Известные побеги из тюрем. Самые известные побеги из тюрьмы. Побег из Алькатраса

Вернулась из Крыма, но рассказать хочу об одном месте, где была не в этом году, а дважды в другие приезды (в 2011-м и 2013-м году). Это интересное и сильное место в горах - Храм Донаторов.
У него достаточно необычное название, как и внешний вид. Это просто пещера в скале, которую не так-то просто найти. А что касается названия, слово donator означает с латинского «даритель» или «приносящий дар». Ранее такими дарителями выступали богатые, чаще всего княжеские, семьи или феодалы, владеющие большими земельными наделами. Рядом с «церковной скалой», на плато Топшан найдены остатки большого родового поместья. Может быть, маленькая горная базилика выступала чем-то вроде семейного храма. Историки полагают, что донаторами храма являлся князь Феодоро с женой, который основал легендарное княжество, названное в его честь, а сам храм построен в период с XII по XV вв.

Узнала я о нём просто случайно наткнувшись в интернете, а потом оказалось, что мои крымские знакомые - покорители гор - ходят туда регулярно и в один из таких походов взяли меня с собой. В тот раз мы поднимались через пещерный монастырь Челтер-Мармара, шли до Храма Донаторов через Черкез-Кермен, потом возвратились по Пятой Балке, спустившись недалеко от Пещерного монастыря Шулдан.
Во второй раз мы просто подъехали на машине поближе к Храму Донаторов и поднялись. В этом и плюсы этого места - можно устроить себе красивую прогулку, приехав на общественном транспорте и увидев много интересного за один раз, а можно подъехать и на машине поближе, а подъем в гору там совсем небольшой и несложный.
А теперь в подробностях:

3
Начинаем свой подъём со стороны села Терновка, вверху видны окошки в скале - это и есть Челтер-мармара:

4
Пещерный монастырь Челтер-Мармара располагается над селом Терновка Балаклавского района. Здесь над Кара-Кобинской и Шульской долинами возвышается скала Челтер-Кая. На западной стороне скалы отчетливо просматриваются четыре яруса пещер, а на вершине стоит православный крест. Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. Челтер в переводе означает решетка, а Мармара – название средневековой деревни, которая находилась у подножия горы:

5
Вид оттуда. Я давно хотела увидеть Крым в осенних цветах и тогда мне это немного удалось:

6
Долгое время пещерный монастырь был заброшен, но потом начал восстанавливаться, благодаря жителю Терновки Константину Гудкову. есть мистическая история про него.

7
Вход в действующий монастырь

8

9

10
Из Севастополя лучше всего добираться рейсовым автобусом 40, отправляющимся с остановки "5-й км". Ехать необходимо до конечной остановки автобуса - село Терновка. Затем немного возвратиться по шоссе в северо-западном направлении около 1.5 км.

11

13
Осенние цвета Крыма:

14
А вот эта невзрачная на вид скала и таит внутри себя Храм Донаторов:

15

16

17
По такой вот тропинке и нужно подняться:

18
Сверху открывается красивый вид на долину Черкез-кермен:

Долина Черкез-Кермен. Некогда здесь находилось одноименное селение, переименованное в послевоенные годы в село Крепкое.
В 60 годах прошлого века, в период укрупнения сельских районов в Крыму, это село было ликвидировано, и теперь на его территории располагаются частные владения. В западной части урочища, надежно скрытый от людских глаз, находится небольшой мыс-останец Кильсе-Кая («церковная скала»). Он имеет довольно необычную форму, поэтому туристы прозвали его Череп: два грота – результат выветривания скальных пород в юго-западной оконечности мыса, издали напоминают глазницы, делая скалу похожей на человеческий лик. Внутри скалы находится загадочное сооружение средневековья – Храм Донаторов.

20
Здесь снимали фильм "Алмазы для Сталина", в один из приездов мы застали декорации, изображающие Ураллаг:

21
Осенью особенно красиво. Эта фотография сделана в октябре:

22
А эта в сентябре (другого года):

23

24

25

Вход в храм не так-то легко заметить. Он спрятан недалеко от расселины, расколовшей скалу надвое. В правом «осколке» находится сам храм, в левом – его усыпальница. Между ними проходит необычайно ветхий деревянный мостик. Лучше оставить его и пройти к храму по небольшому скальному уступу. Вход в храм в настоящее время загорожен железной решеткой, но остается открытым для посетителей.

От былого убранства храма сейчас мало что осталось – всюду высечены каменные лавки, в стенах можно заметить ниши, вероятно, для икон или лампадок, возле северной стены виднеется остаток колонны. Посещающие древний храм верующие оставили здесь множество икон и свечей.

Самая большая фреска некогда покрывала северную стену храма-базилики (на фото слева). Здесь видны остатки фигур Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца. Хорошо сохранившаяся часть фрески, изображающая Георгия, была похищена – роспись довольно профессионально подрубили, предварительно заклеив её холстом, чтобы сохранить ценный рисунок (на стене осталась вырубленная ниша)

28
Внутреннее помещение Храма очень маленькое – около 2х3 метра. Раньше к наружной стороне примыкали деревянные пристройки. Их сооружали с помощью проделанных в камне углублений, в которых устанавливали балки. Вырубленная в скале лестница вела во вход помещения.

Но вот что интересно. Самым загадочным является изображение в алтарной части храма – здесь сохранились формы фрески 14 века, в апсиде изображен младенец, лежащий в чаше. По бокам от него стоят 5 святых со свитками в руках. Эта чаша не что иное как Священный Грааль или Золотая колыбель, которая, как свидетельствуют многие мистические истории, до сих пор находится где-то в Крыму, и именно её более 60 лет назад безуспешно разыскивали представители легендарной секретной организации Аненербе. Эта фреска поистине уникальна, подобная ей находится в одном из сербских храмов в Сопочанах.
Святой Грааль символизирует вечную жизнь, может даровать прощение грехов и бессмертие тому, кто найдет его. Увлеченные данной темой эзотерики склоняются к мысли, что эта священная чаша не имеет материального выражения и является своеобразным символом обретения себя, которое в восточной традиции называют «просветлением».


