Пророчества григория распутина о царской семье. Кто такой Распутин? Биография, интересные факты о Григории Распутине

В Петербурге усиленно распространялись слухи, что Распутин находится в интимной связи с царицей и ведет себя также неблагопристойно по отношению к царским дочерям. Эти слухи не имели ни малейшего основания.

Распутин никогда не являлся во дворец, когда там не было царя. Я не знаю, по собственной ли инициативе или по царскому указанию он так поступал. Изредка Распутин встречался с царицей в ее лазарете, но всегда в присутствии свиты.

Также в слухах о царских дочерях нет ни слова правды. По отношению к царским детям Распутин был всегда внимателен и благожелателен. Он был против брака одной из царских дочерей с великим князем Димитрием Павловичем, предупреждая ее и даже советуя не подавать ему руки, так как он страдал болезнью, от которой можно было заразиться при рукопожатии. Если же рукопожатие неизбежно, то Распутин советовал сейчас же после этого умываться сибирскими травами.

Советы и указания Распутина оказывались всегда полезными, и он пользовался полным доверием царской семьи. Царские дети имели в нем верного друга и советника. Если они вызывали его недовольство, то он срамил их. Его отношения к ним были чисто отеческие. Вся царская семья верила в божественное назначение Распутина.

Он часто упрекал царицу в ее скупости. Он был очень недоволен, что вследствие бережливости царские дочери ходили плохо одетыми. Скупость царицы при дворе вошла в поговорку. Она стремилась даже в мелочах экономить. Ей было до того тяжело расставаться с деньгами, что она даже платья покупала в рассрочку.

Грязные сплетни давали мне повод к частым разговорам с Распутиным по поводу его отношений к царице и ее дочерям. Эти злостные сплетни меня сильно беспокоили, и я считал бессовестным распространение безобразных слухов про безукоризненно ведущих себя царицу и ее дочерей. Чистые и безупречные девушки не заслуживали этих распространяемых бессовестными создавателями сенсаций обвинений.

Несмотря на их высокое положение, они были беззащитны против такого рода слухов.

Было стыдно, что даже родственники царя и высокие сановники также занимались муссированием этих слухов. Их поведение можно назвать тем более низким, что им доподлинно была известна вздорность этих слухов. Распутин возмущался этими слухами, но по причине своей невиновности не принимал их особенно горячо к сердцу. Я учитывал положение в этом отношении иначе и считал необходимым выступать против этих слухов и часто упрекал Распутина в его безразличии к этому вопросу.

  • - Что ты хочешь от меня, - кричал на меня во время таких разговоров Распутин. - Что я могу сделать? Разве я виноват, что про меня клевещут таким образом?
  • - Но недопустимо, чтобы из-за тебя разводились нелепые сплетни на великих княжен, - возражал я. - Ты должен же понять, что каждому жаль бедных девушек и что даже царицу замешивают в эту грязь.
  • - Убирайся к черту, - кричал Распутин. - Я ничего не сделал. Люди должны понять, что никто не загрязняет то место, где он кушает. Я служу царю и никогда ничего подобного не осмелюсь сделать. На такую неблагодарность я неспособен. И что ты думаешь, что сделал бы царь в таком случае?..
  • - Все происходит оттого, что ты постоянно гоняешься за юбками. Оставь этих баб. Ты же не можешь пропустить мимо себя ни одной женщины.
  • - Разве я виноват? - возражал Распутин. - Я не насилую их. Они сами шляются ко мне, чтобы я за них хлопотал у царя. Что мне делать? Я здоровый мужчина и не могу противостоять, когда ко мне приходит красивая женщина. Почему мне не брать их. Не я ищу их, а они приходят ко мне".
  • - Но этим ты вредишь всей царской семье. Этим ты возмутил против себя всю Россию, дворянство и даже заграницу. Пора кончать. Мне ты не вредишь, но в твоих собственных интересах ты должен покончить с этим, пока не поздно. Иначе ты пропадешь.

Распутин обращал мало внимания на мои предупреждения. Когда же, мучаясь особенно плохими предчувствиями, я усиленно настаивал, он обыкновенно отвечал:

Подожди только. Сперва я должен помириться с Вильгельмом, а потом я пойду на богомолье в Иерусалим.

