Ленин партийная организация краткое содержание. «Партийная организация и партийная литература

Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму Субетто Александр Иванович

5.4. «Партийная организация и партийная литература». Партийность социалистическая против буржуазной партийности

10 ноября 1905 года публикуется статья Ленина «О реорганизации партии», в которой он поставил задачу перестройки партийной работы на основе широкого использования легальных возможностей, завоеванных всеобщей политической стачкой в октябре 1905 года, расширения партийных рядов за счет активных рабочих. 13 ноября появляется знаменитая статья « Партийная организация и партийная литература», в которой Ленин обосновал принцип партийности литературы, против которого резко выступают противники Ленина и ленинизма до сих пор, ломая свои копья, потому что не хотят замечать, что и буржуазная литература, которая якобы является свободной, по мнению этих «критиков», тоже является партийной, только подчиняется она «партийной дисциплине» капиталократии, защищая ее интересы.

« Литература, - писал Ленин, - должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоней за наживой, – социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме» (выдел. мною, С.А.). Он подчеркивал, что для социалистического пролетариата литература не может быть средством обогащения отдельных групп или лиц, не может быть частным делом, независимым от общего дела рабочего класса. Она должна стать составной частью общепролетарского дела, неотделимою от организованной, планомерной партийной работы. Это, конечно, не означает, подчеркивал Владимир Ильич, умаление или ограничение творческой свободы писателя или публициста, наоборот, писал он, безусловно необходимо обеспечение большого простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию.

Фактически Ленин противопоставил буржуазной свободе печати, за которой скрывается диктатура «мешка с золотом», о которой еще писал Ф.М.Достоевский в своем эссе в «Дневнике писателя» о «лучших людях», т.е. диктатура капиталократии, действительную свободу литературного творчества, независимую от диктатуры капитала, как необходимое условие борьбы оружием слова за свободу рабочего класса, за свободу всех трудящихся от эксплуатации их труда.

«Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящихся будет вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» (выдел. мною, С.А.) – писал великий гений русской социалистической революции. Значение этой небольшой, гениальной работы нисколько не умалилось за прошедшие 105 лет. Сражение между капиталистической, буржуазной партийностью и партийностью социалистической в литературе, в искусстве, в целом – в культуре продолжается, потому что за этим сражением в XXI веке уже стоит судьба будущего человечества и России: или рыночно-капиталистическая гибель в форме Глобальной Экологической Катастрофы, или Ноосферный, Экологический, Духовный Социализм как форма выживания человечества и дальнейшего его прогрессивного развития в гармонии с Природой.

Из книги Манифест Коммунистической партии автора Энгельс Фридрих

III. Социалистическая и коммунистическая литература

Из книги Сборник статей автора Бодрийар Жан

Энзенбергер: «социалистическая» стратегия Лишенные наступательной теории и стратегии «левые» силы - говорит Энзенбергер, - остаются безоружными. Они довольствуются лишь тем, что разоблачают культуру масс-медиа как идеологические манипуляции. Они мечтают о захвате

Из книги Том 17 автора Энгельс Фридрих

ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЧИ К. МАРКСА ПРОТИВ КЛЕВЕТЫ БУРЖУАЗНОЙ ПРЕССЫ НА ИНТЕРНАЦИОНАЛ И ПАРИЖСКУЮ КОММУНУ ИЗ ГАЗЕТНОГО ОТЧЕТА О ЗАСЕДАНИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА 6 ИЮНЯ 1871 ГОДАГражданин Маркс обращает внимание Совета на то, что английская пресса распространяет бесстыдную ложь о

Из книги Том 22 автора Энгельс Фридрих

БУДУЩАЯ ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ Положение в Италии, на мой взгляд, таково.Буржуазия, придя к власти в период борьбы за национальную независимость и позднее, не смогла и не захотела довести свою победу до конца. Она не уничтожила остатков

Из книги Том 4 автора Энгельс Фридрих

III СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ И КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Из книги К критике политической экономии знака автора Бодрийар Жан

Энценсбергер: «социалистическая» стратегия По словам Энценсбергера, из-за отсутствия наступательной стратегии и теории «левые» остались без оружия. Они довольствуются разоблачением культуры СМИ как идеологического манипулирования. Они мечтают о захвате власти над

