Езда по встречной полосе статья. Выезд на полосу встречного движения — какое наказание ждет? За что наказание не предполагает изъятие прав

» мы рассмотрели ситуации, допускающие и запрещающие выезд на встречную полосу. Но остался немаловажный вопрос: Что является выездом на встречную полосу? Определения этому термину в нет, однако наказание за это есть, причем достаточно строгое по части 4 статьи 12.15 с ответственностью в виде лишения права управления. Разберемся и постараемся вывести определение, что же является «Выездом на полосу».

Рассмотрим некоторые спорные ситуации, к которым можно применить выезд на встречную полосу.

  • Движение через встречную полосу при манёвре.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосе.
  • Движение по линии разметки.
  • Пересечение разметки задним колесом при манёвре.
  • Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей.

Давайте немного отойдем от встречной полосы и разберемся, что же означает понятие «Выезд на полосу движения». Правила дорожного движения нам дают только одно определение:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть, выезд на полосу это расположение транспортного средства в полосе для продолжения движения по этой полосе. Но часто транспортное средство оказывается на встречной полосе при маневрировании — при этом выезд на нее не осуществляется. Транспортное средство полосу пересекает для осуществления маневра и для движения полоса не используется, соответственно и выезда на эту полосу нет.

Движение через встречную полосу при манёвре

Многим знакомая ситуация, у всех на слуху фраза «Разворот через двойную сплошную» или «Поворот через двойную сплошную».

Отметим, что количество сплошных линий не важно. Если сплошная разметка разделяет транспортные потоки, то пересечение любой из них запрещено. В данной ситуации фразы говорят сами за себя, т.е. осуществляется манёвр, с пересечением сплошной линии разметки — это нарушение требований разметки.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Движение одновременно по встречной и попутной полосе

В этой ситуации очевидно встречная полоса используется для движения, пусть даже и частично, но тем не менее, выезд на встречную полосу осуществлен, и осуществлен он в нарушение требований разметки. За это нарушение ответственность по части 4 статьи 12.15 и в виде лишения права управления от 4 до 6 месяцев.

Движение по линии разметки

В этом случае выезд на встречную полосу может увидеть только сотрудник ДПС. Однако линия разметки встречной полосой не является. Выездом на встречную полосу может быть только пересечение этой линии. Движение по линии разметки — это нарушение п.9.7 ПДД. Ответственность по части 1 статьи 12.15 в виде штрафа 500 рублей.

Пересечение разметки задним колесом при маневре

Эта ситуация аналогична ситуации рассмотренной в первом примере. Сплошную разметку пересекать запрещается всегда.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей

Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей

Это самая неоднозначная ситуация. Определяет ее п.8.6 ПДД:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Кроме того, что в ПДД отсутствует , в этом пункте еще есть понятие «оказалось». Но ответственность в части 4 статьи 12.15 предусмотрена за выезд на встречную полосу.

Так как задача нашего материала выяснить есть ли выезд на встречную полосу, рассмотрим эти противоречия с двух ракурсов, выезд есть и выезда нет.

Выезд на встречную полосу есть:

  • Транспортное средство при повороте оказалось на встречной полосе, в нарушение п.8.6 ПДД, соответственно, осуществлен выезд на эту полосу. п.8.6 ПДД не предполагает завершения маневра, а именно при совершении поворота транспортное средство не должно оказаться на встречной полосе дороги, на которую осуществляется поворот.
  • Постановление пленума верховного суда российской федерации № 18 г. Москва 24 октября 2006 г. разъясняет, что нарушение п.8.6 ПДД подлежит квалификации по части 4 статьи 12.15.

Выезда на встречную полосу нет:

  • Транспортное средство осуществляет поворот, выезд происходит на попутную полосу с пересечением встречной полосы. Не смотря на то, что часть транспортного средства оказывается на встречной полосе, выезда при маневрировании на встречную полосу быть не может. Но остается нарушение п.8.6 ПДД, однако нарушение правил маневрирования не может наказываться по статье за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги. При осуществлении, какого либо маневра транспортное средство изменяет расположение на проезжей части, как например, при развороте, расположение транспортного средства поперек дороги можно так же посчитать нарушением. К счастью до этого пока не дошло.

