С именем достоевского связаны идеи. Философские взгляды достоевского

Учебник для вузов под редакцией В. В. Миронова

Философские идеи Ф. М. Достоевского

Характерная черта русской философии – ее связь с литературой – ярко проявилась в произведениях великих художников слова – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого и др.

Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания. Его хронологические рамки – 40-70-е гг. XIX в. – время интенсивного развития отечественной философской мысли, формирования главных идейных течений. Достоевский принял участие в осмыслении многих философских и социальных идей и учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В. С. Соловьева.

В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к просветительскому направлению русской мысли: он становится сторонником того течения, что впоследствии сам называл теоретическим социализмом. Эта ориентация привела писателя в социалистический кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 г. он получил разрешение поселиться в Твери, а затем в Петербурге.

Идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительное изменение. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой человеческой натуре. Достоевский становится противником распространения в России «общечеловеческого» прогресса и признает важность «почвеннических» идей, разработку которых начинает в журналах «Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864-1865). Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Одновременно Достоевский выступал противником буржуазного строя, как безнравственного общества, подменившего свободу «миллионом». Он порицал современную ему западную культуру за отсутствие в ней «братского начала» и чрезмерно разросшийся индивидуализм.

Главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой он бился всю свою жизнь: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать…» 87 Сложность, двойственность, антиномизм человека, отмечал писатель, сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Причины действий человека обычно гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их потом объясняем. Зачастую человек проявляет своеволие из-за своего бессилия изменить что-либо, из-за одного несогласия с «неумолимыми законами», подобно герою «Записок из подполья» (1864) Достоевского.

Познание нравственной сути человека, с его точки зрения, задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Причем свобода, свободный ум, «бесчинство свободного ума» могут стать орудиями человеческого несчастья, взаимного истребления, способны «завести в такие дебри», из которых нет выхода.

Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья Карамазовы» (1879-1880) – последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью. Но таково оно в действительности, а не в воображении сторонника абстрактного гуманизма, представляющего человека и его духовный мир в идеализированном виде.

Нравственным идеалом мыслителя была идея «соборного всеединства во Христе» (Вяч. Иванов). Он развил идущее от славянофилов понятие соборности, истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет как буржуазный индивидуализм, так и социалистический коллективизм. Он выдвигает идею братской соборности как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех».

Особое место в творчестве Достоевского заняла тема любви к родине, России и русскому народу, связанная не только с его «почвенническими» идеями и с отвержением «чуждых идей» нигилистов, но и с представлениями об общественном идеале. Писатель проводит разграничение между народным и интеллигентским пониманием идеала. Если последний предполагает, по его словам, поклонение чему-то носящемуся в воздухе и «которому даже имя придумать трудно», то народность как идеал основана на христианстве. Достоевский делал все возможное, особенно в философско-публицистическом «Дневнике писателя», для пробуждения в обществе национального чувства; он сетовал на то, что, хотя у русских есть «особый дар» восприятия идей чужих национальностей, характер своей национальности они знают порой весьма поверхностно. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека и считал ее символом гений Пушкина. Он настаивал именно на идее «всечеловечности» и пояснял, что в ней не заключено никакой враждебности Западу. «…Стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями духа народного» 88.

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), и особенно на русскую философию, передав ей не какую-то систему идей, а то, что философ и богослов Г. В. Флоровский назвал «раздвижением и углублением самого метафизического опыта».

У Достоевского есть великие заслуги как перед отечественной литературой, так и её философией. Философские идеи Достоевского до сих пор продолжают будоражить умы мыслителей всех стран, пытаясь постичь глубину постижения им духа русского народа. Достоевский не был профессиональным философом: он не написал ни одного философского произведения, однако его произведения пронизаны глубокими философскими идеями, которые высказывают герои его произведений. В мыслях его героев представлены надежды и чаяния самого писателя. Достоевский в своём творчестве затронул проблемы антропологии, философии религии, этики, философии истории. Богатство и проникновенность мыслей Достоевского всегда поражали его современников и продолжают удивлять до сих пор. Хотя писатель и обладал систематическими философскими знаниями, он очень много впитал в себя мыслей о мироздании и месте человека в нём. Его творчество всегда выходило за рамки чисто художественного, он всегда ставил мировоззренческие вопросы Гус М. Идеи и образы Достоевского. - М.: Высшая школа, 2003. - С. 172..

