Кодекс рф об административном судопроизводстве действующая редакция, скачать8. ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности Федеральный закон о кодексе административного судопроизводства

от 31/12/2018

Относительно новым кодифицированным правовым актом в России является Кодекс административного судопроизводства РФ (действует с 15 сентября 2015 г.). Именно с указанной даты все акты, решения или действия органов власти, должностных и иных лиц, обладающих властными полномочиями, обжалуются исключительно в порядке административного судопроизводства. В этом же порядке подлежат защите избирательные права граждан РФ.

Кодекс административного судопроизводства РФ и ГПК РФ

До сентября 2015 г. вопросы обжалования решений органов власти, оспаривании нормативных правовых актов и др. вопросы публичного характера рассматривались в порядке гражданского судопроизводства и в соответствии с нормами ГПК РФ. После вступления в силу Кодекса административного судопроизводства нормы ГПК на процедуру подготовки документов в суд и порядка ведения дела не распространяются.

С особенностями административного судопроизводства, порядком подготовки административного искового заявления (в котором перечень обязательно указываемых сведений гораздо шире), ведения дела в суде, Вы можете ознакомиться в данном разделе. Примеры административных исковых заявлений, необходимость составления которых часто возникает в обыденной жизни (обжалование действий должностного лица, признание решения органа власти незаконным), жалоба на судебного пристава-исполнителя и другие, размещены в этой рубрике: .

Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует не только порядок производства по административным искам, но и вопросы исполнения решений по таким делам, обжалования.

Сфера действия Кодекса административного судопроизводства РФ

Определить, в каком именно порядке обращаться в суд, должно самостоятельно лицо, которому требуется защита нарушенных или оспариваемых прав. Ознакомившись с информацией о делах административного судопроизводства, Вы сможете разграничить гражданские и административные иски, а, значит, и сберечь время на рассмотрение спора без вынесения судьями решений о возврате иска.

Сфера действия Кодекса административного судопроизводства обладает спецификой, так как одна сторона в спорном правоотношении заведомо обладает властными полномочиями, которые, по мнению другой стороны, осуществлены с нарушениями. Поэтому этот акт содержит различные главы, посвященные особенностям рассмотрения (представления доказательств, составления административного иска и др.) конкретных категорий дел. Если в ходе работы с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ возникнут сложности, Вы всегда можете задать вопрос нашему юристу прямо на сайте.

Кодекс Административного судопроизводства (КАС РФ) необходим для урегулирования дел об административных правонарушениях и вопросов касающихся публичных правоотношений, входящих в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Кодекс административного судопроизводства РФ действующая

Перечень статьей устанавливает порядок рассмотрения дел судом Российской Федерации. Введение этого положения относится к делам Гражданского Кодекса, а также регулирует дела по нарушению прав, интересов и свобод граждан и организаций. Федеральный закон актуален для судебных приказов по административным делам.

Последняя редакция кодекса содержит не один обязательный к исполнению раздел, что говорит об особенностях таких аспектов судового производства:

  • Основные положения;
  • Подведомственность и подсудность;
  • Участники и состав судового процесса;
  • Представительство и доказательства;
  • Срок по которому нужно принимать дело;
  • Вызовы на судебный процесс;
  • Расходы, платеж на ведение дела и меры принуждения;
  • Исковое заявление и разбирательство;
  • Решение и апелляционная жалоба.

Когда был принят?

ФЗ о введении в действие кодекса административного судопроизводства РФ принят в феврале 2015 года. Вступление в силу вводит в действие новый российский закон, который используют лица, участвующие в судопроизводстве. Текст и содержание положения представляют гарантию правильного регулирования судового производства.

Изменения

Внесение правок осуществлялось 5 января 2016 года. Согласно последней редакции в статье 22 КАС РФ появилась поправка о том, что теперь иски (претензии, основанные на нарушении статей Кодекса об административных правонарушениях) к судебным приставам могут быть поданы только по месту нахождения исполнительной службы.

В 2016 году изменена была и статья 360 КАС. В нее добавлен главный судебный пристав субъекта РФ.

Утверждение поправок вступило в силу после одобрения закона N 425-ФЗ от 30.12.2015.

