Образный параллелизм в литературе примеры. Что такое синтаксический параллелизм
- Где вы, мои старые друзья? Где вы, степенные и задумчивые соратники мои?!.
- Отчего на свете так жить тревожно? Отчего на свете так любить волнительно?.
Для придания речи особой выразительности часто применяют различные формы построения предложений в тексте, так называемые стилистические фигуры.
Одной из таких стилистических фигур является ПАРАЛЛЕЛИЗМ .
Само слово происходит от греческого parallelos, что означает рядом идущий.
Речь идет о соседних предложениях или об отдельных частях предложения, сходных членах предложения, одинаково расположенных в тексте, в предложении.
Рядом идущие - это идущие друг за другом предложения, отрывки, очень похожие по своему построению. Наверно, стоит привести примеры, тогда будет понятней, что же такое параллелизм .
Классическим примером, который сразу приходит на память при определении этого термина, являются всем известные строчки из песни Лебедева-Кумача Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Вот еще пример параллелизма - тоже известное стихотворение М.Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива...:
Три предложения в одном стихотворении построены одинаково.
А вот строчки из лирики Брюсова:
Два предложения тоже построены одинаково.
Надеюсь, теперь понятно, что такое параллелизм.
У литературоведческого термина параллелизм есть ещ одно название - хиазм. Понятие это означает такой композиционный прим, благодаря которому читатель находит аналогию между двумя поэтическими образами и сопоставляет их. Синтаксический, ритмический, лексический повтор позволяет по-новому воспринять известный образ или создать в свом воображении абсолютно новый. Два сопоставляемых образа или понятия могут контрастировать либо дополнять, подчркивать, усиливать друг друга. Параллелизм часто использовался в фольклоре, да и в авторских произведениях он нередок. Вот пример простейшего параллелизма: Летал сокол по небу, гулял молодец по свету...
Чаще всего говорят о так называемом синтаксическом параллелизме, который является одним из распространннейших риторических примов, используемых поэтами, а порой и прозаиками.
Суть этого языкового явления сводится к тому, что автор синтаксически выстраивает соседние предложения по приблизительно одной схеме, создавая этим эффект рефрена , если так можно выразиться.
Из-за неумения на ходу писать хорошие стихи, я приведу два прозаических примера параллелизма, в первом из которых повторяются только начала, а во втором - предложения одинаково конструируются целиком:
А вот некоторые другие значения понятия параллелизм:
Параллелизм - это сопоставление нескольких предметов, которое требуется для подчркнутости их сходств и различий. По своей сути параллелизм это сравнение.
Примеры параллелизма:
Первый пример. Твой ум высок, что горы.
Второй пример. Тучки небесные - вечные странники.
Термин Параллелизм действительно может использоваться в различных отраслях знаний, но все-таки в школах сейчас часто проходят параллелизм в литературных произведений. Например, часто встречается параллелизм в народных песнях, былинах, сказках. Он вообще считается стилистической фигурой, обычной для такого рода произведений.
Часто используется параллелизм в поэзии, поскольку придает стихотворению особый шарм, красоту.
Иначе говоря параллелизм в литературе - это последовательность идентичных предложений или их частей, которые идут друг за другом.
Различают несколько видов параллелизма, но это уже работа для литературоведов.
Вот несколько любопытных примеров параллелизма:
Параллелизм - это фигура речи, подразумевающая близкое расположение в тексте сходных по семантической и грамматической структуре элементов речи.
Позвонишь ли ты мне? Напишешь ли?
Твоя речь прекрасна, словно песня. Твои глаза блестят, словно речка.
Ночкой темной тучки ходят. Ночкой темной волки бродят.
Расскажу тебе вс, расповедаю.
Слово параллелизм является родственным слову параллель, которое служит наилучшей иллюстрацией для понимания смысла. Как известно из геометрии, параллельными прямыми называются такие прямые, которые нигде не пересекаются. То есть точки пендикуляров двух прямых расположены относительно друг друга таким образом, что по всей длине прямой соблюдается постоянное расстояние между ними.
Точно так же параллелизм означает постоянство взаимного расположения каких-либо явлений или элементов в пространстве и времени.
