Кто был первым наркомом внутренних дел. Создание нквд ссср, его структура и функции

Введение

Тридцатые годы прошлого столетия -- сложное время не только в истории нашего государства, но и в истории развития органов внутренних дел, милиции. На тот период времени приходится образование органов НКВД СССР.

Тема истории создания органов НКВД СССР очень актуальна и в наше время. Это связано с тем, что изучение современной структуры МВД невозможно без знания исторических путей развития этих органов в различные периоды времени. Необходимо знать, как развивались данные структуры, каковы были их положительные и отрицательные стороны.

Цель работы: комплексное исследование становления и развития органов НКВД в период 1934-1941гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • - рассмотреть этапы создания органов НКВД СССР;
  • - охарактеризовать их функции и основные структурные элементы;
  • - рассмотреть особенности борьбы с уголовной преступностью в 30-е годы.

Данная тема хорошо и подробно освящена работами многих отечественных историков и юристов. Например: Курицыным В.М. (История государства и права России, 1929-1940), Коровиным В.В. (История отечественных органов безопасности) и пр.

Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.

Создание нквд ссср, его структура и функции

Согласно исторической справке, опубликованной в справочнике «Лубянка 1917-1960»Лубянка: ВЧК--ОГПУ--НКВД--НКГБ--МГБ--МВД--КГБ, 1917--1960: Справочник / Сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров; Под ред. Р.Г.Пихоя. М., 1997. С. 267., в 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него были включены ОГПУ и Главное управление милиции при ОГПУ. При этом финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный.

На заседании политбюро ЦК ВКП(б) 20 февраля 1934 года Сталиным И.В. было принято решение об организации союзного наркомата внутренних дел с включением в него реорганизованного ОГПУ. Важные изменения заключались в том, что в проекте постановления предусматривалось упразднение так называемой судебной коллегии ОГПУ. В проекте отмечалось, что народный комиссариат внутренних дел СССР не имеет судебных органов, что должно было стать свидетельством резкого смягчения карательной политики, проводимой советским государством.

Наконец, 10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление "Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел", в составе которого были созданы Главные управления государственной безопасности, рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны, исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений и некоторые другие службы

Главными действующими лицами НКВД СССР были назначены: Г. Ягода, Н. Ежов, Л. Берия.

Согласно мнению КокуринаКокурин А.И., Петров Н.В. ВЧК--КГБ: Структура, функции, кадры (1917--1967) // Свободная мысль. 1997. № 6. С. 77., типовая структура НКВД и УНКВД была объявлена приказом НКВД № 0044 от 21 августа 1934 г. и была такова:

  • - Управление государственной безопасности (УГБ), подразделяемое на отделы (или отделения) СПО, ЭКО, ОО и т.д. по “линиям” работы;
  • - Инспекция войск внутренней охраны (там, где они были предусмотрены);
  • - Управление милиции;
  • - Инспекция резервов;
  • - Инспекция противопожарной охраны;
  • - Отдел актов гражданского состояния;
  • - Отдел связи;
  • - Финансовое отделение;

Секретариат;

Хозяйственный отдел.

В некоторых УНКВД также предусматривались отделы (отделения) трудовых поселений.

На НКВД возлагалось обеспечение порядка и госбезопасности, охрана общественной собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В ведении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография, управление мер и весов, переселенческое и архивное дело. С созданием ГУЛАГа, НКВД стал распорядителем огромной трудовой армии из заключенных колоний и лагерей и из «спецпоселенцев» (до 30-х гг. места заключения были в ведении республиканских НКВД).

На момент образования НКВД СССР действовала практика во взаимоотношениях между Прокуратурой СССР и ОГПУ, которая являлась отступлением от "Инструкции губернским, военным и военно-транспортным прокурорам по наблюдению за органами ГПУ", утвержденной наркомом юстиции РСФСР Д. И. Курским и зампредом ГПУ И. С. Уншлихтом 1 ноября 1922 года. В инструкции, принятой в развитие постановления ВЦИК от 16 октября 1922 года о предоставлении ГПУ права на внесудебную расправу в отношении бандитов, взятых с поличным на месте преступления, предусматривалось извещение органов прокуратуры об арестах, произведенных органами ГПУ, по делам политическим и шпионаже не позднее 14 суток. Таким образом, Прокурор СССР предложил не только существенно ограничить внесудебные полномочия НКВД СССР, но и повысить роль прокурорского надзора.

Изучая историю создания НКВД СССР, нельзя не отметить, что именно в 1934 году, уже второй раз в истории Советского государства органы госбезопасности и внутренних дел были объединены в составе одного ведомства. Первый же раз это было сделано в 1922-1923 гг., когда НКВД РСФСР и ГПУ возглавлял Ф.Э. Дзержинский.

Особое совещание при НКВД состояло из: заместителя НКВД, уполномоченного НКВД по РСФСР, начальника ГУРКМ, прокурора СССР и его заместителя. Особое совещание рассматривало дела заочно.

Создавались “тройки” на местах из 1-го секретаря обкома или ЦК, начальника соответствующего НКВД, прокурор края, области или республики. Создание специальных репрессивных органов было необходимо для устрашения населения, зачастую они выносили оправдательные приговоры и не нарушали процессуальный порядок. Активизируются военные трибуналы.

В союзных республиках создавались республиканские наркоматы внутренних дел. Судебная коллегия ОГПУ упразднялась, и все дела по окончании следствия должны были направляться в судебные органы по подсудности. Однако при Народном комиссаре внутренних дел СССР создавалось Особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет и высылку за пределы Союза ССР. Таким образом, этот административный орган наделялся судебными полномочиями, что не могло не привести к нарушениям законности, прав граждан.

НКВД СССР на тот период времени превратился в крупнейшее хозяйственное и строительное ведомство. Он также отправлял заключенных на стройки и предприятия других ведомств.

Также, с историей становления и развития НКВД тесно связано развитие милиции. В 1930 г. были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, ведавшие весьма разнородными отраслями управления: коммунальным хозяйством, пожарной охраной, борьбой с преступностью и т.д. На базе их структурных подразделений были созданы отраслевые органы, непосредственно, подчиненные совнаркомам республик, в том числе управления милиций и уголовного розыска.

