Клиническая психология и смежные дисциплины. Информатика как наука, ее особенности. Смежные дисциплины Смежные с культурологией дисциплины

Бодибилдинг и единоборства

Могут ли эти виды спорта дополнять друг друга? Насколько они совместимы? Разумеется, достичь чемпионских высот сразу и в бодибилдинге, и в боевых искусствах по плечу лишь избранным, однако любой серьезный бодибилдер легко обнаружит, что изучение боевых искусств может стать неплохим подспорьем в "строительстве" тела и, само собой, укреплении духа. Справедливо и обратное: если вам не дают покоя лавры Брюса Ли, тренинг с отягощениями способен превратить вас в куда более грозную боевую силу на ринге или татами.

Вот мы и попросили кое-кого из лучших бойцов планеты рассказать вам, какое место в их тренировках занимает работа с "железом" и какую пользу из боевых искусств может извлечь тот, кто ставит перед собой высокие цели в бодибилдинге. Отрешитесь от всего суетного, преклоните колени и внимайте слову Мастера. Урок начинается!

Целенаправленный тренинг с отягощениями позволяет выковать стальную мускулатуру, а боевые искусства вырабатывают гибкость и выносливость - а стало быть, эти две спортивные дисциплины удачно дополняют друг друга; так, во всяком случае, считает известный актер и специалист по боевым искусствам Джеймс Лью. "Слабость бодибилдеров в том, что они совсем не работают над мышечной координацией и гибкостью, - считает Лью. - За пределами спортзала они зачастую выглядят медлительными неуклюжими увальнями. С другой стороны, фанаты боевых искусств, пренебрегающие "железом", рискуют остаться с голой техникой, не подкрепленной физической мощью".

Как видите, речь идет о двойном эффекте. Работа со штангой добавляет силы ударам бойца, а занятия боевыми искусствами делают бодибилдера ловким и выносливым.

Если внимательно приглядеться к тренировочным программам иных высококлассных бойцов, то в них можно обнаружить немало сходства с бодибилдерским тренингом. Возьмем, к примеру, чемпиона в полутяжелом весе Чака Лидделла по кличке Кусок (его специальность - так называемые бои без правил). Он фанатично качается и ест совсем как культурист по 3000-4500 ккал в сутки. Другое дело, что он особый упор делает на аэробику - в бою ключевую роль играет выносливость. "Мне доводилось встречаться с бойцами, которые физически превосходили меня, но я сокрушил их, потому что им не хватило "дыхалки", - делится Чак своим секретом.

А вот мнение его личного тренера: "Моя задача - вбить в мышцы Чака побольше аэробной выносливости. В боях без правил часто принимают участие качки и пауэрлифтеры. Сегодня никого не удивит, что боец жмет 180 кг от груди или приседает с весом под 300 кг. Другое дело, что после 20-30 минут потогонной работы на ринге он должен сохранить способность наносить мощные и стремительные удары. Нам нужна не просто сила, а уникальная способность сохранять силу в течение всего боя. У нас есть своя статистика: любой, самый раскачанный, силовик через 2-3 минуты боя теряет до 80% своего потенциала. Достаточно потянуть время, а уже потом его можно легко добить, даже если ты намного слабее". В итоге Лиддел и его тренер создали собственную методику силового тренинга, когда Чак движется от тренажера к тренажеру почти без отдыха в духе суперсетов, трисетов и гиганских сетов. Каждый сет он доводит до "отказа", часто применяет дроп-сеты. Вдобавок, между силовыми сетами он делает серии ударов ногами и руками по манекенам. "На ринге мне никто не даст передохнуть между приемами по 90-120 секунд в духе бодибилдинга. Поэтому моя силовая тренировка должна напоминать реальный бой. Расход энергии у меня в зале огромный! Я бы уже давно сдох от всего этого, если бы питался в духе Шаолиня рисом на воде. Нет, я ем как классический культурист - порошковый протеин, аминокислоты, энергетические смеси, креатин. Бодибилдинг научил меня главному правилу: главное не в том, сколько ты расходуешь, а сколько ты ешь... "

СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕДМЕТ ГЕОИНФОРМАТИКИ
Кравченко Ю.А.
Непосредственным поводом для данной публикации послужила статья , в которой предложено начать дискуссию по геоинформационной лексике. Действительно, возникновение и развитие геоинформатики вызвали необходимость решения ряда проблем, в том числе проблем определения предмета и содержания геоинформатики и терминологии. К последним можно относиться снисходительно, но употребление неустановившихся или плохо определенных терминов может привести к формированию неадекватной теоретической системы. В естественных науках при этом создается неадекватная онтологическая картина мира. В технических дисциплинах, к которым относится геоинформатика и основная задача которых, в отличие от естественнонаучных, не познание реального мира, а создание принципиально новых систем и объектов с заранее обусловленными свойствами, ошибочность теоретических положений приводит к созданию нежизнеспособных конструкций.

По мнению автора, именно такие процессы происходят в так называемом “геоинформационном картографировании”: картографическое производство, следуя в русле весьма спорных теоретических положений, приступило к массовому производству цифровых карт - продукции, не отвечающей требованиям конечных пользователей.

Проблемы терминологии в геоинформатике имеют гносеологическое происхождение. Геоинформатика, как всякое знание, характеризуется синтетичностью, а как техническое - конструктивностью. В процессе формирования синтетической теории используется уже имеющийся формализованный (в большей или меньшей степени) аппарат отдельных научных дисциплин, развивавшихся до этого независимо друг от друга и отличающихся своим языком. Понятия научных дисциплин, включаемых в общую теорию, могут существенно отличаться по своему содержанию. Поэтому перед синтетической теорией возникает задача редуцирования разнородных понятий различных исходных теорий и разработки собственного понятийного аппарата .

Человек, создавая и развивая теоретическую систему, воспринимает новое явление в соответствии с определенным категориальным аппаратом (понимает то, что видит) и вводит обнаруженное явление в существующую систему понятий. Вместе с тем он ограничен рамками понятийной системы и “видит новое явление так, как понимает” . Такие странные мутанты как “геоинформационное картографирование” и “цифровые карты” возникли вследствие определения и объяснения новых явлений в привычной терминологии.

Термин “геоинформационное картографирование” успел получить в литературе широкое рапространение. Существуют даже одноименные брошюра и ГОСТ . И все же использование термина “геоинформационное картографирование” представляется дискуссионным; видимо, правильнее говорить об автоматизированном картографировании и геоинформационном моделировании. Для пояснения этой точки зрения рассмотрим содержание географии, картографии, информатики, геоинформатики и связи между ними.

Анализируя взаимоотношения различных теоретических дисциплин, будем учитывать, что все они появляются и развиваются как средства для удовлетворения определенных потребностей. Прагматический, утилитарный подход одних научных дисциплин и областей техники к достижениям в других сферах человеческой деятельности - обычное явление. С одной стороны, любая конкретная проблемная область стремится использовать эти достижения как средство для решения своих внутренних проблем, с другой - любая область технического знания развивается как инструмент для решения внешних проблем, имеющихся в других сферах деятельности. Таким образом, существуют потребности и средства для их удовлетворения. Именно в таком аспекте будем рассматривать отношения “география - картография”, “картография - информатика”, “география - информатика” и т. д.

