Иные меры уголовного характера. Иные меры уголовно правового характера. Смотреть что такое "Иные меры уголовно-правового воздействия" в других словарях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие и виды иных мер уголовно-правового характера

2. Принудительные меры медицинского характера

3. Конфискация имущества и возмещение причиненного ущерба

Список литературы

1. Понятие и виды иных мер уголовно-правового характера

В качестве одной из мер уголовно-правового воздействия за совершение преступлений действующий УК РФ в ч. 2 ст. 2 называет кроме уголовного наказания также иные меры уголовно-правового характера.

Термин «Иные меры уголовно-правового характера» содержится в нескольких статьях Общей части УК РФ (ст.ст. 6, 7, раздел VI УК РФ), однако легальное определение его отсутствует.

Иными мерами уголовно-правового характера являются меры государственного принуждения, предусмотренные разделом VI УК РФ, не являющиеся уголовным наказанием и заключающиеся в применении по решению суда мер медицинского характера или конфискации имущества.

Существенное развитие институт иных мер уголовно-правового характера получил после введения в УК РФ в результате принятия Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ главы 15.1 УК РФ, регулирующей применение конфискации имущества и переименования раздела VI УК РФ.

Внесенные в УК РФ изменения носили не только технический характер, но и существенно изменили содержание мер уголовно-правового воздействия в отечественном уголовном праве.

В уголовном праве зарубежных государств воздействие на преступность с помощью мер уголовно-правового воздействия, отличных от уголовной ответственности и наказания применяется довольно широко. Институт «иных мер уголовно-правового характера» известен также уголовному законодательству Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана.

В уголовном законодательстве Германии, Испании, Италии, Молдовы США, Швейцарии подобный институт получил весьма широкое распространение и известен как «Меры безопасности».

Следует отметить, что термин «иные меры уголовно-правового характера» объединяет в УК РФ различные по своей природе правовые институты, большая часть которых может быть отнесена к формам реализации уголовной ответственности, в частности, принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением уголовного наказания, а также конфискация имущества, приобретенного виновным в результате совершения преступления.

При этом иные меры уголовно-правового характера имеют и существенные отличия от уголовного наказания:

Во-первых, существуют различные основания применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера;

Во-вторых, иные меры уголовно-правового характера не указаны в числе видов уголовного наказания;

В-третьих, иные меры уголовно-правового характера могут применяться при освобождении от уголовной ответственности;

В-четвертых, уголовное наказание и иные меры уголовно-правового характера имеют различные цели применения;

В-пятых, наказание и иные меры уголовно-правового характера различаются по своей сути, по содержанию;

В-шестых, иные меры уголовно-правового характера, в отличие от уголовного наказания, не влекут за собой судимости как особого правового последствия их применения;

В-седьмых, иные меры уголовно-правового характера назначаются как по приговору при конфискации имущества, так и по определению суда при применении принудительных мер медицинского характера.

В-восьмых, иные меры уголовно-правового характера могут применяться не только к лицам, совершившим преступление, но и к иным лицам.

Цели иных мер уголовно-правового характера корреспондируют задачам уголовного законодательства, указанным в ч. 1 ст. 2 УК РФ:

Устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных опасных для общества деяний;

Создание условий, препятствующих совершению преступлений и иных опасных для общества деяний;

Возмещение причиненного преступлением или опасным для общества деянием ущерба.

В настоящее время УК РФ выделяет два вида иных мер уголовноправового характера: принудительные меры медицинского характера и конфискацию имущества.

Иные меры уголовно-правового характера нельзя смешивать с такими характеризующими изменение уголовно-правового статуса осужденного институтами, как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ), замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ), освобождение от уголовной ответственности (ст.ст. 75, 76, 76.1, 78 УК РФ), освобождение от наказания (ст.ст. 80.1, 81, 83 УК РФ). Этим институтам отведено самостоятельное, не менее важное, чем иным мерам уголовно-правового характера, место в механизме реализации задач уголовного закона, но юридическая природа их, все же, иная.

Иные меры уголовно-правового характера не следует смешивать и с мерами безопасности, предусмотренными нормативными правовыми актами иных отраслей права. Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» http :// www . pravo . gov . ru . ст. 18 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» была дополнена ч. 1.1, в соответствии с которой возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. Несмотря на то, что приведенные положения близки к иным мерам уголовно-правового характера, и в частности, к конфискации имущества, подобные правовые меры ни по основаниям и порядку применения, ни по целям нельзя отнести к иным мерам уголовно-правового характера.

2. Принудительные меры медицинского характера

Уголовная ответственность и уголовное наказание не могут в полной мере обеспечить соблюдение уголовно-правовых запретов, так как они нарушаются не только физическими вменяемыми лицами, достигшими возраста уголовной ответственности, но и невменяемыми лицами. Кроме этого, в некоторых случаях после совершения преступления у лиц могут возникнуть различные психические расстройства, препятствующие применению наказания. В ряде случаев преступления совершаются лицами, страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, о которых речь идет в ст. 22 УК РФ. С целью предупреждения нарушения уголовно-правовых запретов к этим лицам применяются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные в главе 14 УК РФ.

Институт принудительных мер медицинского характера известен отечественному законодателю длительное время. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. предлагали применять к таким лицам принудительные меры и меры предосторожности. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. говорил о принудительном лечении как мере социальной защиты, применяемой по приговору суда. Действующий УК РФ изменил законодательное описание принудительных мер медицинского характера, выделив их в самостоятельный раздел, включив норму о целях применения принудительных мер медицинского характера (ст. 98 УК РФ), по иному сформулировав основания применения принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 90 УК РФ), включив новый вид принудительных мер медицинского характера (ст. 100 УК РФ).

Принудительные меры медицинского характера выражаются в принудительном психиатрическом наблюдении и лечении. Они предусмотрены уголовным законодательством и применяются судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы к лицам, страдающим определенными психическими расстройствами и совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ.

Действующее уголовное законодательство не содержит определения понятия принудительных мер медицинского характера. Поэтому в правовой литературе даются различные его определения, которые с разной степенью полноты раскрывают существенные признаки указанных мер, подчеркивая их юридическое и медицинское содержание.

Исходя из этого, принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к страдающим психическими заболеваниями лицам, совершившим общественно опасное деяния или преступление, с целью излечения или улучшения их психического состояния и предупреждения антиобщественного поведения.

Несмотря на то, что принудительные меры медицинского характера являются разновидностью мер уголовно-правового характера и назначаются судом, к мерам уголовного наказания они не относятся, поскольку:

Во-первых, не содержат элемента кары, так как в них нет возмездия за совершенное преступление;

Во-вторых, они не выражают отрицательной оценки от имени государства общественно опасных действий лиц, находящихся в состоянии психического расстройства;

В-третьих, не направлены на исправление указанных лиц и восстановление социальной справедливости;

В-четвертых, длительность их применения зависит от психического состояния лица, а не опасности совершенного деяния для общества;

В-пятых, принудительные меры медицинского характера не влекут судимости.

