Деятельность уголовно исполнительных инспекций. Контроль за условно осужденными: состояние и проблемы Назначили обязательные работа уголовная исполнительная инспекция

Последнее обновление: 31.01.2020

Многие из нас не знают, что представляет собой уголовно-исполнительная инспекция – знакомство с этим подразделением Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний всегда связано с осуждением по уголовному делу. По этой причине законопослушным гражданам процедура отбывания наказания, которую осуществляют сотрудники инспекции, неведома. В то же время, у добропорядочных граждан могут быть родственники, знакомые, которые однажды приступили закон и, вероятно, очень жалеют об этом. Для этой аудитории, а также для осужденных, которым суд определил любое наказание, кроме лишения свободы, мы расскажем о порядке отбывания, об их правах и обязанностях, а также о полномочиях УИИ.

Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) – характер работы, полномочия

УИИ надзирает за исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества. Так, если лицу назначается лишение свободы с отбыванием в колонии, приговор направляется в СИЗО, где содержится осужденный, после чего администрация учреждения самостоятельно определяет, в какой именно город, район, в какую колонию направить лицо для отбывания наказания.

Если назначено наказание, не связанное с лишением свободы, приговор суда (как мирового, так и районного, а также после апелляционного рассмотрения в областных судах) должен быть направлен в уголовно-исполнительную инспекцию в течение трех дней со дня вступления в силу, для исполнения.

УИИ надзирает за отбыванием наказания в виде:

  • условного осуждения;
  • обязательных работ;
  • исправительных работ;
  • ограничения свободы;
  • запрета заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (работа инспекции по данному направлению сводится к отслеживанию трудоустройства осужденного).

В городе может быть несколько инспекций. В основном, их разделение происходит по районам, округам. Например, в Москве около 30 инспекций, в Саратове – 7, в Калуге – один отдел УИИ. Осужденный отбывает наказание по месту своего постоянного жительства, обычно этот адрес указан в приговоре, при оглашении которого судья подробно разъясняет, что нужно делать осужденному, с чего начать. Так, процедура отбывания наказания всегда начинается с визита в инспекцию, где делается отметка о посещении, заводится личное дело, заполняется анкета, паспортные данные и т.д. С этого дня осужденное лицо считается «состоящим на учете в УИИ».

Полномочия инспекторов по отношению к состоящим на учете гражданам довольно обширны. Инспекция может как поощрить осужденного, так и добиться через суд замены лояльного наказания лишением свободы - закон позволяет это даже в том случае, когда статьей УК РФ не было предусмотрено такого сурового наказания.

Рассмотрим нюансы отбывания разных видов наказания и соответствующие полномочия органа УФСИН.

Условное осуждение под контролем УИИ

Условно осужденными считаются те, кому судом назначен испытательный срок, в течение которого нужно доказать свое исправление, вести себя безупречно. Если будут зафиксированы нарушения в процессе исполнения приговора, инспекция правомочна инициировать вопрос о замене наказания на реальное.

Процедура привлечения условно осужденного к отбыванию следующая:

  1. После получения копии приговора из суда инспектор выезжает по адресу проживания гражданина, вручает ему извещение о явке в инспекцию для постановки на учет, разъясняет его права и обязанности.
  2. В день явки осужденному разъясняют условия отбывания наказания, он расписывается об этом в специальном бланке, где также содержится предупреждение о последствиях несоблюдения порядка отбывания.
  3. На осужденного могут быть возложены судом обязанности (такое часто применяется) в виде:
    • нахождения дома в ночное время с указанием временного промежутка (например, с 22 часов до 6 утра);
    • трудоустроиться;
    • продолжить обучение;
    • не менять место жительства без разрешения инспекции;
    • не выезжать за пределы города, области и т.д.

    Эти обязанности могут быть определены как в совокупности (сразу несколько), так и по одной. Осужденному разъясняются условия соблюдения запретов и напоминают, что они могут быть как отменены (в части или все сразу), так и дополнены новыми, в зависимости от поведения.

  4. Осужденный обязан регистрироваться не менее чем один раз в месяц у надзирающего за ним инспектора. Дни явки определяются индивидуально, обычно это с 1 по 10 число каждого месяца. Инспектор может обязать осужденного регистрироваться и 2, и 3 раза в месяц – все зависит от личности осужденного, выводов психолога о вероятности совершения им повторного преступления.
  5. Работа психолога инспекции (не во всех УИИ имеется такая должность) заключается в беседе с осужденным, по итогам которой составляется его психологический портрет, делается вывод о склонности к криминальной деятельности, даются рекомендации поведения и т.д. Эти результаты используются инспекторами в работе.

Инспекция проверяет условно осужденного по месту жительства совместно с участковым (примерно один раз в квартал), контролирует его поведение путем направления запросов в ИЦ УВД с целью установления фактов привлечения к административной, уголовной ответственности, ведет профилактическую работу (интересуется образом жизни, досугом осужденного, опрашивает соседей, родственников, работодателей по вопросам характеристики состоящего на учете гражданина).

В период испытательного срока осужденному запрещено:

1. игнорировать извещения о явке – если не приходить в инспекцию и скрываться от контроля, будут предприняты розыскные меры. Если не удалось установить место нахождение осужденного, инспектор объявляет его сначала в местный, а потом и в федеральный розыск – в этом случае, как и в отношении скрывающихся от следствия обвиняемых будет избрана мера пресечения на срок до 30 дней до решения вопроса о замене условного наказания реальным.

Пример №1 . Соловьеву А.К., осужденному впервые за преступление средней тяжести, суд определил 1 год лишения свободы с испытательным сроком 2 года, то есть условно. Это означает, если Соловьев 2 года со дня вступления в силу приговора будет вести себя идеально и соблюдать все обязанности, то этим наказание и ограничится. Соловьев А.К. по месту жительства проживать перестал, на звонки не отвечал, от инспекции скрылся, по извещениям не приходил. Его задержали в рамках объявленного розыска, суд определил ему 30 суток ареста до замены наказания реальным. За это время инспекция направила в суд представление об отмене условного осуждения, которое было признано обоснованным, Соловьев А.К. направился в колонию-поселение отбывать 1 год лишения свободы.