Такого рода разговор как то раз произошел также в присутствии Вырубовой, сестер Воскобойниковых, госпожи фон Ден, Никитиной и других. Я видел, что все они со мной соглашались, но ни одна из них не имела мужества открыто высказать свое мнение.

Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ И Г.Е. РАСПУТИН

Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.

Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.

Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), — там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138).

Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?

Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

Славе Распутина предшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бы несколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями. Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого» (5, 203-204, 206).

В самом деле, появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйстве и пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане — имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 году происходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии» (3, 287).

Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием», для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других «Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года: «В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривал с ним около полтора часа» (3, 298).

До конца 1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятные факты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактами биографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургского общества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутина с царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском доме А.А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежности Распутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской Духовной Консисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству. В заключение следствия было отмечено что «при внимательном рассмотрении следственного дела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое общество со своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличным от православного... Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личность его самого как будто близко подходят... к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством, в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправлено на доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено. Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновь ставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этих воспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротических радениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте (7, 252-317).

В чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях : «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, — и это был конец» (4, 182). Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным... нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение» (6, 40).

Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться» (1, 109).

Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Вмешательство Распутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника — сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированных данных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никто из числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедиться в том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича», но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.

Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся нами П. Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Мать ухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которую ему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она, впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и она вообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом... Сила веры сделала остальное и, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторой степени являлась связанной с жизнью цесаревича» (6, 37-38).

Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина — он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».

Поэтому при всей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, Александра Федоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н. Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека», игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейся матери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надежду на будущее...

Свое понимание роли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915 года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенно из «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру. Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от роли советчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царской семьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнего царствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которую он ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможности удачно ее исполнить.

Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В письмах Императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала: «Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов, которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич» (1, 192). Хорошо известно, чем кончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира, епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у Александры Федоровны и со своей сестрой — преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребывании Распутина в духовной прелести.

Отношения самого Императора и Распутина были более сложными — восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М. Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина — ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Вот что об этом пишет П. Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясь нанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которой она находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалить Распутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазах матери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка» (6, 157-158).

Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!

Библиография

1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.

2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.

3. Дневники императора Николая II. М., 1991.

4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.

6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.

7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.

Была ли царская семья идеальной?

Во второй статье, посвященной царской семье, речь идет о роли Церкви, Григория Распутина и Матильды Кшесинской в жизни Николая II и судьбе страны.

Распутин с императрицей, её детьми и гувернанткой. Царское Село. 1908 год

Распутин — злой гений семьи Романовых?

«…Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губ.». Эту запись в дневнике Николая II от 1 ноября 1905 года цитировали много и часто. История отношений царской семьи с Распутиным оборвалась 17 декабря 1916 года в день его убийства.

11 лет этот мужчина то ли спасал царскую семью, то ли, наоборот, вел ее и страну к погибели. До сих пор непонятно, кем же на самом деле был Григорий Распутин. С одной стороны, писал с ошибками и отличался неразборчивостью в интимных отношениях, вмешивался в дела Церкви и империи, выдавал себя за подвижника, но сам прекрасно знал и цену деньгам и цену своего влияния.

С другой – он сделал для спокойствия Александры Федоровны как матери больше, чем кто бы то ни было из ее окружения; был далеко не глуп, хотел спасти Россию от участия в Первой мировой войне, производил сильное впечатление на тех, кто его видел.

Хороший актер, отличный психолог. Он, скорее, играл неграмотного простеца из народа, чем был им. Зинаида Гиппиус дала великолепное объяснение, почему Распутин юродствовал при дворе и в салонах.

Николай II и особенно Александра Федоровна приняли этот образ за подлинный и простонародный, поэтому никакая критика на них не действовала.

Императрица верила в Распутина, как раньше верила в «месье Филиппа» — шарлатана и последователя Папюса, предсказавшего ей наследника. Верила так сильно, что даже ложная беременность не открыла ей глаза на предшественника Распутина. Вот отрывок из ее письма Николаю II от 10 июня 1915 года: «Они (министры. — А. З.) должны слышать твой голос и видеть неудовольствие в твоих глазах. Они слишком привыкли к твоей мягкой, всепрощающей доброте… Они должны выучиться дрожать перед тобой. Ты помнишь, Mr. Ph и Гр говорили тоже самое» . Здесь интересно не только упоминание двух неоднозначных людей, авторитетных для семьи Романовых, но и то, что Александра Федоровна дает мужу советы по управлению государством, то есть активно занимается политикой. Получается, что влияние Распутина на политику Российской империи было огромным. Он был непререкаемым авторитетом для единственного человека, который мог что-то требовать от Николая II.