Постановление пленума ВС РФ содержит достаточное количество «ляпов». Некоторые из них мы уже рассмотрели в других материалах нашего журнала. К сожалению, подобные разъяснения вызывают еще больше вопросов. А когда эти разъяснения противоречат действующему законодательству ответы на вопросы искать еще сложнее. Возможно, Правила дорожного движения для Верховного суда не настолько важный документ, что бы хотя бы попытаться в нем разобраться. Три редакции разъяснений на один и тот же текст Правил дорожного движения это подтверждает.

Выскакивание на «встречку» – опасный для жизни маневр, особенно если водитель совершает его там, где правилами объезд, мешающих движению объектов или обгон строго запрещены. За подобное правонарушение инспектор может не только выписать штраф управляющему транспортным средством, но и лишить его водительского удостоверения.

Штрафы за выезд на встречную полосу

Рассмотрим случаи, когда подобный маневр будет однозначно расценен инспектором ГИБДД, как жесткое нарушение ПДД, в результате которого водитель понесет крупные денежные потери, или вовсе станется без водительского удостоверения.

Перестроение без разрешающего сигнала на специальную полосу

Перестроение на часть дороги, предназначенную для реверсивного движения сотрудниками ГИБДД, приравнивается к движению по «встречке» и приводит к лишению права управлять автомобилем (максимум 6 месяцем, минимум – 4) либо денежное наказание (5000 рублей ). Повторный заезд на полосу, предназначенную для реверсивного движения при отсутствии разрешающего сигнала светофора, отнимет права на 12 месяцев. Перестраиваясь при неработающем специальном светофоре на реверсивную полосу, водители забывают, что с противоположной стороны сигнал может гореть.

Примечание. Полоса, на которой в зависимости от условий на дороге регулируется движение, называется реверсивной. Ее опознавательными элементами являются светофор и двойная прерывистая линия. Въезжать на нее разрешается только в том случае, если горит зеленая стрелка на светофоре. Если оба знака горят или он не работает въезжать нельзя.

Водитель, перестроившийся на «встречку» через разделительную полосу, понесет убытки в размере 5000 рублей . За подобный маневр инспектор также вправе лишить его водительского удостоверения на полгода (минимум – 4 месяца). При повторном игнорировании правил права заберут на 12 месяцев. Если же маневр был записан на специальное техническое устройство в автоматическом режиме, лишения прав можно избежать, потребуется только оплатить штраф, который придет по почте.

Примечание. Разделительной полосой именуется элемент дороги, выделенный разметкой либо специальными конструкциями и предназначенный для разграничения смежных проезжих частей.

В случае если автолюбитель совершал маневр для объезда объекта, мешающего движению, штраф составит от 1000 рублей до 1500 .

Трамвайные пути

Водителю, совершившему выезд на пути, предназначенные для трамваев, грозит денежное наказание в том же размере, что и за разделительную полосу, или даже лишение прав до полугода. На 12 месяцев изымут водительские права в случае, если водитель вновь решил прокатиться по путям.

Примечание. Права заберут только в том случае, если инспектор ГИБДД лично видел нарушение. Если же выезд был зафиксирован камерой видеонаблюдения, водителю придется оплатить лишь штраф.

Если водитель выехал на трамвайные пути встречного направления, в связи с невозможностью продолжения движения в своей полосе из-за препятствия, инспектор выпишет штраф на сумму 1000–1500 рублей .

Неправильная трактовка нарушения инспектором ГИБДД

Сотрудники полиции могут приравнять «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» к «движению по полосе встречного движения», хотя это два совершенно разных понятия, а соответственно и наказания за них неодинаковые. В первом случае водителю «прилетит» штраф в пределах 1000–1500 рублей , второй вариант может стоить прав либо штрафа в 5000 . Если вы уверены в своей невиновности, не бойтесь доказать ее инспектору, это поможет сохранить водительское удостоверение.

Когда за выезд на «встречку» не грозит наказание

Кратковременный выезд на полосу встречного направления не всегда является нарушением ПДД и наказывается лишением водительского удостоверения. В случаях, когда ПДД не запрещают такой маневр, инспектор не имеет права оштрафовать водителя.