2. допускать нарушения общественного порядка, за которые привлекли к административной ответственности. Если таких правонарушений будет два в календарном году, инспекция, как и в предыдущем случае, вправе обратиться в суд с аналогичным представлением. Если осужденным совершено одно правонарушение, сразу отменять условное осуждение нельзя – будет только письменное предупреждение и, возможно, продление испытательного срока (не более чем на 1 год), возложение дополнительных обязанностей. Эти вопросы тоже решаются судом по инициативе инспектора.

Отметим, что административные правонарушения, не связанные с нарушением общественного порядка, не являются основанием для ужесточения условий отбывания наказания, продления испытательного срока и т.д. Во внимание берутся только такие действия осужденного, которые были направлены против общества, публичны (например, распитие спиртного или появление в пьяном виде в общественных местах).

3. не соблюдать обязанности, возложенные судом. После первого нарушения инспекция обязана письменно предупредить осужденного о возможной отмене условного осуждения, после второго – направить в суд представление о направлении осужденного в места лишения свободы.

Пример №2 . Репин Г.Р. был осужден за совершение грабежа к условной мере наказания. Репин совершил тяжкое преступления, но при этом он возместил вред потерпевшему, признал вину, суд счел возможным назначить ему меру наказания условно с возложением сразу несколько обязанностей: не менять место жительства, находиться дома в ночное время с 22 часов до 7 утра, не посещать места массового отдыха. Инспекция несколько раз проверяла Репина по месту жительства после 22 часов, однако по адресу Репин не находился, его родственники сообщили, что он ушел в неизвестном направлении. Репину было объявлено письменное предупреждение, которое он проигнорировал и продолжил нарушать свои обязанности, установленные судом. Впоследствии суд заменил ему условный срок на 2 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

4. не совершать повторного преступления – в этом случае при вынесении нового приговора оба наказания будут сложены, гражданин направится в колонию.

Контроль инспекции за отбыванием общественных (обязательных) работ

По согласованию с администрацией города ежегодно определяются организации (в основном, муниципальные), куда осужденные направляются инспекцией для отбывания наказания в виде обязательных работ.

Постановка на учет осужденного так же, как и при условном осуждении, начинается с разъяснения инспекцией прав и обязанностей, определения количества часов, которые будет отрабатывать гражданин (от 2 до 4 часов в день). Сотрудник УИИ выдает осужденному предписание, в котором указана дата необходимой явки в организацию, адрес и телефон. Контроль за отбыванием этого вида наказания ведется инспектором посредством проверок с выездом на место работы, опроса работодателя или руководителя, телефонных звонков, посещения по месту жительства совместно с участковым.

При отбывании обязательных работ состоящим на учете лицам запрещено:

  • игнорировать извещения о явке, направления отработку – тогда осужденный будет считаться не приступившим к отбыванию наказания, что влечет последующую отмену обязательных работ и определение судом другого, более жесткого наказания;
  • приходить на отработку в состоянии опьянения, прогуливать (администрация организации немедленно информирует о таких обстоятельствах инспекцию). Если сотрудник УИИ установит 2 и более нарушения в течение одного месяца, в суд направляется представление о замене обязательных работ лишением свободы (8 часов неотбытого наказания равны одному дню лишения свободы в колонии).

Примечательно, что у осужденных к данному виду наказания нет обязанности не допускать административные правонарушения против общественного порядка – получается, за это заменить наказание инспекция не вправе. Сотрудник УИИ проведет с нарушителем беседу профилактического характера, возьмет объяснение, не более.

Исправительные работы

Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания. Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию. Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).

При отбывании наказания осужденному запрещено:

  • скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
  • пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
  • опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
  • беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.

Инспекция обязана контролировать не только отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания, но и соблюдение прав осужденного. Так, отбывающему работы обязаны предоставлять больничный и отпуск, как и для обычных граждан.

Участие инспекции в контроле за отбыванием ограничения свободы и содержанием обвиняемых под домашним арестом

Ограничение свободы заключается в установлении осужденному довольно жестких запретов, контроль за соблюдением которых ведется инспекцией в тесном контакте с полицией. Этими ведомствами специально планируется совместная ночная проверка сразу несколько десятков осужденных (например, на праздниках, в кафе, в ресторанах, кинотеатрах). Для удобства у полицейских имеются ориентировки с фотографиями тех, кого нужно проконтролировать.

Что касается домашнего ареста, здесь инспектор не только следит за нахождением обвиняемого в ограниченном пространстве и соблюдением им запрета общения с фигурантами по делу, но и осуществляет его доставку в суд, к следователю, для проверки показаний на месте и т.д.

Чтобы эффективно отслеживать поведение таких лиц, им устанавливается электронный браслет. В случае нарушения со стороны подконтрольного, инспектор будет оповещен сигналом специального оборудования, после чего он обязан осуществить выезд по месту нахождения нарушителя. После проведения проверки, если факт нарушения ограничений есть или если человек скрылся в неизвестном направлении, в течение 24 часов решается вопрос об объявлении в розыск, изменении меры пресечения на заключение под стражу.

