Английские поэты. Английские поэты: от раннего Средневековья до наших дней, особенности их творчества

Английская поэзия зародилась на рубеже 12-13 веков, она неразрывно связана с именами таких творцов литературного искусства, как Джеффри Чосер, Роберт Бернс, Джон Китс и, конечно же, Уильям Шекспир. Первым произведением подобного в Англии по праву считается поэма «Беовульф», названная в честь ее главного героя - храброго юноши, защищавшего свою страну от опустошительных набегов дракона. Поэма была написана в начале 13 века и представляет собой прекрасно сохранившийся образец древней англо-саксонской литературы. Более 10% текста (размер которого, кстати, составляет 3182 строк) написано именно на староанглийском языке.

Английские поэты - это деятели литературы, писавшие произведения на независимо от своей национальной принадлежности, веры и места проживания. В российских школах и высших учебных заведениях изучают лишь краткий курс английской поэзии. Русские школьники отлично знают, кто такой Уильям Шекспир, но вряд ли им знакомы имена Джозефа Аддисона, Мэтью Арнольда, Роберта Браунинга.

Основателем английской литературы в целом считается автор «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосер, живший в 14 веке. Его главное произведение, написанное на среднеанглийском языке, так и осталось незавершенным. «Кентерберийские рассказы» представляют собой сборник новелл, написанных в стихотворной и прозаической форме (всего 22). Все повествование ведется от имени паломников, направляющихся в Кентербери на поклонение мощам мученика Томаса Беккета (в русских переводах святой обычно фигурирует как Фома Кентерберийский).

Средневековые авторы узнаваемы по стилю изложения своих произведений во всем мире. Так, слог знаменитого Шекспира нельзя перепутать со слогом других авторов, несмотря на многочисленные переводы его произведений на иностранные языки. Многие проблемы, поднимаемые Уильямом Шекспиром, жившим в 16 веке, в его трагедиях и комедиях, и сегодня остаются актуальны. По поэмам Шекспира поставлено огромное количество спектаклей и снято множество фильмов во многих странах, что свидетельствует о признании автора во всем мире.

Многим российским читателям известно имя Этот английский поэт-романтик прославился под именем лорда Байрона. Произведения Байрона известны россиянам благодаря их многочисленным переводам Наиболее известными литературными шедеврами лорда Байрона считаются «Корсар», «Каин», «Лара».

Многие английские поэты16-19 веков писали свои произведения в ключе романтизма. К примеру, ушедший из жизни в 1821 году, привнес в поэзию страны немалое количество романтических новшеств. Его произведения наполнены изящным литературным описанием всех радостей жизни, красоты окружающего мира. Самыми известными работами Китса считаются «Ода греческой вазе» и «Эндемион».

Среди творцов литературного искусства особое место занимают английские поэты - женщины: Элизабет Браунинг, Джин Инджелоу, Сара Кольридж, Эмили Бронте. Последняя, кстати, наиболее известна российскому почитателю зарубежного поэтического искусства как автор «Грозового перевала» и многих произведений, написанных в стихотворной форме.

Отходят от романтического стиля, их произведения в основном пишутся в духе натурализма. В нашей стране наиболее известны такие английские поэты 20 века, как Гарри Грэм, автор «Поэтической экономии», Кит Райт, автор «Попугая сержанта Смита» и другие. Их творческие изыскания оставили след не только на страницах печатных изданий и электронных книг, но и в душах многих почитателей их таланта. Современные английские поэты и их предшественники, несомненно, оставили богатое культурное наследие будущим поколениям как граждан своей страны, так и иностранцев.

Зарождение английской поэзии относят к ХІІ-ХІІІ веку и ассоциируется с такими авторами этого литературного жанра как Джон Китс, Джеффри Чосер, Роберт Бернс и всем известный Уильям Шекспир. Не без оснований поэма Боевульф считается первым поэтическим произведением на территории Англии. Она названа именем главного героя, которым был храбрый молодой человек. Он защищал свою страну от дракона, который опустошал его земли. Написание этой поэмы датируется началом ХІІІ века. Десятая часть всего произведения написана на староанглийском языке и является отлично сохранившимся образом англо-саксонской литературы. Английские поэты – это поэты, которые писали все свои сочинения на английском языке, не смотря на свою национальность и места жительства.

Английские поэты ХIІ века

Джефри Чосер и его поэма «Кентерберийские рассказы» считается основателем всей английской литературы, который родился в 1340 году. Поэма «Кентерберийские рассказы» на самом деле сборник, в котором встречаются рассказы, написанные не только в стихотворной форме, но и прозой. Всех их написано двадцать две штуки.