Император находился под постоянным давлением со стороны более властной и твердой супруги, хотя сам относился к Распутину весьма сдержано и виделся с ним нечасто.

Впрочем, вернемся к Распутину. Вряд ли он был «святым чертом», совсем точно он не был любовником императрицы. Он просто был слишком умен, чтобы вступать в такие связи. Он был для императрицы и ее дочерей (в меньшей степени) духовным наставником. Он смог дать им то, что не могли дать православные священники и епископы.

Обилие странных духовных учителей при императорском дворе – свидетельство глубочайшего кризиса Церкви, которая даже для царя превратилась в некое ведомство духовных услуг. Распутин не был злым гением царской семьи. Он просто стал «представителем народа» в глазах императрицы и высшего света, за что и был убит. Во всяком случае, такие слухи ходили в народе в конце 1916 – начале 1917 года: «Конечно, стоило мужику дойти до царя – и аристократы его убили». Это мнение было чрезвычайно распространено в среде простого народа и подпитывало ненависть к высшим классам, которой суждено было вскоре прорваться»

Реальный Распутин еще при жизни стал жертвой мифа о всесильном Распутине. Реальный сибирский крестьянин не был ни исчадием ада, ни святым. Просто удачливый и хитрый мужчина, который смог влиять на царей и пользоваться этим. Российскую империю только он в одиночку не погубил.

Николай II и Александра Федоровна — идеал христианской семьи?

В последние годы можно найти множество книг и брошюр, в которых царскую семью изображают идеальными христианами. Если говорить о Николае II, то он действительно идеальный в смысле типичности христианин начала ХХ века.

К Церкви он относится как к духовному министерству, к иерархам — как к своим подчиненным. В 1903 году Николай II лично добился канонизации Серафима Саровского. На робкие процедурные возражения Синода императрица сказала: «Государь может все». Собственно, в это Николай II и верил – в абсолютное самодержавие. Вот только реальность постоянно испытывала эти убеждения на прочность. Те, кто знал императора, часто говорили о том, что он был фаталистом и человеком, готовым пострадать за Россию и монархию. Несколько раз он отказывал православным епископам в созыве Поместного собора.

Существует апокриф, что император готов был передать престол наследнику, сам стать патриархом. Якобы епископы промолчали в ответ на это необычное предложение, и император утратил к ним всяческое доверие.

Это очень показательная легенда. До своего ареста царская семья видела в Церкви лишь один из институтов, с помощью которого можно укрепить институт царской власти. Лучше всего отношение народа к Церкви в начале ХХ века сформулировал Василий Розанов: «Если храм обернут ко мне так официально, то пусть уже не взыщут, что и я его не держу у себя около сердца, у себя за пазухой. Я ему не тепел, и он мне не тепел». Николай II не держал православие возле сердца.

Зато Александра Федоровна, по воспоминаниям почти всех современников, была очень религиозным человеком. Долго готовилась к переходу в православие, приняла его, молилась сперва о даровании наследника, а затем о его здоровье. Вот только в качестве духовных наставников выбирала людей странных. Французский «доктор» без медицинского образования «месье Филипп», Григорий Распутин, несколько юродивых. Все это люди, которых сложно назвать «традиционными верующими». Если добавить к этому склонность Александры Федоровны к экзальтации, то перед нами предстает совсем не портрет идеальной христианки. В письмах Александры Федоровны много цитат из Григория Распутина, который фактически был для нее главным представителем православия. Впрочем, это не вина императрицы. Григорий Распутин смог ей внушить, что в состоянии облегчать страдания цесаревича Алексея. Сложно упрекнуть мать тяжелобольного ребенка в том, что она после этого считала Распутина «святым».