Из книги 1. Объективная диалектика. автора

Из книги Объективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

6. Принцип партийности. Аксиологический и социологический аспекты диалектики В предыдущих параграфах мы рассмотрели метод, посредством которого при познании субъектом объекта может быть достигнута объективная истина. Однако успех в применении метода зависит и от

Из книги Хосе Марти автора Терновой Олег Сергеевич

Глава четвертая МАРТИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ КУБА 1. ДВА ОТНОШЕНИЯ К НАСЛЕДСТВУ МАРТИ Вокруг идейно-теоретического наследства Марти всегда шла острая идеологическая борьба. В эпоху господства на Кубе продажных проимпериалистических режимов идейное наследство Марти

Из книги Критика законов диалектического материализма автора Автор неизвестен

Из книги Анархия и Порядок автора Бакунин Михаил Александрович

Наша социалистическая программа XVIII. Рабочий требует и должен требовать:1) Уравнения политического, экономического и социального всех классов и всех людей, живущих на земле.2) Уничтожения наследственной собственности.3) Передачи земли в пользование

Из книги Борьба вокруг идейного наследия молодого Маркса автора Лапин Николай Иванович

НАСТУПЛЕНИЕ МАРКСИСТСКОЙ НАУКИ ПРОТИВ БУРЖУАЗНОЙ

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

2. ПАРТИЙНОСТЬ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОРЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОЧЕГО КЛАССА. В условиях классового общества всякая философия является выражением интересов какого-нибудь класса, мировоззрением какой-нибудь

Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автора Коллектив авторов

Светская «социалистическая» мировая цивилизация Каков же был алгоритм передачи «власти» от масонов к государственным верхушкам, которые были бы уже надёжно замкнуты на «мировую закулису». Причём замкнутость эта должна была быть не только замкнутостью людей в

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Энгельс и социалистическая печать Энгельс всегда рассматривал социалистическую печать как важнейшее орудие освободительной борьбы пролетариата. Он видел в ней действенное средство пропаганды и распространения идей научного социализма, воспитания рабочих масс в

    Партийная мобилизация - В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

    СССР. Литература и искусство - Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

    Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Пролетарская социалистическая литература - литература, отражающая действительность с позиций мировоззрения пролетариата как класса, возглавляющего борьбу трудящихся за социалистическое общество. Определяющей чертой П. л. является не столько социальное происхождение ее создателей, сколько… … Литературная энциклопедия

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература конца XIX — начала XX вв. - Крах народничества и борьба между его эпигонами и марксизмом явились важнейшими событиями русской общественной жизни конца века и существенно воздействовали на ход литературного процесса. Становление литературы, отражающей особенности третьего,… … Литературный энциклопедический словарь

    Массовая политическая литература - агитационно пропагандистская литература, термин, принятый в советском книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких,… … Большая советская энциклопедия

    Тенденциозная литература - термин, употребляющийся в критике обычно для обозначения произведений, к рые подчеркнуто проводят определенную систему социально политических или этических и других взглядов автора. По существу каждый писатель отстаивает то или иное идейное… … Литературная энциклопедия

    Ленинградская организация КПСС - Партийный билет образца 1917. Партийный билет образца 1917. Ленинградская организация КПСС. В 70—80 х гг. XIX в. началось распространение марксизма среди рабочих Петербурга, в 80 х гг. возникли первые марксистские кружки и социал… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Боевая организация партии социалистов-революционеров - У этого термина существуют и другие значения, см. Боевая организация. Боевая организация партии социалистов революционеров (эсеров) Другие названия: Б.О. Является частью: партия социалистов революционеров Идеология: народничество, революционный… … Википедия

    Всероссийская фашистская организация - Знак ВФО Лидер: А.А … Википедия

Книги

  • Ленин о печати , Ленин В. И. , В сборник "В.И.Ленин о печати" вошли важнейшие ленинские статьи, речи, доклады, заметки, письма, дающие ясное представление о развитии русской периодической печати (начиная с пролетарского… Категория: Научная литература Издатель:

«ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПАРТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА» - статья В. И. Ленина. Опубл. 13 (26) нояб. 1905 в газ. «Новая жизнь» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 99-105). Написана в связи с революц. событиями в России, поставившими новые задачи перед партийной печатью и худож. лит-рой. Определяя характер этих задач, Ленин выдвинул в статье положение о том, что «литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „колесиком и винтиком“ одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса», подчеркнув при этом, что «...литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата» (там же, с. 100-101). Показав, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», что «свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка...», Ленин противопоставил мнимо свободной бурж.