29
На западной стене храма нанесено изображение двух фигур. Предполагается, что это были супруги: слева - мужчина с бородой, в короне и воинском облачении, справа – различается женская фигура с серьгами в ушах и остроконечной шляпе. Говорят, что это изображение тех самых донаторов - основателя крымского княжества Феодоро - князя Феодоро с женой.

Сам храм внутри, вход в него:

30

31
На горы можно любоваться бесконечно:

32

33

35
Здесь за нами увязался кот:

36

37
А вот эти белые скалы почему-то напомнили мне о магическом городе Черхавла из книжек Макса Фрая:

38
Тут же есть озеро, в нём можно купаться:

39

40
В первый приезд погода не очень располагала, а вот во второй вполне:

41

42

43
В Долине Черкез-кермен много необычных пещер, многие из них были стоянками первобытного человека:

44

45

46

47
А так выглядит Эски-Кермен - пещерный город, достаточно известный и популярный, сюда регулярно возят экскурсии:

48

49
Но вокруг множество других интересных пещер:

50

51
Далее мы идём по Пятой Балке.
Что вообще такое балка в данном контексте? Название часто встречается (взять хотя бы "Золотую Балку" - известное игристое вино родом из Балаклавы, про которое я скоро расскажу).
Балка - это сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами.

52

53

54

55

56

57

58

59
Вот там в облаках на горе виден пещерный монастырь Шулдан.
Он был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из Византии в период господства там иконоборцев.
есть интересны пост про Шулдан

60

61
Шулдан в переводе - "отдающий эхо":

62
Спуск кажется простым, но на самом деле не расслабишься - сплошная меловая скала, гладкая и скользкая, особенно под дождём:

63
Мы внизу у села Терновка ждём автобус, а сверху нас провожает Шулдан:

Фотографии сделаны в октябре 2011-го и сентябре 2013-го года

Как добраться до Храма Донаторов в Крыму:

Дорога до Эски-Керменского плато протекает по разным маршрутам:

1. Идти от села Залесное (в село ходят рейсовые автобусы из Бахчисарая, Севастополя, Ялты) по туристической тропе около 3-4 км к южной части Эски-Кермена. Тропу легко найти южнее селения. Более того, она обозначена на топографической карте горного Крыма.

2. От села Холмовка (на рейсовом автобусе из Бахчисарая), по дороге около 6-7 км в юго-западном направлении.

3. От села Терновка через пещерный монастырь Челтер-Мармара. От него необходимо свернуть на север, и немного выше села идти по дороге к пещерному монастырю Шулдан (от которого по балке тропа соединяется с тропой из села Залесное).

4. Если следовать на своей машине, лучше всего проехать через село Красный Мак до села Холмовка. Свернуть налево, не доезжая до последнего. Далее свернуть направо в конце по плитовому покрытию, которое сменяется на грунтовую дорогу. Ехать до конца северной части плато.
Подняться в храм можно после того, как свернуть в балку справа и пройти вперед 200 м, далее подняться по левому склону. Если идти по верху скалы (на которой заметны остатки фундамента), можно обнаружить две смежные пещеры. Именно в одной из них расположен храм Донаторов.

В скале, в верховьях балки Черкез-Кермен (Бахчисарайский район), где находилась когда-то одноименная деревня (потом Крепкое, ныне не существует), неподалеку от Эски-Кермена к западу от Кыз-Куле. К ней через скалистую площадку в расселину ведёт вырубная лестница, по сторонам которой высечены гробница и усыпальница. Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить лишь поднявшись на вершину. Памятник знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Одна из фресок изображала семью донаторов храма. По этой фреске церковь и получила свое название. Донаторы - в дословном переводе с греческого «дарители» - люди, которые на свои пожертвования содержали храм. В алтарной части храма частично сохранилась фреска проведения литургии Святого Грааля. По мнению археологов, появилась церковка не ранее XIV века.

Вход в храм с юга, в южной стене - окно, освещавшее храм и апсиду. Церковь прямоугольной формы, размерами 5,1×3,2×2,5, апсида подковообразная, по ее полукружию вырублен синтрон с примыкающим к нему престолом. Апсида отделялась от наоса скальной алтарной преградой, сохранившейся на высоту 0,35 м . На северной стене - два углубления в виде аркосолиев. На стенах храма сохранились фрагменты фресковой росписи. Согласно описанию Н. И. Репникова, в апсиде над престолом изображен младенец Христос в чаше («Поклонение жертве» - сюжет, повторявшийся в храме Успения на Эски-Кермене, в храме Биясала (Верхоречье) и др.); по северной стене им отмечены также композиция мучения Федора Стратилата перед царем, далее фигуры Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, фрагменты конной фигуры. Другими словами, можно отметить преобладание изображений святых воинов - мучеников за веру. Особенно интересны фрагменты композиции, изображавшей донаторов - лиц, на чьи средства устроен храм - в узком аркосолии западной стены. По бокам святого в нимбе изображены слева - донатор с бородой, в шапке с меховой опушкой и красным матерчатым верхом, справа - женская фигура в темно-красном платке и оливковом плаще. На ближайшей к аркосолию части северной стены помещено изображение девичьей фигуры в темно-розовом платье, остроконечном кокошнике и с серьгами в ушах. В настоящее время от изображений «княжеской семьи» сохранились фрагменты.

В западном аркосолии северной стены, рядом с фигурами св. воинов, согласно подписям - св. Георгия и св. Димитрия, были изображены еще два донатора. От одного сохранились часть торса и кисти рук, скрещенных на груди; от другого - ноги, обутые в красные сапожки. Отмечался поминальный характер храма. Вероятно, вокруг него существовал небольшой монастырь с фамильной усыпальницей для местных правителей.