Николай и Матильда. Как это было на самом деле

Неизвестно, спал ли наследник престола с балериной. В воспоминаниях Кшесинской можно найти отрывки, которые можно истолковать как доказательство близости Николая II и Матильды Феликсовны: «Нас все более влекло друг к другу, и я все чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают» . Роман с Николаем Александровичем был бурным и продолжался до 1894 года. В своих воспоминаниях Матильда Феликсовна пишет, что «Ники» рассказывал ей о своей любви к «Аликс» (будущей императрице Александре Федоровне. – А. З.). Молодые люди могли беседовать ночи напролет, при этом наследник дарил Матильде дорогие подарки.

«Первый раз, когда мы остались вдвоем в комнате, Ники я не узнала - так он был ласков. Но когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор.

Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви.

Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз.

Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет» .

Какому из этих источников верить, судить читателю. Отмечу только, что на святость Николая II и на его семейную жизнь ни тот, ни другой вариант ответа не влияет. Из дневника Александры Федоровны известно, что она знала про историю с Матильдой Кшесинской и была поражена доверием Николая II. Это доверие и откровенность царская семья сохранила на протяжении всей своей жизни. При всех трудностях Николай и Александра, безусловно, любили друг друга до конца своих дней и были счастливы в частной жизни. К сожалению, семейное счастье – слишком большая роскошь для королей.

«Распутин смекнул остро, чем держится и что ценится. С гениальным тактом юродствует, темнит свои прорицания, подчеркивает “народную”, “мужичью” святость. Да особой хитрости, тонкости и не требовалось. Среда, в которую он попал, была ведь тоже по-своему некультурна и невежественна. Шелковая русская рубаха Распутина - это для нее убедительно, умилительно, а попробуй он надеть дешевенький пиджак, заговори он человечьим языком (отлично знал его, понатершись), назови кого-нибудь на “вы”, а царя и царицу не “папой с мамой” - еще неизвестно, чем бы обернулось». Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. Т. 4. С. 10.

Письма императрицы Александры Федоровны к Императору Николаю II. Берлин, «Слово», 1922, Т. 1. С. 117. Существуют определенные сомнения в объективности этого издания, но основные претензии касаются обычно качества перевода писем с английского оригинала и пропуска ответов Николая II. Тем не менее, во многих работах, посвященных семье Романовых, это издание активно цитируется.