лит-ре «...действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу» (там же, с. 104). В заключит. части статьи определены гл. особенности новой лит-ры, эти ленинские мысли являются но сути дела основой теории социалистич. иск-ва. Здесь с удивительной глубиной и точностью намечены пути его будущего развития, указан его худож. метод, позднее получивший название метода социалистического реализма id=links> .

Ленин говорит о новом характере историч. действительности, гл. черта к-рой - революц. борьба пролетариата. Рожденная ею лит-ра будет оплодотворять «...последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата...», создавая «...постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего...» (там же).

В этом новом историч. содержании лит-ры Ленин видит залог ее обществ. воздействия, обращенного к «...миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» (там же). С др. стороны, именно это новое содержание лит-ры явится стимулом ее роста и развития: «...Идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды» (там же). Очевидно, что отсюда следуют выводы и о новом типе сюжетных конфликтов, к-рые лит-ра будет черпать в жизни и борьбе пролетариата и решать под углом зрения этой борьбы; столь же ясно, что в лит-ру входят принципиально новые характеры, рождающиеся в процессе живой работы и борьбы пролетариата («...человек будущего в России - рабочий...», - писал Ленин 7 нояб. 1905 в ст. «Мелкобуржуазный и пролетарский социализм» (там же, с. 41). Другими словами, ленинское определение новой социалистич. лит-ры заключало в себе в крайне сжатой форме законченное эстетич. содержание: идейно-тематич. направленность, новый тип сюжетно-конфликтной организации, новая характерология с необходимо сопутствующей им поэтикой. Все это в целом и составляло особый, нешаблонный характер «...литературной части партийного дела пролетариата...» (там же, с. 101). Ленин настойчиво указывал, что «...литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию... Спору нет, - писал он, - в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там же). Очевидно, выдвигая принцип партийности, Ленин особо настаивал на мысли о своеобразии иск-ва: худож. творчество немыслимо без многообразия форм, стилей, способов изображения; механич. регламентация в этой области способна принести только вред развитию иск-ва.

Понятие партийности, по Ленину, является прежде всего идейной тенденцией, определяющей все стороны отношения иск-ва к действительности: тип героя, характер изображения обществ. процесса в целом, худож. целенаправленность творчества. Глубина ленинской концепции партийности социалистич. иск-ва тем более значительна, что она по сути предваряла его развитие, из анализа действительности как бы выводила характер того иск-ва, к-рое неизбежно должно отвечать своим направлением, своим методом этой новой действительности; статья затрагивала важнейшие аспекты коммунистической партийности id=links> (т. 9).

Первое худож. произведение, к-рое в полной мере можно отнести к охарактеризованной Лениным свободной лит-ре, позднее названной лит-рой социалистич. реализма, было создано вскоре после выхода статьи Ленина: это - роман М. Горького «Мать» (1906). Т. о., партийность творчества, как это показано Лениным,

определялась не непосредств. принадлежностью писателя к партии, не прямым повторением в его книгах уже готовых положений и выводов, а творч. обращением к самой действительности, к живой работе социалистич. пролетариата, поисками тем и идей, сюжетов и характеров, к-рые раскрывали бы в иск-ве те задачи и цели, за к-рые боролась и борется партия.

Статья Ленина вызвала многочисленные нападки сторонников буржуазного индивидуализма; в то же время ее идеи были поддержаны А. В. Луначарским (ст. «Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907), Горьким (предисл. к «Сборнику пролетарских писателей», 1914). В нек-рых выступлениях более позднего времени делались беспочвенные попытки доказать, будто бы в статье имелась в виду не худож. лит-ра, а только парт. печать и публицистика, поэтому статья утратила свою актуальность. Однако обращение к тексту подтверждает, что у Ленина прямо говорится именно об иск-ве, о лит-ре и о писателях. Статья сохраняет свое значение как программное выступление, характеризующее сущность и принципы иск-ва и лит-ры социалистич. реализма.