Принудительные меры медицинского характера необходимо отличать от:

Освидетельствования врачом-психиатром лица, страдающего психическим расстройством, помимо или против его желания;

Принудительной госпитализации по заключению врачей-психиатров;

Обязательного лечения в психиатрическом стационаре по постановлению судьи.

В ст. 97 УК РФ выделяются три основания для применения принудительных мер медицинского характера:

Уголовно-правовое основание применения связано с совершением лицом преступления или исходного с ним по степени опасности для общества иного деяния. При этом необходимо учитывать, что при совершении деяния небольшой тяжести принудительные меры медицинского характера не применяются в соответствии с ч. 2 ст. 443 УПК РФ.

Медицинское основание применения принудительных мер медицинского характера - такое состояние психического расстройства, которое связано с возможностью причинения этими лицами существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. К числу таких лиц, во-первых, относятся те, которые признаны невменяемыми (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Эти лица в силу болезненного состояния психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 21 УК РФ).

Применение наказания к лицам, признанным невменяемыми, является несправедливым и нецелесообразным, поскольку:

Во-первых, своих целей - достижения социальной справедливости, исправления и специального предупреждения - наказание в данном случае не достигнет О практике применения судами принудительных мер медицинского характера: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 // http :// www . vsrf.ru.;

Во-вторых, применение принудительных мер медицинского характера возможно к лицам, которые совершили преступление, а затем до суда, во время судебного разбирательства либо в период отбывания наказания заболели психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение в отношении них наказания;

В-третьих, принудительные меры медицинского характера применяются и к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 22 УК РФ). Такие лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительное наблюдение и лечение применяется к данным лицам наряду с уголовным наказанием. В отношении осужденных к лишению свободы такие меры применяются в местах лишения свободы, а осужденных к иным видам наказания - в учреждениях органов здравоохранения, где им оказывается амбулаторная психиатрическая помощь.

Уголовно-процессуальным основанием применения принудительных мер медицинского характера является постановление суда об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера в соответствии со ст. 21 и ст. 81 УК РФ (ст. 443 УПК РФ).

Применение принудительного лечения является правом суда, а не его обязанностью. Оно может применяться только в двух случаях: когда лицо, помимо совершения им общественно опасного деяния в связи с психическим расстройством, способно причинить еще и другой существенный вред (уничтожить имущество, поджечь дом, лишить жизни) или по своему состоянию и поведению представляет опасность для самого себя или других лиц (вспышки агрессивности, неуправляемость, бредовые состояния и т.п.).

Таким образом, суды, решая вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, должны исходить не только из оценки психического состояния лица в момент совершения общественно опасного деяния, но и уметь прогнозировать его поведение с точки зрения потенциальной опасности для общества.

Если такие лица по своему психическому состоянию не представляют опасности для себя или других лиц, суд может принять решение о нецелесообразности применения к ним принудительных мер медицинского характера и передать необходимые материалы о состоянии их здоровья в органы здравоохранения для решения вопроса о добровольном лечении таких лиц или помещении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения.

Принудительные меры медицинского характера содержат в себе два аспекта - юридический и медицинский.

К юридическому аспекту относятся основания, цели, виды, порядок назначения, исполнения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера, которые регламентируются уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.

Медицинский аспект определяется самим содержанием этих мер, задачами излечения нуждающихся в принудительном лечении лиц или улучшения их психического состояния, а также тем, что выводы о диагнозе психического расстройства, рекомендации по назначению и проведению лечения, профилактике психических расстройств и необходимых социально-реабилитационных мероприятий дают врачи-психиатры.

В ст. 98 УК РФ сформулированы цели применения принудительных мер медицинского характера.

К ним относятся:

Во-первых, обеспечение безопасности лиц, страдающих психическими расстройствами;

Во-вторых; излечение лиц, совершивших общественно опасное деяние, другими словами, выздоровление подразумевает исчезновение болезненных проявлений психического расстройства. При излечении лицо признается психически здоровым и не нуждающимся в психиатрической помощи.

В-третьих, улучшение психического состояния, при котором они перестают представлять опасность для себя и общества, возможно в том случае, когда у больного исчезнут наиболее тяжелые и стойкие проявления психического расстройства. Во многих случаях характер расстройства и методы лечения не позволяют достичь выздоровления или улучшения психического состояния больного.

В-четвертых, предупреждение совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ. Достижение этой цели обеспечивается строгостью режима психиатрического стационара, куда помещается больной, а также постоянным наблюдением за больным.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера направлены на защиту интересов лиц, находящихся в состоянии психического расстройства и совершивших преступление или общественно опасное деяние. К защите интересов лиц, находящихся в состоянии психического расстройства, относится излечение таких лиц, улучшение их психического состояния, социальная адаптация, к защите интересов общества можно относить предупреждение возможных общественно опасных деяний с их стороны в будущем.

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам:

Совершившим деяние, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости;

У которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

Совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающими вменяемости;

Совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности лица, не достигшего 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

При определении вида принудительных мер медицинского характера основное значение должна иметь не опасность деяния, а опасность личности для общества.

В ст. 99 УК РФ закреплены четыре вида принудительных мер медицинского характера:

1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (п. «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ);

2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (п. «б» ч. 1 ст. 99 УК РФ);

3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа (п. «в» ч. 1 ст. 99 УК РФ);

4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (п. «г» ч. 1 ст. 99 УК РФ).

Вид принудительных мер медицинского характера назначает суд, учитывая при этом заключение судебно-психиатрической экспертизы. Заключение экспертизы не является для суда обязательным, оно подлежит проверке и оценке, однако несогласие с выводом экспертов должно быть мотивировано (ст.ст. 80, 88 УПК РФ). Уголовное законодательство предоставляет суду возможность выбора при назначении принудительных мер медицинского характера одного из видов в зависимости от опасности совершенного деяния и психического состояния лица, установленного судебно-психиатрической экспертизой.

Названные в законе (п.п. «а», «б», «в» ч. 1 ст. 99 УК РФ) психиатрические стационары различаются с учетом критериев обеспечения безопасности помещенных туда лиц и других лиц, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре, при различии в режиме содержания, степени интенсивности наблюдения за этими лицами.

Наряду с психическим состоянием лица и характером совершенного им опасного для общества деяния нельзя не учитывать принцип необходимости и достаточности принудительной меры для эффективности достижения целей применения этих мер.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено в том случае, если лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом деяние, по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК РФ).

Такое наблюдение и лечение может быть назначено наряду с наказанием лицу, осужденному за преступление, но нуждающемуся в лечении психического расстройства, не исключающего вменяемости (ч. 2 ст. 99 УК РФ). Данное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется психоневрологическим диспансером (диспансерным отделением, кабинетом) по месту жительства больного. При назначении этой меры лицу разъясняется смысл и значение этих мер, а также то, что уклонение от наблюдения и лечения может привести к замене амбулаторного лечения на стационарное. Главное преимущество такой меры состоит в том, что лицо, к которому оно применяется, остается в привычной обстановке, живет в семье, продолжает работать, свободно общается с окружающими.

Эта мера применяется в случаях, когда больной по своему психическому состоянию способен осознавать смысл применяемой меры и может организовать свое поведение в соответствии с предписаниями врачей.

