II. Двойные согласные. Двойные согласные 2 слова с удвоенной согласной в корне

Тема: «Слова с двойными согласными».

Цель : познакомить обучающихся с правописанием слов с двойными согласными.

Задачи:

1. Сформировать знания о двойных согласных в словах.

2. Развивать орфографическую зоркость, память.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока: знакомство с новой темой

Оборудование: учебник, карточки со словами, картина сказочного персонажа Винни Пуха.
Ход урока

1.Организационное начало

Учитель: - Прозвенел долгожданный звонок,

И мы начинаем урок.

2.Минутка чистописания

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Жж жж (письменно)

Учитель: - Пропишите буквосочетания.

Жужжит жужелица, (письменно)

Жужжит, кружится.

Жужелица – хищный жук

Прочитайте скороговорку, пропишите ее, подчеркните двойные согласные в словах.

Учитель: - Провести сегодняшний урок мне поможет один сказочный персонаж.

Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … Винни-Пух (картинка Винни-Пуха)

Упр № 157 стр.60 устно.(развитие речи)

3. Работа по теме урока.

Учитель: - Знаете ли вы слова с двойными согласными?

Учитель: - Сегодня Винни познакомит вас с некоторыми из них.

Но для этого нам нужно собрать слова, которые разбросал Винни пух

из конверта достаются карточки со слогами): (Письменно)

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

кей

рон

па

нис

са

ма

се

сказ

МаССа, суММА, груППа, шоССе, раССказ., пеРРон,хоККей, теННис.

Учитель: - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

Объясните значение слов.

Учитель: - Давайте произнесем эти слова четко и выразительно?

Учитель: – Как догадаться, что в слове есть удвоенная согласная? (звучит долго)

Учитель: - Назовите долгие звуки. А как они обозначены на письме? (двойными согласными)

Спишите слова, подчеркните двойные согласные.

Учитель: У Винни пуха очень много друзей, сейчас он познакомит вас с ними

(Алла, Анна, Виолеттта, Римма, Жанна) (Письменно)

А вы знаете имена, в которых тоже есть двойные согласные? Назовите их.

Учитель: - Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов. (Большая буква в именах собственных)

2) Учитель: - Винни хочет познакомить вас с некоторыми профессиями, в названии которых тоже есть двойные согласные. (Письменно)

Ассистент

Режиссер

Корреспондент

Дрессировщик

Профессор

Ассистент – помощник профессора, врача

Режиссер – творческий работник, руководитель зрелищных программ

Корреспондент – автор корреспонденции

Профессор – высшее ученое звание преподавателя в ВУЗах

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных

3) Учитель: - На слух определите слова с двойными согласными.

Элла, Нона, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.

Чтение правила на стр 61

Упр № 158 (письменно) У доски

Озаглавь текст. Спиши, найди и подчеркни слова с двойными согласными.

Упр № 159 письменно, самостоятельно

Работа по вариантам.

Прочитай стихотворение. Выбери и запиши слова с пропущенными буквами.

Домашнее задание упр № 160 стр 61-62

Все слова русского языка состоят из морфем – значимых частей слов. К ним относятся приставки и суффиксы. Корни – это особые морфемы, которые заключают в себе семантику слова. Окончания – это формообразующая часть слова. С помощью нее создаются такие парадигмы, как склонение (у существительных) и спряжения (у глаголов).

Кроме того, именно благодаря флексии в русском языке существуют такие категории, как род и число.

Иногда так бывает, что на стыке морфем образуются двойные согласные. Например, когда корневая морфема оканчивается тем же звуком, с которого начинается следующий за ней суффикс или приставка заканчивается той же буквой, которая начинает корень. На письме это отражается написанием двойных букв, например:

  • Под-держать, камен-ный, домен-ная, рас-сказать, вос-стание, в-вод и др.

Двойные согласные пишутся и в сложносокращенных словах, если первое сокращение заканчивается той же буквой, с которой начинается второе:

  • Главврач, Моссовет и др.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грам пластинка, груп орг, кон армеец.