Авторы средневековья узнаваемы по всему миру благодаря своему своеобразному стилю изложения. К примеру, рифмованные строки Шекспира очень тяжело перепутать с рифмами других авторов, даже после многочисленных переводов на многие языки. Большинство проблем, которые были затронуты Шекспиром еще в шестнадцатом веке остались актуальны и на сегодняшний день. Большое количество снятых фильмов и поставленных спектаклей по его произведениях говорит о том, что Шекспир, как поэт, признан во всем мире.

Английские поэты ХVIII века

В девятнадцатом веке в России было очень популярно делать литературные переводы зарубежных поэтов. И английские поэты со своим творчеством не стали исключением. Одним из самых известных поэтов-романтиков того времени был Джордж Байрон более известный как лорд Байрон. Шедеврами жанра считаются такие произведения как: Каин, Лара и Корсар.

Почти одновременно с Байроном вступает в литературу другой выдающийся представитель революционного романтизма в Англии, великий английский поэт Шелли. Действительно, в лице Шелли английский народ нашел замечательного поэта-мыслителя и борца, который сумел разглядеть в современности едва заметные ростки будущего и создать лучезарные картины возрожденного человечества, когда исчезнет частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley) родился 4 августа 1792 г. В это время Европа была потрясена революционными событиями во Франции, а в Англии совершался промышленный переворот, в корне изменивший общественно-экономический облик страны. Социальная среда, к которой принадлежал по рождению Шелли, была далека от передовых устремлений эпохи, и не ей обязан великий английский поэт своим революционным вдохновением.

Шелли происходил из состоятельной дворянской семьи, поселившейся в графстве Суссекс, в Фильд-Плейсе, близ Хоршема. Ни дед поэта, баронет Биши Шелли, ни его отец, Тимоти Шелли, никогда не принимали активного участия в политической жизни страны; это были недалекие, законопослушные люди, твердо придерживавшиеся стародавних устоев. Свои голоса в палате общин они неизменно отдавали партии вигов и свято верили в незыблемость существующего порядка вещей.

По свидетельству большинства друзей и биографов Шелли, будущий поэт был одинок в семье, с которой впоследствии порвал окончательно. Уже в юности зародилась у него неприязнь к надменным невеждам, составляющим привилегированную верхушку Англии. Эта неприязнь с годами перешла в глубокий социальный конфликт. Поэт рано столкнулся с несправедливостью и тупоумием английских законов о наследстве и первородстве уродующих человеческие отношения. Он с негодованием наблюдал, как его родной отец нетерпеливо ожидал смерти его деда, чтобы вступить во владение наследством и получить синекуру в парламенте.

Частный пансион, а затем аристократическая школа в Итоне дополнили новой страницей жизненный опыт юного Шелли. Это были тяжелые годы. В школе Шелли подвергался жестокой травле: ни учителя, ни ученики не могли простить ему независимого образа мыслей. «Образование в Итоне отличалось схоластическим характером; внимание начальства и наставников было направлено на то, чтобы помешать проникновению в школу подлинной науки. Но, вопреки запретам, Шелли увлекается естествознанием, физикой, химией, обнаруживая широкий философский интерес к жизни, так ярко окрасивший впоследствии всю его поэзию. В школьные годы Шелли начинает задумыватьсянад причинами социальных зол, в нем зарождается чувство протеста, мечта о справедливой жизни и желание всеми силами служить этой светлой мечте.

В Итоне Шелли знакомится с трактатом Годвина «Политическая справедливость», а немного спустя и с автором его. Годвин надолго становится одним из главных учителей молодого Шелли, утверждавшего, что изучение «Политической справедливости» «открыло его разуму новый и более широкий взгляд на мир». В эти же годы Шелли знакомится с известным произведением Томаса Пэйна «Права человека», оказавшим также большое влияние на будущего поэта. Чтение Годвина, Пэйна, а также французских просветителей, в первую очередь Руссо, способство­вало формированию демократических взглядов юного Шелли.

Ко времени пребывания в Итоне относится и начало его литературной деятельности. В Итоне он написал большую часть своего первого романа «Застроцци» (Zastrozzi, 1810) и начал роман «Сент-Ирвин, или Розенкрейцер» (St Irvyne, or the Rosicrucian), законченный в 1811 г. Эти первые опыты Шелли в области прозы несут на себе отпечаток незрелости и несамостоятельности. Они написаны под сильнейшим воздействием модного в то время в Англии «готического» романа А. Радклиф и М. Льюиса, а также романа Годвина «Сент-Леон».