Лит. : Ковалевский В., В. И. Ленин и худож. лит-ра, М., 1972; Щербина В. Р., В. И. Ленин и худож. лит-ра, М., 1974; Барабаш Ю., Сила коммунистич. партийности, «Правда», 1975, 25 нояб.; Новиков В., Ленинское предвидение, «Коммунист», 1975, № 17.

Л. уделял своб печати оч много вним-я.Уже в годы подполья перед окт-ким перевор-ом 1917г, Л. в основ-м опред задачи нов печати,кот д/быть созд в нов гос-ве:диктатура пролетариата . Газ предст Л. коллект пропагандистом, агитатором и организатором .

Газета должна отклик-я на все вопросы, выдвиг-мые жизнью во всех областях, и делать опред выводы из каж факта применительно к конеч целям социал-ма.

Основополаг-е принципы нов сов печати Л. сформулир-л в статье:«Парт-я орган-я и парт-я лит-ра» ,(1905) .

сформулир-ы осн принципы нов ж-ки:

1.партийность- Л. подчеркивал, что на смену декларированному,бурж прессой,принципу беспарт-ти,кот в завуалиров-ой форме маскир-ет зависим-ть от денежного мешка,д/прийти принц парт-ти,когда жур-ты прямо выраж интересы нар-го класса,партии больш-ков.

2.народность- ж-ка д/служить нар, выраж интересы нар-го большинства и она д/быть нар-ой.Отношен к оппозиц-ой ж-ке отриц-ое => против многопарт-ти ж-ки.Больш-кая печать д/была стать важн-им орудием социал строительства, ср-вом эконом-го воспит-я и перевоспит-я масс.Печать,ж-ка д/быть составной частью админист-го управ-я обществом => треб коренного измен-ия типа печати, форм и методов ее работы.

Ведущей социальной силой социалистич. (коммунистического) движения является пролетариат, но движение это захватывает постепенно все трудовые слои общества. Поэтому художники, участвующие своим творчеством в коммунистич. движении, могут представлять интересы различных социальных слоев трудящихся. Внутри коммунистич. движения особую роль приобретает политич. форма идеологии и политич. парт. организация.

В ст. Ленин настаивает на том, чтобы вся партийная лит-ра (политическая, теоретическая и публицистическая ) была подконтрольна партийным организациям и чтобы все литераторы, числящиеся в рядах с.-д. партии, сохраняли в своих работах верность партийной программе. Вместе с тем Ленин прямо затрагивает вопрос и о худож. лит-ре, об иск-ве. Утверждая, что неклассовая лит-ра и иск-во будут возможны «...лишь в социалистическом внеклассовом обществе...» он ратует за «действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу», к-рая будет служить идее социализма и миллионам трудящихся.

БРЮСОВ (За свободу Тв-ва)

дится."разумеется, пока несогласным с такой тиранией представляется возможность перейти в другие партии".

угроза изгнанья из партии является в сущности угрозой извержением из народа".

Может случиться, что пролетариат захватит государственную власть, -тогда социал-демократический устав станет уставом всенародным. Надо в предвиденьи этого "катастрофического" случая заранее обеспечить себе и себе подобным свободу творчества, свободу слова.

"свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и с уважением к чужому убеждению". Потому

что, - "для нас дороже всего свобода исканий, хотя бы она и привела нас к крушению всех наших верований и идеалов". "Повидимому, г. Ленин судит по тем образчикам писателей - ремесленни- ков, которых, он, быть может, встречал в редакциях либеральных журналов. Ему должно узнать, что рядом встала целая школа, вырасло новое, иное поколение писателей-художников... Для этих писателей - поверьте, г. Ленин,

Склад буржуазного общества более ненавистен, чем вам... Всю свою задачу они поставили в том, чтобы и в буржуазном обществе добиться "абсолютной" свободы творчества".

Брюсов подразумевает, повидимому, писателей символистов и расценивает их, как подлинных борцов за свободу в отличие от Ленина, который намеревается только сменить одну тиранию на другую.