В 1931 г. было издано Положение о Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировались ее организация и деятельность в масштабе всего Союза. Положение предусматривало более полное подчинение органов милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше Малыгин А.Я. Развитие системы органов внутренних дел в предвоенные годы // Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С. 146..

В 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР Главное управление милиции было включено в его состав Централизация охраны общественного порядка, с одной стороны» позволяла более планомерно и масштабно организовывать борьбу с преступностью, но с другой -- невольно сковывала инициативу местных работников, привыкших ожидать директив центра.

НКВД очень разбух, к тому же ему приходилось руководить весьма разнородными сферами управления. Этим объясняют выделение из состава Наркомвнудела в начале 1941 г. Главного управления государственной безопасности, которое стало самостоятельным наркоматом.

В данный период были реорганизованы и контрольные органы. Создавались самостоятельные Комиссии партийного контроля и Комиссии советского контроля при Совнаркоме СССР. Партийный контроль, таким образом, был отделен от государственного.

В 1940 г Комиссия советского контроля была ликвидирована, и вместо нее создан Наркомат госконтроля.

Вместе с тем существовала целая сфера, в которой беззакония, принявшие чудовищные формы, развивались в это время в громадных размерах. Это касалось деятельности органов НКВД, которые вышли, по существу, из-под всякого партийного и государственного контроля и выполняли лишь волю правящей верхушки, что причинило громаднейший ущерб как миллионам советских граждан, так и самому Советскому государству. Вина за это ложится как на высших руководителей партии и государства, прежде всего, на самого Сталина, так и на лиц, стоявших во главе ОГПУ-НКВД: Г. Ягоду, Н. Ежова, Л. Берию. Особенно следует отметить Ежова, на короткое правление которого приходится пик репрессий, получивший в народе название «ежовщины». Этого деятеля, который, по мнению специалистов, был «преступно некомпетентен» в вопросах государственной безопасности, кажется, меньше всего интересовало дело, важнее было истребить побольше ни в чем не повинных людей, в том числе высокоценных для страны и государства История отечественного государства и права. Под редакцией О.И. Чистякова. М.: Издательство БЕК, 1999г.С. 411..

Спецслужбы первых лет СССР. 1923–1939: На пути к большому террору Симбирцев Игорь

Первый нарком в НКВД

Первый нарком в НКВД

Назначение Сталиным главой НКВД 10 июля 1934 года Ягода явно воспринял как должное, не подозревая, что начался его путь к эшафоту. А пока на пике своего величия он стал членом ЦК партии, а вскоре и наркомом внутренних дел со званием генерального комиссара госбезопасности, что по тогдашним чекистским званиям приравнивалось к званию маршала в армии, – этот подарок он получил от власти чуть позднее, уже в 1935 году. Ягода вообще носился с идеей объединить чекистов в НКВД в некую сплоченную касту. По его решению было продавлено постановление, что ни один сотрудник ведомства не мог быть арестован и предан суду без санкции его самого как наркома. Бойня 1937 года это все превратит в условность, он сделал свое звание «генерального комиссара госбезопасности» пожизненно дающимся и подлежащим снятию только решением суда – его арест со снятием звания и это не предотвратило.

При этом он живет в Кремле и в фаворе у самого Сталина, на некоторых кадрах кинохроники даже позволяет себе сидеть в присутствии стоящего «вождя народов», совсем не характерный эпизод в тогдашней советской элите. Он щеголяет в специально пошитом для него портным белом кителе генерального комиссара госбезопасности. В 30-х годах он совсем уже не отказывает себе в удовольствиях, в обществе гуляют слухи о пристрастиях наркома НКВД к дорогим заморским винам, к отдыху на пикниках с подобранными девушками легких нравов, о его бурном романе с невесткой Горького, в которую Генрих Григорьевич влюбляется всерьез.

Сталину в это время такой хозяйственник и прагматик в главном кресле на Лубянке нужен. В 1934 году он при назначении начальника единого НКВД выбирал между верным ему членом ЦК партии Анастасом Микояном (при котором Ягода должен был стать заместителем и главным консультантом по специфике чекистской работы) и самим начальником прошлого ГПУ Ягодой. И выбрал все же второго – но оба своим прагматизмом, расчетливостью и послушностью Сталину во многом похожи по типу, отсюда и альтернатива между ними на этом конкурсе в глазах Сталина.

У Ягоды в этих самых глазах Сталина, кроме преданности советской власти и лично генсеку, кроме готовности действовать любыми методами, было еще одно явное достоинство – он был очень работоспособен и аккуратен в документообороте. По-видимому, Иосифа Виссарионовича устраивало и то, что его «Верный Генрих» (так позднее Гитлер звал тезку Ягоды и своего «Ягоду» по имени Генрих Гиммлер) хорошо схватывает его намеки и полунамеки, которыми Сталину все больше нравилось общаться с ближайшими своими соратниками. Но главное то, что Ягода Хозяйственник с большой буквы. Именно это до начала Большого террора Сталину было очень ценно, еще не нужно было с утра до ночи арестовывать, пытать и стрелять, а огромную систему ГУЛАГ нужно было строить и отлаживать. Ягода и стал «главным инженером» этого сталинского гигантского проекта, а пытать-стрелять позовут других, более для того подходящих.

Говорят, что Ягода не имел в глазах Сталина шансов стать командиром Большого террора потому, что при известном хамстве и безразличии ко многому не был лично жесток, не был любящим кровь садистом. Это довольно сомнительно, скорее Ягоду из кресла и обоймы сталинской команды к Большому террору выбросили не эти его принципы и даже не происхождение его из ленинской гвардии партийцев с дореволюционным стажем, а появившееся недоверие Сталина к нему и близость к группе правых Бухарина в партии.