Более всего этим требованиям соответствуют следующие лица:

Совершившие общественно опасные деяния в состоянии временного психического расстройства или психического обострения хронического психического расстройства, окончившегося ко времени проведения экспертизы, в случае малой вероятности повторения психоза, а также при сохранении адаптации больного и способности к соблюдению предписанного режима;

С хроническими психическими расстройствами или слабоумием после проведения принудительного лечения в психиатрическом стационаре при неустойчивой социальной адаптации и выявлявшейся в прошлом склонности к повторным общественно опасным действиям - в качестве этапа перед полным прекращением принудительного лечения (в порядке изменения принудительной меры медицинского характера).

Основанием для направления лица в психиатрический стационар на принудительное лечение является связанная с психическим расстройством возможность причинения этим лицом существенного вреда либо опасность для себя или других лиц. При этом характер психического расстройства таков, что требует стационарного лечения, ухода содержания и наблюдения, которые невозможно осуществить в амбулаторных условиях.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может назначаться наряду с уголовным наказанием, а также после отбытия уголовного наказания к лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности лица, не достигшего 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией).

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа применяется назначается лицу, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре (ч. 2 ст. 101 УК РФ).

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа применяется к следующим лицам:

Совершившим опасные для общества деяния и (или) находящимся в болезненном состоянии при отсутствии грубых нарушений больничного режима и благоприятном прогнозе в отношении терапевтического лечения психоза, но при сохраняющейся вероятности его повторения (хронические заболевания с частыми обострениями; наличие патологической почвы, способствующей возникновению временных психических состояний, органического поражения головного мозга и т.п.), а также при недостаточной критике к своему состоянию, делающей невозможным проведение лечения в стационаре или в амбулаторных условиях на общих основаниях;

С явлениями слабоумия и другими психическими расстройствами, совершившим деяния, спровоцированные какими-либо внешними неблагоприятными обстоятельствами, без выраженной тенденции к их повторению и грубым нарушениям больничного режима;

Находящимся в состоянии временного психического расстройства, развившегося после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора, при отсутствии выраженных тенденций к совершению новых общественно опасных деяний и грубым нарушениям больничного режима;

Которые по своему психическому состоянию нуждаются в больничном содержании и лечении в условиях стационара общего типа (в порядке изменения принудительной меры медицинского характера).

В психиатрические стационары специализированного типа на принудительное лечение направляются к лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения (ч. 3 ст. 101 УК РФ).

К ним относятся лица:

Совершившие опасное для общества деяние и (или) находящиеся в данное время в психотическом состоянии, в случаях отсутствия выраженных тенденций к грубым нарушениям больничного режима и благоприятного прогноза в отношении терапевтического ограничения психоза, но при сохраняющейся вероятности его повторения (хронические заболевания с частыми обострениями; наличие патологической почвы, способствующей возникновению временных психотических состояний), а также при недостаточной критике своего состояния, делающей невозможным проведение лечения в стационаре или в амбулаторных условиях на общих основаниях;

С явлениями слабоумия, состояниями психического дефекта различного происхождения и другими психическими расстройствами, совершившие деяния, спровоцированные какими-либо внешними неблагоприятными обстоятельствами, без выраженной тенденции к их повторению и грубым нарушениям больничного режима;

Страдающие временным психическим расстройством, развившимся после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора (принудительное лечение до выхода из болезненного состояния), при отсутствии выраженных тенденций к совершению новых общественно опасных деяний и грубым нарушениям больничного режима;

С хроническими психическими расстройствами или слабоумием после принудительного лечения в психиатрических стационарах (больницах, отделениях) специализированного типа, в том числе с интенсивным наблюдением, в случае улучшения их психического состояния и (или) снижения опасности, если такие заболевания позволяют продолжить принудительное лечение в условиях психиатрического стационара общего типа (в порядке изменения принудительной меры медицинского характера).

Обнаружившие во время ранее назначенного судом амбулаторного принудительного лечения ухудшение психического состояния и (или) возрастание опасности, если это делает невозможным проведение назначенных им лечебно-реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях и требует их перевода в условия психиатрического стационара (больницы, отделения) общего типа (в порядке изменения принудительной меры медицинского характера).

Лечение, сколь бы активным оно ни было, не может существенно повлиять на опасность таких лиц. Они обычно проявляют тенденцию к противоправным действиям даже во время пребывания в психиатрическом стационаре. Поэтому здесь обеспечивается более строгое наблюдение, что достигается либо за счет наружной охраны и создания пропускного режима в таких стационарах, либо за счет лучшей обеспеченности их медицинским персоналом, на который возлагаются функции психиатрического контроля и надзора.

В психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением на принудительное лечение направляются которые по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст. 101 УК РФ)

К ним относятся психически больные лица, представляющие особую опасность для себя или других:

С хроническими психическими расстройствами или слабоумием, обнаруживающие тенденцию, обусловленную проявлениями заболевания и (или) склонностью лица к совершению повторных общественно опасных деяний, имеющих признаки тяжких или особо тяжких преступлений, особенно насильственного характера;

С хроническими психическими расстройствами или слабоумием, у которых обнаруживаются явно выраженные тенденции к совершению опасных для общества деяний, проявляющиеся в многократных общественно опасных действиях, а также в грубых нарушениях больничного режима (нападения на персонал, побеги, инициирование групповых беспорядков), если такие нарушения поведения делают невозможным проведение лечебно-реабилитационных мероприятий в условиях применения других принудительных мер медицинского характера;

Находящиеся в состоянии временного психического расстройства, развившегося после совершения преступления до вынесения приговора, если есть угроза совершения ими новых общественно опасных деяний, имеющих признаки тяжких или особо тяжких преступлений, а также побега;

Другие больные, нуждающиеся в переводе в условия психиатрического стационара с интенсивным наблюдением.

Под последствиями применения принудительных мер медицинского характера понимаются урегулированные законом продление, изменение, прекращение и зачет принудительных мер медицинского характера в срок наказания в виде лишения свободы.

Действующим УК РФ сроки применения принудительных мер медицинского характера не регламентированы. Исходя из смысла закона, лечение следует проводить до полного выздоровления больного или улучшения его психического состояния до уровня, при котором отпадает либо значительно снижается его опасность для общества.

Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев. Инициатором такого освидетельствования может являться лечащий врач, сам больной, его законные представители или близкие родственники. В случаях, когда состояние больного изменяется, освидетельствование может проводиться и до истечения указанного срока в любое время.

Течение срока начинается с момента вступления в законную силу определения суда о назначении или продлении принудительной меры медицинского характера. Если же результатом предыдущего освидетельствования было продление назначенного лечения без представления заключения в суд (т.к. после первого последующие продления осуществляются ежегодно), то исчисление производится от даты этого освидетельствования.

При отсутствии оснований для прекращения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое такое продление может быть произведено через шесть месяцев с момента начала лечения, в последующем продление производится ежегодно. В последнем случае по прошествии шести месяцев после предыдущего освидетельствования необходимость продолжения принудительного лечения, если состояние больного не изменилось, подтверждается врачебной комиссией.

Вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, обязан назначить судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания.