  • Заезд на встречную полосу не расценивается, как нарушение, если дорога на которой происходит движение неширокая, не обозначена разметкой и не оборудована знаками, запрещающими обгонять ТС. На такой дороге водителю разрешается выехать на левую полосу, например, для совершения обгона.
  • Инспектор не сможет оштрафовать водителя, выехавшего на полосу встречного движения, если тот делал это с целью объезда аварии, провала и других препятствий, мешающих езде по своей части дороги.

Важно . Пробка или тихоходное ТС, не уступающее дорогу автомобилям сзади не является препятствием на дороге. Если инспектор заметит объезд, на автолюбителя будет составлен протокол.

  • Для совершения поворота автолюбителю разрешается заехать на «встречку» на дороге с тремя полосами при условии, что на нее нанесена разметка, а знаков запрещающих не имеется.
  • Не будет считаться нарушением выезд автомобиля на встречную полосу для осуществления обгона на границе прерывистой и сплошной линии.
  • Сотрудник ГИБДД ограничится словесным предупреждением, в случае если маневр осуществлялся для того, чтобы избежать возможную аварию.

Перестроение на полосу встречного движения не всегда грозит лишением прав, а в некоторых ситуациях даже не считается нарушением. Однако стоит понимать, что выезд на «встречку» – опасный маневр и по возможности таких ситуаций следует избегать. Чтобы сохранить права и деньги инспектора рекомендуют водителям следить за изменениями в административном кодексе и соблюдать ПДД.

Время чтения: 6 минут

Административные наказания придуманы не только для того, чтобы пополнить бюджет страны. Они предназначены обезопасить дорожное движение, не зря ведь транспортное средство относят к источникам повышенной опасности. Одним из самых опасных маневров, совершаемых на дороге, является выезд на встречную полосу, а нарушение правил движения на «встречке» чревато последствиями от имущественного ущерба до причинения вреда здоровью или жизни людей. В этой статье мы рассмотрим правила совершения этого маневра, попробуем разобраться с запретами, а также ответить на вопрос, какой предусмотрен штраф за выезд на встречную полосу в 2019 году?

Что такое движение по встречной

Нормативно закрепленного определения выезда на полосу встречного движения нет, но что это такое, мы все же попытаемся определить. Для начала необходимо дать понятие полосе встречного движения.

Встречная полоса – это участок дороги, на котором автомобили движутся по противоположному направлению. Если разметка отсутствует, то это всегда половина дороги: ширина одной полосы равняется 3 метрам фактической дороги, то есть от разметки до разметки.

Если она присутствует, то «встречка» не всегда будет располагаться в 50% дороги, например, существуют дороги с тремя полосами движения. Тут уже все зависит от нанесенных разграничений.

Теперь к вопросу, что считается выездом на полосу встречного движения: таким действием признается любой маневр, в результате которого автомобиль вышел на встречную сторону дороги. И неважно, сделал ли он это всем корпусом или только одним колесом, так как последствия в любом случае могут быть тяжелыми. Именно таковы разъяснения ГИБДД о выезде на встречную полосу.

Правилами предусмотрены даже случаи, когда водитель должен уступить дорогу встречному автомобилю. Какие знаки означают, что вы должны уступить дорогу, если движется встречный автомобиль? Если такой разъезд затруднен, знаки «Крутой спуск» и «Преимущество встречного движения» вменяют в обязанность водителю пропустить встречный автомобиль.

Когда запрещен выезд

Запрет на выезд имеет место в следующих случаях:

  • На дороге 4 полосы и более. В таком случае выезд разрешается только на перекрестках, для совершения разворота или поворота, если нет других запрещающих знаков.
  • Трёхполосная дорога, на которой средняя предназначена для движения в параллельных направлениях. Выезжать для совершения маневра можно только на среднюю полосу, на крайнюю левую это категорически запрещается.
  • Трамвайные пути, на которых движение осуществляется по встречному направлению. Выезд разрешен только на попутные, когда все полосы вашей стороны заняты, или для совершения маневра. Стоит отметить, что трамвайные пути должны располагаться на одном уровне с дорогой и не быть отделены от нее сплошной линией.
  • Объезд транспортных средств, которые стоят перед железнодорожным переездом. Обгон можно делать не менее чем за сто метров до переезда.
  • На перекрестках. В этом случае запрет распространяется на регулируемые и нерегулируемые перекрестки (во втором случае, если водитель движется не по главной дороге).
  • Пешеходный переход. Тут выезд на полосу встречного движения запрещается.
  • На сложных поворотах, в конце подъема.
  • Если на дороге присутствует запрещающая разметка, за выезд водитель будет нести административную ответственность. В местах, где установлен знак «Обгон запрещен», также нельзя выходить на «встречку».
  • Объезд препятствия с пересечением сплошной линии разметки. Это действие должно совершаться с правой стороны, и только если оно невозможно, разрешается выход на «встречку».
  • Наезд на сплошную полосу также будет расцениваться как выезд на встречную. Пересечение сплошной линии одним колесом также является правонарушением.
  • Разобравшись с запретами, рассмотрим, чем же грозит выезд на встречную полосу.

    Ответственность водителя

    Ответственность за выезд на полосу встречного движения до вступления в действие последних изменений в ПДД представляла собой лишение водительского удостоверения.

    В связи с последним ужесточением ответственности за нарушения Правил статья, регулирующая ответственность за выезд на полосу встречного движения, претерпела изменения в части, касающейся наказания за это правонарушение.

    Так как квалификация действий водителя происходит по нескольким, а не по одной статье КоАП, наказание с 1 января 2016 предусматривает лишение прав или штраф, который может быть различным в зависимости от тяжести нарушения.

    Размер штрафа

    Штраф за движение по встречной полосе одностороннего движения в 2019 равняется 5000 рублей. Но санкция также предусматривает и лишение права вождения автомобиля на срок до 6 месяцев.

    Выезд на встречную полосу трамвайного движения подлежит аналогичному наказанию: 5000 руб. или лишение прав на тот же срок. Если трамвайные пути находятся за сплошной линией, в таком случае дополнительное наказание будет эквивалентно сумме до 1500 рублей.

    А вот пара примеров, которые показывают разницу размеров штрафов за езду по «встречке» в 2019 году. Полный список санкций вы можете найти в . Но давайте теперь разберем наиболее частые случаи конкретнее.

    Объезд

    При объезде препятствий через сплошную линию предусмотрено административное взыскание в размере до 1500 рублей. Такое наказание предусмотрено частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

    Довольно часты ситуации, когда на дороге с двухполосным движением, разграниченной сплошной линией, прямо на полосе движения делает остановку автобус в месте, обозначенным знаком «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Если для остановки нет специально отведенного участка, ПДД в таком случае автобус препятствием не считает.

    Как поступить в этом случае? Делать объезд автобуса по «встречке»? Интересно, что, в соответствии с Правилами, остановка в таком месте запрещена, потому что расстояние между линиями разметки не должно быть меньше 3 метров. Получается противоречие между Правилами и значением дорожного знака. Но объезд будет нарушением. В зависимости от ситуации последствия выезда на встречную полосу будут иметь диапазон от 500 рублей до лишения водительских прав.

    Заезд

    Движение на дороге должно четко соответствовать нанесенной разметке: наезд разрешается только на прерывистую линию и только при перестроении. Если водитель наехал на сплошную линию, такое нарушение ПДД наказывается штрафом в размере 5 тыс. или лишением прав на 4-6 месяцев. Заезд на встречную полосу одним колесом также будет считаться правонарушением и повлечет такие же санкции.

    Бывают ситуации, когда автовладельцы получают штрафы за выезд на «встречку» на дороге без знаков и разметки. Здесь водитель должен делать выезд на дороге с двумя полосами движения; в другом случае выход на встречную полосу без разметки и без знаков будет считаться нарушением, и за это предусмотрено максимальное наказание.

    На перекрестке

    Выезд на встречную полосу на перекрестке при повороте налево наказывается максимальными санкциями – 5000 руб. или лишение права вождения автомобиля до полугода. Для осуществления такого маневра необходимо занять крайнюю левую сторону своего движения и дождаться своей очереди. Только осуществив эти действия, можно поворачивать. Но не забывайте, что делать это нужно, строго соблюдая разметку.