В Итоне Шелли пробует свои силы и в области лирики. Его первый сборник стихов, включавший также стихи сестры поэта, был выпущен анонимно в 1810 г. под названием «Подлинные стихотворения Виктора и Казиры» (Original Poetry. By Victor and Cazire). Сборник был изъят из продажи самим Шелли, признавшим его незрелость. Однако уже в нем встречаются стихотворения, позволяющие предугадать дальнейшее направление поэзии Шелли. Он клеймит тиранию и воспевает свободу; его волнует тяжелое положение народа. Такова, например, «Песнь ирландцев» (1809), где Шелли воспевает отважных борцов, павших за независимость Ирландии, тени которых призывают народ к мщению

Ирландия, бессмертен подвиг твой!

Бесчисленны страдания народа,

Ирландия, мечом верни свободу!

Увы, твои отважные солдаты

В сырой земле, могильным сном объяты,

Но даже тени их врагов пугают,

И к мщению сограждан призывают.

(Перевод К. Б.).

В 1810 г. Шелли поступил в Оксфордский университет. Что представляли собой английские университеты в первой половине XIX века, видно из характеристики, которую дает им Энгельс в «Письмах из Лондона». «Всему свету известно жалкое крохоборство английских университетов»,-писал он в 1843 г. Университет служил главным образом, питомником духовенства. Образование покоилось на религиозной основе, кафедры занимали узколобые педанты; разгул, пирушки, аристократическое ничегонеделание характеризовали стиль жизни студенческой «золотой молодежи».

В поисках ответов на волнующие вопросы бытия: о происхождении мироздания, о смысле и назначении человеческой жизни, о границах и возможностях познания - Шелли должен был развиваться совершенно самостоятельно, вступаяв конфликт с официальной университетской «наукой».

В эти годы определяется демократическая ориентация Шелли. В одном из писем к Хоггу, в конце 1810 г., Шелли пишет: «Люди равны, и я убежден, что равенство будет достигнуто при более высоком и совершенном состоянии общества... Долой фанатизм! Долой нетерпимость! Этому делу твой верный друг отдаст все свои силы, все свои небольшие средства».

В университетские годы складывается и нравственный, необычайно светлый, облик поэта, которого все, знавшие его лично, характеризуют как человека неподкупного, отзывчивого, целиком посвятившего свою жизнь заботам о страждущих и угнетенных. В сборнике стихотворений «Посмертные фрагменты Маргарет Николсон» (Posthumous Fragments of Margaret Nicholson, 1810), написанных и опубликованных в оксфордский период, а также в других стихотворениях этого времени преобла­дают тираноборческие, политические мотивы.

Для оксфордского периода характерно стихотворение «К смерти», в котором юный Шелли бросает вызов тиранам, проливающим кровь народов, истребляющим целые поколения. Стихотворение завершается провиденьем будущего освобождения человечества, которое

Скоро сбросит цепи рабства:

Перестанет литься кровь,

И помирит в светлом братстве

Нас Свобода и Любовь.

Короли! ничто не вечно

Кроме пламенной любви,

Ваша власть не бесконечна,

Как все люди, смертны вы.

(Перевод К. В.).

Все это делает Шелли личностью, нетерпимой для Оксфордского университета. Когда же университетское начальство узнало, что Шелли - автор крамольной брошюры «Необходимость атеизма» (The Necessity of Atheism, 1811), он был незамедлительно исключен из университета, а вместе с ним и его товарищ Хогг, пытавшийся заступиться за Шелли. Отказалась от Шелли и его семья, и его невеста. Никто не желал компрометировать себя связью с бунтовщиком и вероотступником.

Так началась самостоятельная жизнь. Поэту было 19 лет, когда он оказался выброшенным из круга, к которому принадлежал по рождению. Он мог теперь отдаться деятельности более всего привлекавшей его борьбе с тем, что калечит человека и превращает его в жалкого раба.

Впоследствии Шелли писал Байрону: «Я не могу жаловаться на старых педантов за то, что они помогли мне выйти из университета скорее, чем я хотел. Останься я там еще на несколько лет, они задушили бы во мне всякую любовь к образованию, всякое желание уйти из стада скотов, подобных им».

Направление политической, философской и художественной деятельности Шелли определяется, прежде всего, теми коренными изменениями, которые происходили в социальной жизни Англии во второй половине XVIII и в начале XIX столетия в результате промышленного переворота.