На каторге с Достоевским произошло преображение: он понял надуманность идей социализма и их пагубность для русского народа. Теперь он стремился создать самобытное, чисто русское религиозное учение, потому что в основе всех исканий Достоевского была религия.

Философское мышление Достоевского имеет своими истоками религию, так всё его сознание было пронизано глубокой верой в божественное предназначение русского народа. Это была чрезвычайно сильная сторона творчества Достоевского, который наполнял религиозным содержанием проблема человеческого бытия, истории и морали. Эти проблемы подвигали Достоевского на создание таких образов, как Миколка из романа «Преступление и наказание», князь Мышкин в романе «Идиот», отец Зосима в романе «Братья Карамазовы». Вопросы культуры всегда лежали глубоко в сердце и сознании Достоевского, он верил в то, что возможно гармоничное сочетание христианских идей и достижений мировой цивилизации. Он никогда не испытывал вражды и неприязни к культуре Туниманов П.Н. Достоевский и русские писатели ХХ века. - М.: Наука, 2004. - с. 209..

Историософская мысль Достоевского обращается к религиозному мировоззрению и религиозному осмыслению исторического процесса. Основной идеологией теории Достоевского стала вера в православное мессианство русского народа и русской культуры. Человеческая свобода представляется Достоевскому священной, на неё никто не смеет покушаться. Достоевского отличает диалектический подход к трактовке идеи свободы и принуждения. Ярким примером являются образы Ставрогина и Кириллова, которые являются зловещим освещением данной диалектики. Утопические идеи Достоевского содержат в себе рациональную философскую трактовку рациональных идей. Достоевский подчёркивает важность идеи искупления своих прегрешений перед мирозданием и человечеством Кирпотин В. Я. Достоевский в 60-е годы. - М.: Книга, 2001 - с. 82..

Философское творчество Достоевского отражает его глубокий творческий взлёт как писателя и мыслителя. Проблемы человеческого бытия, моральные основы общества, философия истории рассматриваются в произведениях Достоевского очень проникновенно и глубоко, с православной точки зрения.

Большинство исследователей считают, что Достоевский как писатель и мыслитель сделал очень многое для развития отечественной философской мысли. Особенно важно, что он глубоко и проникновенно рассматривает вопросы русской православной культуры, сущность русского религиозного сознания и его роль в развитии русского народа.

Федор Достоевский прежде всего писатель, а затем и критик. Он чрезмерный поклонник и страстный представитель реализма. Достоевский очень точно сказал такие слова: «Берите от жизни все то, что она вам предлагает. Жизнь намного приятнее, чем мы можем себе представить! Никакая реклама не придумает вам того, что предлагает обычная жизнь, следовательно, цените и уважайте ее! ».

Творчество Достоевского основаны на вопросах философии духа: антропологии, философии религии, этики.

После печати первого произведения «Бедные люди», его прежний романтизм ушел в сторону социализма. Этот фактор стал отчасти решающим и очень важным в духовных исканиях Достоевского. Этот социализм являлся философским учением, утверждающее, что Бог полностью присутствует в мире, а не вне него. Это вера в естественное добро человеческой натуры, естественного всецелого счастья, устраиваемы естественными путями и есть прямым отвержением учения о «радикальном зле» человеческой натуры. Другими словами, — это отвержение учения первородного греха, искупления и спасения во Христе, что называется «христианским натурализмом».