Правда, в отличие от его наследника в НКВД Ежова о Ягоде действительно нет сведений, чтобы он лично участвовал в допросах с применением пыток или в расстрелах. В книге «КГБ: председатели органов госбезопасности» Леонид Млечин отмечал эту неоднозначность образа Ягоды в посвященной его персоне главе, приводя примеры человечного отношения Ягоды к арестованным. Там Ягода на докладной записке о том, что сотрудник НКВД вывел заключенных в лагере на мороз раздетыми, написал резолюцию: «Где вы находите таких мерзавцев? Женщин на мороз?! Кто позволил?!» Хотя это вряд ли можно считать доказательством человеколюбия наркома Ягоды, такие «гуманистические» резолюции будут позднее выходить в НКВД и из-под пера Ежова или Берии. Хотя он действительно в конце 20-х годов написал несколько циркуляров по ГПУ об усилении надзора за законностью, о наведении дисциплины в рядах ГПУ, об обязанности вежливого обращения с посетителями и собственными подчиненными (сам будучи по отношению к своим сотрудникам часто просто первейшим хамом). В 1926 году зампред ГПУ Ягода выступил с инициативой усиления законности в отношении содержания арестованных по делам ГПУ, предлагая сократить сроки содержания под стражей на следствии, а всем содержащим арестованных на следствии больше двух месяцев грозя дисциплинарными карами. В 1928 году Ягода опять пишет начальнику Секретного отдела ГПУ Дерибасу служебную записку: «Вопрос о загрузке наших тюрем опять стоит остро, необходимо применять уже не только меры внушения, но и репрессивные меры к тем нашим товарищам, которые не могут и не хотят понять: содержание в тюрьме человека необоснованно долго ложится на нас пятном. Есть же десятки приказов, запрещающих задерживать более 24 часов, а держат ведь 7 суток и более без оформления». Такие документы из-под пера Ягоды в его архивном наследстве есть, и было бы неверно их не учитывать. Хотя и не ясно до конца, чего же здесь больше: человечного отношения к арестованным, идейного восприятия коммунистической законности, просто заботы о чести мундира ГПУ или все той же тяги чиновника все делать по букве инструкции.

Есть устойчивый слух и о том, что Ягода вроде бы в кругу своих призывал придерживаться не только законов и инструкций, но и ленинских заветов в партии, а излишнее возвышение личности Сталина с конца 20-х годов называл неправильным и нескромным. И будто бы до самого Сталина донесли тогда эти брошенные фразы первого зампреда ГПУ, на что Сталин многозначительно сказал: «Но пока он очень полезен, пусть поработает». Хотя в эту историю не слишком верится хотя бы потому, что Ягоду действительно очень трудно заподозрить в истинном идейном большевизме в душе, да и сам он в своих пристрастиях не очень стремился к завещаемой Лениным скромности в быту, и аскетичности его предшественника Дзержинского в наркоме НКВД и близко не наблюдается.

У Ягоды уже не было интеллигентности Менжинского или суровой харизмы Дзержинского. Этот нервный и худой человек во френче со щеткой усов бывал взвинчен, с подчиненными часто просто хамоват, срываясь на крик при удобном случае и матерный ор в своем лубянском кабинете, был не чужд страсти к интригам даже внутри ГПУ, где к его приходу еще сохранялись остатки заложенного Дзержинским духа чекистского сурового братства. Многих еще в ГПУ поражало его спесивое высокомерие, которое с годами в нем окрепло. Дзержинский не орал на подчиненных, что сгноит их, а Ленин не мог воспитывать Дзержинского словами: «А то в морду дам!», как Сталин, по свидетельствам многих очевидцев таких бесед, завершал часто очередные прения с Ягодой.

В целом недалеким человеком Генриха Ягоду назвать сложно, он действительно любил литературу и дружил с писателями. Хотя это не мешало ему устраивать оргии с любовницами или повесить в бане на своей даче церковные иконы, чтобы голый нарком внутренних дел с гостями с удовольствием палили в них из револьверов, тренируясь в меткости стрельбы. После ареста и расстрела Ягоды на его даче НКВД устроит секретный объект, где в дни Большого террора стреляли уже не по безмолвным иконам, а расстреливали сотнями привезенных сюда по ночам из московских тюрем приговоренных. Расстреляв веру, взялись без жалости за население страны.

Ягода вполне соответствовал типу начальника спецслужбы для зачистки страны, только по воле Сталина он стал больше жертвой, чем исполнителем Большого террора, хотя кровь расстрелов 20 – 30-х годов и жертв «великой стройки» Беломорканала, за которую Ягода получил свой орден Ленина, лежит и на нем. Все заигрывания Ягоды с интеллигенцией, вся его показная дружба с Максимом Горьким, беседы с Роменом Ролланом, совместные пьянки с советскими поэтами не спасли его от этих обвинений. Посетивший в 1935 году СССР Ромен Роллан, с которым Ягода пытался подружиться, писал позднее, что глава НКВД произвел на него очень двойственное впечатление: у него были очень честные и пронзительные глаза, неплохие манеры и умная речь, но он внушил Роллану какой-то необъяснимый ужас. «Загадочный человек», – резюмировал свое впечатление от Генриха Ягоды француз.

После декабрьского убийства в 1934 году Кирова в Ленинграде Сталин впервые очень резко высказал Ягоде свое неудовлетворение его работой. Затем весь 1935 год Ягода активно руководит НКВД, организует первые массовые аресты оппозиции и категорий «бывших людей», достраивает машину ГУЛАГ, но с началом 1936 года генсек все чаще его критикует и ругает. К тому же вокруг Ягоды образуется понемногу вакуум в советской верхушке, нарком внутренних дел фактически не имеет в сталинском ЦК ни одного друга или союзника: Микоян, Ворошилов, Молотов, Ежов и все другие открыто не желают с ним сближаться и все чаще «кусают» за ошибки. Ягода понемногу напоминает обкладываемого одинокого волка, а поддержки основной массы чекистов в НКВД у него за спиной нет, он и там для многих остался чужаком.

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Маленький нарком» После того как в 1937 году Генриха Ягоду арестовали, новым главой НКВД стал Николай Ежов. Поговаривали, что «маленький нарком» обожал не только стрелять из пистолета, но и лазить по подземельям.Безопасности метрополитена он уделял не меньше внимания, чем

автора Калашников Максим

Последний сталинский нарком Последняя попытка Сталина спасти положение провалилась. Надо было что-то делать. И коль потерпели неудачу идеологи, вперед выступил деятель экономики. А именно – Алексей Косыгин, сталинский выдвиженец. Правая рука Императора в труднейшем

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Баталин, последний нарком… Между тем, независимо от ВПК, еще одна группа переломить гибельные тенденции в стране, начиная контрпроект – русскую экономическую реформу Баталина.Юрий Петрович последний нарком Советского Союза.В позднем СССР Юрий Баталин и его шеф, глава