Фресковые росписи храмов Эски-Кермена и его округа в течение XX века неоднократно изучались и копировались (в начале XX века рисунки были ещё в хорошей сохранности). В 2001–2002 гг. иконописец и реставратор И. Г. Волконская выполнила кальки с частичной реконструкцией рисунка всех сохранившихся и читаемых фресковых композиций храма Успения и храма Донаторов. Ценность средневековых фресок Юго-Западного Крыма отмечали исследователи. Н. И. Репников находил в них отражение двух художественных влияний, более раннего - малоазийского (XII–XIII вв.), последующего константинопольского (XIV в.). О. И. Домбровский отметил тесное соприкосновение последнего с аристократическим искусством Византии.

Фотографии храма


Как добраться?

Необходимо обойти небольшой мыс с башней Кыз-куле справа (при подходе со стороны с. Холмовка), затем, пройдя по долине почти до самого конца, до разветвления балки, будет скала, в верхней части которой высечен храм Донаторов. Чтобы подняться в храм, надо свернуть в балку справа и, пройдя вперед 200 м , подняться по левому склону. Пройдя по верху скалы (на которой видны остатки фундамента), можно увидеть две смежные пещеры, одна из которых и есть храм Донаторов.

Черкез-Кермен и Храм Донаторов

Вблизи пещерного города Эски-Кермен, к западу от северной части возвышенности Тапшан, в глубоком ущелье располагалась деревня Черкес-Кермен, давшая названия этому ущелью. В южной части ущелья Черкес-Кермен, в скалистом мысе высечен пещерный храм «Донаторов».

По мнению Н. И. Репникова, древний город Эски-Кермен, укрепление Кыз-Куле и храм «Донаторов» представляют собой единый, исторически сложившийся комплекс. Е. В. Веймарн, О. И. Домбровский полагали, что к этому комплексу относится также место расположения деревни Черкес-Кермен.

На дне ущелья деревни Черкес-Кермен имеются следы многочисленных жилищ и культурный слой с керамикой 12-14 веков. Поселение Черкес-Кермен существовало до середины 20 века [фотографии деревни Черкес-Кермен опубликованы в статье Д. Н. Косцюшко-Волюжинич. В послевоенный период село под именем Крепкое находилось в этом месте до 1970-х годов.

Г. И. Петровым, научным сотрудником Музея антропологии и этнографии АН СССР, в 1929 году были опубликованы сделанные им фотографии трёх жителей деревни Черкес-Кермен, являющиеся, по определению Г. И. Петрова, носителями этнических признаков народов Северной Европы, Кавказа и Турции.

По свидетельству Г. И. Петрова, в конце 1920-х годов все жители деревни Черкес-Кермен считали себя татарами, говорили на татарском языке и признавали ислам. Однако, согласно сообщению Г. И. Петрова, в предыдущем, 19 веке в деревне существовали развалины греческой церкви и был распространён греческий язык в 1773 году часть жителей деревни Черкес-Кермен, составлявших её христианское население, была переселена русским правительством на берега Азовского моря, в Мариупольский уезд.

Согласно «Ведомости христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 году, и оставшихся после него старых церквей в Крыму», составленной А. Л. Бертье-Делагардом в 1901 году на основании нескольких дополняющих друг друга источников, из деревни Черкес-Кермен было выведено 307 человек, которые занимали 60/55 (по разным источникам) дворов, в деревне была церковь свв. Феодоров Тирона и Стратилата (по ведомости митрополита Игнатия), или св. Фёдора Тирона (по показаниям стариков переселенцев).

Г. И. Петров на основании своих наблюдений высказал предположение о том, что у жителей деревни Черкес-Кермен могли сохраниться до начала 20 века некоторые черты физического облика крымских готов.

Если предположение Г. И. Петрова о значительности «местного» («автохтонного») компонента в составе населения деревни Черкес-Кермен, существовавшей вблизи Эски-Кермена до середины 20 века, имеет основание, то можно полагать, что на фотографиях, опубликованных Г. И. Петровым в 1929 году, изображены лица людей, которые являются потомками жителей округи Эски-Кермена в период средневековья и, может быть, - потомками жителей самого Эски-Кермена. В любом случае, рассматривать эти фотографии – занятие волнующее.

(Примечание В. Шкиренко: Фото другое.)

В южной части ущелья Черкес-Кермен, к югу от деревни, в скалистом мысе находится пещерный храм «Донаторов». Ущелье Черкес-Кермен, где прежде располагалась большая одноимённая деревня, в верховьях распадается на две балки, на скальном мысу, между ними находится храм.

Храм скрыт в скалах, имеет вход с юга. К храму ведёт вырубленная в скале лестница, рядом с которой расположена гробница и типичная для Эски-Кермена, усыпальница. Перед входом имеется глубокая расщелина в скале.

Вход в него трудно заметить. Из балки к храму ведёт крутая тропа.

Древняя тропа к храму начиналась из долины, отсюда вверх со стороны деревни вела крутая лестница. Большая высота ступеней объясняется своеобразной конструкцией лестницы. Она составлена как бы из двух частей, сдвинутых вдоль центральной оси на половину высоты одной ступени. Поэтому при винтообразном подъёме в центре лестницы поднимающийся человек встречал ступени, отстоящие одна от другой на половину их высоты - обычно, около 0,2 м.

Помещение храма прямоугольной формы. Апсида расположена не в средней части восточной стены, но смещена к югу. В апсиде высечены в скале синтрон и примыкающий к нему престол. апсида отделяется от остальной части помещения скальным основанием предалтарной преграды. В центре основания вырублены ступени, ведущие в алтарь.

Вдоль стен помещения высечена скамья. Северная стена и ближайшая к ней часть западной стены делятся на три аркосолевидных углубления. В восточной части северной стены вырублены две ниши, возможно, одна из них – жертвенник. В алтаре, к северу от предалтарной преграды, в скальном простенке высечена ещё одна ниша. Вблизи северной стены была скальная колонна, основание которой сохранилось в каменном полу. В южной стене имеются окно и дверной проём.

