Объект и предмет исследования в физкультурно-спортивном праве. Международное спортивное право: определение, система и особенности Формы физкультурно-спортивной деятельности

Публикации, 10:00 07.02.2018

© РАПСИ

Система спортивного правосудия. Право в спорте

Контекст

Спортивный арбитражный суд (САS) , пожизненно отстраненных от участия в Олимпийских играх в связи с подозрениями в употреблении ими допинга. Однако МОК отказался приглашать 13 атлетов из этого списка в Пхенчхан. Продолжение правового спора вокруг российских спортсменов может привести к реформе международного спортивного правосудия. РАПСИ разбирается в его устройстве.

САS признал собранные в отношении 28 российских атлетов доказательства недостаточными. Согласившись с обвинениями в адрес 11 спортсменов, суд постановил отменить их пожизненную дисквалификацию и ограничиться запретом на участие в предстоящей Олимпиаде в Пхенчхане.

Однако комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) по вопросам участия российских атлетов в Играх в Корее отказалась пригласить 13 спортсменов и двух тренеров из РФ из списка оправданных САS.

Как отмечается в сообщении организации, комиссия по вопросам участия спортсменов была организована не для установления фактов нарушения антидопинговых правил, а для проверки спортсменов на «чистоту» перед играми. По утверждению комиссии, решения САS не рассеяли подозрений в отношении спортсменов.

Предложения реформ

Президент МОК Томас Бах заявил, что решение САS по 28 российским спортсменам доказывает, что его структура нуждается в реформе.

Интересно, что два месяца назад, задолго до рассмотрения иска россиян, вопрос реформы САS уже поднимался, в т.ч. и отечественными специалистами. В частности, с критикой спортивного арбитража выступила начальник управления международного сотрудничества МГЮА Кутафина Ксения Машкова.

«В области спортивного права часто возникает конфликт юрисдикций. Нынешние регламенты и правила САS не согласуются с международным типовым регламентом арбитражных разбирательств и типовым законом арбитража», — заявила она.

Поводом для этого высказывания стало мнение вице-президента Ассоциации адвокатов Индии Удэя Пракаша Варунджикара, озвученное 1 декабря 2017 года на IV Юридическом форуме стран БРИКС.

Варунджикар назвал создание централизованного спортивного агентства стран БРИКС и подготовку спортивных стандартов обязательным шагом для международного спортивного права.

«Страны БРИКС на международных соревнованиях получают около 50% всего медального зачета. Мнение наших спортсменов должно учитываться. Почему эта организация находится в Лозанне, а не в наших странах? Подобные решения чреваты сложностями с политическим нейтралитетом и заинтересованностью», — полагает Варунджикар.

Одновременно с этим все громче звучат заявления спортсменов и экспертов из разных стран, недовольных методами работы Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Главная претензия заключается в том, что у ВАДА слишком много полномочий: сотрудники агентства сами определяют список запрещенных веществ, аккредитовывают лаборатории, определяют правила, по которым собираются допинг-пробы и т.д. Во избежание конфликта интересов и политизированных решений, считают специалисты, эти полномочия следует развести в независимые организации.

Нынешние противоречия между САS, МОК и ВАДА способны стать решающим поводом для начала внутренней трансформации одной из этих организаций.

Разобраться в этом запутанном споре инстанций не просто даже профильным специалистам. Чтобы облегчить эту задачу нашим читателям, РАПСИ подготовило краткое описание действующей системы устройства международного спортивного правосудия.

Три формы спортивного правосудия

Спортивное правосудие в современном мире существует в трех основных формах. В Европе принято направлять спортивные иски в единый арбитражный суд: сначала в национальный, затем в Международный. В США предпочтение отдается конкурентной системе локальных спортивных арбитражей. В менее развитых странах спортсмены решают свои профессиональные проблемы в судах общей юрисдикции.