Писатель Игорь Евсин о скорбном пути святой Царской семьи и пророчествах ее Друга, старца Григория Распутина.
Юлия Александровна фон Ден, ближайшая подруга св. Царицы Александры Феодоровны вспоминала, как однажды старец Григорий сказал пророческие слова о Царской Семье: «Волей или неволей они приедут в Тобольск и, прежде чем умереть, увидят мою родную деревню».
Это пророчество полностью сбылось. Как известно после революции Царская семья была арестована, а впоследствии выслана в Тобольск. По дороге Царица-мученица написала Анне Вырубовой письмо, в котором говорится: «Нам не говорят, куда мы едем… и на какой срок, но мы думаем, это туда, куда ты недавно ездила /родина Распутина, с. Покровское/. Святой /свт. Иоанн Тобольский/ зовет нас туда и наш Друг /старец Григорий, к тому времени мученически убиенный/. Не удивительно, что мы именно здесь». Почему святая Царица не удивлялась, прибыв на родину Распутина мы скажем попозже, а пока обратимся к дневнику обер-гофмейстеринаы Е. А. Нарышкиной, в котором есть такая запись: «Выяснилось окончательно: их везут в Тобольск Государь очень побледнел и похудел. Императрица владеет собой и продолжает надеяться! Несмотря ни на что, рада ехать в домашнюю сферу «их дорогого Друга». И Аня - святая, перед которой следует преклониться. Ничего не изменилось в ее менталитете. Какое испытание, и какое унижение! А они все переносят со стойкостью и кротостью святых»
А теперь обратимся к мемуарам учителя Царских детей Пьера Жильяра: «Выехав 14-го августа в 6 часов утра, 17-го вечером мы прибыли в Тюмень - на станцию железной дороги, наиболее приближенную к Тобольску. Через несколько часов после этого мы грузились на пароход «Русь». На другой день мы плыли мимо деревни - места рождения Распутина, и Семья, собравшаяся на мостике, могла созерцать дом старца, который ярко выделялся посреди изб. Это событие не было для них неожиданностью, так как Распутин это предсказал, и это стечение обстоятельств, казалось, еще раз подтверждало его пророческие слова».
Вот почему для святой мученицы Александры Феодоровны не было удивительно, что их привезли на родину старца Григория.
Камердинер Николай Волков вспоминал: «Мы ехали на пароходе в Тобольск и, когда проезжали мимо села Покровского, Она, /Царица/ глядя в окно, сказала мне: «Вот здесь Григорий Ефимович жил. В этой реке он рыбу ловил и Нам иногда в Царское привозил».
Это событие отмечено и Царем мучеником Николаем II в дневнике от 6 августа 1917 г.: «Вчера перед обедом проходили /на пароходе/ мимо села Покровского - родина Григория». А вот его же запись от 14 апреля 1918 г., когда Царскую Семью переправляли из Тобольска в Екатеринбург на лошадях «В с. Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория и видели всю его семью, глядевшую в окна».
Таким образом, Царь и Царица воочию убедились в истинности пророчеств старца Григория об их судьбе. Они окончательно поняли, что сбудется его пророчество и о том, что все они после его гибели будут убиты: «Русской земли Царь, - писал старец Григорий в свое письме к Государю Императору Николаю II, - когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т. е. детей и родных не проживёт дольше двух лет. Их убьют….».
Мало того, Григорий Распутин, как истинный пророк знал и об оклеветании темными силами в России памяти святой Царской Семьи. Всего за несколько лет до ее мученической кончины Распутин писал: «…Опять я его (царевича Алексея) спас, я не знаю, сколько раз еще спасу я его для хищников. Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто я обнимаю мертвецов… И тогда я молюсь за этих людей, ибо они на Руси более всех нуждаются. И я молю за все семейство Романовых, ПОТОМУ ЧТО НА НИХ ПАДЕТ ТЕНЬ ДОЛГА И ЗАТМЕНИЯ».
И действительно, как сказано в одном из моих стихотворений, наш народ:
«Долго, слепо верил
Наветам, лжи и клевете.
Лишь Божьей милостью узрели
Царя в святой мы чистоте».
Скажем еще, что Царь и Царица, зная о своей гибели, носили в своем сердце и утешительное слово, которое передал старец Григорий их сыну, св. царевичу Алексию: «Дорогой мой маленькой! Посмотри-ка на Боженьку! Какие у Него раночки. Он одно время терпел, а потом стал силен и всемогущ – так и ты, дорогой, так и ты будешь весел, и будем вместе жить и погостить». Как предсказал старец Григорий – так и сбылось. Вместе с Царской Семьей он жил в земной жизни, творя одно только добро, но претерпевая за это одни только поношения и клевету. А Царская Семья, так же как и Распутин была ритуально убита.
Их гибель разительно похожа с самого начала – убийство старца и царственной семьи происходило в подвале. Потом к месту убийства была подброшена собака, потом сожгли их окровавленные одежды. Как в одном, так и в другом случае было перезахоронение и сожжение тел. Но главное заключается в том, что на небе они по пророчеству старца Григория увиделись, встретились в веселии, то есть в Царствии Божием. «Вместе жить и погостить» – это сказано об общности их как земной, так и небесной судьбы. Погостив на земле, они вечно стали вместе жить на небесах и вместе молиться о спасении России.
Потому, почитая святыми царственных учеников, мы должны почитать и старца Григория - молитвеника за Царскую семью и за Россию. И необходимо канонизировать пророка и чудотворца, человека Божия, мученика Григория Распутина-Нового. Как говорил праведный старец протоиерей Николай Гурьянов: «Мы и так уже опоздали. Россия несёт за Григория епитимью. Надо скорее очистить Григория и всё наше русское от неправды…».

Александровский Дворец с птичьего полета. Современное фото.

«Боголюбивое и Избранное Семейство»

В поддёвке синей пурговой,
В испепеляющих сапогах,
Пред Троном плясало Слово…
Царскосельские помнят липы
…Мужицкого Слова пляс!