Идеалистический социализм и повлиял на то, что Достоевский связался с «петрашевцами», из-за чего он был осужден на смерть, но был помилован и отослан на каторгу. Это потрясение стало переломом его внутреннего мира и идеологии, что определило все дальнейшие духовные искания. После каторги, его философская идеология движется в сторону антиномизма, но при этом, антиномизм Достоевского можно оценить, только в религиозном сознании самого Достоевского.

Само религиозное сознание Достоевского, связанно с одной темой – «взаимоотношение Бога с миром». У него никогда не было сомнений в существования Бога, но, всегда были вопросы, которые он решал по-разному в своей жизни: «Что следует после бытия Бога для мира и человека?» «Что есть человек без Бога?»

Когда Достоевский увлекся социализмом и связался с Белинским, он принял учение его, но при этом, он не отрицал и не отделял свою веру в осуществление правды в мире, через веру во Христа. Он поэтому вскоре и ушел от Белинского. Увлечение социализмом у Достоевского появилось из-за религиозного искания.

Достоевский уделял большое внимание к проблемам культуры и именно здесь, снова высвечивается «христианский натурализм» Достоевского, — вера в хорошее и добро в самом человеке и его натуры. В одном позднем отрывке дневника Достоевского было написано про его веру в естество человека, скрытую святыню и нехватки умения управлять этой святыней и дарами в ней.

Для Достоевского не было ничего ценнее и значительнее человека, и быть может, нет ничего и страшнее его. Человек с одной стороны загадочен, сплетен противоречиями, но с другой, является ценностью, не смотря на его ничтожность.

Достоевского не столько мучил Бог, как мучил человек. Он не только раскрывал смысл бытия Бога в мире, но и сущность человека, — его темную сторону, разрушительную силу и эгоизм, а также, светлую сторону – доброту и движение к правде, так сказать «ангельское начало».
Достоевский до конца жизни движется по направлению антиномизма, - в частности с одной стороны христианский натурализм, а с другой стороны неверие в «естество», продолжает все время жить внутри него, так и не завершившимся целостным соединением этих двух идеологий.

Персонализм Достоевского относится к учению онтологии, а не к психологии человека, — то есть, к самой природе и сущности человека, а не к реальности проверенная опытом. Достоевский пишет, что человек хоть и подчиняется законам природы, но он может и должен быть независимым от нее, это великое достоинство человека, которое делает его свободным. Человек именно в этической жизни, есть новое, несравнимое, высшее бытие.

Персонализм Достоевского называется этическим, потому что, оно не связанно с человеческими достижениями и усовершенствования, а они присущи даже маленькому ребенку, который не может еще за себя постоять, является беспомощным и бессильным.

Вся значимость философии Достоевского и его влияние в русской идеологии в том, что он глубоко раскрывал проблему подхода христианской религии к культуре.

Итого, можно выделить два идеологических периода в жизни Достоевского, до каторги и после каторги, каждый из которых содействовал развитию познания человеческого и божественного бытия. Он раскрывал проблемы общества, культуры, взаимоотношения, религии.

Для Федора Достоевского русский человек — это человек, для которого близкая европейская культура, ее мировоззрение и традиции. Общество — это народ высоких моральных норм, интеллекта, которое имеет глубинные духовные запасы. По мнению Достоевского, общество должно знать историю Европы и своего государства.

В истории период реализма, считают периодом «ума толпы». Большинство людей ничего не видят дальше своего носа, но хитрые, что характеризует современный народ.

Для Достоевского характерная диалектная сила — он раскрывает такие понятия (которые на первый взгляд решить невозможно) когда другие ученые просто «махают рукой» на непонятных для них предположениях. Только осознав антиномии, которые установлены в реальном мире, когда обострив их, человеку свойственно интеллектуально подняться над ними.

Нет похожих страныц.

Характерная черта русской философии – ее связь с литературой – ярко проявилась в произведениях великих художников слова – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого и др.

Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания. Его хронологические рамки – 40-70-е гг. XIX в. – время интенсивного развития отечественной философской мысли, формирования главных идейных течений. Достоевский принял участие в осмыслении многих философских и социальных идей и учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В. С. Соловьева.