Название храму "Донаторов", подобно эски-керменскому храму "Успения", дано условно. Он получил его по сюжету росписи, изображавшей ктиротов храма или донаторов. В краеведческой литературе храм упоминается нечасто. Впервые пишет о нём Е. Марков. Подробно он был описан уже Н. Л. Эрнстом и вслед за ним Н. И. Репниковым. Впоследствии О. И. Домбровский посвящает целый раздел своей книги фрескам храма. Он датирует их двумя периодами - первый 12-13 век, второй - 14 век.

Лестница приводила на небольшую площадку, поворачивающую вдоль скалы на юг.

Здесь имеются две пещеры с гнёздами для деревянных конструкций. Далее тропа ведёт в узкую расселину скалы, где также имеются следы лестницы, сейчас почти непроходимой. Она то и приводила к двери церкви. Теперь к храму ведёт тропа из долины, пролегающая по северному краю обрыва, совсем не там и не так, как прежняя дорога. По ней можно подняться наверх самой скалы. Сейчас здесь сохранились: водоотводные канавки, квадратное углубление 0,7 на 0,7 м, а также вырубка, вероятно, для крепления креста.

А. Л. Якобсон придерживался мнения, что храм "Донаторов" представлял собой небольшой ктиторский монастырь. Возможно, с этим нужно согласиться. Кроме обычных монастырей, на христианском Востоке в средние века распространена была форма монастырей "несобственных". Один или несколько человек, желавших монашествовать, собравшись в одно общество, могли устроить кельи при приходских храмах или в их ограде, при условии службы в храме. К таким оградам на Руси кроме традиционного "погост", по свидетельству Е. Голубинского, ещё в 20-м веке применяли термин "монастырь". В последнем случае имелось ввиду, что в храме, находящемся внутри ограды, служил монах или монахи. Для 17-го века такое явление фиксируется довольно часто. Подобный случай известен по московской Приписной книге за 1638 год. В отношении приходского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке сказано: "В Воскресении же, на монастыри, келья, живут старицы нищие".

План-схема храма "Донаторов"

План церкви "Донаторов" - двухчастный. Основной объём составляет прямоугольный наос, размерами 3077 на 2,2 на 3,15 м и подковообразная алтарная ниша 1,5 на 1,8 на 2,15 м. С севера же к наосу примыкает боковой неф, размерами 3,60 на 1,00 на 1,75 м. Он едва отделён от остальной части храма частично стёсанными полуколоннами, шириной до 0,18 м по краям, и двумя арками на потолке между ними. Геометрическая форма арок не выдержана. Между ними, в центре пролёта на потолке и в полу видны остатки оснований столба, стёсанного при перестройке храма. Свод этой части в наземном храме представлял бы собой два купола, покоящихся каждый на четырёх парусах.

В скальном же варианте строители редко придерживались строгой геометричности деталей помещений, и они нередко оказываются сглаженными. В условиях пещерного храма отмеченная перестройка не повлекла значительных изменений. Очевидно, при этом необходимо было убрать только столб, поэтому следы первоначальной конструкции храма читаются довольно легко. Перестройка была вызвана причинами литургического характера и преследовала цель открыть свободный доступ к северной стене. Первоначально же северная часть церкви "Донаторов" представляла собой как бы отдельный придел или неф, отделённый от наоса полуколоннами и колонной между ними.

Вдоль стенки апсиды расположен синтрон шириной 0,2 м, высотой до 0,45 м, в который как бы встроен престол трапециевидной формы высотой до 0,65 м, шириной до 0,55 м. Форма престола очень характерна для скальных храмов Крыма. Выемка для вложения мощей в храме "Донаторов" находится в верхней плоскости алтаря. В северной стене апсиды у стыка с алтарной преградой вырублены одна над другой две ниши, размерами 0,59 на 0,5 на 0,14 м нижняя и 0,66 на 0,54 на 0,18 м верхняя. К востоку от последней есть ещё одна ниша 0,37 на 0,3 на 0,19 м. Она, по всей видимости, выполняла роль протезиса - жертвенника.

Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранилось её каменное основание, высотой 0,35 м. В северной части основания расположены два углубления для установки верхней деревянной конструкции преграды. По центру алтарной преграды против Царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Наос храма прямоугольный. У его южной стены расположена скамья шириной 0,32 - 0,30 м. Такая же скамья находится у северной стены храма - в его боковом нефе. Каменные скамьи, расположенные по периметру стен храма - обычное явление в церковной архитектуре Крыма и Каппадокии. По Симеону Солунскому, они предназначались для сидения прихожан во время ночных чтений псалмов. В восточной части южной стены вырублено окно, размером 0,46 на 0,48. Оно служило одновременно для освещения алтарной части и наоса. В юго-западной части храма дверной проём шириной 1,7 м.

Особенно замечательны росписи храма. К настоящему времени сохранилась лишь половина прежде видимых росписей. Последние угадываются фрагментарно в апсиде, на потолке наоса, на стенах бокового нефа и его потолке. Роспись выполнена по более толстому слою штукатурки, чем в храме "Успения".

Храм «Донаторов» содержит фресковую роспись с остатками подписей около изображённых фигур и надписей на греческом языке [подписи и одна из надгробных надписей на фресках храма «Донаторов», по материалам, предоставленным Ю. А. Кулаковским, изданы в книге В. В. Латышева. Остатки ещё двух надгробных надписей удалось выявить в ходе дальнейшего изучения фресок храма «Донаторов».

В настоящее время роспись храма «Донаторов» сохранилась лишь в виде фрагментов в апсиде, на простенке, расположенном к северу от предалтарной преграды, на северной стене, на северной части западной стены и на потолке.