Из книги Евреи в КГБ автора Абрамов Вадим

Евреи в ОГПУ-НКВД, или с кем дружил нарком Ягода? В бытность Ягоды наркомом в НКВД было значительное число евреев (среди подследственных и заключенных также). Но внимательное изучение источников (мемуаров, послужных списков, следственных материалов и т. д.) показывает, что

автора Млечин Леонид Михайлович

НАРКОМ УЕЗЖАЕТ ЛЕЧИТЬСЯ Чичерину назначили двух заместителей - больше в те годы не позволялось. Вся коллегия наркомата состояла из четырех-пяти человек. Первым заместителем был старый большевик Максим Максимович Литвинов, вторым - Лев Михайлович Карахан. С Караханом

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ЛИШЬ БЫ НАРКОМ НЕ СБЕЖАЛ Состояние Чичерина ухудшалось, и наконец стало ясно, что вылечить его невозможно. Сейчас же отношение к нему в Москве переменилось. Он перестал быть нужным, и сразу стало жалко тратить на него деньги. Кроме того, в политбюро возникла другая

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

НАРКОМ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ Не только самого наркома, но и коллегию Наркомата иностранных дел, состоявшую из пяти человек, утверждало политбюро, руководителей отделов - оргбюро ЦК. Коллегия НКИД состояла из самого наркома, его первого заместителя Николая Крестинского

Из книги Фрунзе. Тайны жизни и смерти автора Рунов Валентин Александрович

Нарком В минувшем году мы Красную Армию сократили с 610 тыс. до 562 тыс. человек, т. е. уменьшили ее на 50 тыс. человек. А при нашей территории и международном положении ясно, что даже в 600 тыс. человек - маленькая армия… В отношении подготовки мы далеко отстаем от уровня

Из книги Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 автора Фельштинский Юрий Георгиевич

5. Нарком иностранных дел Лишь ощупью Троцкий пытался найти наиболее целесообразные подходы к налаживанию внешнеполитической деятельности большевистского правительства. В литературе часто можно встретить утверждение, что он поначалу совершенно пренебрежительно

Из книги Сталин и заговорщики сорок первого года. Поиск истины автора Мещеряков Владимир Порфирьевич

Часть 2. Нарком ВМФ Кузнецов вспоминает… Мы уже обращались к воспоминаниям адмирала Кузнецова изложенные в его книге «Курсом к победе», а также, приводили его интервью, данное историку Куманеву. Но у него есть еще книга «Накануне». Она тоже представляет определенный

Из книги 1937 год: Элита Красной Армии на Голгофе автора Черушев Николай Семенович

Нарком военно-морского флота Выстрел Гамарника прозвучал 31 мая – и должность начальника Политуправления РККА стала вакантной. Реально на нее претендовать могли прежде всего армейский комиссар 2-го ранга Гайк Осепян – действующий заместитель Яна Борисовича и бывший

автора

Приложение 5. Выписка из Инструкции о взаимоотношениях войск НКВД по охране тыла действующей Красной Армии и частями внутренних войск НКВД СССР 5. В целях лучшей организации взаимодействия командиры соединений внутренних войск и начальники войск НКВД по охране тыла

Из книги Войска НКВД на фронте и в тылу автора Стариков Николай Николаевич

Приложение 9. Справка о взаимодействии войск НКВД с местными органами НКВД и милицией Уже в первые дни Великой Отечественной войны войскам НКВД всех видов приходилось выполнять служебные и служебно-боевые задачи совместно или во взаимодействии с местными органами НКВД

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

Нарком Ежов становится писателем

Из книги Сталин автора Белади Ласло

НАРКОМ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ Циркулирующий среди некоторых товарищей проект восстановления старых губерний (Тифлисская, Бакинская, Эриванская) с единым закавказским правительством во главе является, на мой взгляд, утопией, притом утопией реакционной, ибо такой

Из книги Жизненный путь Христиана Раковского. Европеизм и большевизм: неоконченная дуэль автора Чернявский Георгий Иосифович

5. Глава правительства и нарком иностранных дел Украины По возвращении в Москву Раковского ожидали новые назначения. Глубокой осенью 1918 г. правительство Ленина направило его в Берлин, предполагая, что оттуда он выедет в Вену в качестве полпреда РСФСР, на что уже было

РЫКОВ Алексей Иванович (1881-1938)

Нарком внутренних дел с 25 октября по 4 ноября (7-17 ноября) 1917 г.
Профессиональный революционер. Учился, но не окончил юридический факультет Казанского университета. Назначен наркомом II съездом Советов. 10 ноября 1917 года подписал постановление о создании милиции. Подал в отставку и вышел из ЦК РКП(б), так как считал возможным создание «однородного социалистического» правительства, сформированного из представителей всех партий, входящих во ВЦИК. В 1918-1920 и 1923-1924 годах -председатель Высшего совета народного хозяйства. С 1921 года - заместитель Председателя Совнаркома РСФСР. С 1924 по 1930 год - Председатель Совнаркома СССР. С 1931 по 1936 год - нарком связи СССР. На судебном процессе по делу о «правотроцкистском блоке» 1938 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован посмертно.

ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович (1878-1958)

Нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917 по март 1919 г.
Профессиональный революционер. Депутат IV Государственной думы. С 1919 по 1938 годы - председатель Всеукраинского ЦИК. С 1926 по 1939 годы - кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). С 1940 года - заместитель директора Музея Революции.

ДЗЕРЖИНСКИЙ Феликс Эдмундович (1877-1926)

Нарком внутренних дел РСФСР с марта 1919 по август 1923 г.
Член компартии с 1895 года. Во время Октябрьской революции 1917 года -член Военно-революционного комитета, руководившего вооружейным восстанием. В первые дни после революции был сторонником использования милиции Временного правительства для охраны общественного порядка. С 1917 года - председатель ВЧК при СНК РСФСР, преобразованной в феврале 1922 года в Главное политическое управление при НКВД РСФСР. В ноябре 1923 года было образовано Объединенное государственное политическое управление на правах самостоятельного наркомата (ОГПУ РСФСР), которое возглавил Ф.Э. Дзержинский, оставив пост наркома внутренних дел. Одновременно с руководством ВЧК и НКВД РСФСР с 1921 года - нарком путей сообщения РСФСР (с 1922 г. - НКПС СССР). С 1924 по 1926 год - председатель Высшего совета народного хозяйства. С 1921 года - кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б).