Когда вы не согласны с действиями инспекции

Деятельность УИИ контролируется следующими нормами Уголовным и Уголовно-исполнительным Кодексами, Приказами УФСИН, совместным Приказом УФСИН и МВД. Надзирает за работой уголовно-исполнительной инспекцией прокуратура района, именно сюда можно направить жалобу, когда права осужденного нарушены. Например, инспекция не вправе:

  • проверять осужденного в ночное время (исключения составляют ситуации, когда приговором суда установлен запрет покидать жилище в ночные часы);
  • требовать от осужденного исполнения обязанностей, которые не предусмотрены приговором или постановлением суда;
  • принуждать к работе лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания. Так, например, гражданин с инвалидностью, исключающей труд, не может быть направлен в организации для отбывания обязательных или исправительных работ;
  • ограничивать разрешенные судом действия обвиняемого или подозреваемого, находящихся под домашним арестом. Например, постановлением суда обвиняемому разрешены прогулки в радиусе одного км вокруг дома с 10 до 11 утра. Инспекция не вправе фиксировать данные о выходе из дома, полученные с помощью электронного браслета, как нарушение, если временной промежуток соблюдается;
  • разглашать личные сведения осужденного, ставшие известными вследствие рабочего контакта с ним;
  • отказывать в приеме заявлений, ходатайств, немотивированно отказывать в перемене места жительства (например, когда такая необходимость у осужденного лица возникла в связи с состоянием здоровья, семейными обстоятельствами);
  • контролировать уплату штрафа осужденным – этими вопросами занимаются судебные приставы.

Если ваши права нарушены, вы можете воспользоваться образцом заявления, адресованного в прокуратуру (пояснения выделены синим цветом):

В прокуратуру Лесного района г. Самары
осужденного Петрова Е.Г. 1984 г.р.,
состоящего на учете в ФКУ УИИ УФСИН России
по Самарской области с 01.02.2017
по приговору Лесного районного суда
г. Самары от 20.01.2017 по ч. 3 ст. 160 УК РФ
к 1 году лишения свободы условно,
с испытательным сроком 2 года
(если известны полные данные осуждения, лучше их все указать)
Тел. 8920000000

ЖАЛОБА
На действия инспектора УИИ Афанасьева П.Р.

Прошу провести проверку деятельности УИИ УФСИН России по Самарской области в связи с нарушениями уголовно-исполнительного законодательства.

Приговором суда мне был определен условный срок, с возложением обязанностей приходить в инспекцию на регистрацию 1 раз в месяц. При этом обязанности не покидать место жительство и не выезжать за пределы г. Самары мне определено не было.

В апреле 2017 года я не мог придти на регистрацию в инспекцию, о чем уведомил лично инспектора Афанасьева П.Р. Причиной неявки стала моя срочная и длительная (более месяца) командировка в г. Владивосток. Инспектор разъяснил, что никаких дополнительных документов мне предоставлять не нужно, что он в устном порядке принял от меня информацию о невозможности пройти регистрацию в апреле.

На самом деле в действиях инспектора есть нарушения: он обязан был взять объяснение осужденного в письменном виде, запросив подтверждающие командировку документы.

По возвращении из командировки 06.05.2017, я прошел очередную регистрацию в инспекции, при этом Афанасьевым П.Р. мне было объявлено письменное предупреждение об отмене условного осуждения. Как пояснил Афанасьев П.Р., поскольку я не явился на регистрацию в апреле, ему нужно формально соблюсти порядок и расценить пропуск как нарушение. Ознакомившись с уголовно-исполнительным законодательством, считаю, что мои права ущемлены, поскольку предупреждение объявляется за допущенное нарушение условий отбывания наказания, чего в моих действиях не было, нарушителем исполнения приговора я не являюсь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 187, 188, 190 УИК РФ,

Провести проверку действий инспектора УИИ УФСИН России по Самарской области Афанасьева П.Р. по контролю за отбыванием условного осуждения мною, то есть Петрова Е.Г.

Внести представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в адрес руководителя УИИ УФСИН России по Самарской области, привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Отменить объявленное мне письменное предупреждение о замене наказания от 06.05.2017 как незаконное, необоснованное.

Приложение: копия предупреждения, документы, фактически подтверждающие поездку в г. Владивосток, копия приговора.

Петров Е.Г., 12.05.2017.

Прокуратурой района жалоба такого рода рассматривается в срок до 30 суток. Как правила, проводится тщательная проверка, по итогам которой виновные в допущенных нарушениях должностные лица УИИ привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, и осужденным следует стараться не допускать нарушений, влекущих за собой неблагоприятные последствия в виде замены наказания. Для сравнения: после отбытия условного осуждения без нарушений судимость считается сразу же погашенной; после отбытия исправительных или обязательных работ судимость погашается в течение года; после отбытия реального лишения свободы судимость может быть погашена только через 3-10 лет, в зависимости от тяжести. Кроме того, при безупречном поведении инспекция может поддержать ходатайство о досрочной отмене условного осуждении и досрочном снятии судимости.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Статья 188 УИК РФ предусматривает, что «уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей». Помимо этого, Положение говорит и о контроле за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных не только судом, но и инспекцией. Изложенное позволяет сделать вывод, что вопрос о предмете контроля в упомянутых нормативно-правовых актах однозначно не решается.

Контроль за условно осужденными предполагает систематическую проверку их поведения для оказания воспитательного воздействия на них и применения мер взыскания. В соответствии с п. 120 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества уголовно-исполнительная инспекция должна ежеквартально проверять условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Необходимо иметь в виду, что среди всех административных правонарушений, совершенных осужденным, уголовно-исполнительная инспекция должна в первую очередь следить за теми из них, которые посягают на общественный порядок, ибо только совершение этих административных правонарушений является основанием для вынесения предупреждения осужденному и возможного продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ. Совершение условно осужденным иных административных правонарушений может рассматриваться только как характеризующий материал.

Как показало исследование, предоставленную законом возможность посетить осужденного по месту жительства уголовно-исполнительные инспекции используют не всегда.

Как показало исследование, почти половина состоящих на учете осужденных посещались по месту жительства ежеквартально. Ежемесячно проверялись на дому только 16 % подучетных, 30 % – один раз в полугодие, а в отношении 5 % осужденных проверок проведено не было.