География

География не нуждается в особом представлении, но на ее роли в современном мире следует остановиться. В разные времена тот или иной вид деятельности вызывал различное отношение со стороны общества. Можно предполагать, что в эпоху великих географических открытий и колониальных завоеваний общественный статус географов (а также картографов, мореплавателей) был достаточно высок. В более поздние времена ведущая роль в жизни общества стала последовательно переходить к специалистам в различных областях техники: механики, электрики, энергетики, ядерной физики (этот перечень далеко не полный). В одной из статей утверждалось, что в настоящее время наибольшее влияние на жизнь человеческого общества оказывают программисты.

Предыдущие поколения географов выполнили свою историческую миссию: “белых пятен” на Земле не осталось. По завершении этой работы произошло определенное снижение общественного статуса географии. Как защитную реакцию со стороны географов можно рассматривать некоторые радикальные высказывания. Вот первый оказавшийся под рукой пример не самой крайней точки зрения: “Развитие ГИС и геоинформационного картографирования дает географии и родственным ей наукам о Земле и обществе уникальный и может быть единственный за всю их историю шанс действительно стать основой передовой научной технологии, базой для развития геоинформационной (географической информационной) индустрии. В результате география могла бы оказаться одним из стержневых направлений, базой информатизации общества на всех уровнях...” .

Эта романтическая точка зрения на роль географии в современном мире ошибочна. Ее автора можно уважать за нежное отношение к своей профессии, но согласиться с ним нельзя. География в принципе не может быть ни “основой передовой научной технологии”, ни “базой информатизации общества”, поскольку это место занято другими дисциплинами (см. ниже).

Тем не менее, геопространство, среда обитания продолжает играть в жизни современного человека важную роль, что не всегда осознается обществом. Эта роль подтверждается спецификой автоматизированных информационных систем. В на самом верхнем уровне выделяются следующие основные категории, вокруг которых осуществляется организация банков данных:


  1. люди, что естественно в силу присущего человеку антропоцентризма;

  2. предметы, связанные с людьми (движимое и недвижимое имущество и т. п.);

  3. предметы, связанные с землей (в более широком плане – с земной поверхностью, средой обитания человека);

  4. различные виды ресурсов (финансовые, материальные, природные, информационные);

  5. научные (мы бы сказали – научно-технические и технологические).
Появление в этом перечне пункта 3 не вызывает удивления, поскольку зависимость отдельного индивидуума (как системы) и человеческого общества в целом от среды обитания продолжает оставаться очень высокой. Хотя человек, в отличие от остального живого мира, приспосабливающегося к внешней среде, пытается ее преобразовать, нельзя сказать, что эти усилия дали значительные результаты.

Однако общество не совсем забыло о существовании географов и вновь дает им реальный, а не мнимый шанс восстановить престиж географии. Если раньше география занималась преимущественно изучением и описанием естественной среды обитания человека, то теперь в центре географических исследований оказалась проблема ее техногенного разрушения. Глобальное значение экологических проблем подчеркивается хотя бы проведением Международной картографической ассоциацией нескольких международных конференций под общим девизом “ГИС для устойчивого развития окружающей среды”.
^

Электроника Электронизация

Функцию “базы информатизации общества” выполняют электронная техника и информатика, вызвавшие кардинальные изменения в технологиях и жизни общества в целом. В настоящее время наблюдается интенсивный процесс электронизации - внедрения средств электронной техники в различные сферы человеческой деятельности. Так называемые “высокие технологии” основаны преимущественно на последних достижениях электронной техники, которая находит все большее применение в самых разных областях - медицине, криминалистике, геологии, военном деле (возможно, самое массовое применение) и т. д.

Можно привести два факта влияния электроники на технологии из близкой к картографии области - геодезии. Первый связан с появлением около 40 лет назад электронных методов измерения расстояний и возникновением радиогеодезии. Применение радиодальномеров, а затем и светодальномеров позволило в десятки раз увеличить производительность труда при высокоточных измерениях расстояний, но мало повлияло на схему создания государственной геодезической сети.

Второй факт более впечатляющий и связан с возникновением космической геодезии на базе космической техники, небесной механики, электроники, радиогеодезии и вычислительной техники, что привело к кардинальным изменениям в схеме построения государственной геодезической сети и практически к исчезновению астрономо-геодезических измерений.

Использование методов космической геодезии привело также к тому, что сегодня определить координаты любой точки земной поверхности с точностью до нескольких метров может выполнить любой человек: достаточно нажать несколько кнопок GPS-приемника. Для высокоточных измерений координат (порядка 1 см) требуется более дорогая аппаратура и специальная подготовка, однако можно ожидать, что через некоторое время они станут столь же доступными, как и телевизоры.

Кстати, в средневековье деление изучали в университетах, причем лучшие специалисты по делению были в итальянских университетах. Действительно, выполнить деление в римской (непозиционной) системе счисления не самая легкая задача, попробуйте разделить хотя бы CLXIX на XIII. Сегодня деление изучают в начальных классах школы. Приведенные примеры достаточно наглядно демонстрируют суть научного и технического прогресса.

Все технические средства связи (телефон, радио, телевидение и т. д.) предназначены для передачи информации. Вычислительные машины представляют качественно более высокий уровень функциональных возможностей электронной техники, поскольку обеспечивают переход от пассивной функции передачи информации к активной - автоматической обработке техническими средствами. Происходящая в настоящее время интеграция средств передачи и обработки информации - естественный шаг, продиктованный внутренней логикой развития информатизации.

Таким образом, претензии географии или картографии на роль “основы передовой научной технологии” некорректны, но тем не менее и география, и картография имеют отношение к этой технологии. Их задача намного прозаичнее - научиться использовать новые информационные технологии для развития своих возможностей, повышения эффективности и т. п.

Информатика

В толковом словаре информатика определяется как “научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств” . С ним совпадает определение, данное в Математическом энциклопедическом словаре: “Информатика - ...наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ”.

Кроме того, по соображениям полноты, приведем еще одно определение: «Информатика (в переносном смысле) – область человеческой деятельности, связанной с применением ЭВМ» [Там же, с. 821]. Мы данное определение считаем нестрогим и пользоваться им не будем как.

Предмет информатики составляют информационные модели, описывающие с помощью параметров, представленных в знаковой форме, как предметную область, так и процессы обработки информации. Другими словами, информатика занимается изучением и созданием моделей внешнего по отношению к моделирующей системе мира и моделей моделирующих систем.

Другое определение предмета информатики “…изучение закономерностей взаимодействия человека с ЭВМ во всех видах его деятельности” [Там же, с. 244] - может оказаться спорным, так как, во-первых, не поясняется, какие аспекты такого взаимодействия изучаются, во-вторых, взаимодействие человека с техническими средствами, включая ЭВМ, является предметом изучения инженерной психологии.

В связи с обсуждаемым вопросом уместно напомнить определения модели и моделирования. “Моделирование - исследование явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; один из основных способов научного познания и технического проектирования” [Там же, с. 828].

“Модель - общенаучное понятие, означающее как идеальный, так и физический объект, анализ которого или наблюдение за которым позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления, процесса или объекта” [Там же, с. 829].

“Информационная модель - модель, в которой изучаемое явление или процесс представлены в виде процессов передачи и обработки информации» [Там же, с. 821].

Обработкой информации называют обусловленное преобразование представления и содержания информации, выполняемое некоторой системой.