БЕЛОБОРОДОВ Александр Георгиевич (1891-1938)

Нарком внутренних дел РСФСР с августа 1923 по ноябрь 1927 г.
Участник рабочего и революционного движения на Урале. Рабочий. Член компартии с 1907 года. В 1918 году - председатель Уральского областного Совета. Отдал распоряжение о расстреле царской семьи, находившейся на территории Уралоблсовета. В 1919 году - уполномоченный Совета обороны по подавлению восстания казаков на Дону. Заместитель начальника политуправления Реввоенсовета. С 1919 года - заместитель наркома внутренних дел. Назначен наркомом по рекомендации Ф.Э. Дзержинского. Снят с должности наркома как «активный участник троцкистской оппозиции». В 1927 году исключен из РКП(б) и постановлением Особого совещания ОГПУ отправлен в ссылку сроком на три года. В 1929 году возвращен из ссылки, восстановлен в РКП(б), назначен уполномоченным Комитета заготовок при СНК СССР на работу в Ростовскую область. В 1936 году арестован. В 1938 году расстрелян. В 1958 году реабилитирован.

ТОЛМАЧЕВ Владимир Николаевич (1886-1937)

Нарком внутренних дел РСФСР с января 1928 по январь 1931 г.
Член компартии с 1904 года. В 1919 году - член Реввоенсовета Крымской республики. В 1921-1922 годах - секретарь Кубано-Черноморского обкома ВКП(б). С 1924 по 1928 годы - заместитель председателя Северо-Кавказского крайисполкома. При наркоме В.Н. Толмачеве НКВД союзных и автономных республик были упразднены. Руководство милицией осуществлялось ОГПУ СССР. В.Н. Толмачев был исключен изВКП(б) как член «фракционной группировки Смирнова, Толмачева, Эйсмонта», которые обсуждали между собой возможность замены И.В. Сталина на посту Генсека ЦК ВКП(б). Вскоре был репрессирован. В 1937 году расстрелян. В 1962 году реабилитирован.

ЯГОДА Генрих Григорьевич (1891-1938)

Нарком внутренних дел СССР с июля 1934 по сентябрь 1936 г.
Член компартии с 1907 года. В 1917 году - член Высшей военной инспекции РККА. С 1919 года - член коллегии Наркомата внешней торговли. С 1920 года - член Президиума ВЧК, с 1924 года - заместитель председателя ОГПУ СССР. В июле 1934 года было упразднено ОГПУ и образован НКВД СССР. Наркомом был назначен Г.Г.Ягода, исполнявший обязанности председателя ОГПУ вместо скончавшегося в мае 1934 года В.Р. Менжинского. В 1935 году Ягоде было присвоено звание «генеральный комиссар государственной безопасности». В сентябре 1936 года снят с должности наркома внутренних дел. С 1936 по апрель 1937 года - нарком связи СССР. Снят с должности с официальной формулировкой «...вследствие обнаруженных должностных преступлений уголовного характера». В 1938 году на судебном процессе по делу «правотроцкистского блока» приговорен к расстрелу.

ЕЖОВ Николай Иванович (1895-1940)

Нарком внутренних дел СССР с сентября 1936 по декабрь 1938 г.
Член компартии с 1917 года. С 1922 года - секретарь Марийского обкома ВКП(б), секретарь Семипалатинского губернского, Казахского краевого комитетов ВКП(б). В 1929-1930 годах - заместитель наркома земледелия СССР. В 1930-1934 годах - заведующий Распределительным отделом и Отделом кадров ЦК ВКП(б). С 1934 года - заместитель председателя Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). С начала 1938 года наряду с руководством НКВД является наркомом водного транспорта. Генеральный комиссар государственной безопасности. В феврале 1940 года Военной коллегией Верховного суда приговорен к расстрелу.

БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953)

Нарком внутренних дел СССР с декабря 1938 по декабрь 1945 г., министр внутренних дел СССР с 15 марта по 26 июня 1953 г.
Работал в органах ЧК Закавказья, председатель ГПУ Грузии, секретарь компартии Грузии, секретарь Закавказского крайкома ВКП(б). Генеральный комиссар государственной безопасности, Маршал Советского Союза. Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР 23 декабря 1953 года приговорен к расстрелу.

КРУГЛОВ Сергей Никифорович (1907-1977)

Министр внутренних дел СССР с декабря 1945 по март 1953 г. и с июня 1953 по февраль 1956 г.
Генерал-полковник.
Окончил Московский институт востоковедения. В 1936-1937 годах учился в Институте Красной профессуры. Был ответственным организатором ЦК ВКП(б), особоуполномоченным НКВД СССР. С 1940 года - заместитель наркома внутренних дел СССР. В 1941 году - начальник управления оборонным строительством, командующий 4-й саперной армией. В 1956 году - заместитель министра строительства электростанций. В 1957 году -заместитель председателя совнархоза Кировского административно-экономического района. С 1958 года - на пенсии по болезни и инвалидности. В январе 1960 года исключен из КПСС, погиб в июне 1977 года, попав под поезд.

ДУДОРОВ Николай Павлович (1906-1977)

Министр внутренних дел СССР с февраля 1956 по январь 1960 г. Звание не присваивалось.
Окончил Московский химико-технологический институт. В 1941-1944 годах -начальник различных главков в Министерстве строительных материалов и Министерстве строительства СССР. Заведующий отделом строительства МГК КПСС, заместитель председателя Моссовета. В 1954-1956 годах - заведующий отделом строительства ЦК КПСС. В 1960-1962 годах - генеральный правительственный комиссар Всемирной выставки в 1967 году в Москве. В 1962-1972 годах - начальник Главного управления промышленности и строительных материалов Мосгорисполкома. С 1972 года на пенсии.

СТАХАНОВ Николай Павлович (1901-1977)

Министр внутренних дел РСФСР с февраля 1955 по июнь 1961 г. Генерал-лейтенант.
Окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. Служил в пограничных войсках. В 1942-1952 годах - начальник пограничных войск. В 1952 году - заместитель министра госбезопасности СССР. В марте 1953 года назначен начальником Главного управления милиции МВД СССР. С 1954 года - первый заместитель министра внутренних дел СССР. В феврале 1955 года, наряду с МВД СССР, образуется МВД РСФСР. Министром внутренних дел РСФСР назначен Н.П. Стаханов. С 1961 года на пенсии.

