Экспертиза по делам об административных правонарушениях. Виды экспертиз. Экспертиза в административном процессе Экспертиза по административным делам

А. К. Семячков, 2008

Семячков А.К.,

заместитель по экспертной работе начальника

Государственного учреждения Тюменской области

«Областное бюро судебно-медицинской экспертизы»

(нач. - д.м.н. Зороастров О.М.)

В статье выполнен терминологический анализ наименований экспертизы в процессуальном законодательстве, предложена их унификация.

Ключевые слова : экспертиза, наименование, процессуальное законодательство.

Заключение эксперта - главный продукт основной деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы и является единственным документом учреждения здравоохранения, содержание которого регламентировано законом. Попробуем обсудить его параметры, не выходя за пределы процессуального законодательства, только по одному «узенькому» вопросу, касающемуся наименования экспертизы.

Сравнение Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (далее - ФЗ «ОГСЭД»), Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) показывает, что они в этом отношении чрезвычайно лаконичны. Нами не рассматриваются Арбитражный процессуальный, Налоговый и Таможенный кодексы РФ, которые также регулируют производство экспертизы, но не нуждаются в медицинских экспертизах.

Экспертиза, судебная, судебно-медицинская . В КоАП РФ и ГПК РФ термин «экспертиза» используется без каких-либо пояснительных слов. Поэтому в этих случаях дополнительных слов не нужно (табл. 1, строка 1).

В УПК РФ (ст. 5) и ФЗ «ОГСЭД» (ст. 9) дано понятие «судебная экспертиза» и в других статьях используется только это словосочетание. Следовательно, в заключениях по уголовным делам, за исключением экспертизы в отношении живого лица, следует употреблять только это словосочетание (строка 10).

В УПК РФ (статьи 29, 163 и 203) и ФЗ «ОГСЭД» (статьи 18, 29 и 30) экспертиза в отношении живого лица называется судебно-медицинской. Следовательно, в заключениях в отношении живого лица по уголовным делам формально следует употреблять словосочетание «судебно-медицинская судебная экспертиза». Во избежание тавталогии лучше применять термин «судебно-медицинская экспертиза» (строка 19).

Экспертиза комиссионная, комплексная . В КоАП РФ термины «комиссионная» и «комплексная» экспертизы отсутствуют.

Комплексный характер экспертизы возникает при участии в ней разных как медицинских (врач судебно-медицинский эксперт, врач рентгенолог и т.д.), так и иных (автотехник, баллистик и т.д.) специалистов. В отделе сложных экспертиз все экспертизы с привлечением специалистов, не имеющих сертификата по специальности «судебно-медицинская экспертиза», являются комплексными. Ошибочно их называют комиссионными. При этом мы исходим из того, что другого объективного и осязаемого критерия как сертификат специалиста, каким бы «чиновничьим» и теоретически не обоснованным он не казался, в настоящее время нет.

Экспертиза дополнительная, повторная . В КоАП РФ термины «дополнительная» и «повторная» экспертизы отсутствуют.

Сочетание указанных особенностей . В этих случаях - строки 6-9, 15-18 и 24-27.

Терминологический анализ процессуального законодательства показывает его «разношёрстность» даже по такому простому вопросу как наименование экспертизы. Мы полагаем, что законодательство только выиграло бы, если бы унифицировало терминологию, отказавшись от терминов «судебная» и «судебно-медицинская». Тогда бы наша таблица приняла другой вид (табл. 2). Анализ показывает также несостоятельность до сих пор действующего приказа Минздрава СССР, в части, касающейся наименования экспертизы в заключении эксперта .

При проведении экспертиз в бюро судебно-медицинской экспертизы стремятся указать не только особенности, регламентированные законом, но и другие. Например, широко распространено указывание в заключении эксперта на исследуемый объект (труп, живое лицо, вещественные доказательства, материалы дела об административном правонарушении, уголовного или гражданского дела) или вид медицинской экспертизы (судебно-биологическая, судебно-цитологическая, генетическая, медико-криминалистическая, спектрографическая, судебно-химическая, биохимическая, химико-токсикологическая, судебно-гистологическая).