Промышленный переворот, резко изменивший весь облик старой Англии, сопровождался ростом пролетариата, обнищанием широких масс трудящихся. «Все быстрее и быстрее совершалось разделение общества на крупных капиталистов и неимущих пролетариев, а между ними, вместо устойчивого среднего сословия старых времен, мы видим изменчивую массу ремесленников и мелких торговцев, обреченных на весьма шаткое существование и представляющих самую текучую часть населения». Это время характеризуется обострением классовых противоречий, первыми стихийными выступлениями рабочего класса.

Именно эти особенности исторического развития Англии создают почву для возникновения английского утопического социализма начала XIX века (Р. Оуэн), - течения, с которым во многом связан английский революционный романтизм.

Шелли испытал сильное влияние французской буржуазной революции 1789 года, а также английского и французского Просвещения. В его памфлетах, письмах, художественных произведениях встречаются имена Локка, Вольтера, энциклопедистов и Руссо. В примечании к пятой песне «Королевы Маб» Шелли ссылается на трактат Ж.-Ж. Руссо «О происхождении неравенства» и цитирует его. В одном из писем к Годвину Шелли говорит о своем намерении написать «для блага человечества» «Исследование о причинах поражения французской революции». Французская революция нашла в иносказательной форме отражение и в поэме «Восстание Ислама».

На политических и некоторых философских сочинениях Шелли - на «Декларации прав», «Необходимости атеизма» и других - лежит несомненный отпечаток традиций Просвещения и французской буржуазной революции 1789 года

Это мой личный топ-10 английских романтиков из тех, кого читал (ну, а не читал всего двоих, Крабба, странным образом относимого "литератороведами" к романтикам, и Джона Клэра - более из известных поэтов англичане сами романтиками никого не называют). И распределение по местам субъективное, по принципу "я читатель, я так вижу"...

Топ-10 английских поэтов-романтиков, как я его себе вижу

1. Роберт Бёрнс . Человек, известный россиянам в основном по двум стихам, один из которых он не писал (та нудная песнь про природу и погоду, которую Э. Рязанов выдал за его; а второй - про любовь и бедность, исполняемый псевдо-тетей совсем в другой фильме), почему-то упорно самими англичанами выносится в романтики, хотя не дожил даже до начала XIX века. Ну, возможно, они "правы по сути", точнее, по содержанию стихов. Кстати, долгое время у нас, в России, о Бёрнсе судили исключительно по переводам Маршака... Которые ужасны! Обрезка, отсебятина и выборочность. Маршаковский Бёрнс представал таким раздолбаем подшофе, озабоченым " потрахаться любовью женщЕн". ХЗ - может, этого не хватало в жизни Маршака, а может, и в целом в жизни советского человека. Но факт в том, что Бёрнс - он еще и мощнейший сатирик, о чем свидетельствуют его большие поэмы, переведенные, к счастью (лучше поздно, чем никак), после Маршака. В общем, я всегда за сатиру, юмор и иронию, каковых у Бёрнса бездны, и потому он "во главах".

2. Джон Китс . Да, вот так, да вот, Китс. Потому что очень мелодичный, звонкий и светлый у него стих (можно даже красивым словом обозвать "пластичный"). Потому что даже про грустные вещи он пишет светло и оптимистично - например, довольно жутковатую по сути историю горшка с базиликом. У Китса, в отличие от многих других, талант не "ученый", а природный. Особой начитанности и глубины идей у него нет, да и откуда им взяться в его-то возрасте? И Байрон может сколько угодно ржать над его "глупостью" и "детством", но у него самого таких не тщательно вычищенных и выструганных, а простых и органичных строк мало найдется. И уж под понятие "романтизм" мало кто так удачно ложится по общему настрою и содержанию, как Китс.

3. Вальтер Скотт . Именно что. Потому что все эти "баллады о рыцарях, благородных девах и прочих шотландцах" - это всё от него, от наследника рода Баклёх. Лично мне очень-очень нра и "Мармион", и "Последняя песнь менестреля", и даже "Дева озера". И ведь это Скотт ввел в моду жанр романа в стихах, который, кроме романтиков (и тех по пальцам) и не осиливал более никто. И зря совсем сэр Вальтер так странно воспринял стихи Байрона - как нечто, после чего ему писать стыдно, и пора переходить на прозу жизни. Видимо, просто уже давно хотелось писать слова в строчки, а не в столбик, и потребовалось солидное оправдание...