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл - пятибалл ьный, галл - галл ьский, гунн - гунн ский, компромисс - компромисс ный, групп а - групп ка, диаграмм а - диаграмм ка, программ а - программ ка, телеграмм а - телеграмм ка. То же - в собственных именах, например: Канберр ский университет, Канн ский кинофестиваль, Лозанн ская конференция, бонн ское правительство, таллинн ские памятники старины и т. п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл - кристал ьный, финн - фин ский, колонн а - колон ка, тонн а - пятитон ка, финн - фин ка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом - к-а ), оперетт а - оперет ка; в названиях лиц с суффиксом - к , например: Алл а - Ал ка, Анн а - Ан ка, Кирилл - Кирил ка, Римм а - Рим ка, Савв а - Сав ка, Филипп - Филип ка, Эмм а - Эм ка.

Примечание. Следует различать написание слов типа под ержать (приставка по- ) и подд ержать (приставка под- ). Ср.: Под ержать за руку - Подд ержать в трудную минуту.

Примечание 2. В суффиксе - есс-а пишется два с (поэтесс а, стюардесс а, клоунесс а ), в суффиксе - ис-а пишется одно с (аббатис а, актрис а, директрис а ).

В суффиксе - етта пишется два т , например: ариетт а, оперетт а, симфониетт а.
В слове генералисс имус пишется два с .

Частные случаи использования данной орфограммы:

а) Сочетания НН и СС.

Двойные «н» и «с» пишутся тогда, когда корень оканчивается на «н» («с»), а суффикс начинается на эту же букву:

  • С суффиксом -н-: камен-ный (камеНь), длин-ный (длиНа), закон – ный (закоН), ден-но (деНь) и т.д.;
  • С суффиксом -ск — : рус-ский (РуСь), арзамас-ский (АрзамаС);
  • С суффиксом -ств-: искус-ство (но «искусный»).

б) Сочетание СС.

Пишется в глаголах прошедшего времени, основа которых оканчивается на «с». При образовании возвратных глаголов:

  • Спас-ся, нес-ся, пас-ся.

в) Сочетание НН.

Пишется в суффиксах -енн- (-онн-) имен прилагательных, которые образованы от существительных:

  • Соломенный, клюквенный, станционный, информационный, операционный, обеденный и др.

Примечание 1. Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечание 2. Слово «ветреный» пишется с одной «н», это тоже исключение. Однако в однокоренных словах, образованных при помощи приставок, уже согласно правилу пишется двойная «н»: «безветренный», «подветренный» и т.д.

Двойное «н» также пишется в страдательный причастиях прошедшего времени, имеющих при себе зависимые слова:

  • Озвученный на семинаре доклад.
  • Выученное наизусть стихотворение.

Двойное «н» пишется во всех прилагательных, которые были образованы от страдательных причастий прошедшего времени, если они имеют приставки или оканчиваются на — ованный (-еванный):

  • избранные рассказы, переделанные упражнения, невысказанные обиды.
  • зареванный ребенок, балованный ребенок.

Примечание. Исключения: кованый, жеваный.

Двойное «н» пишется в словарных словах «священный», «желанный», «нечаянный», «нежданный», «неслыханный», «невиданный» и др.

Двойное «н» пишется в существительных с суффиксами -ик, -иц, -ость, а также в наречиях на –о в тех случаях, если эти части речи образованы от прилагательных, пишущихся с «нн». Например:

  • нечаянно (нечаянный), взволнованность (взволнованный), воспитанница (воспитанный), коренник (коренной) и т.д.

Ж

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожж и, дрожж и, жж ение, жужж ать, можж евельник и однокоренных с ними. Ср.: возж ечь (воз + жечь) - возжж ешь (воз + жжешь), также возжж енный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг -зж , зд - зж пишется не двойное ж , а зж , например: визж ать (визг), приезж ать (приезд). Ср.: брезж ить, брюзж ать, дребезж ать, мозж ечок и т. п.

Примечание 2. В словах брыж ейка, брыж и пишется только одно ж .

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

Определяет цель деятельности на уроке;

Учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

Слушает и понимает речь других;

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. Прочитайте девиз урока.

Чтобы умной пчелкой стать, Нужно многое узнать. Нужно много нам трудиться, Книг читать, писать, учиться.

Как вы его понимаете?

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

(Трудиться, работать самому.)

Зачем нужны знания?

(Чтобы быть умным, образованным.)

Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2.Чистописание .

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво.

На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп.

Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы , парами, по две)

На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.

Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

Проверьте с образцом.

бб жж кк лл мм нн пп СС

Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

Пчёлки довольны вашей работой.