Закон не придаёт значения этим особенностям, если не считать судебно-медицинской экспертизы в отношении живого лица (табл. 1, строки 19-27). Законодателю, видимо, достаточно, что эти особенности отражены в наименовании структурного подразделения и объектов экспертизы. Для тех, кто остался при своём мнении и будет указывать эти особенности в заключении эксперта, предлагаю использовать соответствующую терминологию нормативных документов, отражающих номенклатуру лицензируемых работ (услуг) и структуру бюро судебно-медицинской экспертизы (табл. 3).

Литература:

Таблица 1. Наименования экспертизы, регламентированные процессуальными законами

Закон № п/п Наименования экспертизы
КоАП и ГПК РФ 1

экспертиза

ГПК РФ 2

комиссионная экспертиза

3

комплексная экспертиза

4
5
6
7
8
9
УПК РФ

кроме

экспертизы

в

отношении живого

лица

10

судебная экспертиза

11

комиссионная судебная экспертиза

12

комплексная судебная экспертиза

13

судебная экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

14

судебная экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …

15

комиссионная судебная экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

16

комиссионная судебная экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …

17

комплексная судебная экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

18

комплексная судебная экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …

экспертиза

в

отношении живого

лица

19

судебно-медицинская экспертиза

20

комиссионная судебно-медицинская экспертиза

21

комплексная судебно-медицинская экспертиза

22

судебно-медицинская экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

23

судебно-медицинская экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …

24

комиссионная судебно-медицинская экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

25

комиссионная судебно-медицинская экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …

26

комплексная судебно-медицинская экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

27

комплексная судебно-медицинская экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …


Таблица 2. Предлагаемые изменения процессуальных законов в отношении наименования экспертизы
Закон № п/п Наименование экспертизы
КоАП РФ, ГПК РФ, УПК РФ 1

экспертиза

ГПК РФ, УПК РФ 2

комиссионная экспертиза

3

комплексная экспертиза

4

экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

5

экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …

6

комиссионная экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

7

комиссионная экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …

8

комплексная экспертиза, дополнительная к заключению эксперта № … от …

9

комплексная экспертиза, повторная к заключению эксперта № … от …

Таблица 3. Лицензируемые работы (услуги) и подразделения бюро
Работы (услуги) по : Подразделения территориального бюро судебно-медицинской экспертизы
1 2 3
2

судебно-медицинской экспертизе (видимо, под ней понимается доврачебная помощь )

3

1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

2. В определении указываются:

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Комментарий к Ст. 26.4 КоАП РФ

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Определение о назначении экспертизы, выносимое судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. Экспертиза по делу об административном правонарушении, как правило, назначается при проведении административного расследования.

Экспертиза назначается на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, когда возникла необходимость использовать специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Решение о назначении экспертизы принимают судьи, правоохранительные органы и их должностного лица.

Экспертиза осуществляется на основании Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Приказа Минюста РФ от 12.07.2007 N 142 «Об утверждении Положения об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации», Приказа Минюста РФ от 20.12.2002 N 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации»; Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 N 370 «Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений».

2. Часть 2 комментируемой статьи раскрывает основные пункты, которые должны быть указаны в определении о назначении экспертизы:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы его специальных познаний. Нельзя также формулировать вопросы таким образом, чтобы переложить на эксперта бремя выяснения вопросов виновности лица. Разрешение юридических вопросов — исключительная прерогатива судьи, органа, должностного лица. При этом эксперт согласно ст. 17.9 Кодекса предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ему также разъясняются его права и обязанности, о чем отбирается подписка. Эксперт согласно ст. 24.4 Кодекса вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. В случае если это ходатайство удовлетворено, судья, орган, должностное лицо выносят об этом определение.