ТИКУНОВ Вадим Степанович (1921-1980)

Министр внутренних дел (охраны общественного порядка) РСФСР с июня 1961 по сентябрь 1966 г. Генерал внутренней службы второго ранга.
Окончил Алма-Атинский юридический институт. В 1942 году - секретарь Ак-тюбинского обкома ЛКСМ Казахстана. В 1944 году работал в ЦК ВЛКСМ. С 1945 года - второй секретарь ЛКСМ Эстонии. С 1947 по 1952 годы - первый секретарь Владимирского обкома ВЛКСМ, секретарь Владимирского горкома КПСС, Владимирского обкома КПСС. В1952-1959 годах - заведующий сектором, заместитель заведующего отдела административных органов ЦК КПСС. В 1959-1961 годах - заместитель председателя КГБ СССР. С 1967 по 1969 год - в отделе ЦК КПСС по работе с заграничными кадрами и выездам за границу. В 1969-1974 годах - чрезвычайный советник-посланник в Румынии. В 1974-1978 годах - чрезвычайный и полномочный посол СССР в Верхней Вольте, а в 1978-1980 годах - в Камеруне.

ЩЕЛОКОВ Николай Анисимович (1910-1984)

Министр внутренних дел (охраны общественного порядка) СССР с сентября 1966 по декабрь 1982 г. Генерал армии, доктор экономических наук.
В 1939-1941 годах - председатель Днепропетровского городского Совета. Участник Великой Отечественной войны. С 1946 года - заместитель министра местной промышленности УССР. С1951 года - первый заместитель председателя Совета Министров Молдавской ССР. В 1965-1966 годах - второй секретарь ЦК КП Молдавии. В 1982-1984 годах - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Покончил жизнь самоубийством.

ФЕДОРЧУК Виталий Васильевич (р. 1918)

Министр внутренних дел СССР с декабря 1982 по январь 1986 г. Генерал армии.
Окончил Высшую школу КГБ. В 1936-1939 годах - курсант военного училища. С 1939 года - в органах государственной безопасности. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С 1970 года - председатель КГБ УССР. В мае-ноябре 1982 года - председатель КГБ СССР. С 1986 по 1991 годы - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. На пенсии.

ВЛАСОВ Александр Владимирович (р. 1932)

Министр внутренних дел СССР с января 1986 по октябрь 1988 г. Генерал-полковник.
Окончил Иркутский горно-металлургический институт. В 1954-1964 годах -на комсомольской и партийной работе в Иркутской области. С 1965 года - секретарь, второй секретарь Якутского обкома КПСС. В 1972-1975 годах - инспектор ЦК КПСС. С 1975 года - секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС, с 1984 года - первый секретарь Ростовского обкома КПСС. В 1988-
1991 годах - Председатель Совета Министров РСФСР, заведующий отделом
социально-экономической политики ЦК КПСС. На пенсии.

БАКАТИН Вадим Викторович (р. 1937)

Министр внутренних дел СССР с октября 1988 по декабрь 1990 г. Генерал-лейтенант.
Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт, Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1960 по 1973 годы - на партийной работе: второй секретарь Кемеровского горкома, заведующий отделом, секретарь Кемеровского обкома КПСС. С 1983 по 1985 годы - инспектор ЦК КПСС. В 1985-1987 годах - первый секретарь Кировского обкома КПСС. В 1987-1988 годах - первый секретарь Кемеровского обкома КПСС. В 1990-1991 годах -член Президентского совета СССР. В августе - декабре 1991 года - председатель КГБ СССР, Межреспубликанской службы безопасности. С марта
1992 года - вице-президент Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа».

ПУГО Борис Карлович (1937-1991)

Министр внутренних дел СССР с декабря 1990 по август 1991 г. Генерал-полковник.
Окончил Рижский политехнический институт. В 1961-1973 годах - на комсомольской и партийной работе в Латвии, секретарь ЦК ВЛКСМ. В 1974-1976 годах - инспектор ЦК КПСС, заведующий отделом организационно-партийной работы ЦК Компартии Латвии, первый секретарь Рижского горкома партии. С 1976 года - в органах государственной безопасности, с 1980 года - председатель КГБ Латвийской ССР. С 1984 года - первый секретарь ЦК Компартии Латвии, с 1988 года - председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Покончил жизнь самоубийством.

БАРАННИКОВ Виктор Павлович (1940-1995)

Министр внутренних дел РСФСР с сентября 1990 по август 1991 г. Министр внутренних дел СССР с августа по декабрь 1991 года. В декабре 1991 - январе 1992 года - министр безопасности и внутренних дел РСФСР. Генерал армии.
Окончил Высшую школу милиции. В органах внутренних дел с 1961 года. В 1992-1993 годах - генеральный директор Агентства федеральной безопасности РФ, министр безопасности РФ.

ТРУШИН Василий Петрович (р. 1934)

Министр внутренних дел РСФСР с октября 1989 по сентябрь 1990 г. Генерал-полковник внутренней службы.
Окончил Московский горный институт. Был секретарем Московского горкома партии, начальником ГУВД Мосгорисполкома. В 1990-1991 годах - заместитель министра внутренних дел СССР. На пенсии.

ДУНАЕВ Андрей Федорович (р. 1939)

Министр внутренних дел РСФСР с сентября по декабрь 1991 г. Генерал-лейтенант внутренней службы.
Окончил Высшую школу милиции и Академию МВД СССР. С 1959 года на различных должностях в органах внутренних дел. В 1990-1991 годах - заместитель министра внутренних дел РСФСР. В1992-1993 годах - первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. На пенсии.

ЕРИН Виктор Федорович (р. 1944)

Министр внутренних дел Российской Федерации с января 1992 по июль1995 г. Генерал армии. Герой России.
Окончил Высшую школу МВД СССР. В органах внутренних дел с 1964 года. В 1990-1991 годах - заместитель, первый заместитель, министр внутренних дел РСФСР. В сентябре-декабре 1991 года - первый заместитель министра внутренних дел СССР. В декабре 1991 - январе 1992 года - первый заместитель министра безопасности и внутренних дел РФ. С июля 1995 года - заместитель директора Службы внешней разведки РФ.