Россия официально признает юрисдикцию Международного спортивного арбитражного суда в Лозанне

На Западе в последние двадцать лет прослеживается тенденция выделения спортивных конфликтов в особую форму правосудия, которое разбирает их в состязательном процессе, а не автоматическим подбором наиболее подходящей нормы регламента. Причем спортивные споры рассматривают не только специализированные третейские (арбитражные) суды, но и квазиюридические органы: комитеты, палаты, комиссии при спортивных федерациях и лигах.

Спортивный арбитраж

Национальный спортивный арбитраж (в т.ч. российский) разрешает споры субъектов спортивной деятельности, в том числе: споры, вытекающие из уставов, положений, правил, регламентов и иных документов, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов спортсменов; споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом.

Все эти суды на международном уровне подчиняются Международному спортивному арбитражному совету, при котором был создан Международный спортивный арбитражный суд. Этот суд со штаб-квартирой в Лозанне уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне. В 1996 году были созданы отделения суда в США (Денвер, позднее перенесено в Нью-Йорк) и Австралии (Сидней).

Кроме того, на время проведения крупнейших регулярных соревнований создаются непостоянные трибуналы для ускоренного разрешения споров. С 1996 года — на Олимпийских играх, с 1998 года — на Играх Содружества, с 2000 года — на чемпионатах Европы по футболу, с 2006 года — на чемпионатах мира по футболу, с 2014 года — на Азиатских играх.

Последние годы прослеживалась тенденция передачи САS полномочий по рассмотрению дел, которые раньше пытались разбирать узкоспециализированные организации. Примером того, как САS превращается в единый судебный орган для всех спортивных конфликтов, может служить история неудачной попытки учреждения Международной футбольной арбитражной палаты. Это решение было принято на внеочередном Конгрессе ФИФА 7 июля 2001 года. МФАП должна была стать независимым арбитражным органом со своим регламентом, персоналом и инфраструктурой, призванным разрешать споры с футбольным элементом.

Однако вскоре стало очевидно, что ФИФА не укладывается в отведенные для этой цели сроки и бюджет. Уже через год создание МФАП в предложенном формате было признано невозможным и нецелесообразным. Президенту ФИФА поручили изыскать альтернативные пути для организации футбольного арбитража. Результатом этих «изысканий» стало соглашение о выделении в САS списка арбитров, специализирующихся на разрешении футбольных споров.

Сегодня к компетенции спортивного арбитража относятся трудовые, дисциплинарные, квалификационные (судейские), трансферные, коммерческие споры. А также споры из нарушения допинговых правил, из нарушения регламентов соревнований, споры о компетенции.

CAS рассматривает как «коммерческие», так и «дисциплинарные» дела. Среди последних большую часть составляют споры о дисквалификациях, связанных с использованием допинга.

Что особенно важно в контексте нынешних правовых противоречий между САS и ВАДА, соответствующие полномочия Спортивного арбитражного суда по оценке меры ответственности атлетов и тренеров за употребление допинга прописаны во Всемирном антидопинговом кодексе ВАДА.

Проблемы спортивного правосудия

Главная проблема спортивного правосудия заключается в том, что большинство «коммерческих» споров САS рассматривает как суд первой инстанции, а «дисциплинарные» обычно попадают в арбитраж после того, как их рассмотрела предшествующая инстанция.

Обязательным условием рассмотрения спора в спортивном арбитражном суде является исчерпание заявителем всех правовых средств защиты своих нарушенных прав, предоставленных спортивной организацией, чьи решения или действия обжалуются. Это значит, что перед тем как попасть в специализированный суд, спортсмен обязан пройти разбирательство в согласительной комиссии, созданной при клубе, лиге или спортивной федерации.

Кроме того, по-прежнему сильно ограничивает правовую свободу спортсменов «арбитражная оговорка» — содержащееся в трудовом договоре соглашение сторон, предусматривающее возможность рассмотрения спора в САS (без наличия которой возбуждение дела в Спортивном арбитраже невозможно). Причем сама эта возможность может противоречить внутреннему законодательству, гражданско-правовому договору (например, рекламному контракту) или регламенту спортивных организаций, и в этом случае спортсмен лишается доступа к международному правосудию.