"Пока вы и ваши идете походом против существующего "неправого" и "некрасивого" строя, <мы> готовы быть с вами, мы ваши союзники. Но как только вы заносите руку на самую свободу убеждений, так тотчас мы покидаем ваши знамена. "Коран социал-демократии" столь же чужд нам, как и

"Коран самодержавия". И поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы- враги прогресса, вы - наши враги".

МЕРЕЖКОВСКИЙ

Дух зла воплотился в Ленине — о, еще не последний, а только очень средний! но все же подлинный; а дух зла есть дух небытия, ничтожества. Имя “великого” Ленина останется в памяти человечества вместе с именами Атиллы, Нерона, Калигулы и даже самого Иуды Предателя ”. “Л.— самодержец, Горький — первосвященник. У обоих в душе — один и тот же провал в пустоту, в нигилизм, в “босячество”. Оба — великие блудники, или вернее, блудницы. Абсолютная русская женственность, абсолютная проституция”. “Горький — не друг, а враг, тайный, хитрый, лицемерный, но злейший враг русского народа”.

Новые условия социал-демократической работы, создавшиеся в России после октябрьской революции, выдвинули на очередь вопрос о партийной литературе. Различие между нелегальной и легальной печатью, – это печальное наследие крепостнической, самодержавной России, – начинает исчезать. Оно еще не померло, далеко нет. Лицемерное правительство нашего министра-премьера еще бесчинствует до того, что "Известия Совета Рабочих Депутатов" печатаются "нелегально", но, кроме позора для правительства, кроме новых моральных ударов ему, ничего не получается из глупых попыток "запретить" то, чему помешать правительство не в силах.

При существовании различия между нелегальной и легальной печатью вопрос о партийной и непартийной печати решался крайне просто и крайне фальшиво, уродливо. Вся нелегальная печать была партийна, издавалась организациями, велась группами, связанными так или иначе с группами практических работников партии. Вся легальная печать была не партийна, – потому что партийность была под запретом, – но "тяготела" к той или другой партии. Неизбежны были уродливые союзы, ненормальные "сожительства", фальшивые прикрытия; с вынужденными недомолвками людей, желавших выразить партийные взгляды, смешивалось недомыслие или трусость мысли тех, кто не дорос до этих взглядов, кто не был, в сущности, человеком партии.

Проклятая пора эзоповских речей, литературного холопства, рабьего языка, идейного крепостничества! пролетариат положил конец этой гнусности, от которой задыхалось, все живое и свежее на Руси. Но пролетариат завоевал пока лишь половину свободы для России.

Революция еще не закончена. Если царизм уже не в силах победить революцию, то революция еще не в силах победить царизма. И мы живем в такое время, когда всюду и на всем сказывается это противоестественное сочетание открытой, честной, прямой, последовательной партийности с подпольной, прикрытой, "дипломатичной", увертливой "легальностью". Это противоестественное сочетание сказывается и на нашей газете: сколько бы ни острил г. Гучков насчет социал-демократической тирании, запрещающей печатать либерально-буржуазные, умеренные газеты, а факт все же остается фактом, – Центральный Орган Российской социал-демократической рабочей партии, "Пролетарий", все же остается за дверью самодержавно -полицейской России.

Как-никак, а половина революции заставляет всех нас приняться немедленно за новое налаживание дела. Литература может теперь, даже "легально", быть на партийной. Литература должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, "барскому анархизму" и погоне за наживой, – социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы , развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме.

В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "колесиком и винтиком" одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы.

"Всякое сравнение хромает", говорит немецкая пословица. Хромает и мое сравнение литературы с винтиком, живого движения с механизмом. Найдутся даже, пожалуй, истеричные интеллигенты, которые поднимут вопль по поводу такого сравнения, принижающего, омертвляющего, "бюрократизирующего" свободную идейную борьбу, свободу критики, свободу литературного творчества и т. д., и т. д. По существу дела, подобные вопли были бы только выражением буржуазно-интеллигентского индивидуализма. Спору нет, литературное дело менее всего поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством. Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простору мысли и фантазии, форме и содержанию. Все это бесспорно, но все это доказывает лишь то, что литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата. Все это отнюдь не опровергает того чуждого и странного для буржуазии и буржуазной демократии положения, что литературное дело должно непременно и обязательно стать неразрывно связанной с остальными частями частью социал-демократической партийной работы. Газеты должны стать органами разных партийных организаций. Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами – все это должно стать партийно-подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела, отнимая, таким образом, всякую почву у старинного, полуобломовского, полуторгашеского российского принципа: писатель пописывает, читатель почитывает.