КУЛИКОВ Анатолий Сергеевич (р. 1946)

Министр внутренних дел Российской Федерации с июля 1995 по 23 марта1998 г. Генерал армии.
В1966 году окончил Орджоникидзевское высшее военное командное училище внутренних войск МВД СССР, затем - Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба. Доктор экономических наук. Прошел во внутренних войсках путь от командира взвода до заместителя министра внутренних дел РФ - командующего внутренними войсками МВД России. Депутат Государственной Думы III созыва.

СТЕПАШИН Сергей Вадимович (р. 1952)

Министр внутренних дел РФ с марта 1998 по май 1999 г. Генерал-полковник.
Окончил Высшее политическое училище МВД СССР и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, доктор юридических наук, профессор. Трудовой путь: преподаватель Высшего политического училища МВД СССР, депутат Верховного Совета РСФСР, заместитель министра безопасности, директор Федеральной службы контрразведки, министр юстиции. С мая по август 1999 года - председатель Правительства Российской Федерации. Ныне -председатель Счетной Палаты РФ.

РУШАЙЛО Владимир Борисович (р. 1953)

Министр внутренних дел Российской Федерации с мая 1999 по март 2001 г. Генерал-полковник.
Окончил Омскую высшую школу милиции. Работал в МУРе. Организовал Московское региональное управление по борьбе с организованной преступностью и возглавлял его. Был заместителем начальника ГУБОП МВД РФ, заместителем министра внутренних дел России. С марта 2001 года - Секретарь Совета Безопасности РФ.

ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович (р. 1950)

Министр внутренних дел Российской Федерации с марта 2001 г. Специальное звание не присваивалось.
Родился 15 декабря 1950 года в семье военного летчика и учительницы. В 1954 году семья Грызловых переехала в Ленинград, где Б.В. Грызлов окончил физико-математическую школу с золотой медалью. После школы поступил в Ленинградский электротехнический институт связи, по окончании которого получил специальность радиоинженера и начал работать в НПО имени Коминтерна (ВНИИ мощного радиостроения). Участвовал в разработке космических систем связи. В 1977 году перешел в Ленинградское производственное объединение «Электроприбор», где проработал почти 20 лет, пройдя путь от ведущего конструктора до директора крупного подразделения. С 1996 по 1999 годы трудился в сфере высшего образования: по его инициативе были созданы Институт ускоренного обучения руководящих работников и Центральный институт работников городского хозяйства. В это же время возглавил Учебно-методический центр новых технологий обучения Балтийского государственного технического университета («Военмех» имени Д.Ф. Устинова). В 1999 году возглавил Межрегиональный фонд делового сотрудничества «Развитие регионов». В декабре 1999 году избран депутатом Государственной Думы по федеральному списку межрегионального движения «Единство». В январе 2000 года избран лидером фракции «Единство» в Госдуме. 28 марта 2001 года назначен министром внутренних дел Российской Федерации. Женат, имеет двоих детей.

I. КОНТИНГЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ.

1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.

2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.

3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.

4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.

5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований.

Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.

7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой.

Репрессированию подлежат также элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.

9. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне - в колхозах, совхозах, сельско-хозяйственных предприятиях и в городе - на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.

II. О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ. 1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории: а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках - РАССТРЕЛУ.

Б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но всё же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. История НКВД [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Тема истории создания органов НКВД СССР очень актуальна и в наше время. Это обусловлено тем, что изучение современной структуры МВД невозможно без знания исторических путей развития этих органов в различные периоды времени. Следует подробно изучать, как развивались данные структуры, каковы были их положительные и отрицательные стороны.

Формирование НКВД

Народный комиссариат внутренних дел СССР (далее НКВД) берет свое начало в 1917 году. Принято считать, что родоначальником НКВД о котором в последствии много писали и говорили, является "рабоче-крестьянская милиция", которая появилась 28 октября 1917 г., которая, выделяется в орган, специализирующийся на поддержании правопорядка и борьбе с "неполитической" преступностью, хотя рамки, определяющие, какое преступление – политическое, а какое – нет, были очень расплывчатыми.

В 1918 году НКВД РСФСР имело утвержденную структуру. При наркоме НКВД создается коллегия, в которую вошли: Ф.Э. Дзержинский, И.С. Уншлихт, М.С. Урицкий, М.Я. Лацис.

Созданная в декабре 1917 г. ВЧК, в состав НКВД РСФСР не входила, являясь самостоятельным органом. Однако в марте 1919 г. Ф.Э. Дзержинский стал наркомом НКВД, сохраняя за собой пост Председателя ВЧК. Два органа, де-факто, объединились. Это повлекло за собой дальнейшее усиление влияния НКВД.

Однако впоследствии была утверждена та структура Народного Комиссариата Внутренних дел, которая состояла из следующих отделов:

  1. местного управления;
  2. местного хозяйства;
  3. финансового;
  4. иностранного;
  5. управления медицинской частью;
  6. ветеринарного;
  7. секретариата;
  8. бюро печати;
  9. контрольно-ревизионной комиссии .

Так складывается та структура, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала многие десятилетия.

Особую важность, в сложившихся в 20-х годах прошлого века условиях существования советского государства, представлял иностранный отдел НКВД. Им часто пугали приезжающих в Россию иностранцев.

Иностранный отдел НКВД занимался внешней разведкой, отдел печати – цензурой. Интересно, что контрольно-ревизионный орган у НКВД был свой – другие органы власти его не контролировали; "сам себе – контролер". Отдел местного хозяйства постепенно разросся в экономическую "империю" – по мере появления и развития ГУЛАГ. Отдел местных органов потом стал – уже в ОГПУ – Секретно-политическим отделом.

6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление о ликвидации ВЧК и образовании Государственно-политического управления при НКВД РСФСР, таким образом, передавая управление милицией и госбезопасностью в руки одного ведомства. В августе 1923 г. наркомом НКВД РСФСР стал А.Г. Белобородов (известный тем, что руководил расстрелом царской семьи).

15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ НКВД в ОГПУ при СНК СССР. НКВД РСФСР освобождался от функций обеспечения государственной безопасности.

После создания СССР наркомат остался республиканским.

В январе 1928 г. наркомом НКВД РСФСР стал В.Н. Толмачев.

15 декабря 1930г. НКВД РСФСР был ликвидирован. Его функции частично перешли к ВЦИК СНК СССР, частично – к ОГПУ и наркомату юстиции РСФСР, при этом ОГПУ получило право на использование в своих целях, как гласного состава милиции, так и ее агентурного аппарата.