За годы своей работы Международный спортивный арбитражный суд не только урегулировал частные споры по всем возможным контекстам спортивного права, но и дал разъяснения по таким вопросам, как определение понятия контракта о спонсорстве, понятия «профессиональный спортивный журналист»… А главное - по вопросу участия спортсменов, к которым были применены санкции за употребление допинга, в Олимпийских играх. Поэтому в рамках традиционного права именно решение САS по применению этого вопроса на практике должно было бы быть наиболее влиятельным.

Спортивное правосудие сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений правовой и юридической мысли. Особый интерес спортивные суда вызывают благодаря своему специфическому статусу: номинально не подчиняясь национальным властям и международным организациям (в т.ч. и МОК), спортивные суды имеют возможность независимо исследовать главные правовые язвы современного мира (выходящие за пределы чисто спортивной тематики). В этой связи ограничение деятельности и сферы влияния САS может негативно сказаться и на эффективности развития гражданского правосудия.

Родион Руднев

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определœенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. К примеру, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 ᴦ. N 2445-XII ʼʼО физической культуре и спортеʼʼ.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в ʼʼпрофилирующие, базовые ʼʼ отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых ʼʼхарактерно соединœение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслейʼʼ. При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, к примеру жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти всœе они прописаны в базовых отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определœенной отрасли права . Под методом принято понимать способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определœенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта͵ которые не бывают отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в данном состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователœей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всœех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определœенной группы отраслей, к примеру для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета͵ их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Οʜᴎ дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

‣‣‣ использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населœения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

‣‣‣ обеспечения доступности всœех слоев населœения к занятиям физической культурой и спортом;

‣‣‣ использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

‣‣‣ учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

‣‣‣ ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

‣‣‣ обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

‣‣‣ восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на базе использования средств лечебной физической культуры;

‣‣‣ обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

‣‣‣ целœенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

‣‣‣ учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта͵ так и крайне важно стью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целœесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определœение содержит всœе необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий ʼʼспорт ʼʼ и ʼʼфизическая культура ʼʼ как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать ʼʼфизкультурно-спортивным правом ʼʼ, однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта͵ с некоторой долей условности мы именуем как ʼʼспортивное право ʼʼ.

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права." 2017, 2018.

Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохра­нении здоровья средствами физической культуры и спорта.

Юридическая природа спортивной деятельности

В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания од­ного из основных понятий в данной сфере.

При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в нацио­нальном праве. Поэтому следует вначале определить юриди­ческую природу спорта и спортивной деятельности.

Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.

Следовательно, анализируя правовую природу такого со­циокультурного феномена, как спорт, необходимо основывать­ся на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.

Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важ­нейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физичес­кой культуры и спорта получить возможность мыслить юри­дическими категориями.

Предметом нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.

Правоотношения в сфере физической культуры и спорта -регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а так­же по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта - деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.

Субъекты нормативно-правового регулирования - Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы го­сударственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации - юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортив­ной деятельности.

Характер общественных отношений в спорте

В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:

1) публично-правовые отношения - отношения между госу­дарственными органами, а также органами местного самоуп­равления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;

2) гражданско-правовые отношения - отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Формы физкультурно-спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:

    образовательная деятельность по физическому воспита­нию граждан;

    деятельность по организации зрелищных спортивных ме­роприятий и по участию в них;

    деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;

    деятельность общественных объединений, органов госу­дарственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.

В случае придания законодателем предприятиям спортив­ной промышленности особого статуса, перечень видов физкуль­турно-спортивной деятельности может быть дополнен еще и деятельностью по производству товаров физкультурно-спортивного назначения. Понятно, что перечень этот является открытым.

Методы нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной сферы:

    государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физи­ческой культуры и спорта);

    гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предо­ставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);

    административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отноше­ния в сфере государственного управления и исполнительно-рас­порядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).