Информатика имеет самые тесные связи с математикой. Можно сказать, что отношения между информатикой и математикой примерно такие же, как между техническим знанием и естественными науками. “Чистая” математика ограничивается нахождением способа решения задачи и практически не уделяет внимания вычислительным затратам на получение результата. В информатике как техническом знании проблема эффективности применяемых математических моделей и методов решения задач занимает одно из центральных мест. На стыке информатики и математики возникла новая область знания - прикладная математика.

В информатике выделяют прикладную информатику, занимающуюся созданием специализированных информационных технологий - совокупности средств и методов автоматизации конкретных видов деятельности на базе средств вычислительной техники, средств связи и программного обеспечения.

В Математическом энциклопедическом словаре приведено также второе толкование информатики как родового понятия, охватывающего “все виды человеческой деятельности, связанные с применением ЭВМ” . В этом, по существу, обиходном определении не делается различия между сферами производства средств и их применения, чему есть известные основания.

Как правило, указанные сферы деятельности существенно различаются своим предметом, и профессионалам одной проблемной области не требуется обладать знаниями из другой. Так, специалистам по производству микроскопов не нужно обладать теоретическими знаниями из области, где они могут применяться, допустим, биологии или кристаллографии. Верно и обратное - биологам или кристаллографам, если последние не изучают оптические свойства веществ, вполне достаточно представлений о потребительских свойствах микроскопов и нет необходимости в знании законов оптики.

В прикладной информатике мы наблюдаем совершенно противоположную картину. Во-первых, в сфере производства программных средств и в сфере их применения используются одни и те же технические средства - ЭВМ.

Во-вторых, конечной целью применения ЭВМ является решение тех или иных прикладных задач, для чего требуется разработка специального программного обеспечения. Но разработка прикладного программного обеспечения невозможна без использования специальных знаний из автоматизируемой проблемной области. Поэтому в качестве разработчиков специального программного обеспечения выступают как специалисты, освоившие технологии разработки программного обеспечения, так и специалисты по информатике, изучившие конкретную проблемную область. Следовательно, второй отличительной чертой прикладной информатики можно считать уникальную необходимость интеграции знаний из области производства средств и области их применения.

В-третьих, применение специального программного обеспечения, представляющего, по сути, “консервированные знания”, в определенной мере снижает требования к квалификации пользователей, чего не происходит при использовании любых других средств, кроме программных.

Характерными чертами происходящей информатизации являются высокие темпы внутреннего развития информатики и стремительное расширение сферы ее применения, экспансия едва ли не во все области человеческой деятельности. Технологии благодаря информатизации измененяются с такой скоростью, что мы, похоже, не успеваем их осмысливать.

Картография

Научная дисциплина о картах, способах их создания и использования - картография - возникла из потребностей географии и других наук о Земле в описании положения объектов на земной поверхности.

Из трех возможных способов описания - вербального, табличного и графического - наиболее адекватен человеческому восприятию пространственного положения объектов графический, представляющий собой частный случай аналогового моделирования. Занесите в таблицу хотя бы пять пар произвольных чисел в диапазоне от 0 до 1000 (координат точек на плоскости) и попросите кого-нибудь оценить их взаимное расположение. Вполне вероятно, что любому человеку для этого потребуется не менее 10 с. Но если эти точки нанесены на бумагу в некоторой системе координат, то для оценки их взаимного положения будет достаточно одного взгляда. На реальном листе карты могут присутствовать тысячи и даже десятки тысяч объектов.

Преимущества картографического и любого графического способа представления информации о пространственном положении объектов - в его наглядности. Но недостатки, как известно, продолжение достоинств: графический способ характеризуется существенными ограничениями - для отображения многообразных свойств объектов у картографа крайне мало изобразительных средств.

Для описания свойств объектов более эффективен табличный способ представления данных. Таблицы можно сделать сколь угодно большими. Во всех областях деятельности, где не требуется знать пространственное положение объектов, так и поступают - заполняют различные “формы”. В картографии действуют иначе и создают наборы карт - атласы, при этом значительная часть информации многократно дублируется.

В свое время мощными стимулами для развития картографии послужили такие изобретения, как бумага и книгопечатание. Современное картографическое производство в значительной мере основано на достижениях полиграфии. Условные знаки топографических и любых других карт и сами карты отображают, помимо прочего, возможности и ограничения современного полиграфического оборудования.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить условные знаки для карт средних или мелких масштабов с условными знаками для планов крупных масштабов. Оформление первых более красочное. Причина в том, что для их тиражирования используется многоцветное типографское оборудование. Крупномасштабные планы до недавнего времени размножались светокопировальным или электрографическим способом. С развитием вычислительной техники и средств графического вывода появилась реальная возможность тиражирования многоцветных изображений; сдерживающим фактором служит пока что недостаточное распространение средств графического вывода. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать появления условных знаков для крупномасштабных топографических планов с более разнообразной палитрой.

В сущности, возникновение самой полиграфии было связано с необходимостью выполнения очень простой операции - нанесения изображения на поверхность бумаги. Но в результате эта предельно простая потребность практически привела к формированию новой области технического знания - полиграфии и созданию мощной инфраструктуры - современного полиграфического производства. Глубинная причина их появления объясняется, конечно, не внешней, примитивной потребностью печати, а исключительной, имеющей жизненно важное значение потребностью человеческого общества в информации.

Чтобы понять современные тенденции в картографии и картографическом производстве, необходимо рассмотреть типы производства и природу картографического производства.

Известно, что в каждом производственном процессе присутствуют физическая (масса и энергия) и логическая (информация) составляющие. Также известно, что существует три типа производства: обработка и переработка вещества, энергетическое и информационное. В чистом виде ни один тип производства не встречается; в любом процессе параллельно выполняются все три вида преобразований: вещественные, энергетические и информационные. Выделение перечисленных выше типов производства осуществляется по целевому типу преобразований.

Различия в типах производства настолько глубоки и важны, что в истории человечества выделяют три фазы в соответствии с доминирующим типом производства: общество, занимающееся переработкой вещества, энергетическое общество и информационное общество. Некоторые авторы утверждают, что наиболее развитые страны уже вступили в фазу информационного общества, другие считают эти утверждения преждевременными. Как бы там ни было, сегодня мир движется в сторону информационного общества: производство непрерывно усложняется, роль информации постоянно возрастает, и для ее обработки привлекается все больше ресурсов.

Картографическое производство по своей природе информационное. В процессе картографирования материальные ценности не создаются. Цель картографирования - обеспечение потребителей сведениями о земной поверхности, а не создание карт. Не полагаем же мы, что целью водителя является управление автомобилем, своего рода искусство для искусства, а не доставка грузов. Но чтобы доставить груз в нужное место, водитель вынужден управлять автомобилем. Аналогично, чтобы предоставить потребителю информацию о местности, раньше необходимо было создавать только карты, сегодня ситуация меняется.

Если картографическое производство информационное, а компьютер - современное эффективное средство обработки информации, то вывод очевиден: задачей картографического производства должно стать освоение новейших информационных технологий, а задачей картографической теории - разработка методологии автоматизированного картографирования.

Карты - всего лишь форма представления информации, обусловленная особенностями человеческого восприятия и историей развития картографии и картографического производства. Ценность карты определяется не картографическим изображением, а ее содержанием, передаваемой информацией. В настоящее время вследствие компьютеризации и информатизации измененяются потребности в сфере использования картографической продукции, потребителям все чаще необходимо представление тех же данных о земной поверхности, но в другой форме - в цифровом виде. Таким образом, современные тенденции в картографическом производстве обусловлены противоречием между формой и содержанием.