Заключение эксперта не может выходить за пределы специальных познаний эксперта. Однако эксперт вправе указать в заключении и иные значимые для дела обстоятельства, которые им были установлены в ходе проведения экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

3. Часть 5 комментируемой статьи содержит перечень сведений, которые должны быть отражены в заключении эксперта. Выводы заключения должны быть четкими, однозначными, обоснованными и полными.

Верховный Суд РФ в своем Постановлении N 5 разъясняет, что определение судьи о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, прокурора, защитника. В определении эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности; он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Судье необходимо выяснить у потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу, их мнение о кандидатуре эксперта и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом. Все необходимые для экспертизы данные должны быть установлены и собраны судьей и предоставлены эксперту.

Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве -

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 25.9. Эксперт

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

2. Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

5. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом .

Статья 26.4. Экспертиза

1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

2. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Статьи 17.9, 25.9, 26.4 КоАП РФ об эксперте и экспертизе

Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве —

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 25.9. Эксперт

2. Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

5. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Статья 26.4. Экспертиза

2. В определении указываются:

Коап рф экспертиза

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 26.4 КоАП РФ. Экспертиза

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 26.4 КоАП РФ. Экспертиза

1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

2. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Вернуться к оглавлению: КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 26.4 КоАП РФ :

В случаях, когда при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья на основании статьи 26.4 КоАП РФ выносит определение о назначении экспертизы. Такое определение может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника.

В определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 17.9 КоАП РФ).

При решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (часть 1 статьи 25.1 , часть 2 статьи 25.2 , часть 4 статьи 26.4 КоАП РФ), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.

Поскольку статьей 25.9 КоАП РФ эксперту не предоставлено право истребовать доказательства для производства экспертизы и выяснять у участников производства какие-либо обстоятельства, все необходимые для производства экспертизы данные должны быть установлены и собраны судьей, назначившим экспертизу, и предоставлены эксперту… См. п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»


особенности и порядок назначения экспертизы / административного расследования должностным лицом полиции
при возбуждении дела об административном правонарушении

Экспертиза по делам об административных правонарушениях
особенности и порядок назначения экспертизы / административного расследования
должностным лицом полиции при возбуждении дела об административном правонарушении

Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 09.11.2009 № 249-ФЗ;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Таким образом, в указанной части ст. 28.1 КоАП РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, среди которых указано определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

Инспектор ДПС, как должностное лицо органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, ст. 23.3 КоАП РФ), в порядке возбуждения дела об административном правонарушении с целью составления протокола об административных правонарушениях, сбора необходимых доказательства по делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении (п.п. 8 и 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ), наделен правом вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ), предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ, в случаях, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ч.ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает вынесение инспектором ДПС определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Единственным процессуальным документом, предусмотренным КоАП РФ, является определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

При этом, необходимо отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливает критерии и условия «экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат», а также не определяет понятие «значительности временных затрат» ни по длительности проведения экспертиз, ни по существу процессуальных действий.

Вместе с тем, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Очевидно, что если протокол об административном правонарушении составлен за пределами установленного законом срока, необходимо проверить законность и основания такого процессуального действия инспектора ДПС.

Очевидно, что если протокол об административном правонарушении не был составлен в указанные выше сроки, но был составлен спустя двое суток с момента выявления административного правонарушения, и при этом инспектор ДПС вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении, что, как указано выше не предусмотрено законом, и без указания в названии документа, что это связано с проведением административного расследования, и за тот промежуток времени, что прошел с момента выявления административного правонарушения и до составления протокол об административном правонарушении сам инспектор не осуществлял никаких процессуальных действий, но ожидал представления необходимых доказательства по делу в целях объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, то можно полагать, что имело место административное расследование.

Так же очевидно, что если протокол об административном правонарушении составлен в срок не более двух суток с момента выявления административного правонарушения, а в материалах дела отсутствует определение о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с необходимостью проведения административного расследования, но присутствуют определение должностного лица о назначении экспертизы и заключение эксперта, например, по степени тяжести вреда здоровью, то следует признать, что административное расследование не проводилось.