220 статья

Верховный суд разъяснил, почему суды должны принимать заявления с неверной подведомственностью и самостоятельно исправлять ошибку, а не прекращать дело. Еще он разрешил дело, в котором нижестоящие инстанции отказались принимать заявление истца и по ГПК, и по КАС. А юристы рассказали о процессуальных сложностях выбора между административным и гражданским производством.

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке - согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности - например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Сложный выбор

Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, - здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, - приводит примеры Пустовит. - Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат Михаил Гусев.

Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского - значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

Нельзя спорить бесконечно

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке - получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17 . В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер - то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок - ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ - ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Разрушить процессуальный барьер

Если истец ошибся и подал неправильное заявление - это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом - гражданском - судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8 .

Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27 :

Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

*Имя и фамилия изменены редакцией.

15 сентября 2015 года наступило важное событие для судебной системы – вступил в силу новый Кодекс административног о судопроизводства РФ (за исключением нескольких норм, которые начнут действовать 15 сентября 2016 года и 1 января 2017 года). К юрисдикции нового кодекса теперь относятся, например, оспаривание кадастровой стоимости, дела о взыскании налогов и санкций с физических лиц, оспаривание решений и действий госорганов и их должностных лиц (например, судебных приставов), нормативных правовых актов, защита избирательных прав граждан, прекращение деятельности некоммерческих организаций, политических партий и СМИ и т. д.

Дела, которые рассматривают по нормам КАС РФ, делятся на две категории (см. таблицу 1 ). Производство по делам об административных правонарушениях нормами КАС РФ не регулируется, хотя многие думали об обратном, судя по названию кодекса. По делам об административных правонарушениях нужно по-прежнему обращаться к разделу IV КоАП.

КАС РФ также ничего не забирает из-под юрисдикции арбитражных судов. Дела, возникающие из публичных правоотношений, но вытекающие из предпринимательс кой или иной экономической деятельности, продолжают рассматривать арбитражные суды в соответствии с разделом III АПК РФ.

Большинство процессуальных моментов перенесены в КАС РФ из ГПК РФ, но есть и новые положения. Так, чтобы инициировать судебное разбирательство, нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (до этого – заявления и исковые заявления). Нововведением стал и формат извещения участников процесса, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков посредством SMS и электронной почты (ст. 96 КАС РФ ). Суд может выбрать такие способы извещения, если у него будет письменное согласие участников на это.

Одна из особенностей нового кодекса – дополнительное требование к представителям: они должны иметь высшее юридическое образование. Теперь представители обязаны предъявить суду документы, подтверждающие не только их полномочия, но и образование ( ст. 55 КАС РФ ). Если представитель не предъявит диплом, суд откажет в признании его полномочий на участие в административном деле. Так что теперь сторонам по делу придется обращаться исключительно к профессионалам.

Кроме того, новый кодекс помимо исчисления сроков годами, месяцами или днями допускает возможность исчислять их часами (вероятно, это потребуется в редких случаях, например, если гражданина поместили в психиатрическую клинику в 20.00, то административное заявление нужно подать в течение 48 часов, а именно до 20.00 – ст. 276 КАС ) ( ч. 4 ст. 92 КАС РФ ).

В новом административном судопроизводстве будет рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (ст. 291 КАС РФ ). Так, если у суда есть согласие всех участников процесса о рассмотрении административног о дела в их отсутствие (или размер иска не превышает 20 тыс. рублей), суд исследует доказательства, представленные в письменной форме. Таким образом, упрощенное производство полагает состязательность процесса, но без проведения устного разбирательства.

Важно отметить, что в КАС РФ принцип состязательности и равноправия сторон дополнили фразой «при активной роли суда» (п. 7 ст. 6 КАС РФ ). Таким образом, законодатель дает возможность суду проявлять еще больше инициативы. Так, многие положения КАС РФ предполагают усмотрение суда. Например, при оценке доказательств (ч. 1 с. 84 КАС РФ ) и их истребовании (ст. 63 , 226 , 247 , 289 КАС РФ), принятии соглашения о примирении или признания обстоятельств (ч. 5 ст. 65 КАС РФ ), выявлении оснований для применения мер предварительной защиты (ч. 1 ст. 85 КАС РФ ), выборе меры процессуального принуждения (ст. 116 , 117 КАС РФ), отсрочке исполнения решения суда (ст. 189 КАС РФ ) и т. д. Кроме того, статья 178 КАС РФ дает право суду при рассмотрении дела выйти за пределы заявленных требований (предмета административног о искового заявления или приведенных истцом доводов). С одной стороны, расширенные полномочия, вероятно, помогут рассматривать дела более эффективно, а с другой – ставят под сомнение беспристрастност ь суда.