Применение компьютеров оказывает революционизирующее влияние на картографическое производство. Перечисленные выше новации (бумага, книгопечатание и полиграфия) означали совершенствование физической компоненты картографических процессов. Но сутью картографии и картографирования является не физическая, а логическая составляющая, т. е. обработка информации. Развитие логической компоненты, означавшее переход от ремесла к науке и становление картографии как теории, началось с метода координат, разработанного Декартом, и аналитической геометрии и продолжилось разработкой картографических проекций и формированием математической картографии.

Однако, до сих пор картографическая теория развивалась несколько односторонне - разрабатывалась в основном математическая картография. Состояние другой части картографии - теории картографического отображения (формальной картографии) - можно охарактеризовать как застой. Здесь следует напомнить о дискуссии на страницах журнала “Геодезия и картография” в 1985 - 86 гг., начало которой было положено статьей К. А. Салищева . Под сложившуюся ситуацию даже подводилась теоретическая база: картографирование является творческим видом деятельности (картографы создают не продукцию, а картографические произведения), поэтому выполнение этих действий машиной невозможно.

Критика подобных воззрений может быть сведена к следующим замечаниям. Безусловно, картографирование – это интеллектуальная деятельность. Но из творческого характера деятельности совсем не следует невозможность ее автоматизации. Шахматы не менее творческое занятие, чем картографирование. Какое-то время назад велись дискуссии о том, может ли машина выиграть у квалифицированного шахматиста. Недавно она выиграла у чемпиона мира, и теперь уже спорят: является ли творчеством то, что делает ЭВМ.

Если творчество понимать как способность результативно действовать по интуиции, то следует признать абсолютную неспособность машины к какому-либо творчеству. Но цель автоматизированного решения интеллектуальных задач не в обязательном копировании мыслительных процессов в голове человека, а в получении результатов решения задач. Способ решения задачи имеет второстепенное значение по сравнению с фактом получения результата. Тем более, что сегодня уже существуют прецеденты изобретений и открытий, сделанных машиной, не говоря о доказательстве теорем.

Еще один пример значения творчества можно привести из истории самой картографии. На протяжении веков карты рисовались. Только с появлением способов определения координат точек земной поверхности и с разработкой картографических проекций стало возможным точно наносить положение объектов на бумагу, и карты стали вычерчиваться. Возможности “творчества” при этом существенно сократились, картограф уже не может размещать объекты на карте по своему вкусу. Таким образом, разработка точных методов ограничивает не творчество, а субъективизм, но едва ли эти ограничения могут вызывать протест.

Для того чтобы задачу могла решить машина, необходимо детально и однозначно изложить описание процесса преобразования данных, то есть решение должно быть формализовано. В настоящее время наиболее актуальная задача картографии – это разработка формальной теории картографического отображения.

Формализация процессов картографического отображения не только не убивает возможность творчества в картографическом производстве, но, наоборот, приводит к возрастанию его доли. Творческими процессами в картографии являются определение содержания карты, выбор изобразительных средств и т. п., а самые трудоемкие операции по изготовлению карты рутинны и вполне могут быть автоматизируемы.

Геоинформатика

Употребление термина “геоинформатика” не однозначно, хотя и стало обыденным. Разные специалисты вкладывают в это понятие различный смысл. Вот несколько примеров определения геоинформатики.

1. “Развитие информационных технологий на базе вычислительной техники... привело к появлению нового направления в информатике - геоинформатики, в основе которой лежат геоинформационные системы (ГИС) и геоинформационные технологии” .

2. “Геоинформатика и вычислительная геометрия являются в последнее время одними из наиболее развивающихся областей информатики” .

3. “Под геоинформатикой принято понимать научно-технический комплекс, объединяющий одноименную отрасль научного знания, технологию и прикладную (производственную) деятельность, которые связаны с разработкой и реализацией ГИС” .

4. “Геоинформатика - достаточно новая область деятельности в географии, геологии и других науках о Земле, в рамках которой решаются задачи сбора, хранения и обработки информации о природных и социально-экономических системах”

5. “Предмет геоинформатики, как науки - это природные, общественные и природно-общественные земные пространственно-временные системы. Методы геоинформатики - компьютерное моделирование и тесно связанное с ним геоинформационное картографирование. Иначе говоря, предмет геоинформатики совпадает с предметами наук о Земле, социально-экономических наук, картографии, дистанционного зондирования” . И далее: “Фундаментом геоинформационного образования (включая и геоинформационное картографирование) должно стать знание и понимание сущности, генезиса, динамики, функционирования геосистем”[Там же, с. 43].

В данных определениях просматриваются, по крайней мере, четыре трактовки предмета геоинформатики:

Область создания средств информационного моделирования земной поверхности (определения 1 и 2);

Область использования указанных средств (определение 4);

Любая деятельность, имеющая отношение к созданию или использованию средств геоинформационного моделирования (определение 3);

Некоторая метанаука о Земле (определение 5).

В приведенных определениях правильно указывается на тот или иной аспект геоинформатики, но ни с одним из них полностью согласиться нельзя и менее всего с определением, данным в работе . По сути дела, в этой работе предлагается заменить понятие географии и других наук о Земле геоинформатикой. До сих пор геосистемы были предметом географии и других наук о Земле, таковыми они и остаются. Применение новых инструментов изменяет методы, но не предмет и содержание научной дисциплины. Использование телескопа (а позднее и радиотелескопа) в астрономии или микроскопа в биологии не изменило их сущности, но позволило значительно расширить границы и глубину научного познания. Это прекрасно понимали более 100 лет назад. Дж. В. Мармери писал: “Тот факт, что изобретение какого-либо аппарата может изменить всю внешность науки и дает ей новый подъем, сделался общим местом. Устраним из нашего научного развития телескоп, и астрономия сразу превратится в знание самых обычных и простых явлений” [цит. по 12, с. 57] - и далее приводил перечень приборов, повлиявших на возникновение и развитие различных областей знания: микроскоп, призма, компас, маятник, барометр, линза, весы, электрические батареи.

Таким же образом использование в географии и других науках о Земле нового мощного инструмента - компьютера - не изменяет их собственного предмета и содержания исследований. Однако, применение компьютеров в географии и других науках о Земле может быть предметом самостоятельных исследований и содержанием соответствующей теории, подобно выделению картографии в отдельную область научно-технического знания.

Краткое название “геоинформатика” несколько затуманивает смысл понятия “географическая информатика”. В этом словосочетании основной смысл несет слово “информатика”, а слово “географическая” является уточняющим.

Здесь можно провести аналогию с названиями многих научных дисциплин, например, экономической географии, сфероидической геодезии, космической геодезии, математической картографии и т. д. Все перечисленные сложные названия, как и многие другие, подчиняются нормам русского языка, определяющим порядок образования словосочетаний. Человек, знающий смысл каждого отдельного слова, но не встречавшийся ранее со словосочетаниями, даже не задумываясь над нормами языка, интуитивно догадывается об их смысле.

Понятие “географическая информатика” в соответствии с нормами русского языка должно быть истолковано как некоторый раздел информатики. Именно такова логика авторов определений геоинформатики в : информатика рассматривается как родовое понятие по отношению к географической информатике.

Если же применить использованный в работе “принцип геоинформатики” к именованию других научных направлений, то вместо политической и экономической географии мы бы имели геополитику и геоэкономику и т. д. Но предмет экономической географии отличен от предмета “геоэкономики”; первая является разделом географии, тогда как вторая была бы разделом экономики.