Указанные выше нюансы необходимо учитывать при планировании защиты по делами об административных правонарушениях, впрочем, этих нюансов и особенностей значительно больше, чем изложено в настоящей статье.

Статья 26.4. Экспертиза

1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

2. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Комментарий к статье 26.4 КОАП РФ

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Определение о назначении экспертизы, выносимое судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. Экспертиза по делу об административном правонарушении, как правило, назначается при проведении административного расследования.

Экспертиза назначается на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, когда возникла необходимость использовать специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Решение о назначении экспертизы принимают судьи, правоохранительные органы и их должностного лица.

Экспертиза осуществляется на основании Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Приказа Минюста РФ от 12.07.2007 N 142 «Об утверждении Положения об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации», Приказа Минюста РФ от 20.12.2002 N 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации»; Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 N 370 «Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений».

2. Часть 2 комментируемой статьи раскрывает основные пункты, которые должны быть указаны в определении о назначении экспертизы:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы его специальных познаний. Нельзя также формулировать вопросы таким образом, чтобы переложить на эксперта бремя выяснения вопросов виновности лица. Разрешение юридических вопросов — исключительная прерогатива судьи, органа, должностного лица. При этом эксперт согласно ст. 17.9 Кодекса предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ему также разъясняются его права и обязанности, о чем отбирается подписка. Эксперт согласно ст. 24.4 Кодекса вправе заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. В случае если это ходатайство удовлетворено, судья, орган, должностное лицо выносят об этом определение.

Заключение эксперта не может выходить за пределы специальных познаний эксперта. Однако эксперт вправе указать в заключении и иные значимые для дела обстоятельства, которые им были установлены в ходе проведения экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

3. Часть 5 комментируемой статьи содержит перечень сведений, которые должны быть отражены в заключении эксперта. Выводы заключения должны быть четкими, однозначными, обоснованными и полными.

Верховный Суд РФ в своем Постановлении N 5 разъясняет, что определение судьи о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, прокурора, защитника. В определении эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности; он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Судье необходимо выяснить у потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу, их мнение о кандидатуре эксперта и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом. Все необходимые для экспертизы данные должны быть установлены и собраны судьей и предоставлены эксперту.

Дело №12-41/2015

РЕШЕНИЕ

Даниловский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,

с участием заявителя ФИО10,

представителя по ордеру ФИО5,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев жалобу Гонзирека Олдржиха на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" target="_blank">12.24 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ ст.инспектором по исполнению административного законодательства ОГИБДД Даниловского ОМВД ФИО7 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" target="_blank">12.24 КоАП РФ в отношении ФИО3, за отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО10 обратился в суд с жалобой на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" target="_blank">12.24 КоАП РФ, указав, что постановление подлежит отмене и дело направлению на новое рассмотрение.

Жалоба мотивирована тем, что составом административного правонарушения, предусмотренного ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" target="_blank">12.24 КоАП РФ является нарушение ПДД РФ или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Вывод об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения инспектор, вынесший постановление, делает на основании заключения судебно-медицинского эксперта. При этом в постановлении не указано, о каком судебно-медицинском заключении идет речь.

После получения обжалуемого постановления, он ДД.ММ.ГГГГ ознакомился с материалами дела об административном правонарушении и обнаружил там определение о назначении медицинской экспертизы по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ

РЕШИЛ:

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" target="_blank">12.24 КоАП РФ в отношении ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за отсутствием в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, отменить.

Дело об административном правонарушении по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" target="_blank">12.24 КоАП РФ направить на новое рассмотрение начальнику Даниловского ОМВД России.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней.

Судья Иванова С.С.

Суд:

Даниловский районный суд (Ярославская область)

Судьи дела:

Иванова Светлана Сергеевна (судья)

Судебная практика по:

По ДТП (причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью)

Судебная практика по применению нормы ст. 12.24. КОАП РФ



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...