Например, параллелизм в истории выражается в примерно одновременном появлении у различных народов одних и тех же культурных проявлений. Например, пирамиды строили и в Египте, и в Америке независимо друг от друга.
Очень ярко выражен параллелизм в музыке, это знает каждый человек, взявший несколько аккордов.
В тороговле параллелизм выражается в стремлении установки продавцами примерно одинаковых цен, чтобы получить максимальную прибыль, но не выпасть из рынка.
Примеров параллелизма в природе и человеческом обществе великое множество, так что приведенные примеры - только часть из них.
Значение слова ПАРАЛЛЕЛИЗМ. в Литературной энциклопедии
ПАРАЛЛЕЛИЗМ.
I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. широко распространен
444 в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы; особенно известен так наз. parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в котором П. соединяется с синонимической вариацией образов, напр. «Положи меня как печать на сердце твое || и как перстень на руке твоей» («Песня песней»). Большое место занимает П. в аллитерирующем и даже рифмованном германском стихе средневековья. Не меньшее значение имеет он в финском эпосе «Калевала», где он соединяется с обязательной градацией. Ср. «Шесть он зернышек находит || семь семян он поднимает». В письменных лит-pax П. приобретает весьма сложный характер, соединяясь с анафорой, антитезой, хиазмом и др. фигурами, напр. «Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог» (Державин). Учение о параллелизме получает большое развитие в античной риторике. См. « Риторика », « Стилистика », « Фигуры ». R. S. II. В русской фольклористике термин «П.» применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире. Простейший тип П. — двучленный: «Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету». Из него вероятно образовались более сложные типы: многочленный (несколько последовательных параллелей); отрицательный (параллель, взятая из внешнего мира, дается в порядке отрицания): «Не белая березынька к земле преклоняется —
Красная девица батюшке кланяется»; формальный (утеряна логическая связь между членами П.): «Опущу колечко в речку,
А перчаточку под лед,
Записались мы в коммуну,
Пускай судит весь народ». О связи П. с хоровым действом см. « Амебейная композиция ». Из фольклора П. широко проникает в художественную песню (индивидуальную Kunstlied). Библиография: Веселовский А., Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля, Собр. сочин., т. I, СПБ, 1911. В. Ч.
Литературная энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАРАЛЛЕЛИЗМ. в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре литературоведческих терминов:
- (от греч. parallelos - идущий рядом) 1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Современном энциклопедическом словаре:
- ПАРАЛЛЕЛИЗМ
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Энциклопедическом словарике:
а, мн. нет, м. 1. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. в работе. Нежелательный п. деятельности разных органов власти. 2. … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Энциклопедическом словаре:
, -а,м. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. линий. П. в … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПАРАЛЛЕЛ́ИЗМ в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, к-рые, соотносясь, создают единый поэтич. образ. Наряду … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
параллели"зм, параллели"змы, параллели"зма, параллели"змов, параллели"зму, параллели"змам, параллели"зм, параллели"змы, параллели"змом, параллели"змами, параллели"зме, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре лингвистических терминов:
(от греч. parallelos — рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Молодым … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: параллельность, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Новом словаре иностранных слов:
(гр. parallellsmos) 1) неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий; 2) полное совпадение в чём-л., повторение, дублирование; 3) биол. … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре иностранных выражений:
[гр. parallellsmos] 1. неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий; 2. полное совпадение в чём-л., повторение, дублирование; 3. биол. - … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Тезаурусе русского языка:
Syn: параллельность, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в словаре Синонимов русского языка:
Syn: параллельность, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
1. м. 1) Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. 2) а) перен. Неизменное соотношение и … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре русского языка Лопатина:
параллел`изм, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
параллелизм, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Орфографическом словаре:
параллел`изм, … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Словаре русского языка Ожегова:
сопутствие параллельных явлений, действий, параллельности П. линий. П. в … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
параллелизма, м. (см. параллель) (книжн.). 1. только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей (мат.). … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Толковом словаре Ефремовой:
параллелизм 1. м. 1) Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. 2) а) перен. Неизменное соотношение … - ПАРАЛЛЕЛИЗМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
I м. 1. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. 2. перен. Неизменное соотношение и сопутствие …
Параллелизм
Параллелизм
I.
Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры - грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. широко распространен в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы; особенно известен так наз. parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в котором П. соединяется с синонимической вариацией образов, напр. «Положи меня как печать на сердце твое || и как перстень на руке твоей» («Песня песней»). Большое место занимает П. в аллитерирующем и даже рифмованном германском стихе средневековья. Не меньшее значение имеет он в финском эпосе «Калевала», где он соединяется с обязательной градацией. Ср. «Шесть он зернышек находит || семь семян он поднимает». В письменных лит-pax П. приобретает весьма сложный характер, соединяясь с анафорой, антитезой, хиазмом и др. фигурами, напр. «Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог» (Державин). Учение о параллелизме получает большое развитие в античной риторике. Риторика, Стилистика, Фигуры .
II.
В русской фольклористике термин «П.» применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире.
Простейший тип П.
- двучленный:
«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».
Из него вероятно образовались более сложные типы: многочленный (несколько последовательных параллелей); отрицательный (параллель, взятая из внешнего мира, дается в порядке отрицания):
«Не белая березынька к земле преклоняется -
Красная девица батюшке кланяется»;
формальный (утеряна логическая связь между членами П.):
«Опущу колечко в речку,
А перчаточку под лед,
Записались мы в коммуну,
Пускай судит весь народ».
О связи П. с хоровым действом см. Амебейная композиция . Из фольклора П. широко проникает в художественную песню (индивидуальную Kunstlied).Библиография:
Веселовский А., Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля, Собр. сочин., т. I, СПБ, 1911.
Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .
Параллели́зм
(от греч. parallelos – идущий рядом), стилистическая фигура, устанавливающая подобие смежных синтаксических отрезков текста (стихов, предложений или частей предложения). Проецируя порядок слов одного синтаксического отрезка на другой, различают параллелизм прямой («Спит животное Собака, / Дремлет птица Воробей…» в стихотворении Н. А. Заболоцкого
«Меркнут знаки Зодиака…») и обращённый («Играют волны, ветер свищет…» в «Парусе» М. Ю. Лермонтова
). Обращённый параллелизм также именуют хиазмом
(греч. chiasmos – образность, крестообразность; от названия греческой буквы X
«хи»). При сличении количества слов в парных отрезках выделяют параллелизм полный («Опорожнены амфоры, / Опрокинуты корзины…» в стихотворении Ф. И. Тютчева
«Кончен пир, умолкли хоры…») и неполный («Помедли, помедли, вечерний день, / Продлись, продлись, очарованье…» в его стихотворении «Последняя любовь»).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Параллелизм
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое. Как отмечает Валерий Брюсов, на параллелизме образов строилось, например, стихотворение у древних евреев, системы параллелизмов имеем мы в финской «Калевале», в китайской поэзии и т. п. См., напр., параллелизм из китайской поэзии, даваемой Брюсовым в его «Опытах»:
Твой ум - глубок, что море,
Твой дух высок, что горы.
Острота параллелизма заключается в его неожиданности и в некоторой затушеванности связи между его членами. Сравнения или противоположения (см. антитеза), которые обычно служат темой параллелизма, не должны быть отчетливо ясными. Поэтому сравнение, напр., носит часто в параллелизме характер отрицательный, как у Пушкина:
Не серна под утес уходит...
Одна в сенях невеста бродит...