В конхе апсиды помещён поясной Деисус – изображение фигуры Христа с фигурами Богоматери и Иоанна Предтечи по сторонам. Ниже Деисуса расположена композиция «Поклонение Жертве», с шестью фигурами предстоящих. Причём пять из них – святители, а крайняя левая фигура – диакон с кадилом. На простенке, расположенном к северу от предалтарной преграды, имеется поясное изображение двух мучениц, под ним – полотенце с изящным орнаментом. На северной стене, в «парусе» между центральным и западным «аркосолиями», сохранился медальон с погрудным изображением неизвестного мученика. Дуги «аркосолиев» северной стены украшены тончайшим орнаментом.

О. И. Домбровский датировал разные части росписи храма «Донаторов» несколькими периодами на протяжении 12-14 веков. Н. Е. Гайдуков, Э. Н. Карнаушенко датировали роспись храма «Донаторов» двумя периодами на протяжении 13-14 веков и даже – начала 15 века. В дальнейшем Н. Е. Гайдуков датировал строительство храма «Донаторов» 12-13 веками, его роспись – 13-14 веками. По мнению И. Г. Волконской, роспись храма «Донаторов» является примером живописи палеологовской эпохи и может быть датирована 14 веком.

В конхе алтарной апсиды - поясной Деисус; Христос с предстоящими Богородицей справа и Иоанном Предтечей слева. Вся фреска покрыта толстым слоем копоти. Изображение Богородицы различить совершенно невозможно. Изображение Христа сохранилось фрагментами. Просматривается нимб, часть волос, одежды цвета красной охры, Евангелие в левой руке, часть руки, а также инициал: ХС. Лучше всего сохранилось изображение Иоанна Предтечи: можно угадать общий контур фигуры, лик с небольшими повреждениями, нимб. Хорошо видны пробела охристого цвета на одежде и запястья рук, воздетых в молитве. При очистке фрески от копоти и мелового налёта, возможно, откроются скрытые пока части и можно будет видеть подлинные цвета.

Прорись изображения св. Иоанна епископа Готского

В нижнем регистре алтарной апсиды - композиция "Се, Агнец" с престолом посередине и предстоящими перед ней святителями. Слева, вероятно, находятся Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Третья фигура, прорезанная нишей протезиса с потиром в руках, очевидно, архидиакон Стефан. Изображения диаконов часто помещаются на жертвенниках, выделенных отдельной апсидой или апсидообразной нишей, поскольку именно диакону средневековыми уставами отводилась основная роль во время приготовления св. Даров. Справа от престола - Василий Великий. Надписи и лики у святителей, к сожалению, не сохранились. В их руках развёрнутые свитки.

За Василием Великим стоят ещё два святителя: одни из них Николай, на что указывает сохранившаяся надпись, и Иоанн. Правее нимба видны четыре греческие буквы, которые, возможно, помогут определить - какой святитель был здесь изображён. Святитель Николай, в отличие от склонённых перед чашей, стоит прямо; правая рука простёрта в благословляющем жесте. Заметим также, что и престол, и нижняя часть алтарной апсиды покрыты лёгким орнаментом.

Св. Иоанн одет в фелонь белого цвета, прописанную светло-голубым, омофор тоже белый, прописан светлой охрой, он переброшен через левую руку. Епитрахиль и палица - охристые. Подризник белый с двумя парами вертикальных тёмно-синих полос. Надо полагать, под светлой охрой нимбов была подкладка красной охры, со временем она проступила в виде пятен.

Вероятно, сначала был написан белый подризник с тёмными полосами, а сверху охрой епитрахиль, причём со временем тёмные полосы подризника стали проявляться на епитрахили. Недоведенные, как бы оборванные, линии прописи говорят о плохой сохранности не только грунта, который весь в мелких выщерблинах, но и красочного слоя, в общем довольно прочного. В данном случае линии прописи на епитрахили очень близки по току к белому. Одним словом, светло-голубое и светло-охристое оказались плохо различимы на белом и к тому же местами стёрты.

Святитель Иоанн одет в обычное епископское облачение. Оно лишено крещатого орнамента. Как уже говорилось, сохранилось несколько последних букв инициалов. Почти не сомневаясь можно заключить, что на фреске изображён местный крымский святой - епископ Иоанн Готский. В таком случае на фреске храма "Донаторов" находится единственное средневековое изображение этого святого, память которого отмечалась по греческим синаксарям 31 мая и 26 июня. Местных святых очень часть помещали в святительский чин нижнего регистра апсид, поэтому в нашем случае нет ничего необычного, кроме уникальности изображения самого Иоанно Готского.

На алтарной арке композиция Благовещения. От этой фрески сохранилось очень мало: нижняя часть трона, на котором сидит Дева Мария, положившая руку на колени. Вероятно, Богородица изображена прядущей пурпурную пряжу, часть нимба, а также часть головы Архангела и надпись "Гавриил". На простенке между алтарём и северной стеной храма написаны две святые жены, одна из них с кувшинчиком в руках. Возможно, здесь изображены мученицы. Отрывок инициала раскрывает, по-видимому, имя мученица Анастасия.

На потолке центрального нефа, против алтаря, можно различить остатки двух композиций: Крещение Господне, на это указывают остатки нимба с надписью "ХС", а также остатки нимбов святого Иоанна Предтечи и ангелов. Другая композиция - ряд фигур со свитками; возможно, это преподобные. Эти фрески сохранились хуже остальных, так как они ближе других к окну и двери.

На арках, отделяющих северный неф от основного пространства храма, вверху написаны фигуры мучеников и преподобных со свитками, а на полуколонне, выдающейся из западной стены, нечто напоминающее голову льва с высунутым языком. К сожалению, на других пилястрах росписи на сохранились.

В западной части потолка бокового нефа находится пять медальонов с погрудными изображениями святых. По мнению Н. И. Репникова, видевшего ещё различимые надписи, с востока на запад изображены апостол Павел, апостол Пётр, великомученик Пантелеймов, мученик Ермолай и неизвестный святой. Медальоны связаны орнаментом, плетённым на сине-сером фоне. В самих же медальонах фон чередуется так: синий и зеленый-красный. Пожалуй, из всего храма только здесь цвета фресок имеют такую насыщенность и свежесть.