3. Актуализация знаний.

Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром». Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки. Давайте заполним соты нектаром.

П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий. (карточки – 3 чел) (помещают нужную капельку мёда в соты) - Найдите слова, которые отличаются от других. Чем? - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? (На чистописании писали удвоенные согласные)

4. Самоопределение к деятельности

Кто из вас сможет сформулировать тему урока? - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

Откройте учебник на стр. 117. - Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом)

5. Постановка цели и задач урока .

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

  • Познакомиться… со словами с удвоенной согласной
  • Научиться… правильно, писать эти слова
  • Повторить… правило перенос слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

6. Физминутка для глаз

7. Работа по теме урока. 1) -В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некото рые из них.

1. Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное «эр» содержит он И называется…. перрон.

2. Проста загадка и легка Пишусь всегда через два «ка» И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я… хоккей.

3. В магазин с сестрой ходили, Всё, что надо, там купили. За батон, бутылку кваса Деньги заплатили в… кассу. -Прочитаем слова. - А теперь закройте одну букву, прочитайте слово. Что изменилось? -Как произносятся звуки? - Сделаем вывод. (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)

Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки, в путь – опылять цветы. 2) Работа по учебнику. Упр. 188 - Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? Аппетит – желание есть.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените работу знаками (!, +,-) - Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре)

3) Работа со словарем

А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

Прочитайте правило на стр. 117.

Итак, как поступать со словами?

Значит, это орфограмма, какая?

Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

Класс, Россия, русский, суббота.

С каким из этих слов мы не знакомы?

Суббота. (Слайд 24)

Выпишите это слово.

Кто знает лексическое значение слова?

Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем. - Составим транскрипцию слова

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

8. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 9.Закрепление изученного материала.

Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.

1)Работа в группах: игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

кей

рон

па

нис

са

ма

се

сказ

Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах. (устно, на карточках)

Мы должны решить ещё одну учебную задачу.

Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)

Выполняют в группах (в тетрадях). Повторяют вывод. Физкультминутка. -Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа. И вид у них довольно грозный, чужих не запустят. (Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.) Сумма, сумка, те нн ис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея

2). Работа в парах . Упр. 189 (5 слов – у доски, 5 –в парах) - Выберите слово и запишите его столько раз, сколько есть способов его переноса с одной строки на другую по образцу.

– Расскажите своему соседу, как будете делить слова с удвоенной согласной для переноса. Проверка. Самооценка!, +, -.

10.Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону

Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.

1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.

Масса, группа, сумма.

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.

Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.

Проверка

Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям.

справился

сомневался

нужно ещё потренироваться

Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу.

Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)

У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

(Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

11. Включение в систему знаний и повторение.

Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.

Ванна, грамм, тонна, сумма, масса. (+ - + + +.)

12 . Рефлексия учебной деятельности. - Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. - Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной. -Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему? - Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика , а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками. 13. Итог. Домашнее задание. Упр.190.

С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

Как перенести такие слова?

Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, как мёд собирали, цветы опыляли, знания о двойных согласных получали и благодарит вас. У каждого из вас на столе «пчёлка». Запишите на ней свои личные достижения на уроке и прикрепите на цветок на доске.

Удвоенные согласные

Слова из других языков

Звук один, а буквы две

Непроверяемые орфограммы


Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

1. Удвоенное ж употребляется в корнях исконно русских слов (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник) и некоторых однокоренных с ними (сожженный, жужжание, можжевеловый и др.).

2. Удвоение других согласных в исконно русских словах возможно только на стыке морфем и составных частей сложносокращенных слов.

Например, на стыке приставки и корня: введение, восстание, оттащить, поддеть; корня и суффикса: русский, чугунный, несся.

В составе сложносокращенных слов: роддом, Обллегпром, Моссельмаш.

Примечания.

1. Надо обратить внимание на написание слов типа визжать, приезжать, в которых пишется сочетание зж, а не удвоенное ж (звук ж в сочетании - результат чередований г - ж, д - ж, ср.: визг - визжать, приезд - приезжать).

2. В словах брыжейка (складка брюшины), брыжи (воротник) пишется одно ж.

3. В слове ссора и в производных от него словах пишется двойное с.

4. При стечении трех одинаковых согласных пишется только две: пятитонный (из тонн + ный), одесский (из одесс + ский), рассориться (из рас + ссориться) и др.