Своеобразный случай, так сказать, антитезного параллелизма имеем мы в стихотворении Тютчева: «Сумерки». Это стихотворение состоит из двух строф: в первой поэт рисует погружение мира в мрак, во второй обращается к «тихому сумраку» с просьбой переполнить и его чувства «мглой самозабвения» и дать ему «вкусить уничтоженье». Первая строфа начинается стихом: «Тени сизые смесились», а вторая - кончается стихом: «С миром дремлющим смешай». Параллелизм двух этих стихов, затушеванный отделенностью одного стиха от другого (между ними находится 14 стихов), ярко говорит о различии в характере обеих строф стихотворения: первой - описательной, а второй - оптативной, молящей. Параллелизм в широком смысле - параллелизм положений действующих лиц, описаний, характеристик и т. п. - может быть положен в основу композиции целого произведения. Примером использования параллелизма, как композиционного приема, может послужить «Невский Проспект» Гоголя. История обоих героев этого произведения начинается с описания общества, к которому они принадлежат, далее следует рассказ о приключившихся с ними событиях, и завершаются эти рассказы лирическими размышлениями автора о судьбе человеческой. И, словно в рамку, заключены истории Пискарева и Пирогова в описании Невского Проспекта, которыми начинается и кончается произведение. Прием, так сказать, ложного параллелизма, имеющего целью достижение комического эффекта, находим мы в Гоголевской повести о том, как поссорился Ив. Ив. с Ив. Никифор. Характеристику Ив. Ив. и Ив. Никиф. Гоголь начинает словами: «Лучше всего можно узнать характер их из сравнения». Но, давая далее сравнительную характеристику Ив. Ив. и Ив. Никиф. при помощи параллелизмов, Гоголь, между прочим, вводит такие параллели: 1) «Ив. Ив. очень сердится, если ему попадет в борщ муха», «Ив. Никиф. чрезвычайно любит купаться» или 2) «Ив. Ив. несколько
Особый вид параллелизма представляет так называемый обратный параллелизм или хиазм . В случае хиазма отдельные части одной параллельной группы расположены в порядке обратном тому, в котором соответственные части расположены в другой группе. Таким путем выдвигаются на передний план моменты, которые при прямом параллельном расположении остались бы в тени. Так, напр., хиазм имеем мы в полустишиях следующего стиха из стихотворения Тютчева: «Сумерки»:
Все во мне, - и я во всем.
Здесь в первом полустишии выдвинуто ощущение поэтом того, что растворившийся во мраке мир проникает и в него, - в связи с этим слово «все» стоит на первом месте, а «мне» - на втором; во втором же полустишии обнаруживается, что и сам поэт начинает сливаться с «дремлющим миром», - поэтому «я» здесь на первом месте , а «все » - на втором .
Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
Синонимы :
Смотреть что такое "Параллелизм" в других словарях:
параллелизм - а, м. parallélisme m. 1. Параллельное положение двух равноотстоящих одна от другой лиий или плоскостей. Спасский Горн. сл. 1843 Прил. 45. Равное на всем протяжении отстояние от друг друга линий и плоскостей. Параллелизм линий. Параллелизм осей.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Параллелизм - ПАРАЛЛЕЛИЗМ такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое. Как… … Словарь литературных терминов
1) сравнительное сопоставление каких либо предметов или вопросов; 2) то же, что параллельность, см. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПАРАЛЛЕЛИЗМ Сравнит, сопоставление каких… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАРАЛЛЕЛИЗМ, параллелизма, муж. (см. параллель) (книжн.). 1. только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей (мат.). 2. перен., только ед. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий. Эти факты… … Толковый словарь Ушакова
Дублирование Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. параллелизм сущ., кол во синонимов: 6 дублирование … Словарь синонимов
В поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно образным, или синтаксическим, параллелизме (В синем море волны плещут./В синем… … Современная энциклопедия
В поэтике тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно образным, или синтаксическим, параллелизмом (В синем море волны плещут. В синем… … Большой Энциклопедический словарь
ПАРАЛЛЕЛИЗМ, а, муж. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. линий. П. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
- (от греч. parallelos идущий рядом, параллельный), независимое развитие сходных признаков в эволю пии близкородственных групп организмов. В результате П. вторично приобретённое сходство разных групп как бы накладывается на их сходство,… … Биологический энциклопедический словарь
Образные средства в литературе
В своем арсенале художники слова имеют множество выразительных средств, чтобы создать яркий и впечатляющий образ. В своих произведениях писатели активно используют тропы и стилистические (риторические) фигуры:
- риторический вопрос
- инверсию
- градацию
- эпифору
- сравнение
Их использование делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у читателей к изображаемому, рождает богатые образные ассоциации. Одним из таких стилистических приемов является параллелизм. Этот термин заимствован из греческого языка, где слово parallelos , буквально значит «идущий рядом» .
Параллелизм известен в биологии, математике, физике. В литературе словом «параллелизм» обозначают сходные элементы в построении высказывания. Это могут быть звуки и слоги (звуковой параллелизм), повторяющие слова (лексический параллелизм) и синтаксические конструкции - фразы и предложения.