Как область знания геоинформатика - раздел прикладной информатики, методология информационного моделирования земной поверхности и геосистем; предметом геоинформатики как теории являются геоинформационные модели, геоинформационные системы и технологии. Трактовка геоинформатики как раздела географии или даже ее альтернативы представляется спорной. География относится к естественным наукам, тогда как информатика и картография - технические дисциплины (по крайней мере, с точки зрения Высшей аттестационной комиссии). Принципиальное отличие технических наук от естественных отмечалось выше. Геоинформатика не сводится к автоматизированной картографии, но многое из нее заимствует и также должна быть отнесена к техническим дисциплинам.

Рассматривая геоинформатику как сферу производственной деятельности, в нее включают как область производства специализированного программного обеспечения (прежде всего - геоинформационных систем), так и область применения - получение, накопление, обработку, представление, распространение и использование цифровых данных о земной поверхности. Вопрос в том, насколько необходимо объединение под одним названием области производства средств и области их применения.

В реальной жизни эти области, как правило, различаются и именуются по-разному, например, автомобилестроение и автотранспортная отрасль и т. д. Возможно, единственным исключением из этого правила стало машиностроение, создающее, помимо прочего, средства для своего

воспроизводства, при котором областью применения создаваемых средств является область их производства - машины для производства машин.

Геоинформационные системы не предназначаются для самовоспроизводства, и поэтому нет никаких особых причин для объединения под одним названием “геоинформатика” области производства средств и области их применения. Как человек, использующий астрономические методы определения координат или направлений, не может считаться астрономом (астроном – тот, кто строит здание астрономии), так и конечный пользователь, применяющий ГИС для решения своих задач, не обязательно является специалистом в области геоинформатики . Представляется довольно спорным называть географов, картографов и других, не имеющих достаточно глубоких знаний в области информатики, специалистами по геоинформатике.

Тогда возникает вопрос об именовании системы знаний о потребительских свойствах геоинформационных систем и производственной деятельности, направленной на получение, накопление, обработку, представление, распространение и использование информации о земной поверхности и геосистемах. В данном случае мы можем действовать по аналогии и использовать ту же логику, что и при образовании термина «практическая астрономия» , называя систематизированную совокупность знаний о применении средств геоинформационного моделирования практической геоинформатикой.

По мнению автора, геоинформатика является не столько новой областью деятельности в географии или картографии, сколько новым способом удовлетворения старой как мир потребности человека в знаниях о среде обитания. Вопреки мнению некоторых авторов, иной становится не столько картография, сколько картографическое производство, трансформирующееся на наших глазах в геоинформационное.

Автоматизация в картографии не изменяет сути картографии. Точно так же автоматизация картографического производства не меняет цели последнего. Однако изменения в технологиях обеспечения общественной потребности в знаниях о территории страны настолько принципиальны, что в настоящее время можно ставить вопрос о целесообразности соответствующего переименования существующей инфраструктуры - Роскартографии.

^

Список литературы


1. Алексеев А.С., Калантаев П.А., Пяткин В.П. Новые информационные технологии в дистанционных исследованиях Земли из космоса. Международ. науч.-техн. конф., посвященная 65-летию СГГА - НИИГАиК. 23-27 ноября 1998 г. Тезисы докладов, Новосибирск, 1998, стр. 18-20

2. Берлянт А.М. Геоинформационное картографирование. -М.: 1997, -64 с.

3. Берлянт А.М. Проблемы геоинформационной терминологии. Цифровые и электронные геоизображения. Информационный бюллетень, 1999, № 3 (20), стр. 6-8

4. ГОСТ Р 50828-95 Геоинформационное картографирование. Пространственные данные, цифровые и электронные карты. Общие требования. -М.: Госстандарт России, 1995, -19 с.

5. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика / Под ред. Д.В. Лисицкого.-М.: “Картгеоцентр”-”Геодезиздат”, 1993. - 213 с.

6. Математический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1988, -847 с.

7. Перминов В.И., Савенков В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991, -543 с.

8. Салищев К.А. Рецидив формалистических концепций коммуникативной картографии под флагом автоматизации. - Геодезия и картография, 1985. № 11, c. 59 - 61.

9. Сербенюк С.Н. Картография и геоинформатика - их взаимодействие. М.., 1990, 159 с.

10. Скворцов А. В. Эффективные алгоритмы вычислительной геометрии и их реализация в геоинформационной системе. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. Томск, ТГУ, 1998, -20 с.

11. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990, - 1632 c.

12. Фигуровская В.М. Техническое знание. Особенности возникновения и функционирования. Новосибирск: Изд-во Наука, 1979, -192 с.

13. Шомье Ж. Банки данных: Использование электронной вычислительной техники. –М.: Энергоиздат, 1981. – 72 с.

Понятием «клиническая психология» описывается как исследовательская, так и прикладная деятельность. Профессиональное наименование специалистов в этой области — «клинический психолог». Клиническая психология пересекается с другими дисциплинами; ниже мы более подробно остановимся на ее отношении к поведенческой медицине, медицинской психологии, клинической нейропсихологии, психологии здоровья, Public Health (общественному здравоохранению) и психиатрии (обзор см. в табл. 1.1); все они играют важную роль в общей системе здравоохранения.

Таблица 1.1. Клиническая психология и смежные дисциплины: определения и профессиональные наименования

Определение

Собственное профессиональное наименование

Клиническая психология

Частная психологическая дисциплина, которая занимается психическими расстройствами и психическими аспектами соматических расстройств/болезней. Сюда относятся, в частности, следующие темы: этиология/анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (психопрофилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка)

Есть (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение профессиональной деятельности клинических психологов

Поведенческая медицина (behavioral medicine )

Междисциплинарная научно-исследовательская и прикладная область. В своем подходе к проблемам здоровья и болезни ориентируется на биопсихосоциальную модель. Осуществляемый в ее рамках синтез достижений науки о поведении и биомедицинских наук призван помочь успешному решению проблемы здоровья—болезни и использованию этих достижений в профилактике, интервенции и реабилитации (Miltner, Birbaumer & Gerber, 1986; Miltner, 1997)

Медицинская психология

Применение знаний и методов психологии для решения проблем медицины (Rösler, Szewczyk & Wildgrube, 1996, S. 19). На переднем плане здесь — ситуация пациента и взаимоотношения врач—пациент (Schwenkmezger & Schmid, 1994). В более широком смысле сюда относятся предупреждение болезни (профилактика) и охрана здоровья. Психология для медиков преподается в рамках учебного курса «медицинская психология»

Клиническая нейропсихология

Клиническая нейропсихология — частная психологическая дисциплина, которая изучает влияние локальных поражений головного мозга на эмоции и поведение (Dick, Gauggel, Hättig & Wittlieb-Verport, 1996)

Есть (для психологов)

Психология здоровья (health psychology )

Узкое определение. Частная психологическая дисциплина, занимающаяся «(1) профилактикой и охраной здоровья, (2) предотвращением болезней, (3) выявлением форм поведения, повышающих риск заболевания, (4) совершенствованием системы здравоохранения» (Schmidt & Schwenkmezger,1992, S. 1, 2).