Заметим, что по новым правилам КАС РФ будут рассматриваться дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции, если по ним к 15 сентября не принято решение (ст. 3 Федерального закона от 08.03.15 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административног о судопроизводства Российской Федерации»). Апелляционные, кассационные, надзорные и частные жалобы судьи также рассмотрят по новому кодексу. Все стадии производства по административным делам мы привели в схемах .

По общему правилу административное исковое заявление можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организация или физическое лицо узнало о нарушении своих прав (ст. 219 КАС РФ ). А по некоторым категориям дел кодекс устанавливает специальные сроки. Например, о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполни теля надо подать в суд в течение 10 дней. Если срок пропущен, то суд принимает заявление к производству и выясняет причины пропуска в судебном заседании. Если причина пропуска уважительная, суд восстановит срок.

В какие сроки можно обращаться в суд с административным иском и в какой срок суд рассмотрит дело, мы описали в таблице 2 .

Таблица 1. Предмет регулирования Кодекса об административном судопроизводстве РФ

Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, а именно:

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ ).

Об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21 ).

Об оспаривании решений, действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (гл. 22 ).

О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам судов общей юрисдикции (гл. 26 ).

Об оспаривании решений, действий (бездействия) СРО и других некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (гл. 22 ).

Другие дела, предусмотренные главами 23–24 КАС РФ.

Дела, связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью государственных или иных публичных полномочий, а именно:

О взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ ).

О принудительной госпитализации граждан (гл. 30–31 ).

Другие дела, предусмотренные главами 27–31 КАС РФ.

Таблица 2. Важные сроки в КАС

Срок на подачу иска

Срок рассмотрения дела

Срок на обжалование

Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ )

5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости

2 месяца

Дела об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21 ). Общие сроки

2 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании нормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Правительства РФ;
– федеральных органов исполнительной власти;
– Генеральной прокуратуры РФ;
– Следственного комитета РФ;
– Судебного департамента при ВС РФ;
– Центрального банка РФ;
– Центризбиркома РФ;
– государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС России);
– госкорпораций. В отдельных случаях установлены особые сроки*

Пока действует оспариваемый акт

3 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными властными полномочиями (гл. 22 ). Общие сроки

3 месяца

1 месяц

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполни теля

10 дней

10 дней

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Совета Федерации ФС РФ;
– Госдумы ФС РФ;
– Правительства РФ;
– Правительственно й комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В отдельных случаях установлены особые сроки**

3 месяца

2 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 26 )

6 месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по такому административном у делу, либо окончания производства по исполнению судебного акта (решения, определения, акта), которыми прекращено или приостановлено производство по уголовному делу

2 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 )

6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций

3 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев


В 2015 году нормы судопроизводства были выделены в отдельный Кодекс. В середине 2019 года были внесены определенные поправки. Какие правила действуют при административном судопроизводстве? Какие основные стадии производства определил Кодекс? Кто может быть его участником? Для чего нужен представитель?

Основные понятия КАС

Кодекс является регулятором спора касательно административного вопроса. Судами общей юрисдикции, Верховным Судом, мировыми судьями принимается порядок защиты права физического и юридического лица, описанный нормами КАС. Устав производит контроль правоотношений и законность действия обязанностей.

При судах общей юрисдикции производятся следующие процедуры:

  • оспариваются нормы права;
  • осуществляется обжалование деятельности муниципальных органов, должностного и государственного лица;
  • опротестовывается деятельность некоммерческих организаций, которые имеют перечень публичных полномочий;
  • опротестовываются действия судейского коллегиального органа и результаты экзаменов на место судьи;
  • защищаются права избирателя;
  • присуждается штраф за несоблюдение привилегии судопроизводства, исполнение постановления за установленные сроки в судах общей юрисдикции;
  • прекращаются действия общественных организаций, религиозных объединений, партийных отделов или партий;
  • изымаются данные об организациях из госреестра;
  • осуществляется остановка деятельности информативного агентства;
  • взыскиваются финансы с физического лица для штрафных выплат;
  • производится помещение иностранцев, которые должны быть депортированы из РФ, в специализированные отделения и учреждения;
  • принимается решение о продлении периода пребывания на территории РФ иностранцев, подлежащих выдворению из России;
  • принимается решение про установление, продление или досрочное прекращение надзора или надзорного ограничения;
  • выносится резолюция о необходимости прохождения гражданином лечения при специализированных психиатрических или противотуберкулезных учреждениях;
  • назначается обязательное медицинское вмешательство, когда родители или опекуны ребенка не согласны его лечить, что несет опасность для жизни.