В соответствии с названными методами видами ответствен­ности, к которой могут привлекаться за нарушение законода­тельных норм субъекты правоотношений в сфере физической культуры и спорта, являются гражданско-правовая и админи­стративная.

В исключительных случаях может возникнуть также и уго­ловная ответственность.

Право на занятия физической культурой и спортом

Государство третьего тысячелетия призвано создать усло­вия для качественной жизни своих граждан. Современные по­нятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять здоровье как высшее, абсолют­ное благо. По общечеловеческим понятиям нынешнего време­ни физическая культура является уникальным средством со­хранения и развития потенциала здоровья населения. Поэтому развитие правопонимания отношений в сфере физической куль­туры и спорта должно с неизбежностью двигаться от призна­ния потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.

Международно-правовое понимание роли физического вос­питания и физической культуры основано на том, что эффек­тивное осуществление прав человека вообще зависит в значи­тельной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности, и поэто­му доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.

Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 года в Париже Гене­ральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека.

Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:

    каждый человек обладает правом на доступ к физическо­му воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;

    каждый человек в соответствии со спортивными тради­циями своей страны должен иметь все возможности для учас­тия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;

    особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и ли­цам с физическими и умственными недостатками.

Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в со­ответствующем разделе нашего курса.

В Российской Федерации условия для реализации выше­названного основного права создаются государством и регла­ментируются законодательными актами следующим образом.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - обязанность государства (Глава 1. «Основы консти­туционного строя», статья 2).

«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принима­ются меры по развитию государственной, муниципальной, ча­стной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию фи­зической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпи­демиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 41).

Как видим, законодатель объединил в одной статье вопро­сы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и сани­тарно-эпидемиологического благополучия.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года. До его принятия действовали Основы за­конодательства Российской Федерации о физической культу­ре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.

Физическая культура и спорт занимают значительное место в жизни каждого человека. Практически каждый член общества вовлечен в физкультурно-спортивные отношения: одни индивиды являются спортсменами или тренерами, вторые выступают в качестве болельщиков, третьи являются служащими государственных или частных спортивных организаций. Школьники и студенты осваивают обязательные программы по физической культуре, в корпоративном секторе проводятся спортивные мероприятия и соревнования, в индустрии отдыха и развлечений задействованы спортивно-оздоровительные лагеря и спортивный туризм. Кроме того, каждый налогоплательщик, по сути, является участником физкультурно-спортивных отношений, так как через бюджетно-распределительную систему финансируется массовый, оздоровительный и инвалидный спорт, дотируется профессиональный спорт, ведутся научные исследования в сфере физической культуры и спорта, ведется строительство спортсооружений и т.д.

Физическая культура и спорт затрагивают интересы подавляющего большинства людей. Однако физкультурно-спортивные отношения настолько широки, многогранны и носят подчас неявный характер (например, оказывают позитивное влияние на повышение продолжительности жизни, снижения уровня преступности, потребления алкоголя и проч.), что многие индивиды не вполне отдают себе отчет в том, что оказываются субъектами спортивно-правовых отношений. В то же время от отношения людей к физической культуре и спорту, от общественного мнения зависит очень многое. И если в обществе есть понимание того, как, посредством каких инструментов и по каким направлениям физкультура и спорт улучшают жизнь общества, делают ее интересней и богаче, то это придает импульс развитию многим наукам о спорте, – в том числе и правовым основам физической культуры и спорта. И если знание физкультурно-спортивного права для обычных граждан страны желательно (хотя и необязательно), то для специалистов по физкультуре и спорту такое знание носит императивный характер, так как без достаточных правовых знаний в области физкультурно-спортивного права профессионалом в сфере спорта стать невозможно.