Широкое определение. «Научный и педагогический вклад психологии в (1) профилактику и охрану здоровья, (2) предотвращение и лечение болезней, (3) выявление форм поведения, повышающих риск заболевания, (4) постановку диагноза и выявление причин нарушения здоровья, (5) реабилитацию, (6) совершенствование системы здравоохранения» (Schwarzer, 1997, S. V;курсивом даны добавления к узкому определению)

В стадии разработки (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение деятельности специалистов по психологии здоровья

Public Health (общественное здравоохранение)

Междисциплинарная область исследовательской и практической деятельности, занимающаяся повышением общего уровня здоровья населения (предупреждение болезней (профилактика), продление жизни, улучшение самочувствия) посредством общественных мероприятий или посредством влияния на систему здравоохранения в целом (Margraf, 1995). Речь идет о системном подходе, в расчете на все население

В стадии разработки (в частности, для психологов)

Психиатрия

Частная медицинская дисциплина, которая занимается психическими болезнями (отчасти с акцентом на биологических аспектах). Сюда относятся: этиология/анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка)

Есть (только для медиков при обозначении врачебной специальности)

Поведенческая медицина (behavioral medicine ). Знания, накопленные биомедицинскими науками и наукой о поведении и ориентированные на биопсихосоциальную модель, должны способствовать решению проблем здоровья и болезни главным образом соматических заболеваний, но также и психических расстройств; эти знания находят применение в профилактике, интервенции и реабилитации (Blanchard, 1992; Miltner, Birbaumer & Gerber, 1986; Miltner, 1997; Stone et al., 1987). Хотя в основу этого поведенческого медицинского подхода положены теоретические и практические принципы поведенческой терапии, в концептуальном плане поведенческую медицину невозможно соотнести с деятельностью какой-либо одной профессиональной группы; на этом поприще работают клинические психологи, специалисты по психологии здоровья, медики и другие специалисты. В настоящее время понятие поведенческой медицины представляет собой скорее программу исследований и практической деятельности, чем отдельную профессию. Так, например, в Американской психологической ассоциации нет специальной секции «поведенческая медицина»; однако при подготовке специалистов по клинической психологии она занимает важное место (Sayette & Mayne, 1990).

Медицинская психология. Вшироком смысле под медицинской психологией понимается «применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем» (Rösler, Szewczyk & Wildgrube, 1996, S. 19); предмет медицинской психологии — это прежде всего «эмоции и поведение в состоянии болезни и все формы предупреждения болезни и профилактики» (S. 19). По мнению других авторов (Schwenkmezger & Schmidt, 1994), на первом плане в медицинской психологии стоят нарушение пациента и взаимоотношения врача и пациента. В вузах медицинская психология представлена таким учебным предметом, как «психология для медиков» и не выделяется в особую специальность; «психологию для медиков» в высшей школе часто преподают психологи, но иногда и медики. Что касается тематики исследований, то медицинская психология, клиническая психология, поведенческая медицина и психология здоровья тесно соприкасаются друг с другом.

Клиническая нейропсихология. Дик, Гауггель, Хеттиг и Витлиб-Ферпорт (Dick, Gauggel, Hättig und Wittlieb-Verport, 1996) понимают под клинической нейропсихологией научную прикладную дисциплину, которая изучает влияние заболеваний и поражений головного мозга, сказывающееся на эмоциях и поведении; на первом месте стоят диагностика и интервенция. Эта прикладная специальность тесно соприкасается с клинической психологией; в Германии для нее имеется собственное профессиональное наименование (клинический нейропсихолог).

Психология здоровья (health psychology ). Психологию здоровья можно определить в узком и широком смысле (Schmidt & Schwenkmezger, 1992) (см. табл. 1.1). В первом случае центральное место занимают охрана здоровья и профилактика, но тогда психологию здоровья трудно отграничить от клинической психологии, так как предметом последней является профилактика, а также в какой-то мере охрана здоровья. Если же взять более широкое определение, то окажется, что понятие психологии здоровья можно сопоставить как с клинической психологией, так и с поведенческой медициной (с акцентом на психологических аспектах), и в этом случае психология здоровья опять же не представляется специфической отдельной областью. По своему содержанию психология здоровья также тесно соприкасается с поведенческой медициной и с медицинской психологией (см. Schwenkmezger & Schmidt, 1994). Программы последипломного обучения клинической психологии в США показывают, что американские ученые относят поведенческую медицину и психологию здоровья к сфере клинической психологии (Sayette & Mayne, 1990). Впоследнее время в психологии здоровья делают акцент на профилактике, ориентированной на модели здоровья, что позволит этой области в скором времени стать отдельной специальностью. Иногда психологию здоровья предпочитают рассматривать как фундаментальную, а не как прикладную дисциплину (Schwarzer, 1997). ВАвстрии психология здоровья узаконена как отдельная профессия; в Германии и Швейцарии этот вопрос находится в стадии разработки.

Public Health . Public Health — междисциплинарная область, которая рассматривает проблему здоровья исходя из макроперспективы (система, община и т. д.); речь идет о системном подходе, то есть о населении в целом. Гутцвиллер и Жанре (Gutzwiller & Jeanneret, 1996, S. 25) выделяют следующий круг задач для Public Health : «Задачи Public Health заключаются в том, чтобы создавать такие общественные условия, условия окружающей среды и санитарного обеспечения, которые способствовали бы сохранению здоровья людей». По другим источникам (Troschke, Hoffmann-Markwald & Haeberlein, 1993), главные задачи Public Health — предупреждение болезни (профилактика), продление жизни и укрепление здоровья (см. также Lee & Paxman, 1997). В качестве немецкого эквивалента этому термину предлагались различные обозначения (в том числе популяционная медицина, общественное здоровье); сегодня часто используют понятие «наука о здоровье». Понятием Health promotion (укрепление здоровья) описываются все действия, способствующие сохранению здоровья в макроперспективе; сильный импульс к этому дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Психология здоровья тоже входит в Public Health Public Health -психология») (Schmidt, 1994), и таким образом Public Health получает от нее (и от клинической психологии) импульс для развития в направлении усиления ориентации на интересы индивида (Margraf, 1995). Медицинский подход к Public Health описывается также понятием Community medicine («коммунальная медицина») (ср., например, основное направление медицинского факультета в Грайфвальде). В сфере Public Health работают различные профессиональные группы, среди которых есть и клинические психологи, и специалисты по психологии здоровья. Public Health пока что представляет собой поле исследовательской и практической деятельности, которое не идентифицируется с отдельной профессией. Однако в рамках Public Health уже начинают складываться отдельные специальности, соответствующие направлениям при последипломном обучении специалистов, окончивших различные высшие школы.

Психиатрия. Эта дисциплина относится к медицине, но теснейшим образом соприкасается с клинической психологией (Freyberger & Stieglitz, 1996; Berger, 1998). Предметом научных исследований как клинической психологии, так и психиатрии являются психические расстройства, а клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые по своей значимости «не равноценны болезни» (например, проблемами супружества и партнерства), а также психическими аспектами соматических расстройств. Таким образом, можно сказать, что в этом отношении клиническая психология и психиатрия мало различаются, даже если учесть по-разному расставленные акценты в их подходе к предмету исследования. Психиатрия как частная сфера медицины больше учитывает соматические аспекты психических расстройств; в клинической же психологии акцентируется скорее психологическая плоскость. Но совершенно ясно, что всеобъемлющее понимание психических расстройств возможно только При наличии комплексных биопсихосоциальных моделей (ср. главу 7). Поэтому модели, разрабатываемые в данных дисциплинах, иногда не имеют существенных различий; нередко проводятся и совместные исследования.