На основании заключения судебно-психиатрической экспертизы суд может назначить амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра или прекратить ее применение.

Изменение принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры и возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера. При этом в зависимости от снижения либо возрастания опасности больного может смягчаться либо усиливаться режим принудительного лечения. Необходимость изменения режима возникает в случаях, когда применение ранее назначенной меры становится нецелесообразным, а достаточность вновь вводимой меры определяется целесообразностью.

При снижении опасности больного он по решению суда переводится из психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением в стационар без интенсивного наблюдения, затем в стационар общего типа, а затем применяется принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра. В случае возрастания опасности больного он может быть переведен из психиатрического стационара специализированного типа в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Прекращение применения принудительных мер медицинского характера к лицам, находящимся в состоянии психического расстройства, осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния указанных лиц, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной принудительной меры медицинского характера и не возникает необходимость в применении иной принудительной меры. Прекращение лечения является следствием выздоровления лица, улучшения его психического состояния, либо явного ухудшения. Улучшение и ухудшение психического состояния должны сопровождаться значительным снижением возможности причинения больным иного существенного вреда или опасности для себя и других лиц.

Не решенным до настоящего времени остается вопрос о прекращении принудительной меры медицинского характера в результате явного ухудшения физического состояния больного (делающим невозможным совершение им общественно опасных деяний), при остающемся на прежнем уровне психическом состоянии. Законодательно данная процедура не урегулирована.

После прекращения применения принудительных мер медицинского характера при необходимости продолжения лечения больной может быть оставлен для продолжения лечения на общих основаниях в том же или ином психиатрическом стационаре, за исключением стационаров специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением, или может наблюдаться в психоневрологическом диспансере.

Прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении лица, у которого психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, наступило после совершения преступления, служит основанием для возобновления производства по уголовному делу либо дальнейшему отбытию наказания. В случае возобновления приостановленного уголовного дела или исполнения ранее назначенного наказания производство предварительного расследования, судебного разбирательства, назначение и исполнение наказания осуществляются в общем порядке. При этом необходимо устанавливать, нет ли обстоятельств, препятствующих возобновлению производства по делу или исполнению наказания.

Время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается при назначении наказания либо возобновлении его исполнения из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы (ст. 103 УК РФ).

Данное правило не распространяется на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Связано это с тем, что амбулаторное лечение не налагает ограничений на больного, присущих уголовному наказанию в виде лишения свободы. При зачете принудительных мер медицинского характера в сроки иных видов наказаний, кроме лишения свободы, необходимо использовать правила ст. 72 УК РФ.

Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, осужденных за преступления, но нуждающихся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, исполняются совместно с наказанием. В данном случае суд в соответствии с законом вправе назначить только принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра, поскольку стационарное психиатрическое лечение применяется в отношении лиц, не способных в силу своего психического состояния отбывать наказание. Принудительное лечение может быть назначено при осуждении к любому виду наказания. В отношении осужденных к лишению свободы принудительные меры медицинского характера применяются по месту его отбывания, в отношении осужденных к иным видам наказания

В учреждении органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

3. Конфискация имущества и возмещение причиненного ущерба

Конфискация имущества в российском уголовном праве традиционно выступала в качестве самостоятельного вида уголовного наказания. Она предусматривалась дореволюционными уголовными законами и всеми уголовными кодексами, действовавшими в советское время.

Так, в соответствии со ст. 35 УК РСФСР 1960 г. это наказание выражалось в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества была включена в систему наказаний, признавалась дополнительным видом наказания и применялась только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части указанного Кодекса.

Таким же образом конфискация имущества нашла свое отражение в УК РФ (ст. 52) с тем уточнением, что этот вид наказания мог применяться только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. И хотя согласно УК РФ не могло быть конфисковано имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, перечисленное в специальном перечне, однако суд был вправе постановить об изъятии в собственность государства в том числе и того принадлежащего виновному лицу имущества, которым он обладал законно, то есть оно не было получено им в результате совершения преступления.

Учитывая, что подход к трактовке конфискации имущества как уголовному наказанию, существенно ограничивающему имущественные права осужденного, не соответствует современным представлениям о содержании этой уголовно-правовой санкции, включая положения международного уголовного права о ней, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ конфискация имущества была исключена из системы наказаний.

При этом в ст. 81 УПК РФ сохранилось положение о том, что суд при вынесении приговора вправе постановить об обращении в доход государства как вещественного доказательства совершенного преступления преступно нажитого виновным лицом имущества. О такой конфискации говорится и в ст. 315 УК РФ. Тем самым конфискация незаконно принадлежащего осужденному имущества могла применяться сугубо как мера уголовно-процессуального характера. Однако Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N° 153-ФЗ в качестве иной меры уголовно-правового характера конфискация имущества вновь была внесена в УК РФ.

В соответствии со ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества - мера уголовно-правового характера, заключающаяся в принудительном безвозмездном обращении по обвинительному приговору суда в собственность государства установленного уголовным законом имущества.

Конфискации также подлежат любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, которые подлежат возвращению законному владельцу.

Перечень преступлений, доход от совершения которых подлежит конфискации, является исчерпывающим (п. «а» ч. 1 ст. 104 УК РФ) и включает следующие составы преступлений: ч. 2 ст. 105, ч.ч. 2-4 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст.ст. 127.1, 127.2, ч. 2 ст. 141, ст. 141.1, ч. 2 ст. 142, ст. 145.1 (если преступление совершено из корыстных побуждений), ст.ст. 146, 147, ст.ст. 153-155 (если преступления совершены из корыстных побуждений), ст.ст. 171.2, 174, 174.1, 183, ч.ч. 3 и 4 ст. 184, ст.ст. 186, 187, 189, ч. 3 и 4 ст. 204, ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, ч. 2 ст. 228.2, ст.ст. 228.4, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 258.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 283.1, 285, 290, 295, 307-309, 355, ч. 3 ст. 359 УК РФ, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которое установлена ст.ст. 200.1, 226.1 и 229.1 УК РФ;

Безвозмездному обращению в собственность государства подлежат также:

Денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; (п. «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ);

При этом в Обзоре кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за второе полугодие 2009 г. указано, что конфискации подлежат деньги и иное имущество, полученные в результате преступлений, виновность в совершении которых установлена в предусмотренном законом порядке http://www.vsrf.ru ..

Деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ);

Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие виновному (п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).

Если будет установлено, что виновное лицо приобщило имущество, полученное преступным путем, и (или) доходы от этого имущества к законно приобретенному им имуществу, то согласно ч. 2 ст. 104.1 УК РФ конфискации подлежит только та часть этого имущества, которая соответствует размеру (стоимости) приобщенных имущества и доходов от него.

В некоторых случаях преступно полученное виновным лицом имущество (или доходы от него) оказывается во владении или пользовании третьих лиц, которые не всегда располагают сведениями о подлинном его происхождении. В связи с этим уголовный закон (ч. 3 ст. 104.1 УК РФ) устанавливает, что имущество, которое указано в ч. 1 и 2 ст. 104.1, переданное осужденным другому лицу или организации, подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате совершения преступления, т.е. указанное лицо является недобросовестным приобретателем этого имущества или владеет им временно.