Правовые основы физической культуры и спорта, как нами отмечалось выше, весьма молодая профессиональная дисциплина. Процесс ее обособления и выделения как самостоятельной отрасли права оформился лишь к середине ХХ столетия, – именно тогда стали появляться первые практические результаты в данной отрасли знания, – целостные и комплексные законы о физической культуре, спорте, рекреации и туризме. Очевидно, что для того, чтобы такие законы появились, была необходима большая предварительная работа по оформлению правовых основ физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли знаний. Такая работа охватывала следующие направления:

  • Накопление и систематизацию эмпирического и статистического материала;
  • Разработку различных теоретических подходов к формированию физкультурно-спортивного права, оформлению различных правовых школ и мировоззренческих позиций;
  • Создание инфраструктуры правовых основ физической культуры и спорта как науки (системы подготовки кадров, специальных научных и учебных заведений, специализированных печатных органов и проч.);
  • Выявление тенденций развития в физкультурно-спортивном праве, формулировку проблем, возникающих в рамках физкультурно-правовых отношений, разработку научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию спортивного права.

Из направлений исследований и задач, стоящих перед правовыми основами физической культуры и спорта как профессиональной дисциплиной, становится понятным содержание физкультурно-спортивного права как науки. Однако для более полного понимания того, что представляют собой правовые основы физической культуры и спорта как наука, следует четко уяснить объект и предмет исследования данной дисциплины.

В качестве объекта познания всегда выступает какая-либо часть реальной действительности, которая находится во взаимодействии с субъектом (то есть лицом, познающим объект). В физкультурно-спортивном праве объектом исследования является все многообразие свойств и отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Предметом исследования называется категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объекта. Иными словами, предмет – это часть объекта, причем один и тот же объект может быть предметом различных видов исследований: например, физическая культура и спорт могут выступать предметом медицинских, экономических, социологических, правовых и других исследований. Таким образом, предметом исследований в правовых основах физической культуры и спорта является вся совокупность нормативно-правовых отношений в данной отрасли.

Содержание объекта и субъекта дает нам представление об огромном многообразии сферы исследований в физической культуре и спорте. В данную сферу входят исследования роли государства в регламентации и законодательном оформлении физкультурно-спортивных отношений, – насколько глубоким должно быть вмешательство государства в физкультуру и спорт, на каких регулятивных принципах должно осуществляться такое вмешательство, какая помощь и в каких объемах должна оказываться физической культуре и спорту и т.д.

В сферу правовых основ физической культуры и спорта входит также законодательное оформление социальных интересов, то есть интересов отдельных социальных групп – спортсменов-профессионалов, предпринимателей в области фитнеса и двигательной активности, физкультурников, детей, юношей, студенчества, пенсионеров, инвалидов и проч. Очевидно, что цели и задачи в области физической культуры и спорта каждой из перечисленных социальных групп различны; соответственно, решение их проблем требует различных подходов, дифференцированных форм и методов, а также финансовых и материальных ресурсов.

В физкультурно-спортивной отрасли действуют десятки тысяч спортивных клубов, добровольных спортивных обществ, ассоциаций, федераций, лиг, атлетических и фитнес-клубов. Все они производят специфический продукт – физкультурно-спортивные услуги и зрелища. Так как все они приобщают население к здоровому образу жизни, несут в массы здоровье и красоту, их деятельность является социально значимой, а значит, требует к себе особого подхода, отличного от подхода к иным предприятиям и предпринимательским структурам. Такой подход также требует своего законодательного закрепления. В связи с этим обстоятельством задачей правовых основ физической культуры и спорта становятся исследования, направленные на научное обоснование значимости спортивных организаций, на выработку конкретных рекомендаций и законодательных норм, поддерживающих предприятия и организации, оказывающих населению физкультурно-спортивные услуги.

Теперь, после предварительного рассмотрения специфики правовых основ физической культуры и спорта как науки, анализа объекта и предмета исследований, мы можем дать ей следующее определение: правовые основы физической культуры и спорта – это наука, изучающая процессы нормативно-правового оформления физкультурно-спортивных отношений на основе взаимодействия ее основных элементов: спортивных субъектов, физкультурно-спортивных институтов и здорового образа жизни .