Проверки осужденных нередко носят чисто формальный характер, поскольку из соответствующих справок (рапортов) невозможно получить информацию, характеризующую его личность, условия и образ жизни. Сложившаяся ситуация обусловлена не только отсутствием заинтересованности участковых инспекторов милиции, но и объективными и субъективными факторами деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Что касается посещений условно осужденных по месту работы, то они, по нашим данным, осуществляются в среднем один раз в квартал и только в сельской местности. При этом сотрудники инспекций беседуют с начальниками отделов кадров, запрашивают характеристики на условно осужденных. В городских инспекциях, как правило, этого не делается, представить характеристику с места работы считается «долгом» самого осужденного. В городских инспекциях по этому поводу бытует мнение, что проверять осужденного по месту работы нецелесообразно, так как: а) это может отрицательно сказаться на его профессиональной деятельности; б) закон и Инструкция не требуют посещать условно осужденных по месту работы даже в том случае, когда на них возложены обязанности «не менять места работы без уведомления УИИ», «поступить на работу», «трудоустроиться», «работать»; в) с точки зрения экономии времени инспектора контроль за исполнением этих обязанностей возможен и целесообразен без проведения этого мероприятия: инспекции обязывают осужденного принести справку о том, что он работает, и характеристику с места работы.

С некоторыми из приведенных положений вполне можно согласиться. Но в целом существующую практику инспекций вряд ли можно считать оправданной.

1. Такой подход по существу превращает контроль в регистрацию поступившей документации без знания реального положения дел. В результате в практике есть немало случаев, когда осужденные предоставляли фальсифицированные положительные характеристики и справки с места работы.

2. Учитывая, что эти характеристики носят формальный характер и на 95 % являются «положительными» (а отрицательную осужденный не понесет), инспекции лишаются возможности получить действительные сведения о поведении осужденного и скорректировать проведение с ним профилактической работы.

3. При существующей практике «бремя» контроля на 90 % перекладывается на осужденного, что тем самым превращает контроль в самоконтроль.

4. Не взаимодействуя с трудовым коллективом или, в крайнем случае, с работодателем, инспекция не использует возможности иных субъектов профилактики.

5. Экономия времени инспектора может быть достигнута, если посещение по месту работы сделать обязанностью представителей общественности: например, опять возродить институт общественных инспекторов уголовно-исполнительных инспекций.

6. В Инструкции есть нормы, возлагающие на инспекцию дополнительные обязанности. Так, например, п. 120 Инструкции обязывает инспекцию ежеквартально направлять в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции. На наш взгляд, эта обязанность является излишней, поскольку влечет дополнительные затраты рабочего времени инспектора, поскольку обо всех условно осужденных, поставленных на учет уголовно-исполнительной инспекции, соответствующие подразделения органов внутренних дел узнают из поступающих к ним сообщений.

В то же время анализ практики позволяет сделать вывод и о том, что инспекции проводят стандартный набор контрольных мероприятий: проверку по спецучетам, посещение по месту жительства, проведение беседы, как правило, с одинаковой периодичностью (ежеквартально, ежемесячно) в отношении всех осужденных, находящихся на учете. Это во многом обусловлено и требованиями ведомственной Инструкции, в которой, как нам представляется, индивидуальный подход к каждому осужденному четко не определен. В этой связи целесообразно из всей массы изученных нами осужденных, состоящих на учете УИИ, выделить отдельные группы лиц, склонных к совершению различных нарушений режима испытания, что в дальнейшем должно учитываться при осуществлении контроля.

при осуществлении контроля полезным считаем разработку методики прогнозирования поведения осужденного в течение испытательного срока, в которой мы принимали самое непосредственное участие. См.: Ольховик Н.В., Тараленко К.Н . Индивидуальное криминологическое прогнозирование поведения условно осужденных как фактор коррекции плана индивидуально-профилактической работы // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы международной конференции. – М., 2001. – С. 131 – 140.

Таким образом, в целях обеспечения осуществления непрерывного и всестороннего контроля за поведением испытуемых, целесообразно включить в ведомственную инструкцию норму, предусматривающую обязанность уголовно-исполнительных инспекций не реже чем один раз в месяц проводить беседы с осужденными и проверять их по месту жительства, а также ежеквартально проверять поведение осужденных по месту работы. Кроме того, на федеральном и региональном уровне установить правовую основу взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, позволяющую осуществлять проверки осужденных в ходе совместно проводимых рейдов.

Положение Инструкции о том, что уголовно-исполнительная инспекция обязана принимать участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах, не является правовым основанием для такого взаимодействия со стороны органов внутренних дел. Как представляется, необходимо на федеральном уровне принять совместный приказ о порядке взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Это правило позволит не только обеспечить непрерывность контроля, но и повысить результативность качественной стороны его осуществления, которая не сводится исключительно к периодичности, к частоте, а требует пересмотра существующих форм и методов этой деятельности, а также круга субъектов, ее осуществляющих.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Изучение практики применения уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений требует решения вопросов об основании их вынесения и сроке действия.

Основанием вынесения предупреждения являются следующие факты: уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или нарушение общественного порядка, которое повлекло привлечение к административной ответственности.

Практически в любом правовом государстве существуют исполнительные органы, призванные осуществлять наказания, предписанные в судебном порядке. В Российской Федерации эти функции выполняет уголовно-исполнительная инспекция. Специализированный орган также контролирует условно-освобожденных лиц и людей, отбывших срок в местах лишения свободы.

Правовая основа

Основной целью является предупреждение совершения преступлений. Для этого в государстве создаются специализированные органы (уголовно-исполнительные инспекции). Они исполняют наказания в отношении осужденных лиц, исключая их изоляцию от общества.

Законодательство в уголовно-исполнительной сфере призвано выполнять определенные задачи:

  • регулирование правопорядка, условий исполнения наказаний;
  • определение способов исправления осужденных людей;
  • охрана прав, интересов и свобод лиц, отбывающих заслуженное наказание;
  • оказание помощи осужденным в вопросе их социальной адаптации.

Вышеперечисленные задачи и цели прописаны в Уголовно-исполнительном кодексе (сокращенно УИК) РФ. Это главный документ в сферах уголовного, исполнительного законодательства.