Израсходование денег, утрата или продажа имущества, полученного преступным путем, а равно другие причины, исключающие на момент принятия решения судом фактическое его изъятие, не позволяют виновному лицу избежать применения уголовно-правовой санкции в виде конфискации имущества. Однако в таком случае принудительному обращению в доход государства подлежит принадлежащая виновному денежная сумма, эквивалентная стоимости утраченного имущества (ст. 104.1 УК РФ). Фактически это может быть какое-либо имущество, ценные бумаги, вклады в банке или иной кредитной организации и др.

Если преступлением причинен материальный вред потерпевшему (законному владельцу имущества), то он имеет право на его возмещение в соответствии с положениями ГК РФ. В связи с этим принудительное обращение в собственность государства имущества, принадлежащего виновному лицу, на основании ст. 104.1 и 104.2 УК РФ может затруднить реализацию законного права потерпевшего. С учетом этого уголовный закон устанавливает приоритет в части возмещения причиненного преступлением ущерба: согласно ст. 104 УК РФ при решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу.

Причем, если у виновного лица помимо имущества, указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, отсутствует иное имущество, на которое может быть обращено взыскание, ущерб, причиненный законному владельцу, возмещается из стоимости конфискуемого имущества, а оставшаяся его часть обращается в доход государства (ст. 104.1 УК РФ).

Таким образом, являясь особой мерой уголовно-правового характера, конфискация имущества применяется судом наряду с наказанием в строго определенных УК РФ случаях и пределах. Она существенно дополняет принудительный потенциал применяемых на основании статей Особенной части УК РФ видов наказания и обеспечивает тем самым выполнение стоящих перед уголовным законом задач.

принудительный мера конфискация ущерб

Литература

1. Российское уголовное право. Общая часть. Альбом схем; Щит-М - Москва, 2011. - 190 c.

2. Уголовно-исполнительное право; Юнити-Дана - Москва, 2009. - 232 c.

3. Уголовно-исполнительное право; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2010. - 248 c.

4. Уголовно-процессуальное право; Сова, ВКТ, АСТ - Москва, 2009. - 64 c.

5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная; Проспект - Москва, 2011. - 807 c.

6. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть; Юристъ - , 2012. - 672 c.

7. Уголовное право. Общая и Особенная части; Норма - Москва, 2009. - 576 c.

8. Уголовное право. Особенная часть; Феникс - Москва, 2012. - 832 c.

9. Уголовное право. Особенная часть. Конспект лекций в схемах; А-Приор - Москва, 2010. - 320 c.

10. Белкин А.Р. Уголовный процесс. Сборник тестов; РИОР - Москва, 2010. - 272 c.

11. Боровиков В.Б. Сборник задач по угловному праву. Общая и Особенная части; Юрайт - Москва, 2010. - 336 c.

12. Боровикова В. В., Сторубленкова Е.Г., Кошелева Е.В. Уголовно-исполнительное право; Щит-М - Москва, 2013. - 184 c.

13. Жалинский А.Э., Энгельгардт А.А. Практикум по уголовному праву; Городец - Москва, 2011. - 496 c.

14. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части. Краткий курс; Контракт, Wolters Kluwer - Москва, 2010. - 404 c.

15. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе; Юрайт - Москва, 2011. - 352 c.

16. Лепешкина О.И. Смертная казнь. Опыт комплексного исследования; Алетейя - Москва, 2010. - 224 c.

17. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право; Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина - Москва, 2009. - 324 c.

18. Малиновский В.В. Организационная деятельность в уголовном праве России (виды и характеристика); Проспект - Москва, 2009. - 192 c.

19. Матушевский Р.Г. Уголовное право. Особенная часть. Краткий системный курс; А-Приор - Москва, 2010. - 160 c.

20. Михлин А.С., Селиверстов В. И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы; Юриспруденция - Москва, 2013. - 176 c.

21. Петросян О.Ш. Уголовно-правовые и криминологические аспекты обеспечения финансовой безопасности государства; Юнити-Дана, Закон и право - Москва, 2010. - 280 c.

22. Пикалов И.А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо - Москва, 2011. - 560 c.

23. Под общей Гаухмахана Л.Д., Максимова С.В. Уголовное право. Особенная часть; Форум, Инфра - Москва, 2012. - 400 c.

24. Под редакцией Божьева В.П. Уголовный процесс; Юрайт, Высшее образование - Москва, 2009. - 528 c.

25. Под редакцией Божьева В.П. Уголовный процесс; Юрайт - Москва, 2011. - 544 c.

26. Под редакцией Загорского Г. И. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Курс лекций; Wolters Kluwer - Москва, 2010. - 560 c.

27. Рыжаков А.П. Уголовный процесс; Дело и Сервис - , 2011. - 512 c.

28. Рыжаков А.П. Уголовный процесс России. Курс лекций; Питер - Москва, 2009. - 432 c.

29. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части; Высшее образование - Москва, 2009. - 576 c.

30. Смолина Л.В. Уголовно-исполнительное право. Краткий курс; Окей-книга - Москва, 2011. - 144 c.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, виды и цели применения иных мер уголовно-правового воздействия. Категории лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера. Конфискация имущества, принудительные меры воспитательного воздействия и условное осуждение.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Сущность понятия "принудительные меры медицинского характера", основные виды: принудительное лечение в психиатрическом стационаре, амбулаторное принудительное лечение у психиатра. Понятие конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2012

    Принудительные меры медицинского характера, их основания, цели применения. Виды принудительных мер медицинского характера, их продление, изменение и прекращение. Штраф как вид уголовного наказания и злостное уклонение от его уплаты: правовые последствия.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2010

    Сущность конфискации имущества как меры уголовно-правового характера. Имущественные наказания в XIX-XX вв. Категории имущества, которые подлежат обязательному изъятию при возбуждении уголовного дела. Перечень статей, предусматривающих конфискацию.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2015

    Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера. Виды принудительных мер медицинского характера. Продление, изменение, прекращение и зачет времени применения принудительных мер медицинского характера. Исполнение наказания.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2008

    Понятие, юридическая природа, основания и цели принудительных мер медицинского характера, их основные виды. Категории лиц, к которым могут быть применены данные меры. Уголовно-правовая квалификация общественно опасных деяний с психическими расстройствами.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2011

    Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения. Виды принудительных мер медицинского характера. Порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера.

    реферат , добавлен 21.02.2007

    Предпосылки возвращения конфискации в уголовный закон. Понятие и содержание конфискации имущества, его причины. Методика конфискации имущества, денежной суммы взамен имущества и возмещение причиненного ущерба, нормативно-правовые основы данных процедур.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2011

    Конфискация имущества и ее предмет как иная мера уголовно-правового характера. Понятие конфискации имущества как вида уголовного наказания в теории уголовного права. Проблемы и пути совершенствования уголовного законодательства о конфискации имущества.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2015

    Историческая и общая характеристика принудительных мер медицинского характера, их сущность и правовая природа. Основания и цели применения данного наказания, их типы. Лица, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

уголовный правовой воздействие

Иные меры уголовно-правового воздействия -- общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые не являются наказанием.