Для НКВД РСФСР были характерны следующие особенности:

  • политическая функция – "защита завоеваний революции" значила больше, чем охрана безопасности граждан.

10 июля 4 года ЦИК СССР принял постановление "Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел", в составе которого были созданы Главные управления государственной безопасности, рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны, исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений и некоторые другие службы .

2 февраля 1939 г. СНК СССР принял Постановление "О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками", в соответствии с которым

Структура Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД СССР

15 марта 1946 года НКВД СССР преобразован в МВД СССР.

О Роли НКВД очень хорошо написал Р.С. Мулукаев . По его мнению, в упразднении НКВД сыграли роль конкретные политические обстоятельства. А.Г. Белобородов, занимавший с октября 1921 г. пост заместителя наркома, а фактически возглавлявший это ведомство, неоднократно выступал с жесткой и обоснованной критикой Сталина, что дало вождю повод рассматривать НКВД чуть не как центр оппозиции.

Задачи НКВД СССР

Важно отметить, что в процессе эволюции Народного Комиссариата Внутренних дел менялись и его задачи и компетенция.

Направления деятельности НКВД РСФСР

Для НКВД РСФСР характерны следующие особенности:

  • объединение следственных функций с исполнением наказаний. На практике – и с судебными функциями тоже: любое дело могло быть передано из НКВД в ГПУ, а председатель и там, и там был общий – Ф.Э. Дзержинский;
  • выведение НКВД из-под правительственного контроля: он подчинялся только ЦК партии;
  • принятие на себя функций хозяйственного органа. В дальнейшем это логично вылилось в использование труда заключенных;
  • политическая функция – "защита завоеваний революции" значила больше, чем охрана безопасности граждан. Борьба с "бандитизмом" и "спекуляцией" в начале 1920-х – тоже шла по линии НКВД РСФСР, не в меньшей степени, чем по линии ВЧК .

В соответствии с Положением, на НКВД возлагались три основные задачи:

  • наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления;
  • наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера и понуждение к их выполнению всеми имеющимися в их распоряжении средствами;
  • руководство организацией и развитием коммунального хозяйства.

Положение 1922 г. четко указывало, что НКВД осуществляет наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК .

В соответствии с постановлением СНК "О порядке внесения вопросов на рассмотрение СНК и СТО", губернские исполкомы могли обращаться в законодательные органы только через НКВД. По смете этого ведомства в значительной степени осуществлялось финансирование местного аппарата. Наркомат имел и иные полномочия по воздействию на местный аппарат.

Полномочия НКВД СССР

Полномочия НКВД, зафиксированные в Положении 1922 г., с одной стороны, вытекали из направлений его деятельности, исторически сложившихся в предыдущий, революционный, период, с другой – представляли заявку на сохранение его позиций в перспективе. Однако дальнейшая эволюция НКВД не подтвердила первоначальных намерений оставить в качестве центрального наркомата специальный орган, стоящий над местным управлением. Предложенная модель государственного управления слабо увязывалась с иными политическими стратегиями, вытекающими из содержания нэпа и отраженными в решениях VIII и IX Всероссийских съездов Советов, предусматривавшими укрепление местных органов власти, их значительную финансовую и хозяйственную самостоятельность .

Функции НКВД СССР

НКВД СССР было наделено функцией политического сыска. Именно данная функция вызывает у историков множество споров. Дело в том, что НКВД имело право выносить решения во внесудебном порядке.

НКВД СССР выполнял также функцию по депортации населения по национальному признаку. Эта функция также вызывает много споров и вопросов. Во многом депортация народов в СССР была оправдана. Особенно тяжело понимать, что ряд народов активно помогал фашистам и иным желающим развалить молодое советское государство. Советская депортационная политика началась с выселения белых казаков и крупных землевладельцев в 1918–1925 годах и продолжилась вплоть до 50-х годов прошлого столетия.

Во время Великой Отечественной войны пограничные и внутренние войска НКВД использовались для охраны территории и поиска дезертиров, а также непосредственно участвовали в боевых действиях. На освобождённых землях проводились аресты, депортации и исполнение смертных приговоров в отношении оставленного немцами подполья и неблагонадёжных лиц.

У НКВД были широкие полномочия в рамках разведывательной функции. Разведывательные службы НКВД занимались устранением за границей лиц, которых советская власть считала опасными. Кроме того, разведывательная деятельность НКВД включала развертывание широкой разведывательной сети с помощью Коминтерна. Контрразведка входила в число функций Народного Комиссариата Внутренних дел.

Кроме вышеперечисленного НКВД СССР проводил в жизнь и контролировал исполнение распоряжений правительства по общему администрированию и "установлению охраны революционного порядка", выдавал гражданам заграничные паспорта и визы на выезд из СССР, ведал и регистрацией актов гражданского состояния: это также было важно, чтобы "враг" не смог сменить фамилию или "сделать" себе "пролетарское происхождение", чтобы никто не мог свободно перемещаться по стране и получать жилье в "режимных" городах, чтобы следить за "лишенцами".

В завершении нашей статьи следует подчеркнуть, что Народный комиссариат внутренних дел занимал особое положение в государственном механизме. Уже изначально он утвердился как связующий аппарат между центральным и местным управлением, а издаваемые им нормативные акты во многом определяли территориальные, организационные и иные основы местных Советов.

Народный комиссариат внутренних дел сложился как орган, наделенный обширной компетенцией. Его структура предусматривала наличие в качестве базовых подразделений множество отделов, наделенных широким спектром полномочий.

Литература

  1. Меняйло Д. В. История органов внутренних дел в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие – Белгород: БЮИ МВД России, 2009.
  2. Ковыршин Е. В. Войска НКВД в структуре военной организации СССР.//Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. – Вып. 22. Серия "История. Археология". – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – С.153-158
  3. Малыгин А.Я. Развитие системы органов внутренних дел в предвоенные годы – М.: Норма, 2012.
  4. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е.История отечественных органов внутренних дел – М.: Просвящение, 2003
  5. Лобанов А.В. Переход к нэпу и реорганизацияНКВД РСФСР: Дис.... канд. юрид. Наук – М.:2003.
  6. Ящук Т.Ф. Полномочия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР по организации местного управления и хозяйства // Вестник Омского университета Ежеквартальный журнал. – 01/03/2006. – N. 1 (39)– С. 111 – 114


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...