    Разворот с выездом на встречную полосу имеет свои нюансы. Перекресток с одним пересечением проезжих частей позволяет делать разворот как по ближней, так и по дальней траектории, если этому не препятствует разметка. Перекресток с пересечением двух проезжих частей разрешает разворот только по дальней траектории, разворот по ближней считается правонарушением и предусматривает максимальный размер наказания.

    Обгон на перекрестке с выездом на полосу встречного движения можно осуществлять, только если движение осуществляется по главной дороге, где не имеется запрещающих знаков, и на самом перекрестке в рамках дорожной разметки. Нарушение этих условий влечет административную ответственность в виде 5000 руб. или лишения права водить автомобиль на 6 месяцев.

    Когда вопрос касается въездов (выездов) во двор или парковки, часто для того, чтобы заехать на определенную территорию, кажется неизбежным проигнорировать требования знаков и дорожной разметки. Но делать это ни в коем случае нельзя. Необходимо продолжать движение, пока не найдется место для разворота, а при выезде также двигаться в соответствии с разметкой и дорожными знаками, либо найти другой выход.

    При несоблюдении возможны столкновения, вследствие чего некоторые автомобилисты задаются вопросом: когда выезжающий со двора задел авто на «встречке», кто виноват? Ответ прост: выезжающий находился на второстепенной дороге и поэтому должен был удостовериться в безопасности совершения маневра. Виновником ДТП будет являться именно он.

    При обгоне

    Выезд на полосу встречного движения при обгоне транспортного средства, если присутствуют запрещающие знаки, наказывается денежным взысканием в размере 500 рублей. Но даже при наличии знака «Обгон запрещен» есть категория транспортных средств, которые разрешено обгонять. К ним относится тихоходный транспорт, распознать которые можно по специальному знаку. Если его нет, обгон можно делать только при условии, когда водитель точно знает характеристики движущегося перед ним ТС.

    Через сплошную

    Обгон через сплошную – одно из довольно часто встречающихся нарушений правил дорожного движения. Неудивительно, ведь не каждому хочется плестись за колонной техники, движущейся со скоростью 30 км/ч. Но за такое нарушение ПДД, как выезд на встречную полосу через одну сплошную, следует наказание – штраф 5000 рублей или лишение прав.

    Повторное нарушение

    В предыдущих разделах мы попытались ответить на вопрос, какое наказание за выезд на встречную полосу первый раз. Теперь пришло время поговорить о рецидиве правонарушения. В данном случае ответственность придется нести по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, которая предусматривает денежное взыскание в размере 5 тыс. рублей или лишение прав на срок 1 год.

    Какой срок выезд на полосу встречного движения считается повторным, устанавливает статья 4.6 КоАП РФ, в которой сказано, что этот период равняется одному году со дня исполнения наказания.

    Исключения

    Как и в любом правиле, так в этом имеются исключения.

    Крайняя необходимость при выезде на встречную полосу касается объезда препятствия, если невозможно его объехать по попутной стороне. Такое право предоставляется статьей 2.7 КоАП РФ.

    В этом случае реализуется право на свободное передвижение, предусмотренное Конституцией РФ, которое обеспечить другими путями не представляется возможным.

    Кроме того, как в описанной выше ситуации с автобусом, КоАП РФ запрещает остановку ТС в местах, где расстояние от края разметки до противоположной, на которой сделала остановку машина, менее 3 метров. Поэтому вынужденный выезд на полосу встречного движения не может быть подвергнут административному наказанию.

    Как оспорить

    Правозащиту за вменяемый в вину выезд на полосу встречного движения необходимо осуществлять в суде. Все ваши доводы для инспектора ГИБДД не имеют значения. Для отстаивания своей невиновности придется приложить достаточно много усилий.

    Если вам грозит наказание в виде лишения прав, не будет лишним обратиться к автоюристу. Самозащита своих прав требует некоторых знаний, которые вы можете почерпнуть в статье « ».

    Выезд на встречную полосу. Какие последствия: Видео

Что считается выездом на встречную полосу?