Разграничение наказания и иных мер уголовно-правового характера может производиться по формальным признакам и по содержанию. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе, как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия. Кроме того, у иных мер уголовно-правового характера могут быть отличные от наказания основания, сущность и цели:

Иные меры уголовно-правового характера назначаются не только приговором суда (например, принудительные меры медицинского характера согласно ст. 443 УПК РФ назначаются постановлением суда);

Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицу, фактически совершившему преступное деяние, которое не является виновным в совершении преступления (принудительные меры медицинского характера применяются и к невменяемым лицам);

Иные меры уголовно-правового характера не обязательно включают в себя лишение или ограничение прав и свобод лица (например, не влияют на объём прав лица такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение или передача под надзор родителей);

Иные меры уголовно-правового воздействия могут иметь иные цели помимо восстановления справедливости, исправления осуждённого и предотвращения совершения новых преступлений (принудительные меры медицинского характера имеют целью улучшение психического здоровья лица).

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК.

В раздел VI УК РФ входят следующие меры уголовно-правового характера:

1) Принудительные меры медицинского характера, которые применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния, и нуждающимся в лечении психических расстройств. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Данный вид назначается в том случае, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Кроме того, назначение данного вида принудительных мер определяется не только психическим состоянием лица, но и категорий лиц, которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Только амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается уменьшенно вменяемым, т. е. лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Психиатрический стационар общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Психиатрический стационар специализированного типа может быть назначен лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначен лицу, которое по психическому состоянию представляет опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

В настоящее время в РФ не существует каких-либо мер уголовно-правового характера, применяемых к алкоголикам и наркоманам. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким лицам может быть применено обязательное лечение.

2) Конфискация имущества, которая заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства имущества лица, совершившего преступление. Конфискация имущества может быть полной или частичной.

В РФ конфискация имущества являлась одним из видов наказаний, однако в декабре 2003 года она была исключена из УК РФ. Она вновь появилась в уголовном законодательстве в июле 2006 года в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и касается не всех преступлений, а лишь тех, которые перечислены в законе (этот перечень включает террористический акт, деяния, связанные с терроризмом и организованной преступностью и т. д.). Конфискованы могут быть денежные средства, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения перечисленных в законе преступлений, либо используемые для финансирования терроризма или организованной преступности, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. Чучаев А.И. Конфискация возвращена в уголовный кодекс, но в другом качестве // Законность. - 2006, №9. - С. 23.

К иным мерам уголовно-правового воздействия также относятся:

1) Принудительные меры воспитательного воздействия. Данные меры могут применяться к несовершеннолетним, совершившим преступление, не являющееся тяжким, вместо наказания.

В УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90):

Предупреждение;

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

Возложение обязанности загладить причинённый вред;

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

2) Условное осуждение. Если суд при рассмотрении уголовного дела приходит к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. На условно осуждённого могут быть возложены дополнительные обязанности, призванные способствовать его исправлению. Перечень таких обязанностей является открытым и может включать, например, обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учёбы, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную

поддержку семьи (ст. 73 УК РФ).

Цели иных мер уголовно-правового воздействия не могут выходить за пределы целей уголовного права и должны вписываться в рамки целей мер уголовно-правового характера, то есть охраны общественных отношений и предупреждения преступлений. Они должны конкретизировать их, учитывая, что данные категории соотносятся между собой как общее и частное. Во-вторых, цели иных мер уголовно-правового характера должны отличаться от целей наказания и должны быть направлены на решение тех задач, выполнение которых не обеспечивает применение последних.

Охрана общественных отношений по смыслу предполагает предотвращение их нарушения в результате совершения преступных посягательств, а также восстановление их нормального функционирования, если такое нарушение было допущено. Наказание не обеспечивает решение второй задачи. С этим согласны многие авторы. М.Д. Шаргородский писал, что возмещение ущерба, причиненного преступлением, не имеет ничего общего с наказанием, которое «ничего не возмещает, не имеет этой цели и по своей природе не может ничего возместить». Стало быть, одной из целей иных мер уголовно-правового характера является восстановления ущерба, причиненного личности обществу и государству преступлением.

Указанный вред может выражаться по-разному, затрагивая различные элементы структуры общественных отношений. Он может иметь материальные последствия, заключаться в ущербе, нанесенном здоровью потерпевшего, его благосостоянию и т. д., а также представлять собой нарушение прав и обязанностей субъектов отношений. Отсюда и восстановление нормального функционирования общественных отношений может иметь несколько видов проявления. Реальное возмещение ущерба, причиненного преступлением, возможно не всегда. Говорить о восстановлении установленного в обществе порядка взаимоотношений, нарушенного преступлением, возможно только в двух случаях: 1) возмещения экономического ущерба, а также вреда здоровью и морального ущерба в материальном, денежном эквиваленте; 2) принуждения нарушителя выполнить возложенную на него обязанность в рамках тех или иных отношений.

Восстановление вреда, причиненного преступлением государство должно обеспечивать, прежде всего, через воздействие на преступника. Для этого оно может заставить его загладить материальный и моральный вред, а также выполнить то или иное обязательное для восстановления нарушенных общественных отношений действие. В противном случае, когда преступник отказывается возместить нанесенный ущерб, выполнить возложенную на него обязанность или это невозможно по объективным причинам, данную функцию осуществляет само государство, и в первую очередь, за счет лица, совершившего преступление (если это возможно). Это, думается, вполне соответствует принципу справедливости.

Что касается второй цели - предупреждения совершения преступлений, то при рассмотрении ее в проекции на иные меры уголовно-правового характера необходимо учитывать некоторые нюансы. Во-первых, превенция в уголовном праве раскрывается в нескольких значениях, рассматривается в широком и узком смысле. Цель общей превенции имеет в качестве своих адресатов неопределенный круг лиц, на которых факт реального применения средств уголовного права к нарушителям закона оказывает воспитательно-информативное воздействие. В узком понимании предупреждение преступлений представляет собой удержание конкретного лица от нежелательного поведения с помощью применения к нему специфических средств. Во-вторых, она, как считает большинство ученых, может достигаться путем устрашения, применения карательных мер воздействия к лицу, совершившему преступление (прежде всего изоляция его от общества), а также путем его исправления и перевоспитания. Наказанию присущи в большей степени карательные методы воздействия на преступника с целью предупреждения его дальнейшей преступной деятельности. Стало быть, иные меры уголовно-правового характера должны быть направлены в первую очередь на исправление нарушителя предписаний уголовного закона.

Признание исправления целью мер уголовно-правового характера довольно широко критикуется в литературе. Многие ученые полагают, что уголовное право по своей природе не располагает необходимыми средствами ее достижения. Как писал С. Будзинский, «государство как внешнее учреждение, не может врываться в чисто духовную область, в сферу мыслей, убеждений и мотивов». Исправление находится вне сферы досягаемости уголовного права.

Как считают другие авторы, если даже предположить, что исправление осужденного выступает такой целью, то возникает вопрос, на основании каких показателей и критериев в уголовном праве можно проверить степень ее достижения? До сих пор не установлено и не может быть установлено таких признаков, по которым можно было бы судить об исправлении как о результате принудительного воздействия. В данной связи исправление осужденного, как правило, относят лишь к целям уголовно-исполнительного права.