Мы не скажем, разумеется, о том, чтобы это преобразование литературного дела, испакощенного азиатской цензурой и европейской буржуазией, могло произойти сразу. Мы далеки от мысли проповедовать какую-нибудь единообразную систему или решение задачи несколькими постановлениями. Нет, о схематизме в этой области всего менее может быть речь. Дело в том, чтобы вся наша партия, чтобы весь сознательный социал-демократический пролетариат во всей России сознал эту новую задачу, ясно поставил ее и взялся везде и повсюду за ее решение. Выйдя из плена крепостной цензуры, мы не хотим идти и не пойдем в плен буржуазно-торгашеских литературных отношений. Мы хотим создать и мы создадим свободную печать не в полицейском только смысле, но также и в смысле свободы от капитала, свободы от карьеризма; – мало того: также и в смысле свободы от буржуазно-анархического индивидуализма.

Эти последние слова покажутся парадоксом или насмешкой над читателями. Как! закричит, пожалуй, какой-нибудь интеллигент, пылкий сторонник свободы. Как! Вы хотите подчинения коллективности такого тонкого, индивидуального дела, как литературное творчество! Вы хотите, чтобы рабочие по большинству голосов решали вопросы науки, философии, эстетики! Вы отрицаете абсолютную свободу абсолютно-индивидуального идейного творчества!

Успокойтесь, господа! Во-первых, речь идет о партийной литературе и ее подчинении партийному контролю. Каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений. Но каждый вольный союз (в том числе партия) волен также прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов. Свобода слова и печати должна быть полная. Но ведь и свобода союзов должна быть полная. Я обязан тебе предоставить, во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы союзов, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то. Партия есть добровольный союз, который неминуемо бы распался, сначала идейно, а потом и материально, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды. Для определения же грани между партийным и антипартийным служит партийная программа, служат тактические резолюции партии и её устав, служит, наконец, весь опыт международной социал-демократии, международных добровольных союзов пролетариата, постоянно включавшего в свои партии отдельные элементы или течения, не совсем последовательные, не совсем чисто марксистские, не совсем правильные, но также постоянно предпринимавшего периодические "очищения" своей партии. Так будет и у нас, господа сторонники буржуазной "свободы критики", внутри партии: теперь партия у нас сразу становится массовой, теперь мы переживаем крутой переход к открытой организации, теперь к нам войдут неминуемо многие непоследовательные (с марксистской точки зрения) люди, может быть, даже некоторые христиане, может быть, даже некоторые мистики. У нас крепкие желудки, мы твердокаменные марксисты. Мы переварим этих непоследовательных людей. Свобода мысли и свобода критики внутри партии никогда не заставят нас забыть о свободе группировки людей в вольные союзы, называемые партиями.

Во-вторых, господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому" сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность). Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.

И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески, – не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу.

Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения "верхним десяти тысячам", а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих).

За работу же, товарищи! Перед нами трудная и новая, но великая и благодарная задача – организовать обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократическим рабочим движением. Вся социал-демократическая литература должна стать партийной. Все газеты, журналы, издательства и т. д. должны приняться немедленно за реорганизационную работу, за подготовку такого положения, чтобы они входили целиком на тех или иных началах в те или иные партийные организации. Только тогда "социал-демократическая" литература станет таковой на самом деле, только тогда она сумеет выполнить свой долг, только тогда она сумеет и в рамках буржуазного общества вырваться из рабства у буржуазии и слиться с движением действительно передового и до конца революционного класса.

"Новая Жизнь" №12,

Подпись: Н. Ленин

Печатается по тексту

Газеты «Новая жизнь»

Нами печатается по: В.И. Ленин

Полное собрание сочинений,

5 изд., том 12, стр. 99-105.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...