Органы, исполняющие наказание

В 30-х годах прошлого столетия учреждения, которые исполняли наказания, установленные осужденным лицам без изоляции их от общества, были включены в систему МВД СССР. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций(сокращенно УИИ) до 1999 года также определялась и контролировалась органами МВД. Такие учреждения были самостоятельными структурными подразделениями; в них работали сотрудники милиции. В начале 1999 года по Указу президента РФ уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюстиции России. Такая реформа была обоснована стремлением РФ стать равноправным членом международного сообщества. Сегодня уголовно-исполнительная инспекция России - это учреждение полифункционального типа, сочетающее в себе функции исполнения наказаний и использования уголовно-правовых мер. Ее деятельность направлена на предупреждение возможных правонарушений в будущем.

Уголовно-исполнительная система: структура

УИС РФ традиционно включала органы, которые осуществляли установленные осужденным лицам. Но наряду с ними функционировали и другие службы, которые отвечали за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы. Действующие законодательные акты определяют структурные части уголовно-исполнительной системы РФ. Она включает:


По решению российского правительства, уголовно-исполнительная система может иметь дополнительные составляющие: следственные изоляторы, лечебные, проектные, образовательные и иные учреждения. В законодательных актах РФ прописаны службы, призванные осуществлять уголовные наказания. Сюда входит уголовно-исполнительная инспекция, производящая наказания без изоляции осужденных лиц от общества.

УИИ Москвы

В российской столице и ее областях имеются Управления При них действуют отделы УИИ. Адрес уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний по Москве: 127473, улица Селезневская, дом 24-26, с. 3. Городской телефон: 748-94-81 (код 499).

Задачи УИИ

  • Исполнение установленных наказаний в виде организации обязательных работ, лишение возможности занимать отдельные должности, осуществлять конкретную деятельность.
  • Контроль условно осужденных, которым в судебном порядке отсрочено отбывание установленного наказания.
  • Меры по предупреждению правонарушений лицами, которые поставлены в УИИ на учет.

Работа в уголовно-исполнительной инспекции имеет некоторые особенности. Данная служба призвана осуществлять наказания без изоляции лиц от общества, контролировать ранее судимых людей и препятствовать совершению правонарушения в будущем. При этом сотрудники УИИ должны действовать строго в соответствии с актами, приказами, инструкциями Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (сокращение ФСИН).

Принцип работы

Управление уголовно-исполнительной инспекции - ФСИН по конкретной области. Ею осуществляется контроль деятельности органов, исполняющих установленное наказание. Сотрудники инспекции УИИ ежедневно сталкиваются с нарастающей проблемой - увеличивается количество пьющих. Все больше преступлений люди совершают, находясь в сильнейшем алкогольном опьянении. А в трезвом виде даже не понимают, как могли решиться на такой поступок. Поэтому главная задача сотрудников УИИ - осуществлять систематический контроль таких лиц, в частности, оценивать их психическое состояние. Специалисты инспекции признаются, что с такими людьми нужно уметь находить общий язык, а не демонстрировать свою власть над ними. Кроме того, работники УИИ осуществляют надзор за осужденными лицами, которые освобождены от принудительного отбывания наказания. Главная задача государственных органов в данном случае заключается в оказании помощи людям, ранее совершившим преступление, в вопросе их социальной адаптации.

Контроль осужденных

Уголовно-исполнительная инспекция - это служебный орган, на который возложены обязанности контроля осужденных лиц, освобожденных от наказания. С этой целью с ними проводятся запланированные исполнительными комитетами. Они организовываются по месту работы, учебы либо жительства освобожденного лица под контролем наблюдательной комиссии. Воспитательные процессы осуществляются общественными организациями (часто трудовыми коллективами). Осужденные, освобожденные от наказания за тяжкие преступления, контролируются представителями уголовно-исполнительной инспекции, которая наблюдает за ними в профилактических целях. УИИ также контролируют условно-освобожденных досрочно лиц на протяжении не отбытого ими срока наказания. Эта процедура осуществляется по месту проживания осужденных.

Превентивный надзор

Российский УИК обязывает уполномоченные органы проводить превентивный надзор за освобожденными лицами, которые отбыли срок наказания в местах лишения свободы. Такую процедуру производит уголовно-исполнительная инспекция для предупреждения преступлений в будущем со стороны данных лиц и для оказания им необходимой профилактической поддержки. При этом превентивный надзор проводится без унижения достоинства ранее осужденных лиц. Законодательство устанавливает определенный порядок выполнения данной процедуры:

  • Постановление суда об осуществлении превентивного надзора направляется в отдел УИИ по месту проживания лиц, отбывших срок в местах лишения свободы.
  • Сотрудники инспекции предупреждают освобождаемого об ответственности за несоблюдение требований установленного в отношении его превентивного надзора и о последствиях уклонения от данной процедуры.
  • Если поднадзорный не пребывает в назначенный срок в избранное место жительство, УИИ объявляет его в розыск.

Работники уголовно-исполнительной инспекции в обязательном порядке осуществляют систематический контроль лиц, в отношении которых действует превентивный надзор.

Средства надзора и контроля

Каждый день уголовно-исполнительной инспекции начинается с контроля осужденных (освобожденных) лиц. В своей работе сотрудники УИИ используют электронные способы надзора и контроля. К ним относятся технические средства, применяемые государственными органами при осуществлении контроля при домашнем аресте; в случаях осуществления наказания в виде лишения свободы. Мониторинг в электронной форме подконтрольных лиц подразумевает использование следующего оборудования:

  • стационарные контрольные устройства (СКУ);
  • мобильные контрольные приборы (МКУ);
  • электронный браслет - ЭБ.

СКУ используются для непрерывного круглосуточного контроля присутствия на установленной территории определенных лиц. Прибор также подает сигналы, если подконтрольный предпринимает попытки избавиться от электронного браслета. МКУ - это электронное устройство, которое необходимо носить вместе с ЭБ. Оно позволяет отслеживать местонахождение осужденного по спутниковой системе GPS или ГЛОНАС.