В какой-то мере данная позиция справедлива. Действительно достижение цели исправления преступника вызывает некоторые сомнения, а порой это просто невозможно, например, когда речь идет о рецидивистах. Однако сама идея реализации цели предупреждения преступлений методами, отличными от покарания, не связанными с жесткими ограничениями прав и свобод лиц, их совершивших, думается, не лишена права на существование, а в отдельных ситуациях более чем оправдана. Только термин «исправление» в данном случае не совсем точно отражает сущность и назначение такого воздействия. В некоторых случаях лицо, совершившее преступление, не требуется исправлять, к примеру, при превышении пределов необходимой обороны. Думается, для предотвращения повторного подобного поступка достаточно лишь дать ему возможность критического переосмысления своих действий и осознания своей ошибки путем применения мер социально-психологического воздействия, общественного порицания, но в пределах действия уголовного права.

Для обозначения этой частной цели больше всего подходит понятие «ресоциализация преступника», которое включает все, что связано с его исправлением и в какой-то мере подразумевает оценку степени достижения названной цели. Надо заметить, опыт использования указанного определения, в том числе и на законодательном уровне, уже имеется, прежде всего, за рубежом. Данный термин используется, например, в УК Франции, Швеции, Польши, США и ряда других стран. В уголовном законодательстве Швеции эта специфическая цель применения средств уголовно-правового воздействия должна «гарантировать, чтобы лицо, совершившее преступление не укоренилось в преступных привычках, а также содействовать его включению в общество», то есть принять принятый в нем порядок взаимоотношений и следовать его устоям.

Тем не менее, конечной целью иных мер уголовно-правового характера в рамках предупреждения преступлений является все же обеспечение надлежащего, правомерного с точки зрения уголовного закона поведения преступника в дальнейшем и именно ее, на наш взгляд, наиболее правильно рассматривать как основную цель иных мер уголовно-правового характера.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Иным мерам уголовно-правового характера, применяемым за совершение преступлений, может быть присуща только цель частной превенции, поскольку обеспечение воздержания от совершения преступлений неопределенного круга лиц средствами, не связанными с существенным ограничением прав преступника, то есть, по сути, не представляющие для них угрозы, не достижимо по объективным причинам.

Применение лояльных, позитивных по своему характеру мер к лицу, совершившему преступления, вряд ли может повлиять на сознание криминально неустойчивых лиц и лиц, привыкших к антисоциальному образу жизни, выступить препятствием проявления преступного поведения с их стороны. Поэтому профилактическая цель рассматриваемых средств уголовного права должна иметь прежде всего индивидуальную направленность и предполагать соответствующее воздействие на конкретное лицо, совершившее преступление.

Отдельное значение в рамках частной превенции имеет предупреждение совершения общественно опасных деяний лицами, признанными невменяемыми в установленном законом порядке. Здесь не может идти речь о каком-либо информативно-воспитательном воздействии средств уголовного права, поскольку такие лица являются больными. Следовательно, для них не подходит использование терминов воспитание и исправление. Профилактика совершения преступлений такими лицами может быть связана только с их излечением, которое в необходимых случаях может потребовать изоляции от общества. Иные меры уголовно-правового характера: сущность и цели применения // Адвокатская ведомость , 06.02.2007

Таким образом, под иными мерами уголовно-правового воздействия следует понимать установленные уголовным законом меры государственного принуждения, применяемые к лицам, совершившим преступление, в целях восстановления нарушенных преступлением общественных отношений и предупреждения совершения новых преступлений, а также к невменяемым лицам, совершившим общественно опасное деяние, в целях улучшения их психического состояния и предупреждения совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Правовое регулирование иных мер уголовно-правового характера в действующем уголовном законодательстве

Понятие «иные меры уголовно-правового характера», используемое в тексте ряда статей (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7) и в названии раздела VI УК, восходит к ч. 2 ст. 2 УК. В ней сформулировано важнейшее положение, согласно которому задачи уголовного законодательства, упомянутые в ч. 1 данной статьи, должны обеспечиваться при помощи не только , но и «иных мер уголовно-правового характера». То есть такие меры предусматриваются в законе «для осуществления» указанных в ч. 1 ст. 2 УК задач в качестве альтернативы уголовному наказанию и имеют, следовательно, не менее важное значение, чем последнее. Однако это их значение не нашло, к сожалению, своего достойного отражения в уголовном законодательстве. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. изначально не было предусмотрено ни единого перечня «иных мер уголовно- правового характера», ни указания на то, какие меры следует относить к их числу, ни регламентации условий и порядка их применения. По этой причине в теории уголовного права по-разному определялась юридическая природа этих мер, их сущность, виды и значение, а на практике возникали трудности с их эффективным применением.

«Вспомнил» законодатель о нерешенности данного вопроса лишь впоследствии и лишь в связи с необходимостью решить другой острый вопрос — о возврате в уголовное законодательство такой необдуманно исключенной в 2003 г. из системы уголовных наказаний меры, как конфискация имущества. Было признано целесообразным вернуть эту меру в УК, но не в качестве уголовного наказания, а как «иную меру уголовно-правового характера».

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ раздел VI УК, называвшийся, как и гл. 15 УК, «Принудительные меры медицинского характера», был дополнен гл. 15 1 « » и переименован, теперь он носит название «Иные меры уголовно-правового характера». Таким образом, «иными мерами уголовно-правового характера» законодатель признает такие разные меры, как и конфискация имущества.

Такое решение проблемы вряд ли можно признать удачным. Ситуацию в рассматриваемом аспекте оно не только не улучшило, но и существенно усугубило.

Во-первых, законодатель как в названии раздела, так и по существу не учел («просмотрел» или проигнорировал) то обстоятельство, что согласно формулировкам действующего закона (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 УК) «иные меры уголовно-правового характера», как и меры уголовного наказания, должны применяться «за совершение преступлений», «к лицу, совершившему преступление», и, следовательно, должны «соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ч. I ст. 6 УК). Между тем как принудительные меры медицинского характера имеют иную природу, иные предназначение, основание, цели и порядок применения и потому к указанным карательным мерам отнесены быть не могут. Равно как и конфискация имущества, цели применения которой в законе не определены, но, по смыслу соответствующих статей УК, основания, цели и порядок применения этой меры также не предполагают ее применение в качестве кары «за то, что» человек совершил преступление и «соразмерно тому, что» он совершил.

Во-вторых, непонятно, почему к числу «иных мер» не отнесена другая, весьма представительная группа мер, имеющих важное значение для реализации уголовно-правовых задач, которые предусмотрены действующим УК как раз в качестве альтернативы уголовному наказанию «за совершение преступлений», «к лицу, совершившему преступление». Они не только юридически, но и фактически составляют реальную (причем предпочтительную) альтернативу уголовному наказанию. Речь идет о различных видах освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, включая относящиеся к ним условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 73-85, 90, 92, ряд статей Особенной части УК). Учитывая, что согласно закону (ст. 2, 6, 7 УК) все предусмотренные им меры уголовно-правового характера могут быть отнесены либо к наказанию, либо к «иным мерам уголовно-правового характера» и (т.е. «третьего не дано»), принадлежность перечисленных мер к числу «иных мер» представляется очевидной.