Осуществление судопроизводства в судах общей юрисдикции определено Конституцией РФ, Кодексе и других законодательных актах.

Кодекс уступает по своей силе международным договорам, т. е. их правила первостепенны. Административное судопроизводство при различных судебных инстанциях имеет свои характерные особенности рассмотрения. Если конкретного указания по отдельным вопросам не существует, судья принимает во внимание аналогичные законы.

Перечень задач и принципов из Кодекса

Кодекс об административном судопроизводстве содержит основной перечень задач, а именно:

  • административное судебное производство призвано обеспечить доступность к правосудию при различных правоотношениях;
  • с его помощью следует проводить защиту нарушенных законных интересов, свобод, прав россиян, организаций в различных правоотношениях;
  • Кодекс обязывает своевременно и верно анализировать доказательную базу и выносить вердикт по спорам;
  • сборник законов об административном судебном разбирательстве определяет необходимость предупреждения несоблюдения правоотношений.

Кроме задач Кодекс РФ об административном судопроизводстве определил перечень принципов:

  • каждый судья независим;
  • независимо от категории заявителя он в равных долях рассчитывает на равноправие в правоотношениях и при обращении к судебным инстанциям;
  • при ведении дела следует соблюдать принципы справедливости и законности;
  • каждое судебное производство имеет конкретные стадии, его следует рассмотреть за указанный период;
  • необходимо соблюдать в обязательном порядке время исполнения резолюции суда;
  • принципы открытости, гласности судебного производства также важно соблюсти, равно как и правило непосредственности судебного спора;
  • при разборе дела важно применять принципы равноправия лиц, принимающих участие на слушании, и их права состязаться.

Принципы и задачи не претерпели значительных поправок в новой редакции КАС.

Право обращения в суд

Кодекс в новой редакции от 2019 года обозначил возможность любого заинтересованного гражданина или организации обращаться к судебным инстанциям общей юрисдикции, чтобы защитить или оспорить нарушенные интересы, свободы и права. При незаконном принуждении к некоторым обязанностям граждан или организаций можно рассчитывать на рассмотрение иска. Кодекс РФ 2019 года и перечень других федеральных законов позволяет обращаться к судебному органу, чтобы защитить права иных субъектов.

Никто не может заставлять физические или юридические лица забирать заявление в суд. Каждое судебное производство имеет поэтапность обращения граждан и рассмотрения дела. Некоторые категории судопроизводств должны пройти через досудебное урегулирование. Пропуск этапа незаконен. Судья не примет обращение к вниманию.

В Кодексе определена возможность для иностранцев, апатридов, иностранных юридических организаций через суды общей юрисдикции защищать свои интересы в области административных правоотношений. Данные лица обязаны выполнять описанные Кодексом процессуальные требования и могут пользоваться процессуальным правом. Если иностранные суды установили ограничения по отношению к российским физическим или юридическим лицам, правительство РФ может выполнить встречные ограничения для граждан тех стран.

Кто может быть участником судопроизводства

Кодекс про административное судопроизводство определил стороны производства вне зависимости от того, на какой стадии находится производство. Законодательство РФ разделяет стороны на категории.

Физлица и организации, участвующие на судебном слушании, могут использовать набор процессуальных прав, выполнить ряд обязанностей, приводящих к желаемому итогу.

Возможность принятия в участники в разбирательствах принадлежит следующим субъектам:

  • истцу;
  • ответчику;
  • субъекту, участвующему в споре, выдвигающему свой перечень требований для дополнения к первоначальным требованиям;
  • субъекту, принимающему участие в роли представителя иного лица по соглашению или согласно законодательству;
  • организации, выступающей в роли представителя, с учетом данных ему законодательством прав для защиты интересов иных субъектов.