Что касается профессиональной деятельности, — тут клиническая психология и психиатрия резко отличаются друг от друга. Психиатрия представляет собой раздел медицины, а следовательно, включает утвержденный набор профессий, а также предполагает получение медицинского образования и дальнейшую специализацию (получение конкретной врачебной специальности — врачи-специалисты по психиатрии и неврологии, врачи-специалисты по психиатрии и психотерапии; врачи-специалисты по психосоматической медицине и т. д.). Для клинической психологии подобной специализации, которая признавалась бы законодательством и системой медицинского страхования, в Германии и Швейцарии до сих пор нет; узаконенное в Австрии наименование «клинический психолог» не является эквивалентом врачебной специальности.

В последнее время проводить психотерапию имеют право как психологи, так и медики (подробнее см. главу 19). В Германии, например, психологи могут специализироваться в психотерапии, что отражено в соответствующем законе. Впрочем, такая дальнейшая специализация рассматривается скорее как элемент профессиональной подготовки, нежели как повышение квалификации (ср. Австрия). Что касается интервенции, то тут ситуация в различных странах совершенно различна, хотя почти везде только медики имеют право проводить медикаментозное лечение. Заниматься психотерапией имеют право — при наличии соответствующей квалификации — медики, психологи и отчасти также представители других профессиональных групп.

Итак, в сфере здравоохранения существуют самые разные понятия — некоторые из них описывают сферу исследовательской и практической деятельности, другие — сферу профессиональной деятельности. Возникает вопрос: каковы же рамки клинической психологии и получат ли отдельные психологические специальности свой профессиональный статус в секторе здравоохранения, подобно врачебным специальностям?

· Военная история - наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки.

· Историческая психология - наука на стыке истории и психологии.

· История культуры - наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса.

· История науки - история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.

· История государства и права - изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды.

· История политических и правовых учений - изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды.

· История религии - изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.

· История экономики - изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Геродот (484-425 гг. до н. э.) большинством историков считается «отцом» этой науки:

Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом .

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145-90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид. Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории.

Арабский историк Ибн Хальдун в 1377 году анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчёркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков. Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии, в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии». Большое значение имела разработка Ибн Халдуном концепции политико-демографических циклов, представлявшей собой одну из первых попыток научного описания исторической динамики.

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке, Тревельяна, Броделя, Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством. Не менее спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей.Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии[источник не указан 1157 дней ]. В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика - математическое моделирование исторических процессов.

Концепции исторического развития

Теории исторического процесса, или теории изучения (методологическая интерпретация), определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты действительности» ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов.

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в её логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса, и предлагают своё видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определённой теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они «правдивы, объективны, верны» и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории - мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Метод как способ исследования показывает, как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: этоидеалистическое и материалистическое понимание истории .

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей,
а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное; так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми. Западную историческую науку характеризует идеалистический подход, отечественную - материалистический. Современная историческая наука основана на диалектическом методе , который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и вместе с тем находящийся под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

диахронный - метод периодизации; историческое моделирование; статистический метод.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. [источник не указан 412 дней ].

Понятием «клиническая психология» описывается как исследовательская, так и прикладная деятельность. Профессиональное наименование специалистов в этой области - «клинический психолог». Клиническая психология пересекается с другими дисциплинами; ниже мы более подробно остановимся на ее отношении к поведенческой медицине, медицинской психологии, клинической нейропсихологии, психологии здоровья, Public Health (общественному здравоохранению) и психиатрии (обзор см.

В табл. 1.1); все они играют важную роль в общей системе здравоохранения.

Таблица 1.1. Клиническая психология и смежные дисциплины: определения и профессиональные наименования

Определение Собственное профессиональное наименование
Клиническая психология Частная психологическая дисциплина, которая занимается психическими расстройствами и психическими аспектами соматических расстройств/болезней. Сюда относятся, в частности, следующие темы: этиология/анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (психопрофилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка) Есть (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение профессиональной деятельности клинических психологов
Поведенческая медицина (behavioral medicine) Междисциплинарная научно-исследовательская и прикладная область. В своем подходе к проблемам здоровья и болезни ориентируется на биопсихосоциальную модель. Осуществляемый в ее рамках синтез достижений науки о поведении и биомедицинских наук призван помочь успешному решению проблемы здоровья-болезни и использованию этих достижений в профилактике, интервенции и реабилитации (Miltner, Birbaumer & Gerber, 1986; Miltner, 1997) Нет
Медицинская психология Применение знаний и методов психологии для решения проблем медицины (Rosler, Szewczyk & Wildgrube, 1996, S. 19). На переднем плане здесь - ситуация пациента и взаимоотношения врач-пациент (Schwenkmezger & Schmid, 1994). В более широком смысле сюда относятся предупреждение болезни (профилактика) и охрана здоровья. Психология для медиков преподается в рамках учебного курса «медицинская психология» Нет
Клиническая нейропсихология Клиническая нейропсихология - частная психологическая дисциплина, которая изучает влияние локальных поражений головного мозга на эмоции и поведение (Dick, Gauggel, Hättig & Wittlieb-Verport, 1996) Есть (для психологов)
Психология здоровья (health psychology) Узкое определение. Частная психологическая дисциплина, занимающаяся «(1) профилактикой и охраной здоровья, (2) предотвращением болезней, (3) выявлением форм поведения, повышающих риск заболевания, (4) совершенствованием системы здравоохранения» (Schmidt & Schwenkmezger, 1992, S. 1, 2).

Широкое определение. «Научный и педагогический вклад психологии в (1) профилактику и охрану здоровья, (2) предотвращение и лечение болезней, (3) выявление форм поведения, повышающих риск заболевания, (4) постановку диагноза и выявление причин нарушения здоровья, (5) реабилитацию, (6) совершенствование системы здравоохранения» (Schwarzer, 1997, S. V; курсивом даны добавления к узкому определению)

В стадии разработки (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение деятельности специалистов по психологии здоровья
Public Health (общественное здравоохранение) Междисциплинарная область исследовательской и практической деятельности, занимающаяся повышением общего уровня здоровья населения (предупреждение болезней (профилактика), продление жизни, улучшение самочувствия) посредством общественных мероприятий или посредством влияния на систему здравоохранения в целом (Margraf, 1995). Речь идет о системном подходе, в расчете на все население В стадии разработки (в частности, для психологов)
Психиатрия Частная медицинская дисциплина, которая занимается психическими болезнями (отчасти с акцентом на биологических аспектах). Сюда относятся: этиология/анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка) Есть (только для медиков при обозначении врачебной специальности)

Поведенческая медицина (behavioral medicine). Знания, накопленные биомедицинскими науками и наукой о поведении и ориентированные на биопсихосоциальную модель, должны способствовать решению проблем здоровья и болезни главным образом соматических заболеваний, но также и психических расстройств; эти знания находят применение в профилактике, интервенции и реабилитации (Blanchard, 1992; Miltner, Birbaumer & Gerber, 1986; Miltner, 1997; Stone et al., 1987). Хотя в основу этого поведенческого медицинского подхода положены теоретические и практические принципы поведенческой терапии, в концептуальном плане поведенческую медицину невозможно соотнести с деятельностью какой-либо одной профессиональной группы; на этом поприще работают клинические психологи, специалисты по психологии здоровья, медики и другие специалисты. В настоящее время понятие поведенческой медицины представляет собой скорее программу исследований и практической деятельности, чем отдельную профессию. Так, например, в Американской психологической ассоциации нет специальной секции «поведенческая медицина»; однако при подготовке специалистов по клинической психологии она занимает важное место (Sayette & Mayne, 1990).