Упражнение 60. Запишите однокоренные слова, подобрав в орфографическом словаре родственные нижеследующим: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник.

Упражнение 61. Выпишите в отдельные группы-слова с удвоенными согласными на стыке а) приставки и корня, б) корня и суффикса, в) частей сложносокращенных слов. Обозначьте границы между указанными частями слов.

Арзамасский, бессердечный, бесчестный, белорусский, вознесся, восстановить, дивврач, котласский, оттаять, перенесся, поддерживать, поммастера, рассматривать, расстроить, рассчитывать, расчет, старинный, череззерница, чересседельник, черкесский, юннат.

Упражнение 62. Устно объясните правописание удвоенных согласных в выделенных словах. Выпишите эти слова.

1. А моя мама жива-здорова. Последнее время все из Фрунзе письма писала, расспрашивала, как ее драгоценное барахло. (Сим.) 2. Лыжи заскользили вперед сами собой. Подъем? Наддай, Валя! Спуск в разложину? И-эх, сосны! Расступись, посшибаю! (Клещ.) 3. Путь, по которому должен был пройти поезд с диппочтой, этот путь был минирован ночью в двух местах. (Чайк.) 4. И не знал Павло и не думал, что его судьба так горько переплетется с судьбой лейтенанта Званцева там, на Херсонесском маяке. (Куч.) 5. Солнце жжет немилосердно, а легкую белую форму номер один запретили носить. (Куч.) 6. Кучер знал, куда его хозяин может отправиться в это позднее время; он свистнул коням, натянул вожжи, и фаэтон понесся сперва по Коблевской, затем по Преображенской. (Михаил.) 7. Все это было написано на их бледных, голодноватых лицах, а Вера Николаевна тут же их обласкала, тут же появились на столе консервы «Треска в масле» - еще из заполярного доппайка, печенье, чай, масло, хлеб - всего вволю. (Герм.) 8. На откосе за окном, казалось - на расстоянии вытянутой руки, бесплотно трепыхались бледно-лиловые бессмертники. (Пан.)

Упражнение 63. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов в приведенных примерах. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Дыша тяжело, как загнанные лошади, они отирали широкими ладонями пот, лившийся с их лиц. (Полев.) 2. Пришедший снял полушубок и стал оттирать юное, совсем мальчишеское лицо со слипшимися от снега ресницами. (Лид.)

б) 1. Шмельков с ходу развернул машину и начал подавать ее задом, будто бы для заправки. (А. Н. Т.) 2. Бойко и задорно поддавал ходу каурый конек. (Гайд.)

Упражнение 64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I.1. Уставшие люди входили по одному, по двое на паром, ра…аживались прямо на полу. (Иван.) 2. Из кабины санитарной машины выскочил боец, о…ежал машину и стал вместе с шофером Серпилина по…тал кивать ее сзади. Но машина продолжала буксовать. Потом открылись задние дверцы «санитарки», о…уда выскочила на дорогу женщина и стала толкать машину вместе с мужчинами. (Сим.) 3. Под знойным солнцем а…охшее дерево, разомлев, и…точало слабый запах не то смолы, не то краски. (Пан.) 4. По улице проехала телега, и долго слышалось дребе…ание привязанного к задку ведра. (Ямп.) 5. Бахор ничего не боится, смотрит на мир смелыми, широко распахнутыми глазами. Какие у нега искристые глаза - так и бры…ут то гневом, то сочувствием, то во…торгом! (Раш.) 6. «Понятно»,- бросил Крайнюк. Ему бы идти, а он все стоял среди обо…енных камней и руин. (Куч.) 7. Матросы вынесли легкий трап и, по…ерживая женщин, усадили всех в открытый грузовик. (Куч.) 8. Прощаясь, геофизик бе…алостно стиснул ладонь Виктора. (Клещ.)