С учетом направления интересов субъектов, принимающих участие на слушании касательно административных вопросов, определяются категории:

  • материально-правовые требования выдвигают стороны;
  • процессуально-правовые требования выдвигают физлица и юрлица, выступающие в роли представителя стороны разбирательства или третьих субъектов.

Список обязанностей по вынесенным резолюциям должен соблюдаться истцом и ответчиком, третьими лицами.

Участие принимают в административном судопроизводстве не все субъекты. Кто имеет такую возможность? Согласно КАС РФ редакции 2019 право принадлежит следующим субъектам:

  • дееспособным лицам по достижении 18 лет;
  • подросткам 16-18 лет и ограниченным в дееспособности лицам в некоторых судебных спорах;
  • представителям несовершеннолетних граждан, определенным законодательством;
  • госорганам, избиркомам, религиозным и иным некоммерческим организациям;
  • общественной и религиозной организации, не имеющей статус юрлица (по части споров);
  • недееспособным совершеннолетним гражданам, привлекающим представителя к защите их прав при судебных разбирательствах.

Нормативные правила Кодекса - не главные для иностранцев. Перечень обязанностей и прав в административных правоотношениях определены законодательством их стран. Если человек бипатрид, он обязан следовать правилам ведения производства той страны, где он постоянно проживает (РФ, другого государства). Когда субъект владеет иным паспортом, но проживает в РФ, он принимает участие в разбирательстве по судопроизводству согласно российскому КАС. Иностранные юридические субъекты подчиняются процессуальным правилам страны, где проходила их регистрация. Их право на участие в разбирательстве по административному вопросу регулируется международным договором.

Иностранные физические субъекты и организации, не владеющие процессуальной возможностью на судебное участие, согласно российским законам, могут его получить.

Равноправие участников



Все административные споры обязаны производиться, учитывая право сторон состязаться. Стороны обладают равными правами. Судья обязан руководить производством, напомнить сторонам о праве и обязанности. При выполнении участниками производства определенного процессуального действия, отказе от него судья обязан предупреждать стороны о вероятном последствии. Судья обязан посодействовать в определении обстоятельств по спору, истребовании доказательных материалов оппонентами.

Стороны имеют право на следующие процессуальные действия:

  • получать данные про время, место рассмотрения спора;
  • быть осведомленным в этапах разбирательства и постановлениях судьи на заявленные ходатайства;
  • передавать полученную доказательную базу;
  • истребовать доказательства путем подачи ходатайства;
  • представлять пояснения, возражать оппонентам;
  • составлять перечень вопросов для экспертов, свидетелей, переводчиков;
  • ходатайствовать о необходимости проведения некоторых процессуальных действий;
  • возражать против подачи ходатайств оппонентами;
  • знакомиться с доказательной базой, протоколом, брать копии с необходимых материалов по ходатайству;
  • подавать апелляцию на постановление судебной инстанции.

Судья не вправе ограничивать процессуальные действия участников процесса, если они не нарушают порядок, установленный Кодексом. Стороны обязаны представлять доказательства. Данная процессуальная процедура не является обязанностью судьи.

Права представителей

КАС определяет обязанности по призыву представителя на процесс. Право его привлечения есть у истца, ответчика и третьих лиц. Представляющий интересы одной из сторон действует от его имени. Если сторона - дееспособный гражданин, он вправе брать участие в разбирательстве наравне с представителями.

Присутствие представителя в спорах, где одна из сторон - недееспособный или несовершеннолетний, обязательное условие. Список субъектов обозначен Кодексом. Он состоит из:

  • родителей;
  • опекунов;
  • усыновителей;
  • попечителей;
  • представителей учреждения, где пребывает ребенок, недееспособный субъект;
  • иных лиц.

Эти лица могут привлекаться при условии неполной дееспособности одной из сторон. Право представления учреждения или организации имеет его руководитель, а также другой субъект. В роли представителя может выступать орган, которому это позволяется законом.

Когда у стороны процесса отсутствует представитель, он не вправе принять участие, назначают иного. Происходит назначение представителя через сотрудников органов опеки и попечительства. Инициатором назначения выступает судья.

Право представления интересов иных субъектов в судах не дается секретарям заседаний, свидетелям, экспертам, переводчикам. Когда судьи, следователи или прокуроры представляют определенные органы, это представительство разрешено Кодексом.