На потолке восточной части нефа изображены две житийные сцены: мученик исповедует веру перед царём и казнь мученика. В сцене "усекновения главы" хорошо сохранился лик святого, курчавые каштановые волосы и борода. Святой стоит на коленях и молится Богу. Одет он в красную до пят рубаху; позади его воин с занесённым мечом. Остатке надписи свидетельствуют, что сцена изображала мученический подвиг Феодора Тирона.

Прорись фигуры монахини с восточной стены бокового нефа храма "Донаторов"

На западной стене бокового нефа в центре изображён бородатый мученик в полный рост, в правой руке он держит процветший крест на уровне плеч. Н. И. Репников видел часть имени мученика, до нашего времени этот фрагмент не сохранился.

Справа от него небольшая фигура монахини. Она одета в зеленовато-умбристую мантию, под ней тёмно-синий хитон; на голове коричнево-бордовый оморф. От лика монахини сохранилась только нижняя часть: губы и подбородок. Руки её молитвенно простёрты к мученику.

С другой стороны от мученика бородатый Донатор в головном уборе с меховой опушкой, которую можно принять за корону, особенно глядя на воспроизведение фрески в книге О. И. Домбровского. Уже давно было замечено, что "Донатор" имеет восточные черты лица, что было характерно для византийского портрета начиная с 11-12 веков.

Слева от него находится женщина в головном уборе, который весьма напоминает кокошник. Руки их молитвенно простёрты влево - к изображению святого воина на северной стене. От ликов здесь остались только подбородки; сохранились также верхние части головных уборов. Над головой мужчины Н. И. Репников видел фрагмент молитвенной фразы. Между фигурами Донаторов, остатки ещё одной надписи.
В западной части северной стены фрагментами сохранились четыре фигуры. Два святых воина изображены в полный рост. Сохранилась часть нимба, а также рука, держащая копьё, ближнего к Донаторам. У нимба остатки надписи "Святой Георгий".

Между большими фигурами воинов находится ещё одна небольшая фигурка со скрещёнными на груди руками. Сейчас с трудом можно рассмотреть кисти рук и часть одежд на груди, лика не видно совсем. Над этой фигурой надпись, возможно, имя Феодор. Справа от святых воинов остатки нижней части небольшой фигуры, почти полностью уничноженной ещё в древности при сооружении прямоугольной ниши, размерами 0,65 на 0,75 на 0,20 м. Этой нишей нарушена и правая половина изображения одного из воинов.

К прямоугольной нише с запада примыкает еще одна аркосолевидная, занимающая почти всё пространство между основаниями парусов свода, размерами 1,00 на 1,15 на 0,17 м. При её сооружении также пострадала фреска. Н. И. Репников и О. И. Домбровский видели ещё между нишей и полом уцелевший участок росписи, на котором были ясно различимы копыта коня. По всей видимости, на месте большой ниши помещалось изображение подвига одного из святых воинов. Наверняка это был Феодор Тирон, мученичество которого было изображено на потолке - над сценой подвига.

Такое обилие образов святых воинов на стенах крымских храмов, где они, как в данном случае, присутствуют по трое на ограниченной площади стен крохотных пещерных церквушек, объясняется их чрезвычайно распространённым почитанием в Таврике. Не раз отмечалось, что их культ был особенно распространён в пограничных областях Византийской империи. В Малой Азии и Грузии их образы были обязательны в программе росписи любого, даже самого небольшого храма.

В Крыму из 150 церквей, оставленных христианами в 1778 году, 55 были освящены во имя Георгия, Феодоров Тирона и Стратилата и Дмитрия Солунского. Одна из церквей во имя Феодора Тирона находилась при селе Черкес-Кермен. В самом селе никогда не было известно ни церкви, ни развали храма. Вероятно, храм "Донаторов" и был приходской церковью села. Столь пристальное внимание к святому Феодору Тирону в программе росписи храма должно свидетельствовать в пользу такого вывода.

Ниша при сооружении, которой был разрушен сюжет с конным Феодором, по своей глубине и размерам могла служить для установки большой выносной иконы. Перестройку храма, повлёкшую за собой снос колонны и вырубку ниш, можно связать с моментом обретения общиной этого образа. Судя по всему, это был образ Феодора Тирона. Несомненно, образ, находившийся в нише северной стены, заменивший более раннюю фреску, был храмовым. С ним были связаны многие литургические моменты. Вокруг него концентрировался целый комплекс священнодействий, включавших, очевидно, торжественную процессию с выносом образа в храмовый праздник. К сожалению, после выселения греков в Приазовье икона пропала, как и многие другие крымские святыни. Теперь можно уверенно говорить лишь о персонаже, представленном на ней, и её размерах.

Портрет донатора
(по О. И. Домбровскому)

Большие иконы в средние века были большой редкостью. Они чаще всего жертвовались храмам богатыми ктиторами. Хорошо известна замечательная икона святого Георгия 12-го века с росписью по рельефу, хранившаяся в приходском храме Балаклавы (сейчас в киевском Музее Украинского Искусства). К числу таковых должна была принадлежать и икона из Черкес-Кермена. Возможно, она попала в черкес-керменский храм после турецкого завоевания 1475 года. Происходить она могла из какого-то большого городского храма или монастыря разорённого турками. Жители села, очевидно, считали её своей святыней. Их особым вниманием к образу и его значимостью можно объяснить ту, пусть неумелую, перестройку храма, которая последовала вслед за появлением иконы в храме.

Стиль росписи храма «Донаторов» высокого мастерства, по мнению Н. И. Репникова, исходил от столичных константинопольских течений первой половины 14 века [по мнению Н. И. Репникова, в эски-керменских росписях отражаются два художественных влияния, не совпадающие хронологически. Одно из них, имея аналогии на Кавказе (в Грузии), исходит от малоазийских истоков и датируется 12-13 веками. Другое, неся в себе элементы так называемого высокого стиля, исходит от столичных константинопольских течений первой половины 14 века.