День уголовно-исполнительной инспекции

Эффективное использование наказаний, которые являются альтернативой лишению свободы, по отношению к лицам, совершившим преступления средней степени тяжести, помогают защитить социум от преступника и снижают уровень общественной криминализации. Для эффективного контроля сотрудники УИИ применяют аудиовизуальные, электронные, технические средства наблюдения за осужденными. В практику внедряются программы по психологической личностной коррекции. Работа в УИИ ответственная, требует внимания, сопряжена с риском. Ежегодно 7 мая в Российской Федерации отмечается День уголовно-исполнительной инспекции. Это праздник сотрудников УИИ. Уголовно-исполнительная система постоянно развивается и совершенствуется. В своей работе она взаимодействует со службами МВД РФ, отделами судебных приставов и другими силовыми структурами. Деятельность УИИ также поддерживается руководителями районов, администрацией муниципальных образований. Это обеспечивает отлаженную работу уголовно-исполнительных инспекций, способствует их приближенности к потребностям общественного развития и международным стандартам.

Адреса Управлений исполнения наказаний (Москва)

  1. ФСИН России: улица Житная, дом 14.
  2. Уголовно-исполнительная инспекция (Ф-л 3): шоссе Ярославское, дом 49.
  3. Управление ФСИН по Москве (Отдел спецназначения «Сатурн»): улица Нарвская, дом 15 а.
  4. Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция (Москва) при ФСИН России: улица Селезневская, дом 26.
  5. Отдел улица Мантулинская, дом 24.
  6. Приемная ФСИН по России: улица Садовая-Сухаревская, 11.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 22): улица Свободы, дом 11, корпус 1.
  8. Управление ФСИН по Москве: улица Нарвская, дом 15 а.
  9. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 15): шоссе Ярославское, дом 77/2.
  10. Управление ФСИН по Московской области: улица дом 65.
  11. УИИ (Филиал 1): проспект Ясный, дом 24а.
  12. Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция 17-18: проспект Новоясеневский, дом 25.
  13. ФСИН (Филиал 8): улица Институтская, дом 3-я, корпус 2.
  14. ФКУ уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России по Москве (Филиалы 19, 20, 21): улица Пырьева, дом 4, корпус 3.
  15. Управление по конвоированию при Управлении ФСИН Москвы: улица Чагинская, дом 12.

Феданченков Максим Сергеевич,студент магистратурыНОУ ВПО «Международный юридический институт»,г.Москва[email protected]

Контроль за условно осужденными: состояние и проблемы

Аннотация.Встатье анализируются вопросы, связанные с осуществлением контроля за условно осужденными. Автором рассмотрены проблемы, возникающие при исполнении обязанностей, возложенных на условно осужденного по приговору суда.Ключевые слова.Осужденный, условное осуждение, ответственность, обязанности, контроль, уголовноисполнительная инспекция.

Несмотря на то, что институт условного осуждения действует в Российской Федерации на протяжении уже достаточно длительного периода времени, в практике его применения до настоящего времениимеют место быть определенные проблемы. Институтусловного осуждениянаходится в зоне постоянного внимания ученыхюристов. К нему обращались в своих работахмногие ученые, такие, какВ.А. Авдеев, Е.В. Бушкова, А.Б. Виноградов, Г.С. Гаверов, О.В.Демидова, А.М. Ибрагимов, А.Н. Кондалов, Э.В. Лядов, А.А. Нечепуренко, Н.В. Ольховик, Ю.В. Сакка, А.Н. Ружников, В.П. Романова, К.Н. Тараленко и другие, чьи научные труды внести несомненный вклад в разработку данного института. Однако, несмотря множество исследований в данной области, в ней попрежнему имеются нерешенные проблемы.

Одной из таких проблем, на наш взгляд, является проблема контроля за условно осужденными, которой впоследние годы былапосвящена не одна научная работа. Однако многие аспекты этой проблемы попрежнему до конца не разрешены.В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблемы, возникающие при осуществлении контроля за обязанностями, возлагаемыми на условно осужденных по приговору суда, инайти пути их решения.

В соответствии с нормативноправовыми актами,регламентирующими деятельность уголовноисполнительных инспекций, контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовноисполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных.Основной задачей уголовноисполнительных инспекций при осуществлении контроляявляетсяпредотвращение совершения условно осужденным правонарушений и повторных преступлений. К основным формам контроля относятся: контроль за соблюдением обязанностей условно осужденного,возложенных на него по приговору суда;контроль за возмещением вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда;контроль за соблюдением условно осужденным общественного порядка. При вынесении приговорав отношении условно осужденного суд назначает ему обязанности, которые, по мнению суда,должны способствовать исправлению осужденного, а также, при соблюдении которых осужденный должен доказать свое исправление. На основе изучения статистикиназначения судами обязанностей,на примере филиала по Промышленному району ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области, следует,что самой распространенной обязанностью, которуюназначают условно осужденным,являетсяобязанностьне менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции. Как показывает практика, при осуществлении контроля над даннойобязанностью сотрудники инспекции сталкиваются сопределеннымипроблемами.Рассмотрим на конкретныхпримерахпроблемы, возникающиепри исполнении самой часто назначаемой обязанности не менять места жительства без уведомления УИИ.Гр. А., осужденный Промышленным районным судомпо ст.228 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с применением ч.2 ст. 73УК РФ,был поставлен на учет вУИИ ПромышленногорайонаФКУУИИ УФСИН России по Смоленской областииюне 2014 года. Осужденный, имеяобязанностьпо приговору суда не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции и ежемесячно являться на регистрацию, проживал в Промышленном районе г. Смоленска. После того как осужденный решил переехать на постоянное место жительства в г. Москву,он письменно уведомил об этом инспекцию, тем самым не нарушая обязанность по приговору суда. В соответствии с действующим законодательством, при переезде осужденным на новое место жительства в другой населенный пункт инспекция делает запрос на подтверждение факта проживания осужденного по новому адресу и в случае положительного ответа передает личное дело осужденного для исполнения приговора суда по территориальности.Вскоре посредством обращения посотовой связи осужденный сообщает в уголовноисполнительную инспекцию о том, что собирается переезжать на новое место жительства в Тверскуюобласть, но при этом письменноеуведомление высылает почтойпо адресу уголовноисполнительной инспекции, так как лично приехать не может в связи с отсутствием денежных средств. Назапрос в филиал УИИ № 2 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве был полученответ о том, что данный осужденный действительно проживает в г. Москве, но в течение недели собирается переезжать на новое место жительства, в связи с чем филиалпо СевероВосточному административному округуг. Москвысчитает нецелесообразным запрашивать личное дело осужденного А. В данной ситуации контроль за условно осужденным продолжаетосуществлять филиал УИИ по Промышленному районуг.Смоленска. После получения от осужденного адресаего нового места жительства, филиал УИИ по Промышленному району делает запрос в инспекцию по Нелидовскому району Тверскойобласти, откудаполучает ответ отом, что осужденный действительно проживал по данному адресу и в настоящеевремя находится в следственном изоляторе засовершение повторного преступления.Учитывая тот факт, что с момента получения запроса о проверке условно осужденного по месту жительства у инспекции есть для этого 30 дней, можно констатировать, чтоосужденный остается без контроля около двух месяцев. За этот промежуток времени он мог быть привлечен к административной ответственности за нарушение общественного порядка, а также, не ощущая за собойконтроля,совершить повторное преступление.Возникаетколлизия осужденный может,уведомляя уголовноисполнительную инспекцию,постоянно переезжать на новое место жительства, оставатьсябез контроля со стороны УИИ, но при этом не нарушая наложенной по приговору суда обязанности.В подобных случаях инспекцияне может признать осужденного скрывшимся от контроля, так как его местонахождения является известным. Кроме этого, данныйфакт не будет являться нарушением обязанности не менять места жительства без уведомления УИИ, так как осужденный уведомлял инспекцию при каждом переезде на новое место жительства. Существует и еще одна сторона рассматриваемой проблемы, такая, как контроль за условно осужденными, не имеющими определенного места жительства. Рассмотрим ее на примере.

