошлась в миллиарды рублей, через ЧЗО в 1986-1987 годах прошли 240 тысяч человек. Город Припять был полностью заброшен, срыты сотни деревень и сел, Чернобыль-4 является ныне частично населенным городом - там живут военные, полиция и сотрудники оставшихся трех блоков ЧАЭС.

Террористический акт 9/11

Дата/время : 11.09.2001

Первичные жертвы : 19 террористов, 2977 полицейских, военных, пожарных, медиков и гражданских

Вторичные жертвы : 24 человека пропало без вести, точное количество раненых неизвестно

Террористические акты 11 сентября 2001 года (более известные, как 9/11) - самый масштабный террористический акт в американской истории. Серия из четырех скоординированных террористических атак унесла около трех тысяч жизней и причинила грандиозные разрушения атакованных зданий.

Согласно официальной версии событий, утром 11 сентября четыре группы из в общей сложности 19 террористов, вооруженные только пластиковыми ножами, захватили четыре пассажирских авиалайнера, направив их на цели - башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Пентагон и Белый дом (либо Капитолий) в Вашингтоне. Первые три самолета поразили объекты, что произошло на борту четвертого, доподлинно неизвестно - согласно официальной версии, пассажиры вступили в схватку с террористами, из-за чего самолет упал в штате Пенсильвания, не дойдя до своей цели.

Из более чем 16 тысяч человек, находившихся в обеих башнях ВТЦ, погибли не менее 1966 человек - в основном те, кто находился в местах атаки самолетов и на этажах выше, а также в момент обрушения башен оказывал помощь пострадавшим и проводил эвакуацию. 125 человек погибли в здании Пентагона. Погибли также все 246 пассажиров и членов экипажей захваченных самолетов вместе с 19 террористами. В процессе ликвидации последствий теракта погиб 341 пожарный, 2 парамедика, 60 сотрудников полиции и 8 сотрудников «скорой помощи». Итоговое количество погибших только в Нью-Йорке составило 2606 человек.

Террористический акт 9/11 стал настоящей трагедией в США, погибли также граждане еще 91 государства. Теракт спровоцировал вторжение США в Афганистан, Ирак, позднее - в Сирию под флагом борьбы с терроризмом. Споры об истинных причинах теракта и ходе событий в этот трагический день не утихли до сих пор.

Авария на Фукусиме-1

Дата/время : 11.03.2011

Первичные жертвы : 1 человек погиб от последствий радиационного заражения, около 50 человек умерло в ходе эвакуации

Вторичные жертвы : до 150 000 человек эвакуировано из зоны радиоактивного заражения, более 1000 из них умерло в течение года после катастрофы

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать до ста пятидесяти тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Дата/время : 27.03.1977

Первичные жертвы : 583 человека - пассажиры и экипаж обоих авиалайнеров

Вторичные жертвы : неизвестно

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, стало столкновение двух самолетов на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение « Донья Пас» с танкером « Вектор»

Дата/время : 20.12.1987

Первичные жертвы : до 4386 человек, из которых 11 - члены экипажа танкера «Вектор»

Вторичные жертвы : неизвестно

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке, 1971 год

Дата/время : осень 1971 - конец марта 1972 года

Первичные жертвы : официально - от 459 до 6000 умерших, неофициально - до 100 000 летальных случаев

Вторичные жертвы : по различным данным, до 3 млн человек, которые могли так или иначе пострадать от отравления

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу», оказались не понятными.

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потеря зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило, согласно официальным данным, около ста тысяч человек, из которых погибло от 459 до 6 тысяч (неофициальные данные демонстрируют другие картины - до 3 млн пострадавших, до 100 тысяч летальных случаев).

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Дата/время : 1958-1961 года

Первичные жертвы : не менее 1,96 млрд воробьев, о человеческих жертвах неизвестно

Вторичные жертвы : от 10 до 30 млн китайцев, погибших от голода в 1960-1961 годах

В рамках экономической политики «Большого скачка», в Китае под руководством коммунистической партии и Мао Цзэдуна проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Дата/время : 06.07.1988

Первичные жертвы : 167 человек из персонала платформы

Вторичные жертвы : неизвестно

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Дата/время : 1960 - наши дни

Первичные жертвы : неизвестно

Вторичные жертвы : неизвестно

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Дата/время : 20.04.2010

Первичные жертвы : 11 человек из персонала платформы, 2 ликвидатора аварии

Вторичные жертвы : 17 человек из персонала платформы

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю.

Извержение вулкана Мон-Пеле

Дата/время : 8.05.1902

Первичные жертвы : от 28 до 40 тысяч человек

Вторичные жертвы : доподлинно не установлено

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни не менее 28 тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Дата/время : 02.05.2008

Первичные жертвы : до 90 тысяч человек

Вторичные жертвы : не менее 1,5 млн пострадавших, 56 тысяч пропавших без вести

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.