В росписи храма святого Феодора ясно чувствуется развитый стиль палеологовской эпохи: видны сочные уверенные мазки светлой краски. Подобная манера наложения красочных слоёв была выработана византийскими монументалистами ко второй половине 14-го века.

В качестве аналогий можно привести росписи Целенджихи, выпоненные под началом константинопольского художника, а так же новгородские росписи времён Феофана Грека. От последних фрески Черкес-Кермена отличаются большим схематизмом и меньшей степенью свободы в композиции, хотя следует отдать должное чувству цвета художника. Роспись апсиды выдержана преимущественно в серебристых тонах. Фон практически везде тёмно-синий. Разделители регистров наведены красной и белой линией. Из общей палитры выбивается, пожалуй, только ярко-зелёный фон одного медальона на потолке бокового нефа. С полной уверенностью можно черкес-керменские росписи можно отнести ко второй половине 14 века, когда в иконописном искусстве постепенно стала преобладать линейная система изображения.

Современное название храма (от латинского слова «даритель», «приносящий дар») является условным. Оно связано с расположенным в узком «аркосолии» западной стены и ближайшей к ней части северной стены портретным изображением «донаторов», или «княжеской семьи»: молодой женщины в тёмно-пурпурном платке и оливковом плаще, похожем на монашеское одеяние, и мужчины с бородой, в шапке с красным верхом и меховой опушкой, с волнистыми локонами, падающими на плечи. Между фигурами женщины и мужчины помещено изображение высокой мужской фигуры с нимбом.

На ближайшей части северной стены, под «парусом», помещено изображение девичьей фигуры в тёмно-розовом платье с короткими рукавами, в остроконечном кокошнике, с серьгами в ушах. Сбоку от изображения девичьей фигуры – буквы, которые по мнению В. В. Латышева, представляют собой остаток надписи, содержащей слово, что означает «почил» (упокоился). По мнению О. И. Домбровского, портретное изображение «княжеской семьи» может быть датировано 12-13 веками (то есть, согласно О. И. Домбровскому, - ранним периодом росписи этого храма).

В настоящее время от композиции, представляющей «княжескую семью», сохранился фрагмент изображения молодой женщины в виде нижней части головы и части торса, а также отдельные фрагменты изображений высокой фигуры с нимбом, бородатого мужчины и девичьей фигуры. В западном «аркосолии» северной стены, рядом с фигурами двух святых воинов в рост, помещены изображения двух донаторов. От фигуры одного из донаторов сохранились только небольшая часть торса и кисти рук, скрещенных на груди. Фигура другого донатора почти полностью утрачена, сохранилось только изображение ног, обутых в остроносые сапожки.

По мнению И. Г. Волконской, предположение О. И. Домбровского о разновремённости росписи отдельных частей храма «Донаторов» ни по стилю живописи, ни по технологии приготовления штукатурного раствора не подтверждается, и в целом программа росписи позволяет говорить о поминальном характере храма, в живописи которого выражена идея покровительства святых воинов княжеской семье. После гибели Эски-Кермена, возможно, в конце 13 века жизнь в окрестностях города на какое-то время замирает. «Возможно, роспись храма «Донаторов» связана с возобновлением поселения и желанием увековечить память членов семьи местного правителя.

Роспись храма «Донаторов», также как росписи храма «Успения» и храма «Трёх всадников», сильно пострадала от намеренного повреждения [в трёх пещерных храмах Эски-Кермена и его округи, содержащих фрески, наиболее сильно пострадали от повреждения росписи храма «Успения» и храма «Донаторов». Фреска храма «Трёх всадников», возможно, была подновлена. В начале 1970-х годов она оказалась облитой чёрной краской и находилась в этом состоянии около двух десятилетий. В 1991 году фреска храма «Трёх всадников» была очищена А. В. Афониным в ходе осуществления эколого-реставрационных работ в Эски-Кермене]. Фресковые росписи пещерных храмов Эски-Кермена и его округи были изучены А. И. Анисимовым и Н. И. Репниковым в 1928 году.

О. И. Домбровский, на основе результатов изучения фресковых росписей храмов Эски-Кермена и его округи, пришёл к следующему примечательному выводу: «Из многих провинциальных византийских школ живописи та школа, которая в 12-14 веках складывалась в юго-западном Крыму, была одной из наиболее поддавшихся столичным влияниям; она тесно соприкасалась с придворным аристократическим искусством Византии».

«Стиль эски-керменских росписей, – пишут Н. Е. Гайдуков, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанов, – более всего характерен для хороших образцов второй половины 12 – первой половины 13 века. Яркость цветов и их разнообразие не создаёт впечатления пестроты, как это бывает на многих провинциальных памятниках, в частности, в каппадокийских росписях. Лазурь фона, золото в нимбах, гармоничное богатство палитры, которые, благодаря сохранности, яснее видны на фреске «Трёх всадников», роднят их с росписью Кинцвиси 1207-1213 годы. Особо нужно отметить сходство некоторых орнаментальных мотивов… именно та струя в искусстве, которая сделала возможным появление фресок Кинцвиси, должна считаться и источником росписей Эски-Кермена».

И. Г. Волконская обращает внимание на важность искусствоведческого анализа и подробного описания эски-керменских фресок: «Дать подробное описание фресок представляется актуальным, во-первых, в связи с аварийным состоянием живописи и угрозой её полной траты, во-вторых, в связи с невозможностью удовлетворительного фотографического воспроизведения».