Отношения в обществе сегодня регулируются одной довольно сложной и обширной категорией, которая имеет название «право». Существование этого явления было обусловлено развитием социальных формаций. Постепенный переход человечества от родоплеменных объединений к государственным повлек необходимость создания механизма, который стал бы основным регулятором внутренних процессов подобных структур. Таковая категория была создана. Её конкурентоспособность была доказана исключительной эффективностью в процессе координирования отношений совершенно разной направленности.

При этом право в течение всей человеческой истории постоянно развивалось. На сегодняшний день оно есть настоящей системой, в которую входят разные по своей сути юридические отрасли. К тому же право не является одинаковым на всей планете. Экономические, исторические и этнические особенности каждого государства сильно влияют на юридическую категорию. Тем не менее, международная сфера сейчас приобретает все большую актуальность. Ведь большинство типов человеческой деятельности стали чаще выходить на всемирный уровень.

Отличным примером есть спорт. Сегодня состязания в разных видах спорта - это не только борьба за победу и первенство, но еще и тонкая политическая игра, особенностями которой пользуются многие государства. Поэтому данная сфера деятельности человека регулируется специальной а именно спортивной.

Международная отрасль регулирования: понятие

Международное спортивное право - это одна из отраслей классической международной сферы координирования. Поэтому рассмотрение категории необходимо начинать с анализа её истоков. Международное право существовало далеко не всегда, однако является поистине старинной отраслью. В теории оно представляет собой совокупность юридических норм и регулируемых ими правоотношений, в которых присутствует иностранных элемент.

Существуют также иные взгляды на проблематику этой отрасли. Например, некоторые ученые рассматривают международное право, исключительно как совокупность специальных нормативных актов, сторонами в которых есть суверенные государства. Развитие представленной отрасли началось давно, ведь дипломатия была известна уже во времена Древнего Египта, Греции, Рима и т.д. Заключенные между древними государствами соглашения стали примером первых международно-правовых отношений. Что касается современности, то в XXI веке отрасль разделена на несколько отдельных частей. Это обусловлено рядом достаточно специфических особенностей.

Что повлекло разделение международной отрасли?

Спортивное право есть относительно молодым структурным элементом ранее упомянутой сферы регулирования. Его появление обусловлено процессом развития и популяризации общественных отношений определенного рода. Забегая немного вперед, следует отметить, что спортивное право - это группа взаимосвязанных юридических норм, то есть, похожих или же однородных. Возникновение и последующее развитие подотрасли обуславливается тремя объективными факторами:

  • появлением новых, быстро набирающих популярность отношений в обществе;
  • фактической заинтересованностью нескольких государств в установлении правового порядка в новой среде общественных отношений;
  • разработкой, созданием и признанием общеправовых начал в новой сфере человеческой деятельности.

Таким образом, развитие новой отрасли или подотрасли возможно в том случае, если она есть актуальной для международного сообщества. В данном случае спортивное право является примером отрасли, уровень популярности и востребованности которой на сегодняшний день возрастает все больше. Поэтому представленную сферу регулирования можно рассматривать как самостоятельное явление.

Понятие спортивного права

Итак, выше мы рассмотрели ключевые особенности международной юридической отрасли в целом. В данном случае возникает логичный вопрос о том, что собой представляет международное спортивное право. Согласно общему мнению большинства ученых МСП, это целая система однородных юридических норм и устоявшихся правил, которыми регулируются отношения общественного характера в сфере спортивной деятельности. Ключевым фактором подобного взаимодействия социума есть его международный характер. То есть, мы говорим о спорте не в контексте одной страны, например России, а о деятельности, которая объединяет в себе интерес большого количества разных государств.

Что такое международная спортивная деятельность?

Любая правовая отрасль регулирует человеческую работу в определенной сфере. Физкультурно-спортивное право есть системой юридических норм. Это говорит о направленности его регулирования, ключевым объектом которого есть международная спортивная деятельность. Эта категория включает в себя массу относительно самостоятельных моментов. Другими словами, международную спортивную деятельность можно представить как:


Предмет сферы юридического регулирования

Анализируя все представленные выше ведомости, можно сделать вывод, что предметом спортивной отрасли есть отношения, возникающие в процессе осуществления субъектами спортивной деятельности мирового уровня. Но особенности данной сферы регулирования проявляются не только в структуре её предмета. Большое значение также имеют принципы и система спортивного права.

