Тушение пожаров представляет собой. Тушение пожаров и проведение спасательных работ в зданиях повышенной этажности. Как тушить пожары в зависимости от их класса

Под организацией тушения пожа-ров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организа-ционных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожар-ных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

Организацию гарнизонной и ка-раульной служб;

Разработку оперативных докумен-тов (планов пожаротушения, привле-чения сил и средств, расписания выез-дов пожарных подразделений на по-жары и т. п.).

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной такти-ки, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно от-нести:

Создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и опреде-ление им конкретных задач;

Организация связи и взаимодействия между пожарными подразделе-ниями, а также с другими службами города (объекта);

Определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

Разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;

Материально-техническое обеспече-ние пожарных подразделений;

Поддержание высокой боевой го-товности пожарных подразделений.

Тактические возможности первичного и ос-новного пожарного подразделения.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направлен-ных на ликвидацию пожаров и сниже-ние последствий от них.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в ре-зультате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организа-ции.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и насе-ленных пунктах направлены на свое-временное прибытие пожарных под-разделений к месту пожара и введе-ние в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше воз-растает.

При организации подразделений учитывают размеры города, числен-ность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пунк-та.

Пожарно-профилактические меро-приятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обе-спечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выпол-няются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промыш-ленных зданий и сооружений в соот-ветствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной без-опасности.


При организации тушения пожа-ров очень важно создать условия, поз-воляющие первому пожарному под-разделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горе-ния требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свобод-ного развития пожара, мин, можно определить по формуле

Все временные значения имеют прямую связь с организацией туше-ния пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная зада-ча подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунк-тов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в го-роде определяется с учетом того, что-бы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной по-жарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоя-нии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движе-ния автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет воз-растать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомо-билей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесооб-разно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделе-ния пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то проме-жуток времени будет затрачен на бое-вое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специаль-ных пожарных автомобилей в де-журном карауле пожарной части за-висит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно нахо-дится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономи-чески оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожар-ная часть не может своевременно

прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на рас-стоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готов-ности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомо-билей. Например, пожарными авто-лестницами и коленчатыми подъемни-ками снабжают части, в районе выез-да которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50-100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республи-канских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.

Пожарные подразделения по охра-не объектов народного хозяйства орга-низуются исходя из народнохозяйст-венного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нор-мируется от 2 до 4 км в зависи-мости от категорий зданий и поме-щений объекта.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

Цицерон

Тушение пожара - это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

ФЗ от 18.10.2007 ОДЗО - ФЗ.

Организация тушения пожара - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидация пожара и проведение аварийно-спасательных работ».

С позиции пожарной тактики тушение пожара - это комплекс управленческих решений и оперативно-тактических действий (ОТД).

Таким образом, исходя из определения «тушение пожара» с точки зрения пожарной тактики, в него входят две главные компоненты: управление действиями, которые называются оперативно-тактическими действиями и направлены для обеспечения безопасности людей и ликвидации горения.

Обеспечив безопасность людей, необходимо сосредоточить все усилия на ликвидации горения или ограничении его распространения.

После возникновения пожара и его обнаружения сообщение поступает на ЦППС или другой пункт связи, который принимает и обрабатывает заявки.

С этого момента наступает первый временной отрезок, который назовем этапом с момента получения заявки и до прибытия подразделения к месту (объекту) пожара.

С момента получения заявки и до прибытия к месту вызова проводятся оперативно-тактические действия и принимаются управленческие решения.

Оперативно-тактические действия:

  • прием и обработка информации;
  • сбор и выезд по сигналу тревоги;
  • следование к месту вызова.

Управленческие решения:

  • сбор информации об оперативно-тактической обстановке на пожаре, условиях развития пожара. Эти сведения принимаются лицом, принимающим информацию о пожаре;
  • оценка обстановки по сведениям, поступившим от заявителя, и принятие решения на высылку сил и средств к месту пожара. Решение принимается лицом принимающим заявку о пожаре;

Выбор маршрута движения мобильных средств пожаротушения к месту пожара. Решение принимает старшее должностное лицо, следующее во главе караула (смены, отделения). Таким образом, в первом временном отрезке решения принимаются должностными лицами по своим штатным должностям.

Второй временной отрезок, который может длиться от нескольких минут до нескольких часов, а иногда и суток. Его начало - это прибытие первого подразделения к месту пожара и до ликвидации горения. Во втором временном отрезке (назовем его основным) управление тушением на месте возникновении пожара осуществляют создаваемые непосредственно на месте пожара нештатные органы управления: РТП, штаб пожаротушения, начальник штаба, начальник тыла, начальник участка (сектора) тушения пожара и другие, в соответствии с установленным порядком в гарнизоне пожарной охраны. Оперативно-тактические действия во втором временном интервале :

  • действия по сбору необходимой информации:
  • развертывание сил и средств для транспортирования и подачи огнетушащих веществ, ограничение (приостановление) распространение горения;
  • развертывание сил и средств для обеспечения безопасности людей и животных;
  • подача огнетушащих веществ на ликвидацию горения;
  • ограничение распространения горения;
  • организация спасательных работ;
  • выполнение специальных работ, таких как:
    • - организация пожарной связи (далее - связи);
    • - освещение места работы пожарных подразделений (пожара);
    • - вскрытие и разборка конструкций;
    • - подъем (спуск) на высоту;
    • - эвакуация материальных ценностей;
  • выполнение защитных мероприятий (борьба с опасными факторами пожара);
  • восстановление работоспособности технических средств и др. Управление тушением пожара во втором временном отрезке: сбор

информации для оценки обстановки и принятия решения по организации спасательных работ, развертывание сил и средств для подачи огнетушащих веществ (ограничение распространения горения), вызов дополнительных сил и средств, выполнение специальных работ, создание нештатных органов управления, соблюдение охраны труда и техники безопасности и другие управленческие действия.

Под воздействием правильно принятых управленческих решений, умелых и энергичных оперативно-тактических действий наступает третий временной промежуток (начинается с момента команды «отбой» и до постановки пожарной техники в расчет, т.е. до полной готовности к следующим действиям). В некоторых случаях часть подразделения с места пожара высылается на вновь возникший пожар. В этом случае все начинается сначала.

Управление на третьем временном отрезке :

проверка выполнения подразделениями поставленных задач;

  • прием докладов о готовности убытия подразделений с мест пожара;
  • принятие решения о составление оперативных служебных документов;
  • в пути следования поддерживается связь с ПСЧ или ЦППС;
  • по прибытии к месту постоянной дислокации - доклад о введении в расчет.

Оперативно-технические действия на третьем временном отрезке :

  • свертывание и уборка пожарного оборудования и инструмента;
  • проверка наличия личного состава, пожарного оборудования и инструмента;
  • заправка емкостей мобильных средств пожаротушения (при наличии возможности) огнетушащими веществами;
  • следование к месту постоянной дислокации;
  • приведение мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента в боевую готовность.

На этом и заканчивается процесс тушения пожара.

Кроме сказанного выше, весь процесс тушения пожара условно делится на две стадии.

Первая стадия - с момента получения заявки о пожаре и до момента «пожар локализован».

Вторая стадия - после момента «пожар локализован» и до постановки пожарной техники в расчет.

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...