Лицо, представляющее интересы участника производства, совершает процессуальные действия, позволенные доверителям.

Представители по договору могут совершать следующее процессуальное действие:

  • отказываться от иска;
  • признавать иск;
  • вносить изменения в ранее представленный иск;
  • составлять мировое соглашение, т. е. подписывать примирительный договор;
  • передавать полномочия;
  • обжаловать резолюцию.

Обязательное условие - обозначение широты полномочий представителя от участника судебного производства.

Административные разбирательства



Административное судопроизводство имеет стадии, указанные в КАС. На каждом этапе процессуальные действия должны быть оформлены документально. Выполнение процессуальных действий предыдущего этапа становится обязательной предпосылкой следующей стадии.

Судебное производство состоит из таких этапов:

  • возбуждения производства;
  • рассмотрения производства по административному спору;
  • принятия вердикта;
  • стадии исполнения;
  • пересмотра вынесенного вердикта.

На стадии возбуждения производств в судах инициаторами готовится документация. Главным документом становится заявление от гражданина. Когда случай касается административного правонарушения, таким документом становится протокол. На данной стадии разрешается вопрос по возбуждению дела, определяются участники.

При разборе производства слушаются и принимаются во внимание представленные материалы и обстоятельства происшествия, спора. На этой стадии участвует большинство приобщенных участников. Решение принимается в судах на протяжении установленного законом срока. Вердикт должен быть оформлен соответственно с законодательством.

На следующей стадии производится исполнение вердикта. Это может быть реализация обязанности организацией, оформление правомочия или установление меры пресечения.

Этот этап не является обязательным, его называют факультативным. Он возникает вследствие подачи соответствующих документов. Обжалование производится одной из сторон при наличии права на это.

Процессуальные сроки по КАС

Проведение процессуальных действий должно вложиться в установленные сроки. Иногда процессуальный срок устанавливается судом. Его определяют периодом или конкретной датой. Период начинает исчисляться со следующего после вынесения вердикта или другого события дня. Окончание процессуального периода происходит в конкретную дату или последнее число установленного года (месяца, часа).

Период производства действий по общей практике прекращается в момент окончания рабочего дня. Исчисление последнего дня срока других процессуальных действий производится только до полуночи. Если документы были переданы в срок, но произошла задержка в работе почтовой связи, нарушения нет. Иначе срок считается пропущенным. Это запрещено в отсутствие уважительных причин.

Если период пропущен, происходит аннулирование возможности на процессуальные действия. Субъекты вправе обращаться с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Если судья посчитает указанные причины незначительными, он откажется удовлетворить ходатайство. При отсутствии прошения, срок не восстановят. Уважительность причин должна быть подтверждена документально. Заявитель ходатайства совершает требуемое действие вместе с подачей ходатайства. Резолюцию суда можно обжаловать. Обжалование судебного вердикта производится на протяжении первых десяти дней.

Внесение поправок

Внедрение Кодекса произошло в 2015 году. Однако с 2019 были внесены некоторые изменения. Редакция 2019 года содержит новую главу, которая оговаривает необходимость привлечения представителя к производствам, где защищаются интересы граждан до 18 лет или недееспособных совершеннолетних лиц, если их законные представители отказываются воспользоваться медицинской помощью. Медицинское учреждение наделяется правом обращаться к судебной инстанции с исковым заявлением. Порядок обращения определен редакцией КАС 2019 года.

Медучреждение должно обратиться к территориальному судебному органу. КАС 2019 года определяет срок рассмотрения такого заявления. Производство по нему должно быть рассмотрено за пятидневный период с момента регистрации документа. Если речь идет о сложном случае, например, необходимости экстренного медицинского вмешательства, судебное решение принимается за этот же день. Суд может проходить при закрытых дверях, что определено статьей 11 КАС по редакции 2019 года.

Согласно поправкам вердикт нужно изготовить на протяжении дня его вынесения. Положительное решение дает полное право сотрудникам медицинской организации производить действия по экстренному вмешательству для спасения недееспособного или несовершеннолетнего гражданина. Судья может обозначить срочность исполнения вердикта. Редакцией 2019 года определена обязанность присутствия прокурора на таком производстве.

Если возникают вопросы касательно новых правил участия в судебном производстве по административному спору, следует заранее проконсультироваться с квалифицированным юристом.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...