Структура отрасли

Любая правовая сфера регулирования есть системой по своей сути. В этом факте заключен принцип эффективного координирования общественных отношений юриспруденцией в целом. Спортивное право в данном случае не является исключением из правил. Его система поделена на институты и отдельные нормы. В данном случае мы не можем говорить о подотрасли МСП, ведь оно само является часть международного права. Характерной чертой системы спортивной отрасли является её открытость. Другими словами, субъекты МСП, то есть отдельные государства, могут его изменять посредством собственных национальных юридических систем.

Принципы спортивного права

Любая юридическая система регулирования общественных отношений имеет определенные исходные положения. В основу спортивного права также входят специфические принципы. Вообще, их система в рамках МСП довольно обширна, что обусловлено наличием нескольких групп. Спортивная школа права имеет некоторые общие принципы, структура которых включает в себя следующие основополагающие положения, а именно:

  • принцип добросовестности выполнения обязательств;
  • положение об уважении человеческих свобод;
  • принцип унификации норм и институтов МСП;
  • принцип всеобщей технологизации.

Представленные исходные положения можно встретить не только в рамках международного спортивного права.

Они существуют также в иных подотраслях международной и национальных сфер регулирования общественных отношений. Однако есть также специальные принципы МСП, которые отображают всю специфику и суть представленной в статье категории. Исходные положения такого рода регулируют конкретные отношения, связанные с:

  • проведением Олимпийских игр;
  • тренировочной деятельностью;
  • развитием МСП и всемирного спорта и т.п.

Таким образом, за счет данных принципов международное спортивное право существует в виде самостоятельной отрасли. При этом её исключительный характер также обусловлен наличием иных особенных категорий в структуре МСП.

Метод правового регулирования

Международное, российское спортивное право и аналогичные отрасли иных государств объединяет факт наличия определенных приемов и способов, которыми осуществляется регулирование общественных отношений. В теории это называется методом юридического координирования. В МСП регулирование осуществляется посредством целенаправленного воздействия на спортсменов, организации и других субъектов отрасли. Набор методов является довольно широким и включает в себя:

  • децентрализованное и ;
  • субординация, координация интересов отдельных сторон;
  • регулирование жесткого и мягкого характера.

Следует отметить, что в большинстве случаев используется метод двухстороннего воздействия на государства-участники. Иными словами, допускается проявление инициативы, но при условии следования общепринятым в спортивном сообществе правилам.

Отраслевые источники

Изучение любой существующей на сегодняшний день отрасли права невозможно без проведения анализа её источников. Международное спортивное право характеризуется определенной двойственностью в этом вопросе. Вся система источников делится на внутригосударственную и международно-правовую группу. В первом случае мы говорим о национальном законодательстве субъектов регулирования МСП, судебных прецедентах этих стран. Таким образом, источником в данном случае признается вся совокупность юридических норм отдельных держав. Международно-правовые источники есть более конкретными. Ведь в них заключены нормы, регулирующие отношения, входящие в компетенцию непосредственно МСП.

Источники международного характера

На сегодняшний день теоретики выделяют четыре формы МСП. Сюда непосредственно относится:

  • договор международного характера;
  • международно-правовой обычай;
  • акты спортивных организаций;
  • судебные прецеденты международных инстанций.

Представленные источники рождаются в процессе общей деятельности субъектов МСП. Например, права спортивной федерации какого-либо типа позволяют ей принимать определенные акты по вопросам внутренней организации или по внешнему взаимодействию. Если структура имеет международный характер, то выданный акт является эталонным и автоматически приравнивается к источнику МСП.

Заключение

Таким образом, международное спортивное право - это самостоятельная, вполне сформированная на сегодняшний день структура, которая имеет собственную систему и метод нормативного регулирования. Её развитие необходимо продолжать, ведь мировой спорт неустанно эволюционирует в XXI веке.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...