В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к просветительскому направлению русской мысли: он становится сторонником того течения, что впоследствии сам называл теоретическим социализмом. Эта ориентация привела писателя в социалистический кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 г. он получил разрешение поселиться в Твери, а затем в Петербурге.

Идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительное изменение. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой человеческой натуре. Достоевский становится противником распространения в России «общечеловеческого» прогресса и признает важность «почвеннических» идей, разработку которых начинает в журналах «Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864-1865). Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Одновременно Достоевский выступал противником буржуазного строя, как безнравственного общества, подменившего свободу «миллионом». Он порицал современную ему западную культуру за отсутствие в ней «братского начала» и чрезмерно разросшийся индивидуализм.

Главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой он бился всю свою жизнь: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать…» Сложность, двойственность, антиномизм человека, отмечал писатель, сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Причины действий человека обычно гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их потом объясняем. Зачастую человек проявляет своеволие из-за своего бессилия изменить что-либо, из-за одного несогласия с «неумолимыми законами», подобно герою «Записок из подполья» (1864) Достоевского.

Познание нравственной сути человека, с его точки зрения, задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Причем свобода, свободный ум, «бесчинство свободного ума» могут стать орудиями человеческого несчастья, взаимного истребления, способны «завести в такие дебри», из которых нет выхода.

Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья Карамазовы» (1879-1880) – последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью. Но таково оно в действительности, а не в воображении сторонника абстрактного гуманизма, представляющего человека и его духовный мир в идеализированном виде.

Нравственным идеалом мыслителя была идея «соборного всеединства во Христе» (Вяч. Иванов). Он развил идущее от славянофилов понятие соборности, истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет как буржуазный индивидуализм, так и социалистический коллективизм. Он выдвигает идею братской соборности как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех».

Особое место в творчестве Достоевского заняла тема любви к родине, России и русскому народу, связанная не только с его «почвенническими» идеями и с отвержением «чуждых идей» нигилистов, но и с представлениями об общественном идеале. Писатель проводит разграничение между народным и интеллигентским пониманием идеала. Если последний предполагает, по его словам, поклонение чему-то носящемуся в воздухе и «которому даже имя придумать трудно», то народность как идеал основана на христианстве. Достоевский делал все возможное, особенно в философско-публицистическом «Дневнике писателя», для пробуждения в обществе национального чувства; он сетовал на то, что, хотя у русских есть «особый дар» восприятия идей чужих национальностей, характер своей национальности они знают порой весьма поверхностно. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека и считал ее символом гений Пушкина. Он настаивал именно на идее «всечеловечности» и пояснял, что в ней не заключено никакой враждебности Западу. «…Стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями духа народного»

Философия: Учебник для вузов Миронов Владимир Васильевич

5. Философские идеи Ф. М. Достоевского

Характерная черта русской философии – ее связь с литературой – ярко проявилась в произведениях великих художников слова – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого и др.

Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания. Его хронологические рамки – 40-70-е гг. XIX в. – время интенсивного развития отечественной философской мысли, формирования главных идейных течений. Достоевский принял участие в осмыслении многих философских и социальных идей и учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В. С. Соловьева.

В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к просветительскому направлению русской мысли: он становится сторонником того течения, что впоследствии сам называл теоретическим социализмом. Эта ориентация привела писателя в социалистический кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 г. он получил разрешение поселиться в Твери, а затем в Петербурге.

Идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительное изменение. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой человеческой натуре. Достоевский становится противником распространения в России «общечеловеческого» прогресса и признает важность «почвеннических» идей, разработку которых начинает в журналах «Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864-1865). Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Одновременно Достоевский выступал противником буржуазного строя, как безнравственного общества, подменившего свободу «миллионом». Он порицал современную ему западную культуру за отсутствие в ней «братского начала» и чрезмерно разросшийся индивидуализм.

Главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой он бился всю свою жизнь: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать…» note 87 Сложность, двойственность, антиномизм человека, отмечал писатель, сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Причины действий человека обычно гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их потом объясняем. Зачастую человек проявляет своеволие из-за своего бессилия изменить что-либо, из-за одного несогласия с «неумолимыми законами», подобно герою «Записок из подполья» (1864) Достоевского.

Познание нравственной сути человека, с его точки зрения, задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Причем свобода, свободный ум, «бесчинство свободного ума» могут стать орудиями человеческого несчастья, взаимного истребления, способны «завести в такие дебри», из которых нет выхода.

Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья Карамазовы» (1879-1880) – последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью. Но таково оно в действительности, а не в воображении сторонника абстрактного гуманизма, представляющего человека и его духовный мир в идеализированном виде.

Нравственным идеалом мыслителя была идея «соборного всеединства во Христе» (Вяч. Иванов). Он развил идущее от славянофилов понятие соборности, истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет как буржуазный индивидуализм, так и социалистический коллективизм. Он выдвигает идею братской соборности как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех».

Особое место в творчестве Достоевского заняла тема любви к родине, России и русскому народу, связанная не только с его «почвенническими» идеями и с отвержением «чуждых идей» нигилистов, но и с представлениями об общественном идеале. Писатель проводит разграничение между народным и интеллигентским пониманием идеала. Если последний предполагает, по его словам, поклонение чему-то носящемуся в воздухе и «которому даже имя придумать трудно», то народность как идеал основана на христианстве. Достоевский делал все возможное, особенно в философско-публицистическом «Дневнике писателя», для пробуждения в обществе национального чувства; он сетовал на то, что, хотя у русских есть «особый дар» восприятия идей чужих национальностей, характер своей национальности они знают порой весьма поверхностно. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека и считал ее символом гений Пушкина. Он настаивал именно на идее «всечеловечности» и пояснял, что в ней не заключено никакой враждебности Западу. «…Стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями духа народного» note 88.

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), и особенно на русскую философию, передав ей не какую-то систему идей, а то, что философ и богослов Г. В. Флоровский назвал «раздвижением и углублением самого метафизического опыта».

Из книги Цель человеческой жизни автора Розанов Василий Васильевич

Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

ОБЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В особенности энергично следует настаивать на том, что в Индии имелся большой общий фонд философского мышления, который, подобно языку, не принадлежал никому в особенности, но был похож на воздух, которым дышал всякий живой и мыслящий человек.

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

2. Философские идеи М. В. Ломоносова Основателем светского философского образования в России явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – ученый-энциклопедист, реформатор русского языка и литературы.Учился Ломоносов в московской Славяно-греко-латинской академии и в

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Миросозерцание Достоевского автора Бердяев Николай

Глава I. Духовный образ Достоевского Я не собираюсь писать историко-литературного исследования о Достоевском, не предполагаю дать его биографию и характеристику его личности. Менее всего также моя книга будет этюдом в области «литературной критики» – род творчества не

Из книги История русской философии автора Лосский Николай Онуфриевич

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и художественным творчеством. Особенно же глубоко и органично философские идеи представлены в самых разнообразных

Из книги Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927 автора Бахтин Михаил Михайлович

Проблемы творчества Достоевского Предисловие{1} Предлагаемая книга ограничивается лишь теоретическими проблемами творчества Достоевского. Все исторические проблемы мы должны были исключить. Это не значит, однако, что такой способ рассмотрения мы считаем

Из книги Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. автора Давыдов Юрий Николаевич

Глава четвертая Диалог у Достоевского Самосознание героя у Достоевского сплошь диалогизовано: в каждом своем моменте оно повернуто вовне, напряженно обращается к себе, к другому, к третьему. Вне этой живой обращенности к себе самому и к другим его нет и для себя самого. В

Из книги автора

1. Философские идеи основоположников марксизма в контексте развития современного им естествознания Во второй половине XIX века наступает новый этап в развитии марксизма как мировоззрения. Существенно расширяя в этот период область своих научных интересов, Маркс и



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...