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А. Недогонов
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Часто синтаксический параллелизм сочетается с другими образными средствами художественной литературы, например с анафорой:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф. И. Тютчев. Полдень
Нередки сочетания синтаксического параллелизма с антитезой:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов. Парус
Отрицательный синтаксический параллелизм
Из народного творчества многие писатели восприняли отрицательный параллелизм, который имеет равное количество одинаково расположенных компонентов, но в отличие от прямого параллелизма строится с употреблением частицы «не» :
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
А. Ахматова. Родная земля
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы
Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,
Тревожная - весны младые грезы.
Там - солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь - и гром, и молния, и слезы…
А. Майков. Дума
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, -
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его.
А. Ахматова. Измена
Понимание основных законов синтаксиса и их применение позволяет поэтам и писателям делать письменную речь более выразительной, расставлять в ней эмоциональные акценты, делающие письменную речь живой и яркой. Одним из приемов, позволяющих сделать письменную речь яркой, является применение синтаксического параллелизма. Что это такое, синтаксический параллелизм – разберемся подробно в следующем разделе статьи.
Синтаксический параллелизм в русском языке и литературе: определение и примеры
Определение синтаксического параллелизма звучит следующим образом: это расположение слов в идентичном порядке в двух, трех или большем количестве предложений, следующих в письменной речи друг за другом.
Однако тождественными могут быть не только конструкции предложений, но и отдельные слова, части предложений, словосочетания. Параллелизм в его общем понятии чаще всего встречается в поэзии: примененное повторение позволяет сделать стихотворение максимально выразительным, добавить в него больше глубинного смысла и эмоций. Еще один литературный пример синтаксического параллелизма, который можно назвать классическим – это стихотворное произведение Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Различают множество видов параллелизма. К примеру, в строфическом параллелизме должны наблюдаться не только синтаксические, но и лексические параллели. Параллелизм может ритмическим, прямым или отрицательным. Кладезем примеров разных видов параллелизма будут сборники русских народных песен, любые поэтические произведения, современные песни.
Именно синтаксический параллелизм позволяет сделать художественное произведение живым и звучащим, хотя в синтаксисе существуют и другие приемы придания выразительности письменной речи.
Сравнительный или синтаксический параллелизм.
Среди всех видов параллелизмов, наиболее часто встречается в литературе синтаксический параллелизм. Его отличает использование одной и той же структуры предложений, будь то стихотворение или проза. Обобщающее обстоятельство, как правило, ставится в первую часть предложения, во вторую же помещаются сравниваемые объекты.
Использование такого приема позволяет усилить обобщающее обстоятельство, сделать его описание полным, объемным, ярким. Чаще всего используемое обстоятельство или часть речи является ключевым в произведении, так называемым «главным героем», усилить которое подчас просто необходимо для понимания сюжета.
Использование синтаксического параллелизма.
Подобный прием весьма характерен для английских текстов. В английском языке легко сопоставлять схожие по созвучности слова для сравнения тех или иных частей речи, обстоятельств, героев. В русском языке подобная форма используется реже, так как разбивать конструкцию предложения не всегда уместно и стилистически верно.
История появления синтаксического параллелизма берет свои истоки от древнееврейского языка, который в свою очередь использовался для составления псалмов. В Средние века наиболее почитаемыми и читаемыми текстами были именно священные псалмы, Библия и жизнеописания святых. Такие книги распространялись как в Европе, так и в Азии, а книги, повествующие о других ценностях жизни или других устоях, уничтожались.
Средневековый германский стиль так же оказал влияние на синтаксический параллелизм. От этого влияния в стихотворениях и прозе начала появляться отрывочная ритмика, возникло сочетание несочетаемых частей речи для усиления эффекта.
Кроме того, к синтаксическому параллелизму приложил руку и финский эпос «Калевала». В этом эпосе явственно прослеживается использование подобных конструкций, что в свою очередь придает произведению шарм и определенный дух.
Примеры синтаксического параллелизма.
Чаще всего в русской поэзии подобные композиции встречаются у Тютчева и Фета.
«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».
(А.А. Фет)
«Кончен пир, умолкли хоры,
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, –
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале…
Кончив пир, мы поздно встали –
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины…»
(Ф.И. Тютчев)
Русский язык обладает огромным количеством изобразительных средств. Особое место в нём занимает построение предложений согласно параллелизму.