В-трстьих, критической оценки заслуживает название раздела VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера», по отмеченным выше причинам диссонирующее как с важнейшими, устанавливающими принципы уголовного законодательства статьями 2, 6, 7 УК, так и с содержанием гл. 15 УК и с ее названием «Принудительные меры медицинского характера» (в обоих случаях курсив мой. — В.Д.). Из сравнения этих названий возникает вопрос — каков же характер у последних: уголовно-правовой или медицинский?

Недостатком ст. 2 УК является и то, что в ней не упоминается уголовно-правовая задача регулирования общественных отношений (см. об этом § 1 гл. 1 учебника) и, соответственно, отсутствуют указания на средства решения этой задачи.

Отмеченные недостатки в своей совокупности показывают, что законодательство, имеющее системный характер, не может изменяться бессистемно, по принципу починки «тришкина кафтана», как это нередко происходит; что решение вопросов правового регулирования требует высокого профессионализма творцов права, подкрепляемого обязательной квалифицированной научной экспертизой, а в особо сложных случаях и широким общественным обсуждением законопроектов.

Понятие иных мер уголовно-правового характера и проблемы совершенствования их правового регулирования

Проведенное исследование показывает, что правовое регулирование уголовно-правовых средств, призванных обеспечивать реализацию задач уголовного права, весь комплекс уголовно-право- вых норм, регулирующих соответствующие вопросы, нуждается в принципиально иной регламентации. В уголовном законодательстве должна получить более четкое закрепление система разнообразных, наиболее эффективных уголовно-правовых мер, которые призваны и способны служить средствами решения задач уголовного права - система уголовно-правовых мер противодействия преступности.

Преступление порой сравнивают с заболеванием, а средства реагирования на его совершение — с лекарствами. Как и больному, лицу, совершившему преступление, должно быть выписано именно то лекарство, которое способно его излечить. И общество в обоих случаях должно располагать для этого всеми необходимыми средствами и уметь грамотно их применять. В уголовном праве, как и в здравоохранении, необходим полный набор наиболее эффективных средств, и каждому в том нуждающемуся должно быть выписано именно ему необходимое «лечение». Для этих целей нужна полноценная, стройная система наиболее эффективных мер уголовно-правового противодействия преступности. Как следует из изложенного, на сегодняшний день такой системы еще не создано.

По мнению автора этих строк, все многообразие предусмотренных законом уголовно-правовых мер следует делить не по сомнительной линии «наказание и иные меры», а в зависимости от сущности и предназначения соответствующих видов мер — на карательные и некарательные («иные меры», или меры безопасности).

Структурно система уголовно-правовых мер противодействия преступности должна включать две группы мер. Первая из них — система мер уголовно-правового воздействия (система карательных мер), включающая в себя уголовное наказание и различные виды освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, в том числе относящиеся к ним условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия. Перечисленные меры объединяет единая карательная сущность, все они представляют собой различные формы реакции государства на совершение преступления, применяются за совершение преступлений в отношении лиц, их совершивших, назначаются в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления во имя уголовно- правовых целей восстановления (утверждения) социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.

Вторая группа мер - система мер безопасности в уголовном праве, или иначе - «иные меры уголовно-правового характера» (система некарательных мер), включающая медицинские и иные меры безопасности, имеющие некарательную сущность, которые применяются не за совершение преступления, а в связи с совершением запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния к лицу, его совершившему, в целях обеспечения его безопасности для себя и для общества в целом, его излечения, ресоциализации и т.п. Кроме мер медицинского характера, к указанной группе могут быть отнесены нынешняя конфискация имущества и конфискация предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств совершения преступления, административный надзор или иное ограничение прав и свобод рецидивоопасного лица из «зоны риска» (например, ссылка, высылка), обсуждаемая ныне возможная кастрация «педофилов» и другие меры, которые появятся в будущем.

При таком подходе под «иными мерами уголовно-правового характера» («мерами безопасности в уголовном праве») предлагается понимать совокупность различных предусмотренных уголовным законом некарательных мер, которые призваны и способны участвовать в решении задач уголовного права: охранительно-регулятивной и регулятивно-охранительной.

Своеобразие таких мер как мер уголовно- правового характера проявляется в их специфических признаках:

  • основная их особенность — некарательная сущность, они применяются не в качестве реакции на совершение преступления (т.е. не «за то, что» лицо совершило преступление); не требуется соответствие (соразмерность) такой меры характеру и степени общественной опасности преступления; восстановление социальной справедливости (кара) не является их целью; соответственно, «иные меры» не указываются в санкциях;
  • предусматриваются они в Уголовном кодексе именно в таком качестве; основания, цели и принципы их применения регламентированы нормами УК; реализуются они в рамках специфических уголовно-правовых отношений;
  • такие меры имеют своими целями обеспечение безопасности самоголица и других лиц, предупреждение совершения правонарушений, оказание необходимой помощи в рамках реализации соответствующего уголовно-правового отношения;
  • их содержание состоит в минимально необходимом для достижения указанных целей ограничении некоторых прав и свободлица;
  • юридическим основанием применения таких мер служит законное и обоснованное решение суда, выносимое от имени государства;
  • их применение является принудительным — независимо от желания лиц, к которым они применяются, и их законных представителей;
  • это меры, альтернативные не только наказанию, но и всем иным мерам уголовно-правового воздействия (карательным), однако при необходимости они могут применяться наряду с последними в качестве «иных мер».

Справедливость требует оговориться, что совокупность приведенных признаков характеризует систему «иных мер уголовно-правово- го характера» скорее со стороны должного, чем сущего. Значение их представления в данном учебнике — способствовать становлению анализируемого важного уголовно-правового института и совершенствованию его правового регулирования.

Принудительный характер мер уголовно-правового характера подчеркивает то, что назначение и исполнение таких мер осуществляется безотносительно воли соответствующего лица (хотя и не обязательно вопреки ей).

Иным мерам уголовно-правового характера не свойственно наличие карательной составляющей.

Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, возвращении имущества законному владельцу или возмещении причиненного ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма, экстремизма и организованных преступных структур. Тем самым, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица. Более того, это единственные меры, предусмотренные уголовным законом, срок применения которых не ограничен.

В отличие от наказания и типичных мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания; судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости; равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.

Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех других уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Признаки иных мер уголовно-правового характера:

1. могут быть назначены обвинительным приговором и другим решением суда;

2. назначаются в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как лицам их, совершившим, так в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих ли;



4. не обладают возмездным характером, не предусматривают лишения или ограничения прав и свобод адресата;

5. не влекут судимости и других юридических последствий;

6. целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция, а также иные специальные цели;

7. закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения.

Иная мера уголовно-правового характера может быть определена как предусмотренная уголовным законом некарательная мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как в отношении лиц их, совершивших, так и в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих лиц. Мера уголовно-правового характера применяется в целях восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений и других специальных целях.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...