Экологические катастрофы имеют свою специфику - во время них может не погибнуть ни одного человека, но при этом будет нанесён очень значительный урон окружающей среде. В наше время виновником экологических катастроф является в основном человек. Рост промышленного и сельскохозяйственного производств приносит не только материальные блага, но и медленно убивает нашу среду обитания. Поэтому в людской памяти надолго запечатлеваются самые большие экологические катастрофы в мире.

1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»

Плававший под багамским флагом однокорпусный танкер «Престиж» был построен на японской верфи Hitachi для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года проходя через Бискайский залив, танкер попал возле берегов Галисии в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стало вытекать около тысячи тонн мазута в сутки.
Испанские береговые службы не позволили грязному судну зайти в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отбуксировали в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на дно на глубину порядка 3700 м. Поскольку устранить поломку и откачать нефтепродукты было невозможно, то в океан попало свыше 70 000 кубометров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный ущерб.
Для Европы этот случай стал самым катастрофическим разливом нефти за всю историю. Ущерб от него оценили в 4 млрд евро, над ликвидацией его последствий трудились 300 000 волонтёров.

2. Крушение танкера «Эксон Валдез»

23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой.
Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.


На протяжении истории человечества сильнейшие землетрясения не раз наносили людям колоссальный урон и были причиной огромного числа жертв среди населе...

3. Чернобыльская катастрофа

О крупнейшей в истории человечества аварии на АЭС, произошедшей в Чернобыле, наверное, слышал каждый. Её последствия видны и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду были выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга - подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, их жизни унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах.
В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рожали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.


Изредка в океане возникают волны цунами. Они очень коварны - в открытом океане совсем незаметны, но стоит им приблизиться к береговому шельфу, г...

4. Авария на АЭС Фукусима-1

Катастрофа произошла 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить тысячи местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому его владельцы решили продать завод летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считаные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.

6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет.
Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.

7. Исчезновение Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.


В настоящее время в России действуют 13 гидроэлектростанций, чья мощность превышает 1000 МВт, а также свыше сотни менее мощных ГЭС. Наш рейтинг состав...

8. Авария на химзаводе в Фликсборо

В британском городе Фликсборо находился завод «Нипро», который производил аммиачную селитру, а на его территории хранились 4000 т капролактама, 3000 т циклогексанона, 2500 т фенола, 2000 т циклогексана и ещё много других химпрепаратов. Но различные технологические ёмкости и шаровые резервуары имели недостаточную заполненность, из-за чего возрастала опасность взрыва. Кроме того, под высоким давлением и при высокой температуре в заводских реакторах находились различные легковоспламеняемые материалы.
Администрация стремилась повысить производительность завода, но это снижало эффективность средств пожаротушения. Инженеров компании часто заставляли закрывать глаза на отступления от технологического регламента, пренебрегать нормами безопасности - картина знакомая. Наконец, 1 июня 1974 года завод содрогнулся от мощного взрыва. Мгновенно производственные помещения были объяты пламенем, а ударная волна от взрыва пронеслась по окружающим населённым пунктам, разбивая вдребезги окна, срывая с домов крыши и калеча людей. Тогда погибло 55 человек. Мощность взрыва оценили в 45 т в тротиловом эквиваленте. Но хуже всего, что взрыв сопровождался возникновением большого облака токсичных паров, из-за чего властям пришлось срочно эвакуировать жителей некоторых соседних населённых пунктов.
Ущерб от этой техногенной катастрофы оценили в 36 млн фунтов - это было самое дорогое для британской промышленности чрезвычайное происшествие.

9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.


Тюрьма является жутким местом, куда определяют осуждённых судом преступников, а иногда и невиновных людей. Ни одна страна не может обойтись без тюрем,...

10. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывалось огромное количество нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно - эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на наш канал в

11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами произошла крупная радиационная авария максимального, 7-го уровня по Международной шкале ядерных событий на АЭС «Фукусима-1». Финансовый ущерб, включая затраты на ликвидацию последствий, затраты на дезактивацию и компенсации, оценивается в 100 миллиардов долларов. Поскольку работы по устранению последствий займут годы, сумма увеличится.

Техногенная катастрофа (англ. Industrial disaster) - крупная авария на техногенном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.

Одной из особенностей техногенных катастроф является их случайность (этим они отличаются от терактов). Обычно техногенные противопоставляются природным катастрофам. Однако, подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.

Ежегодно в мире происходят десятки техногенных катастроф разного масштаба. В этом выпуске вы найдете перечень крупнейших катастроф, произошедших с начала века.

2000 год

«Петробрайс» - бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающей платформе в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3180 тонн). Для сравнения: летом 2013 года около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.

Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

Компания «Петробрайс» выплатила 56 млн долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.

2001 год

21 сентября 2001 года во французском городе Тулуза на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.

Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых - более 3000, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба - 3 млрд евро.

2002 год

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попало 63 000 тонн мазута.

Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млрд долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

2004 год

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.

Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории - временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция - 318 млн долларов.

2007 год

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало еще четыре, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти все руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

2009 год

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на , расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.

Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7,3 миллиарда рублей, включая ущерб, причиненный экологии.

2010 год

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла . На заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами - так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.

Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

2011 год

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила четыре из шести реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккерелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, которые составили тогда 5,2 млн терабеккерелей.

Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.

Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

2012 год

28 февраля 2012 года на химическом предприятии в китайской провинции Хэбэй произошел взрыв, унесший жизни 25 человек. Взрыв прогремел в цехе по производству нитрогуанидина (его используют в качестве ракетного топлива) на химзаводе компании «Хэбэй Кээр» в городе Шицзячжуан.

Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения, а сам городок стал похож на зону военных действий или на съемочную площадку очередного фильма про Терминатора.

2015 год

12 августа 2015 года в результате нарушения техники безопасности при хранении взрывчатых веществ в китайском порту прогремели два взрыва огромной силы, которые привели к большому количеству жертв, сотням разрушенных домов и тысячам уничтоженных автомобилей.

Самой крупной в истории стала авария на химическом заводе фирмы «ЮнионКарбайд» (США) в г. Бхопале (Индия) в декабре 1984 . На заводе производился инсектицид «Севин» и пестицид «Телеик». При аварии произошел выброс 43 тонн метилизоцианата и продуктов его неполного термического разложения. Зона заражения продуктами выброса составила в глубину 5 км, в ширину боле 2 км. В результате погибло 3150 чел., стали полными инвалидами около 20 тыс. чел., страдают от последствия отравления более 200 тыс. чел.

В 1974 г. на заводе по производству капролактана в г. Флисборо (Великобритания) в результате разрыва трубопровода в атмосферу было выброшено 40 тонн циклогексана , который испарившись, образовал облако 200 м в диаметре, переносившееся ветром со скоростью 7 м/с. Через 45 с облако, встретившись с источником пламени, взорвалось. По мощности взрыв был эквивалентен заряду 50 т тротила. На площади 4,5 квадратных километра возник сплошной пожар. Завод был практически уничтожен, было убито 29 и ранено 36 человек. За пределами завода 53 чел. получили серьезные ранения и сотни человек легкие. Значительный ущерб понесли около 2000 зданий.

В 1976 г в г. Севезо (Италия) в результате разрушения на химическом заводе одного из аппаратов, в котором осуществлялся синтез трихлорфенола , в атмосферу было выброшено облако, которое кроме основного продукта синтеза содержало около. 4 кг диоксина . Облако распространилось на площади около 18 кв.км. В результате было поражено несколько сотен человек, погибло много с/х животных. Пришлось эвакуировать население. Дегазация местности продолжалась 8 лет.

Химическая авария, которая, по утверждению специалистов, не имеет аналогов в мировой практике по масштабам выброса аварийно химически опасных веществ, произошла 20 марта 1989 г. на производственном объединении «Азот» в городе Ионова (Литва, СССР). Предприятие выпускало органические смолы, метанол, аммиак и минеральные удобрения. В год производилось свыше 500 тыс. т аммиака. Все заказы аммиака хранились в резервуаре с ёмкостью 10 тыс. т и ещё в двух резервуарах по 400 т, представляющих собой изотермические (обеспечивающие постоянную температуру) хранилища. Температура сжиженного аммиака в хранилище составляла -34 0 С. Химическая авария случилась в изотермическом хранилище и сопровождалась мгновенным выбросом в окружающую среду 7 тыс. т сжиженного аммиака . В результате аварии произошло разрушение железобетонного резервуара со сжиженным аммиаком. Он беспрепятственно разлился по территории завода, образовав озеро ядовитой жидкости с поверхностью испарения около 10000 м 2 . В условиях непредвиденного характера развития аварии, сопровождавшейся образованием крупноплощадного источника химического заражения, создалась сложная и опасная химическая обстановка на самом объекте и прилегающей к нему территории. Площадь зоны заражения, где реально была угроза поражения людей, достигла в определённые периоды развития аварии несколько сот квадратных километров. Только принятие оперативных и эффективных мер на всех уровнях позволило избежать крупных жертв, но, тем не менее, в результате аварии погибло 7 человек, 57 человек получили поражения различной степени тяжести.


Система классификации и маркировки химических веществ (СГС, англ. GHS ) - это система классификации и маркировки химических веществ и смесей, созданная ООН с целью приведения к единому стандарту критериев оценки опасности веществ, используемых в разных странах, а также систем маркировки и сообщений об опасности. Первая версия данной системы была опубликована в 2003 году, с тех пор обновление происходит каждые 2 года. В 2011 году была принята четвёртая пересмотренная редакция СГС.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...