Что такое синтаксический параллелизм
Понятие синтаксический параллелизм пришло к нам с греческого языка и означает «идущий рядом». Характеризуется похожим расположением элементов, аналогичной структурой предложений, однотипным построением предложений или отрезков текста. Это композиционный приём, который выделяет в худ. литературе структурную связь нескольких элементов стиля.
Параллелизмы бывают следующих видов:
- строфические;
- ритмические;
- отрицательные.
Однако самыми популярными всё же остаются синтаксические: они наиболее часто встречаются в русском языке и литературе. Параллелизм нередко можно встретить в поэзии, прозе, так как он позволяет добавить выразительности, эмоций и больше глубины.
Как правило, в первую часть предложения ставится обобщающее обстоятельство, а во вторую помещаются объекты сравнения. Использование синтаксического параллелизма в таком случае позволяет сделать описание обобщающего обстоятельства полным, ярким и объёмным. Это нужно и для понимания сюжета.
Примеры из литературы
Примером могут послужить строки А. Недогонова:
«Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой».
Популярный пример параллелизма – стихотворение Лермонтова «Парус» :
«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном».
Другие примеры:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
(М. Ю. Лермонтов)
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов?
(К. Д. Бальмонт)
«Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы»
(В. Я. Брюсов)
«Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету».
(Народная песня)
Слова К. Федина из книги «Первые радости» о Л. Толстом:
«Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пищеварением, пульсом».
История синтаксического параллелизма
Данный приём очень распространён в английских текстах, в которых легко сопоставлять аналогичные по созвучности слова для сравнения частей речи, героев, обстоятельств.
Синтаксический параллелизм в русском языке используется реже, потому что разбивать целостность предложения не всегда стилистически верно и уместно.
Подобный приём берёт своё начало от древнееврейского языка, что использовали для написания псалмов. В Средневековье очень почитались священные тексты с описанием жизни святых, Библия и псалмы. Эти книги распространялись и в Азии, и в Европе. Книги с описанием жизни с другими устоями и ценностями уничтожались.
Оказал влияние на синтаксический параллелизм и германский стиль Средних веков. В прозе и стихотворениях начала постепенно присутствовать отрывочная ритмика, появляться для усиления эффекта сочетание несочетаемых частей речи.
Кроме всего, к этому приёму причастен и финский эпос «Калевала», в котором прослеживается использование параллелизма. Это придаёт тексту произведения определённый дух и шарм.
Синтаксический параллелизм в литературе
Синтаксический параллелизм в качестве средства выразительности речи свойственен для художественного стиля или публицистики. Параллелизм в литературе научного и официально-делового стилях применяется нечасто, и в основном для логического выделения какого-либо факта.
Необходимо также знать, что параллелизм бывает и композиционный, когда части текста схожи по сюжетной и смысловой линиям. Например, описание природы отождествляется с внутренним состоянием человека. Часто авторы проводят аналогию унылого дождливого осеннего пейзажа с подавленным состоянием персонажа, депрессией и печалью. А весенние пробуждение природы – с надеждой на лучшие перемены.
Синтаксическим параллелизмом наполнены произведения устного народного творчества – песни, былины, пословицы, частушки, а также схожие художественные произведения, к примеру, поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Твардовского «Василий Теркин», а также «Песня про купца Калашникова» Лермонтова .
Подводя итог, можно сказать что, синтаксический параллелизм в русском языке — это значимый художественный прием, с его помощью можно передать оттенки чувств, передать произведению динамичность, ритм и эмоциональность.
Синтаксический параллелизм получил распространение, благодаря своей способности выразить в тексте эмоциональные оттенки, наполнить предвкушением счастья, придать мечтательную грусть, наполнить и другими образами автора.
Главное отличие такого приёма в последовательном употреблении одинаковых конструкций даже без какого-либо подчинения. Чаще всего он встречается в любых жанрах английских текстов, в которых синтаксический параллелизм может существовать в пределах не только предложения, но и абзаца или целого периода. В текстах русского происхождения подобное разбиение будет считаться ошибкой со стороны синтаксиса, нарушением стиля и изложения.