Использована информация из книги С. В. Харитонова “Древний город Эски-Кермен”

Дополнительно можно прочесть статьи:

ЖЖ Игорь

——————————————————————————————————————————————————————————–

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма – прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться

Расположен в 6 км к западу от с. Красный Мак. Так называемый Храм Донаторов получил это условное наименование от написанной на его стенах портретного изображения княжеской семьи - предполагаемых устроителей и попечителей храма, служившего фамильной усыпальницей. Он находится примерно в полутора километрах от Кыз-Куле уцелевшей надвратной башни разрушенного феодального замка Черкез-кермен, занимавшего плато скалистой горы над широким ущельем со средневековым поселением XII-XVвв. На месте последнего позднее возникла татарская деревня того же названия, переименованная после Великой Отечественной войны в село Крепкое, ныне снесенное. Памятник впервые был описан Н.И. Репниковым в 1933 г. Расчистка и консервация были выполнены в 1953 г. О.И. Домбровским. Храм донаторов представляет собой искусственною пещеру, выдолбленную в труднодоступной голой скале крутого северного мыса обрывистого горного массива, делящего ущелье на бывшей окраине села на два рукава, по которым и проходят две ныне заброшенные, а в свое время оживленные дороги - одна к Инкерману и Севастополю, другая - к верховьям реки Черной. К Храму ведет полуразрушенная система узких лестниц, высеченных в скале, некогда дополнявшихся висячими деревянными мостками, следы которых до сих пор сохранились в виде многочисленных пазов для крепления брусьев и досок.

При входе в храм имеются срубленные в том же скальном массиве гробница и небольшой склеп. Вход прорублен в «южной» стене Храма, возле юго-западного угла, а рядом - единственное окно, освещающее алтарную апсиду с ее росписью и противоположную стену, тоже украшенную живописью. Эта стена от предалтарной преграды до северо-западного угла помещения разделана декоративными, высеченными в камне аркосолиями с двумя между арками своего рода «парусами», на которых в круглых, обрамленным фантастическим растительным орнаментом изображения святых в узорчатых ризах. Из них уцелело левое изображение, на правом - лишь остатки красочного слоя. Фон вокруг медальонов - иссиня-черный, внутри них - бирюзово-голубой. В правом аркосолии сохранились следы изображения св. Георгия на коне.

Видно, что роспись исполнялась дважды: расписная штукатурка двухслойная и роспись второго слоя не совсем совпадала с росписью первого. Большой и довольно свежий выруб внутри и сбоку аркосолия (слева) легко объясним, он заставляет предполагать, что изображение Георгия кем-то достаточно профессионально снято путем подрубки под штукатурный намет, (вероятно, с предварительной заклейкой росписи холстом) и с безвозвратно похищено. От левого паруса несколько менее широкий аркосолий переброшен через угол помещения на западную стену и упирается в пилястр на котором под самым потолком написана львиная голова с раскрытым зевом и высунутым языком. Очевидно, лев здесь символизирует евангелиста Марка. Пилястре соответствовал столб, тоже вырубленный в массиве скалы при устройстве храма, от него остался висячий обрубок на плафоне пещеры, и заметен след основания на полу. Ствол столба был уничтожен, надо полагать при похищении фрески Георгия, т.к. мог мешать ее извлечению. Вероятно, и на нем был символ одного из евангелистов. Два других были изображены справа и слева по бокам предалтарной арки. Относительно сохранилась и читается правая фигура бородатого старца, сидящего в кресле с раскрытой книгой на коленях и стилом в правой руке.

В предалтарном пространстве на северной стене написано изображение жен-мироносиц с чашей и платом в руках. Под ними - так называемые полотенца (изображения расшитых узорчатых драпировок со складками), собранных в виде фестонов. В конце ориентированной на восток алтарной апсиды помещено поясное изображение Деисуса: Христос с Евангелием, между двух согбенных фигур - Марии и Крестителя с молитвенно протянутыми к нему ладонями. Данный сюжет является достаточно архаичным и может быть отнесен ко времени первоначальной росписи храма. Под Деисусом изображен потир (чаша) с покрывалом и дискосом (блюдцем), а по ее сторонам в молитвенных позах - фигуры святителей в крестчатых ризах, каждый со свитком в левой руке и с правой, поднятой для крестного знамения. Справа — три таких же фигуры, а слева две, но третьей является диакон с чашей в руках. В узком пространстве между несохранившимся столбом и пилястрами, вдоль северной стены, над аркосолиями устроен плафон в виде плоского коробового свода, в остальной части храма потолок совершенно плоский без следов росписи.

На своде роспись сохранилась: следы изображения двух фигур в рост и двух поясных, сцена мучения св. Федора Стратилата и пять изображений больших медальонов с погрудными изображениями святых, из которых два сохранились относительно полно, что позволяет их персонифицировать: седобородый апостол Петр и юный Пантелеймон-целитель. Средний и левый аркосолии заняты плохо сохранившимися, но местами вполне различимыми портретами в рост всей семьи владельца замка вместе с их святыми покровителями. В левом аркосолии над вырубленной в скале пристенной скамьей — сам князь и его супруга по сторонам величавой фигуры, в которой по крестчатому нимбу можно узнать самого Христа. Изображенный сбоку своего рода герб с неразборчивой из-за плохой сохранности монограммой, уже исчез. Под парусом помещено изображена умершей дочери (осталась часть греческой надписи, читаемая как « упокоилась» ), а в среднем аркосолии - фигуры двух отроков (сыновей) со скрещенными на груди руками, рядом с ними - два святых воина в полном боевом вооружении. Эта композиция уцелела крайне фрагментарно.

Богатая и сложная орнаментика в сочетании с греческим письмом украшает обрамление аркосолиев. Храм донаторов с его росписью можно в целом датировать XII-XV вв. Он является одним из наиболее красноречивых памятников средневековой Таврики и особенно важнен тем, что живо и реалистично освещает ряд бытовых и духовных сторон жизни и культуры в целом. Поселение, замок, церковь, кладбище - одинаково датируются, территориально близки и несомненна их взаимосвязанность в этническом и социально-политическом отношениях. Кроме того, этот памятник архитектуры и монументально-декоративного искусства обладает значительной эстетической ценностью как яркое проявление расцветшего в средневековом Крыму искусства, корни которого в Малой Азии и Закавказье. Возможно, что оно было принесено сюда переселенцами из восточно-византийских провинций еще в период иконоборческих смут и глубоко укоренилось в среде местного населения.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...