Выезд на полосу встречного движения – одно из наиболее распространенных нарушений на дороге. Возможно, по официальной статистике так складывается еще и потому, что сотрудники ГИБДД применяют эту формулировку к самому широкому кругу водительских проступков.

Для того чтобы помешать инспекторам трактовать закон на свой лад, попробуем разобраться в правилах и определениях.

Пленум Верховного суда своим постановлением от 24.10.2006 г. №18 разъяснил, каким образом должна толковаться и применяться новая редакция ст.12.15 КОАП, и привел полный перечень нарушений ПДД, которые можно трактовать как выезд на встречную полосу. К ним относятся следующие.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, выезд для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п.9.2 ПДД). Такой запрет обозначается дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная линия). Это означает, что если нет разметки, то квалифицировать выезд на встречную полосу не возможно.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, выезд на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения (п.9.3 ПДД). Это означает, что при прерывистой разметке выезжать на крайнюю левую полосу можно только для поворота или разворота.

Обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если вы движетесь не по главной дороге, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (п.11.4 ПДД). Обгон в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью также запрещен (п.11.4 ПДД). При этом следует учитывать, что на участках с ограниченной видимостью, в том числе и в конце подъема, должны устанавливаться соответствующие знаки.

«Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства (п.1.2 ПДД).

«Обгон» - опережение одного или несколько транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)(п.1.2 ПДД).

Объезд с выездом на полосу встречного движения транспортных средств, стоящих перед железнодорожным переездом (п.15.3 ПДД).

Выезд на трамвайные пути встречного направления. Двигаться по трамвайным путям в попутном направлении разрешается, если они расположены слева на одном уровне с проезжей частью, а все полосы движения заняты. Однако такой выезд допустим при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п.8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи движению трамвая (п.9.6 ПДД).

В новой редакции КОАП разграничивается ответственность за нарушения, связанные с поворотом и разворотом (штраф от 1000 до 1500 рублей, ч.3 ст.12.15 КОАП), и за обгон или движение по встречной полосе (лишение прав, ч.4 ст.12.15 КОАП). Разворот, объезд препятствия, поворот налево, выезд на трамвайные пути встречного направления нельзя квалифицировать как выезд на полосу встречного движения с последующим лишением прав – за эти нарушения ГИБДД имеет право лишь оштрафовать. Но если вы объединяете оба правонарушения (например, вначале выезжаете на трамвайные пути, а затем на полосу встречного движения), то санкции последуют в соответствии с обоими пунктами ст.12.15 КОАП (и штраф, и лишение водительских прав).

Только ч.3 ст.12.15 КоАП применяется в случае выезда для разворота на полосу встречного движения вопреки дорожным знакам или разметке. Например, если водитель движется по дороге с одной полосой для каждого направления и нарушает требования дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков 3.20 (обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» либо нарушает требования знака 3.1 «Въезд запрещен» и выезжает для поворота или разворота на участок дороги с односторонним движением. Но в случае если эти же знаки и разметка нарушаются в связи с обгоном или движением по встречной полосе, то применяется ч.4 ст.12.15 КоАП.

К сожалению согласно абз.2 п.5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004 знак «Дорога с односторонним движением» может не устанавливаться при выезде на эту дорогу с прилегающих к ней территорий, и это становится причиной невольного нарушения, когда водитель просто не знает, что едет по встречной полосе. Однако для ГИБДД это все равно может стать основанием для составления протокола по ч.4 ст.12.15 КоАП.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ ч.3 и 4 ст.12.15 КоАП также считаются «специальными» по отношению к ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КОАП, и это означает, что сотрудники ГИБДД не имеют права вместе с протоколами по этим пунктам составлять еще и протокол о нарушении разметки.

» мы рассмотрели ситуации, допускающие и запрещающие выезд на встречную полосу. Но остался немаловажный вопрос: Что является выездом на встречную полосу? Определения этому термину в нет, однако наказание за это есть, причем достаточно строгое по части 4 статьи 12.15 с ответственностью в виде лишения права управления. Разберемся и постараемся вывести определение, что же является «Выездом на полосу».

Рассмотрим некоторые спорные ситуации, к которым можно применить выезд на встречную полосу.