Гр. П.был осужден Промышленным районным судомпо ст.158 УК РФ к 2годам лишения свободы, с применением ст.73 УК РФ. Осужденный имел обязанностьпо приговору суда не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции и ежемесячно являться на регистрацию. На момент вынесения приговора, осужденный проживал в Промышленном районе г. Смоленска. Однако, при неоднократных проверках по месту жительства осужденного не оказывалось дома. Дверь в квартиру открывали родственники осужденного, которые при каждой проверке давали письменные объяснения о том, что осужденный по указанномуадресу проживает, но в данное время отсутствует каждый раз по разным причинам. Опрошенные соседи на вопрос о местопребывании осужденногоответить затруднялись. В процессепроведения проверок, была получена информацияо возможном проживании осужденного по другому адресу совместно со своей бывшей сожительницей. Сотрудниками УИИ был направлен запрос в уголовноисполнительную инспекцию по месту фактического проживанияосужденного. В ходе проверкибыло установлено, что осужденный действительно находился по данному адресу. Осужденный пояснил, что в настоящее времянаходится в гостях, но постоянно проживает по адресу,указанному в приговоре суда. Сожительница в своем объяснении подтвердила, что осужденный находится у нее в гостях.При проведении еженедельных проверок по месту жительства,осужденного так же не оказывалось дома. В связи с уклонением от обязанности не менять местожительства без уведомления уголовноисполнительной инспекции, осужденному было вынесено письменное предупреждение, после чегоначальником филиала по Промышленному району по данному факту было направлено представление в суд. Судом было отказано в продлении испытательного срока условно осужденному, в связи с отсутствием доказательств о смене места жительства. Суд посчитал, что нахождение осужденного в гостях не является нарушением данной обязанности.Таким образом, наданном примере хорошо видно, что доказать несанкционированную смену места жительства является очень проблематично, особенно, когда родственники осужденного или лица,проживающие по адресу,указанному в качестве места жительства осужденного,сообщают ложную информацию, пытаясь тем самым сокрыть настоящее местопроживания осужденного. Можно высказать обоснованное предположение о том, чтоподобное поведение является следствием положения,когдатаких лиц сложно привлечь к ответственности за дачу ложной информации.Результатомтакого сокрытия настоящего места жительства осужденного может стать совершение осужденным повторного преступления,которого можно было бы избежать. Следует отметить, что проблемной категорией при контроле обязанности не менять места жительстваявляются лица, имеющие статус лиц без определенного места жительства (БОМЖ). Так как в статье 187 УИК РФ дается четкое понятие того, что контроль за условно осужденным осуществляется непосредственно по его месту жительства, возникает вопрос о том,как осуществлять контроль заосужденнымибез определенного места жительства, которым суд назначил наказание по приговору суда условно?

Рассматривая другие обязанности, назначаемые условно осужденным, хотелось бы отметить,что встречаются проблемы исполнения таких обязанностей как:не покидать места жительства в ночное время, не посещать места массового скопления людей, не посещать места по реализации спиртосодержащих напитков, не посещать в ночное время развлекательные мероприятия и увеселительные заведения (ночные клубы, бары, концерты, кинотеатр), не выезжатьза пределы определенного судом населенного пункта.