II. 1. Рига была высокой, дли…ой, ра…читанной на прием сразу целой клади хлеба. (Марк.) 2. И несмотря на то, что весь тон письма, как всегда все, что исходило от Женьки, был неприятен Володе, он надолго призадумал…я над предложением на…ет должности гла…рача. (Герм.) 3. Вася нашел и санвзвод и запа…я там индивидуальными пакетами

. (Лев.) 4. Торжественное заседание Мо…овета не было для него, как для Куприна, первым в жизни. (Лев.) 5. Матрос пошел спать, а матро…ка словно бы нарочно долго убиралась с посудой. (Стан.) 6. Строился у выхода матро…кий батальон, уходящий с бронепоездом на фронт. (Пере.) 7. По переулку к мастерской действительно шел пятито…ый грузовик, глубоко врезаясь колесами в ра…кисшую дорогу. (Иван.)

Двойное н в прилагательных, образованных от существительных, пишется в следующих случаях:

а) если прилагательные образованы от существительных с основой на н при помощи суффикса -н- (в том числе и от слов на -мя: время - времен-): длинный, оконный, старинный, временный, именной и т. д.;

б) если прилагательные образованы от существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-: соломенный, революционный и т. д.

Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-), -ин-, пишутся с одним н: кожаный, конопляный, куриный и т. д.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечания.

1. С одним н пишутся прилагательные бараний, багряный, вороной, зеленый, пряный, рдяный, румяный, свиной, синий, юный. Они образуются без суффикса -н-.

С одним н пишется и слово ветреный однако производные от него образования с приставками имеют на письме два н: безветренный, наветренный, подветренный.

2. Следует также обратить внимание на правописание удвоенного согласного в суффиксе в слове зеленной (зеленная лавка, ср.: зеленая лавка).

Упражнение 65. Перепишите, подчеркивая суффиксы прилагательных; отдельно выпишите бессуффиксальные образования. Объясните правописание суффиксов прилагательных.

Былинный, величественный, восторженный, воробьиный, ветреный, ветряной, ветряный, глиняный, деревянный, дровяной, естественный, законный, искусственный, комариный, коренной, краснознаменный, комиссионный, льняной, заветренный, нефтяной, общественный, огненный, песчаный, платяной, румяный, ремесленный, свиной, семенной, сессионный, сонный, существенный, юный, ячменный.

Упражнение 66. От приведенных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -енн-, -онн-, -ан- (-ян-), -ин-. Запишите прилагательные, устно объяснив их правописание.

Агитация, баран, болезнь, бритва, гусь, длина, диковина, дерзновение, жесть, жизнь, зелень, змея, имя, корень, кость, лед, лимон, масло, мобилизация, нефть, оборона, осень, отечество, оппозиция, песня, письмо, полотно, ревизия, ремесло, серебро, стекло, сукно, сокол, традиция, телефон, трава, торжество, цена, ястреб.

Упражнение 67. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Запах ржавчины, масляной краски и сырости наполнял комнату. (Горьк.) 2. Киев. Чудесный город, весь похожий на сдобную славную попадью с маслеными глазками. (Купр.)

б) 1. День разгорелся знойный, безветренный, в воздухе стояла дремотная тишина. (Пав.) 2. В предрассветной мгле вырисовывалась ветряная мельница, похожая на спящего ворона с перебитым крылом. (Тютюн.) 3. В хмурые ветреные дни поздней осени Пастухов редко выходил. (Фед.)

Упражнение 68. Объясните правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных. Выпишите эти прилагательные, выделив в них вертикальными черточками суффиксы.

1. После бритья он, по обыкновению, вставал под душ в ванной: ровный шум прохладной воды, теплые иголочки по всему телу, махровое полотенце - и он чувствовал себя в отличном настроении, когда казалось, что все прекрасное в себе и в жизни он только чтопонял и оно не должно исчезнуть. Он знал, что это ощущение до сумерек. Вечером или особенно декабрьскими мглистыми сумерками, когда фонари горели в туманных кругах, это чувство полноты жизни исчезало, и боль, странная, почти физическая боль и тоска охватывали Сергея. (Бонд.) 2. Перед портретом почти во всю ширину зала вытянулся стол, покрытый зеленым сукном, направо у стены стояли за решеткой две деревянные скамьи, налево - два ряда малиновых кресел. (Горьк.) 3. Бугор не захватили: сперва напоролись на минное поле, потом были накрыты минометным и пулеметным огнем. (Сим.) 4. Высокий, тощий, с длинным лошадиным лицом, он стоял в окружении своих солдат и что-то говорил им. (Пав.) 5. Точно перехватив мои мысли, Валлон спросил соседей, кто помнит нападение на лагерь военнопленных. (Крам.)



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...