  • Движение через встречную полосу при манёвре.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосе.
  • Движение по линии разметки.
  • Пересечение разметки задним колесом при манёвре.
  • Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей.

Давайте немного отойдем от встречной полосы и разберемся, что же означает понятие «Выезд на полосу движения». Правила дорожного движения нам дают только одно определение:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть, выезд на полосу это расположение транспортного средства в полосе для продолжения движения по этой полосе. Но часто транспортное средство оказывается на встречной полосе при маневрировании — при этом выезд на нее не осуществляется. Транспортное средство полосу пересекает для осуществления маневра и для движения полоса не используется, соответственно и выезда на эту полосу нет.

Движение через встречную полосу при манёвре

Многим знакомая ситуация, у всех на слуху фраза «Разворот через двойную сплошную» или «Поворот через двойную сплошную».

Отметим, что количество сплошных линий не важно. Если сплошная разметка разделяет транспортные потоки, то пересечение любой из них запрещено. В данной ситуации фразы говорят сами за себя, т.е. осуществляется манёвр, с пересечением сплошной линии разметки — это нарушение требований разметки.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Движение одновременно по встречной и попутной полосе

В этой ситуации очевидно встречная полоса используется для движения, пусть даже и частично, но тем не менее, выезд на встречную полосу осуществлен, и осуществлен он в нарушение требований разметки. За это нарушение ответственность по части 4 статьи 12.15 и в виде лишения права управления от 4 до 6 месяцев.

Движение по линии разметки

В этом случае выезд на встречную полосу может увидеть только сотрудник ДПС. Однако линия разметки встречной полосой не является. Выездом на встречную полосу может быть только пересечение этой линии. Движение по линии разметки — это нарушение п.9.7 ПДД. Ответственность по части 1 статьи 12.15 в виде штрафа 500 рублей.

Пересечение разметки задним колесом при маневре

Эта ситуация аналогична ситуации рассмотренной в первом примере. Сплошную разметку пересекать запрещается всегда.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей

Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей

Это самая неоднозначная ситуация. Определяет ее п.8.6 ПДД:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Кроме того, что в ПДД отсутствует , в этом пункте еще есть понятие «оказалось». Но ответственность в части 4 статьи 12.15 предусмотрена за выезд на встречную полосу.

Так как задача нашего материала выяснить есть ли выезд на встречную полосу, рассмотрим эти противоречия с двух ракурсов, выезд есть и выезда нет.

Выезд на встречную полосу есть:

  • Транспортное средство при повороте оказалось на встречной полосе, в нарушение п.8.6 ПДД, соответственно, осуществлен выезд на эту полосу. п.8.6 ПДД не предполагает завершения маневра, а именно при совершении поворота транспортное средство не должно оказаться на встречной полосе дороги, на которую осуществляется поворот.
  • Постановление пленума верховного суда российской федерации № 18 г. Москва 24 октября 2006 г. разъясняет, что нарушение п.8.6 ПДД подлежит квалификации по части 4 статьи 12.15.

Выезда на встречную полосу нет:

  • Транспортное средство осуществляет поворот, выезд происходит на попутную полосу с пересечением встречной полосы. Не смотря на то, что часть транспортного средства оказывается на встречной полосе, выезда при маневрировании на встречную полосу быть не может. Но остается нарушение п.8.6 ПДД, однако нарушение правил маневрирования не может наказываться по статье за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги. При осуществлении, какого либо маневра транспортное средство изменяет расположение на проезжей части, как например, при развороте, расположение транспортного средства поперек дороги можно так же посчитать нарушением. К счастью до этого пока не дошло.

Постановление пленума ВС РФ содержит достаточное количество «ляпов». Некоторые из них мы уже рассмотрели в других материалах нашего журнала. К сожалению, подобные разъяснения вызывают еще больше вопросов. А когда эти разъяснения противоречат действующему законодательству ответы на вопросы искать еще сложнее. Возможно, Правила дорожного движения для Верховного суда не настолько важный документ, что бы хотя бы попытаться в нем разобраться. Три редакции разъяснений на один и тот же текст Правил дорожного движения это подтверждает.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...