Николай КЛЮЕВ

Сегодня мы точно знаем, где, как и когда произошла встреча Царской Семьи с Их Другом. Сохранилась телеграмма, написанная, видимо, о. Романом Медведем, у которого в то время квартировал Григорий Ефимович: «Царь Батюшка! Прибыв в град сей из Сибири, желал бы поднести Тебе икону Св. Праведника Симеона Верхотурского Чудотворца, столь почитаемого у нас; с верою, что Св. Угодник будет хранить Тебя во все дни живота Твоего и споспешествует Тебе в служении Твоем на пользу и радость Твоих верноподданных сынов».

Икона эта с карандашной надписью на обороте «Григорей» висела в Царской спальне Петергофского Дворца ещё и после революции.
Дошла до нас и дневниковая запись Царя о знакомстве. 1 ноября 1905 г. Вторник. Петергоф. «Холодный ветреный день. От берега замёрзло до конца нашего канала и ровной полосой в обе стороны. [… ] В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губернии».
Итак, встреча Государя с Григорием Ефимовичем произошла в самый день Кузьминок - памяти св. безсребренников и чудотворцев Космы и Дамиана, издревле весьма чтимых простым русским народом.
Сохранившаяся запись в камер-фурьерском журнале проливает на эту встречу важные дополнительные подробности. Во-первых, во встрече принимала участие Императрица Александра Феодоровна. Во-вторых, длилась она весьма продолжительное время: с 16 и почти до 19 часов вечера.
Краеведы полагают, что сама встреча проходила, скорее, не в самой Сергиевке, а в находившемся рядом Дворце Собственной дачи Его Императорского Величества - личном Императорском владении у Петергофской дороги, возведенном в 1844-1850 гг. архитектором А.И. Штакеншнейдером в стиле Короля Людовика XIV. Место было дивной красоты. Здесь писал свои картины И.И. Шишкин.

Собственная дача Его Императорского Величества - место первой встречи Г.Е. Распутина с Царской Семьей. Дореволюционные изображения и современные снимки.


Ввели Г.Е. Распутина в Царскую Семью - через близкого им архимандрита Феофана (Быстрова) - сестры-черногорки, дочери Князя Николы I Петровича: Великие Княгини Милица Николаевна (1866†1951) и Анастасия Николаевна (1868†1935). Обе в 1889 г. вышли замуж: старшая Милица - за Великого Князя Петра Николаевича (1864†1931), младшая Стана - за Светлейшего Князя Георгия Максимилиановича Романовского (1852†1912), Герцога Лейхтенбергского.

Имение последних Сергиевка на северо-востоке граничило с Собственной дачей. Разделяла их до сей поры сохранившаяся аллея. Загородный двухэтажный дворец в усадьбе, принадлежавшей Герцогам Лейхтенберским с 1838 г., был построен в 1839-1842 гг. тем же архитектором А.И. Штакеншнейдером, но уже в стиле позднего классицизма.
В Сергиевке, как и в расположенной близ другой Царской резиденции «Александрия» усадьбе «Знаменка», часто бывал Г.Е. Распутин, встречаясь там как с их хозяевами, так и с Царской Семьей.
Что касается Знаменки, то она принадлежала Великому Князю Николаю Николаевичу Младшему (1856†1929), брату Великого Князя Петра Николаевича.

Завязавшееся в доме последнего знакомство Герцогини Анастасии Николаевны Лейхтенбергской с Великим Князем Николаем Николаевичем вскоре переросло в любовный роман. В ноябре 1906 г. обманным путем (используя мнимое благословение Г.Е. Распутина) Анастасия Николаевна добилась разрешения Императора на развод, обвенчавшись весной следующего года (в нарушение существовавших церковных правил) с Великим Князем Николаем Николаевичем.

Дворец в Знаменке не раз перестраивался: в первый раз под руководством А.И. Штакеншнейдера, а в 1857-1859 гг. по проекту архитектора Г.А. Боссе - в стиле русского барокко.
Теплые первоначально отношения между Великим Князем Николаем Николаевичем и Г.Е. Распутиным, в конце концов, разладились. Царскому дядюшке и черногоркам не удалось использовать старца для усиления своего влияния на Государя. Однако даже в середине 1915 г. Николай Николаевич в разговорах отзывался о Царском Друге с известной долей не прошедшего еще восхищения, называя его человеком «удивительным».

Икона св. праведного Симеона Верхотурского, подаренная Великому Князю Николаю Николаевичу Г.Е. Распутиным. Из собрания родственников Царского дяди.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...