4. И вот теперь только Джордж Гордон Байрон . Потому что помимо хороших и сильных вещей понаписано им и куча всякой шняги. Я, например, никогда не мог читать его "Манфреда" про бога и каких-то динозавров, да еще с пафосом, "Каина" или "Дон Жуана", фривольную поэмку, раздутую до толстой книжки. Да, "Паломничество Чайлд-Гарольда" есмь классика, да, "Шотландские барды" и "Видение суда" весьма сильно и сатирично. Но в целом Байрон какой-то гиперхолерик, взлеты и падения, да еще классицизмом отнего довольно сильно веет. Сдается мне, что треть репутации лорда - это его скандальный эпатаж, а уже остальные две - талант.

5. Самюэль Тейлор Кольридж . Да, "Старый мореход" - это что-то с чем-то, одна из самых сильных вещей в мировой романтической поэзии (да и вообще). И "Кристабель", и "Кубла-хан", и прочие штуко-дрюки... Вот только все они, кроме "Морехода", ни фига не законченные, потому что опиумум кончался. Лежит на всем этом печать не то чтобы вымученности, а тяжелой, убивавшей автора работы, да еще и перфекционизма. Потому даже забавные стихи Кольриджа, например, "Прогулка сатаны", выглядят как-то зловеще, мрачно и "глобально-пессимистично". Очень грустное творчество, деструктивное, хоть и красивое, как девушка, больная чахоткой...

6. Роберт Саути . Да и не то, чтобы Саути плохой поэт, вовсе нет - его и Жуковский любил (и активно "юзал"), и ПушкЕн. А его баллады - это вообще что-то с чем-то, по балладам он, ИМХО, лучший автор всех времен - за одного "Царя крокодилов" можно отдать всю романтическую французскую поэзию. Просто не переводят у нас его, хоть тресни. Вот, собрал Витковский в 2006 году сборник баллад - и всё. Так и сидим мы, любители переводного романтизма, и на Саути облизываемся - хоть бы поэмки почитать, их-то у него всего пять штук...

7. Томас Мур . Гламурная Ирландия, прилизанная и почищенная под "нормы приличия" Англии XIX века. Ровные такие интонации, из краев не выплескивающиеся, хотя и "насыщенные внутренним активным бурлением свобод и равенств". Хотя, особенно в больших вещах, могёт показаться и талант, и "острый бич сатиры", и "художественное владение словом". В общем, человек, одновременно бывший лучшим другом Байрона и тем, кто сжег по настоянию семьи его мемуары. Человек, так и не решивший, друг он всё-таки, или джинн (с)

8. Перси Биши Шелли . Советские "марксистские литератороведы" никак не могли понять, как "пИвец свободы и борьбы супротив тиранства и исплотации" может быть скучен и зануден. Но они не понимали искренне, и всячески умилялись его творчеством ах, свободнолюбие, ах, смерть тиранНам... А я просто не понимаю - ну тупо скучно. Скучно читать про всех этих бесконечных прометеев, умирающих от счастья сгинуть в борьбе за всеобщий "фридом", который "где-то там". У Байрона и стихи были бодрые, и жизнь. А у Шелли только второе получилось... А, да, и жена ему тоже удалась - и красивая, и умная. Жаль только, что на стихах это никак не отразилось.

9. Уильям Вордсворт . Хуже унылого бунтаря - лишь унылый бунтарь, пишущий на специально занудные темы. Ну как у человека челюсть не вывернулась укладывать в простые (до примитивности) стихи истории простых (до примитивности) "страдающих крошек-сироток" и прочих "бедных-несчастных жертв социального неравенства на селе". Хотите по настоящему утомиться на сон грядущий - заставьте себя прочесть страниц тридцать Вордсворта... И да, я не люблю пейзажи - и вообще, и в стихах особенно. Так что все эти "листы колышимые ветром на томном речки берегу" всегда мимо моей кассы, сорри.

10. Ну да, Уильяма Блейка они тоже считают романтиком... Ну а я не такой внимательный и зоркий, и вижу только довольно примитивные "стишата" человека, не обремененного особым образованием и сильно глубокими мыслями. Какая-то у него картина мира и монохромная, и тусклая, да еще прописными истинами сильно пованивает... Да и просто скушно. В Голливуде отчего-то полюбили его "Тигер-тигер", суют в почти каждую киноленту про маньяков, но я, честно, и этот стих тоже особо глубоким не нахожу. Ну вот такой я негодяй...

ЗЫ. И если кому тема поэтов по странам-литературам понравилась - пишите в каментах, я ведь ее и продолжить могу... А если не понравилась - не пишите, продолжать не будем.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...