Медицинская психология. В широком смысле под медицинской психологией понимается «применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем» (Rosler, Szewczyk & Wildgrube, 1996, S. 19); предмет медицинской психологии - это прежде всего «эмоции и поведение в состоянии болезни и все формы предупреждения болезни и профилактики» (S. 19). По мнению других авторов (Schwenkmezger & Schmidt, 1994), на первом плане в медицинской психологии стоят нарушение пациента и взаимоотношения врача и пациента. В вузах медицинская психология представлена таким учебным предметом, как «психология для медиков» и не выделяется в особую специальность; «психологию для медиков» в высшей школе часто преподают психологи, но иногда и медики. Что касается тематики исследований, то медицинская психология, клиническая психология, поведенческая медицина и психология здоровья тесно соприкасаются друг с другом.

Клиническая нейропсихология. Дик, Гауггель, Хеттиг и Витлиб-Ферпорт (Dick, Gauggel, Hättig und Wittlieb-Verport, 1996) понимают под клинической нейропсихологией научную прикладную дисциплину, которая изучает влияние заболеваний и поражений головного мозга, сказывающееся на эмоциях и поведении; на первом месте стоят диагностика и интервенция.

Эта прикладная специальность тесно соприкасается с клинической психологией; в Германии для нее имеется собственное профессиональное наименование (клинический нейропсихолог).

Психология здоровья (health psychology). Психологию здоровья можно определить в узком и широком смысле (Schmidt & Schwenkmezger, 1992) (см. табл. 1.1). В первом случае центральное место занимают охрана здоровья и профилактика, но тогда психологию здоровья трудно отграничить от клинической психологии, так как предметом последней является профилактика, а также в какой-то мере охрана здоровья. Если же взять более широкое определение, то окажется, что понятие психологии здоровья можно сопоставить как с клинической психологией, так и с поведенческой медициной (с акцентом на психологических аспектах), и в этом случае психология здоровья опять же не представляется специфической отдельной областью. По своему содержанию психология здоровья также тесно соприкасается с поведенческой медициной и с медицинской психологией (см. Schwenkmezger & Schmidt, 1994). Программы последипломного обучения клинической психологии в США показывают, что американские ученые относят поведенческую медицину и психологию здоровья к сфере клинической психологии (Sayette & Mayne, 1990). В последнее время в психологии здоровья делают акцент на профилактике, ориентированной на модели здоровья, что позволит этой области в скором времени стать отдельной специальностью. Иногда психологию здоровья предпочитают рассматривать как фундаментальную, а не как прикладную дисциплину (Schwarzer, 1997). В Австрии психология здоровья узаконена как отдельная профессия; в Германии и Швейцарии этот вопрос находится в стадии разработки.

Public Health. Public Health - междисциплинарная область, которая рассматривает проблему здоровья исходя из макроперспективы (система, община и т. д.); речь идет о системном подходе, то есть о населении в целом. Гутцвиллер и Жанре (Gutzwiller & Jeanneret, 1996, S. 25) выделяют следующий круг задач для Public Health: «Задачи Public Health заключаются в том, чтобы создавать такие общественные условия, условия окружающей среды и санитарного обеспечения, которые способствовали бы сохранению здоровья людей». По другим источникам (Troschke, Hoffmann-Markwald & Haeberlein, 1993), главные задачи Public Health - предупреждение болезни (профилактика), продление жизни и укрепление здоровья (см. также Lee & Paxman, 1997). В качестве немецкого эквивалента этому термину предлагались различные обозначения (в том числе популяционная медицина, общественное здоровье); сегодня часто используют понятие «наука о здоровье». Понятием Health promotion (укрепление здоровья) описываются все действия, способствующие сохранению здоровья в макроперспективе; сильный импульс к этому дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Психология здоровья тоже входит в Public Health («Public Health-психология») (Schmidt, 1994), и таким образом Public Health получает от нее (и от клинической психологии) импульс для развития в направлении усиления ориентации на интересы индивида (Margraf, 1995). Медицинский подход к Public Health описывается также понятием Community medicine («коммунальная медицина») (ср., например, основное направление медицинского факультета в Грайфвальде). В сфере Public Health работают различные профессиональные группы, среди которых есть и клинические психологи, и специалисты по психологии здоровья. Public Health пока что представляет собой поле исследовательской и практической деятельности, которое не идентифицируется с отдельной профессией. Однако в рамках Public Health уже начинают складываться отдельные специальности, соответствующие направлениям при последипломном обучении специалистов, окончивших различные высшие школы.

Психиатрия. Эта дисциплина относится к медицине, но теснейшим образом соприкасается с клинической психологией (Freyberger & Stieglitz, 1996; Berger, 1998). Предметом научных исследований как клинической психологии, так и психиатрии являются психические расстройства, а клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые по своей значимости «не равноценны болезни» (например, проблемами супружества и партнерства), а также психическими аспектами соматических расстройств. Таким образом, можно сказать, что в этом отношении клиническая психология и психиатрия мало различаются, даже если учесть по-разному расставленные акценты в их подходе к предмету исследования. Психиатрия как частная сфера медицины больше учитывает соматические аспекты психических расстройств; в клинической же психологии акцентируется скорее психологическая плоскость. Но совершенно ясно, что всеобъемлющее понимание психических расстройств возможно только При наличии комплексных биопсихосоциальных моделей (ср. главу 7). Поэтому модели, разрабатываемые в данных дисциплинах, иногда не имеют существенных различий; нередко проводятся и совместные исследования.

Что касается профессиональной деятельности, - тут клиническая психология и психиатрия резко отличаются друг от друга. Психиатрия представляет собой раздел медицины, а следовательно, включает утвержденный набор профессий, а также предполагает получение медицинского образования и дальнейшую специализацию (получение конкретной врачебной специальности - врачи-специалисты по психиатрии и неврологии, врачи-специалисты по психиатрии и психотерапии; врачи-специалисты по психосоматической медицине и т. д.). Для клинической психологии подобной специализации, которая признавалась бы законодательством и системой медицинского страхования, в Германии и Швейцарии до сих пор нет; узаконенное в Австрии наименование «клинический психолог» не является эквивалентом врачебной специальности.

В последнее время проводить психотерапию имеют право как психологи, так и медики (подробнее см. главу 19). В Германии, например, психологи могут специализироваться в психотерапии, что отражено в соответствующем законе. Впрочем, такая дальнейшая специализация рассматривается скорее как элемент профессиональной подготовки, нежели как повышение квалификации (ср. Австрия). Что касается интервенции, то тут ситуация в различных странах совершенно различна, хотя почти везде только медики имеют право проводить медикаментозное лечение. Заниматься психотерапией имеют право - при наличии соответствующей квалификации - медики, психологи и отчасти также представители других профессиональных групп.

Итак, в сфере здравоохранения существуют самые разные понятия - некоторые из них описывают сферу исследовательской и практической деятельности, другие - сферу профессиональной деятельности. Возникает вопрос: каковы же рамки клинической психологии и получат ли отдельные психологические специальности свой профессиональный статус в секторе здравоохранения, подобно врачебным специальностям?



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...