Основной проблемой является тот факт, что данные обязанности (нахождение условно осужденного дома в ночное время)невозможно должным образом проконтролировать без применения специального оборудования.Другими словами, узнать о его отсутствии дома в ночное время суток можно,лишь случайно встретив его гдето, либо при совершении им нарушения общественного порядка. Ведь в соответствии с законодательством, сотруднику УИИ, осуществляющемупроверку по месту жительстваосужденного в ночное время,он может просто не открыть дверь и в таком случае не удастся достоверно определить его местонахождениевуказанное время. Аналогичное положение и с контролем за исполнением таких обязанностей,как не посещать места реализации спиртосодержащих напитков ине посещать места массового скопления людей. Причемсами условно осужденные хорошо понимают наличие трудностей осуществления данного вида контроля, чем нередко и пользуются. Подводя итог вышесказанному,можно сделать вывод о том, что в целях усовершенствования контроля над условно осужденными,целесообразнонормативно конкретизировать правила,регламентирующие особенности исполнения обязанностей условно осужденных,назначаемых по приговору суда.В частности, по нашему мнению, при исполнении обязанности не менять место жительства без уведомления УИИ,необходимо установить, что является сменойместа жительства, определив, к примеру, таковымотсутствие по указанному в приговоре суда месту жительства более 24 часов. Отдельно необходимоуделить вниманиеосуществлению контроля за условно осужденным при переездеосужденного из одного населенного пункта в другой.Можно высказать обоснованное предположение, что ограничить право условно осужденного менять место жительства после переезда вдругой населенный пункт в течение определенного времени.Кроме того, при осуществлении контроля за исполнением условно осужденными такихобязанностей, как:не покидать места жительства в ночное время, не посещать места массового скопления людей, не посещать места по реализации спиртосодержащих напитков, не посещать в ночное время развлекательные мероприятия и увеселительные заведения (ночные клубы, бары, концерты, кинотеатр), не выезжать за пределы субъекта РФ, для повышения его эффективности целесообразно использовать специальное оборудование,которое позволяет отследить все передвижения человека в тот или иной промежуток времени. Подобные средства применяютсяпри исполненииограничениясвободы.По нашему мнению, использование указанных средств позволит в полной мере контролировать исполнение осужденными наложенных судом обязанностей и будет эффективно способствовать предупреждению совершения осужденными правонарушений и преступлений.

Ссылки на источники1. Сукманов, О.В. Некоторые теоретические аспекты осуществления контроля за поведением условно осужденных, склонных к совершению повторных преступлений //Уголовноисполнительная система. 2010.№ 1. С.10 –13; Сукманов О.В. Некоторые вопросы организации контроля за поведением условно осужденных // Уголовноисполнительная система. 2010. № 3. С.14 –18; Михайлов К.В. Обязанность загладить причиненный преступлением вред должна быть приоритетной при условном осуждении // Российская юстиция. М.: Юрист, 2010, № 1. С. 2931; Полосухина О.В. Условное осуждение к лишению свободы в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. …канд. юоид. наук. –Рязань, 2013; Епихин А.Ю. Повышение уголовноправовой защищенности имущественных и иных прав потерпевшего // Современное право. 2014. № 6. С.110 –113.2. ч.1 ст.187 УИК РФ от 08.01.1997 № 1ФЗ.3. Практика филиала УИИ по Промышленному району ФКУ УИИ УФСИН России по Смоленской области.

В последние годы судебная практика развивается по пути расширения применения наказаний без изоляции от общества. Все шире начинают применяться виды наказаний, альтернативные лишению свободы. В этих условиях гуманизации законодательства все большую роль во всей пенитенциарной системе начинают играть уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России. В нашей республике функционирует 51 УИИ, т.е. в каждом районе РД. 7 мая это подразделение празднует свою 89-ю годовщину со дня образования. О функциях и задачах таких инспекций наш корреспондент попросил рассказать начальника Госучреждения «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция №1 УФСИН России по РД» Мейлана ЗАКЕРЯЕВА.

Итак, каковы функции уголовно-исполнительной инспекции?

В отличие от тех учреждений пенитенциарной системы, где граждане, осужденные судом, отбывают наказание в местах лишения заключения, уголовно-исполнительные инспекции занимаются организацией исполнения наказаний осужденных без лишения их свободы. Инспекции организуют работу с осужденными к лишению свободы условно с испытательным сроком, с осужденными к обязательным работам, с лишенными права занимать определенную профессию или заниматься той или иной деятельностью, а также работу с женщинами, имеющими отсрочку от лишения свободы до достижения их детьми возраста 14 лет.
Следует учитывать то обстоятельство, что результативность работы инспекций во многом зависит от уровня взаимодействия с различными органами и учреждениями.
В своей работе мы взаимодействуем с РОВД, с администрациями предприятий, органами местного самоуправления, прокуратурой, судами и общественными объединениями.

В чем заключается цель УИИ?

В профилактике повторной преступности, то есть создании условий, чтобы находящийся под контролем УИИ осужденный соблюдал все взятые на себя обязательства по некоторому ограничению личной свободы, скрупулезно соблюдал определенные обязанности и запреты, возложенные судом и инспекцией, то есть правила поведения в случае, когда суд назначил человеку наказание, не связанное с лишением свободы. Это, например, ограничение выезжать за пределы населенного пункта, посещение баров и ресторанов и т.д. Сотрудники УИИ ведут учет осужденных, контролируют их поведение по месту жительства, на работе. Инспекции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними.
Нам приходится применять и своего рода карательные функции. Так, за нарушение порядка и неисполнение возложенных судом обязанностей и запретов осужденным по нашим предписаниям суд изменил меру наказания на более строгое – на этот раз связанное с лишением свободы. В то же время, так же по нашим рекомендациям, осужденным, осознавшим свою вину и неукоснительно выполнявшим правила поведения, суд отменил условное наказание и вообще снял судимость. Чем эффективнее будет работать служба исполнения наказаний без лишения свободы, тем меньше осужденных будет содержаться в исправительных учреждениях.

Каковы критерии оценки работы УИИ?

Главным критерием хорошей работы УИИ является отсутствие повторных преступлений наших подопечных. Если все же это случается, то причиной, прежде всего, является недостаточная профилактическая работа по предупреждению преступлений, слабый контроль за поведением осужденных по месту работы и жительства, за образом их жизни со стороны участковых уполномоченных милиции.
Работа сотрудников уголовно-исполнительной инспекции не менее важна, чем деятельность мест лишения свободы. Перспективы института уголовных наказаний без лишения свободы огромны. Изоляция преступника – превентивная мера, служащая цели ограждения от его посягательства законопослушных граждан. Со всех остальных точек зрения она плоха: с экономической – затратна, с общечеловеческой – жестока, с демографической – непродуктивна.

Существуют ли какие-то проблемы с трудоустройством осужденных к исправительным и обязательным работам, ведь рабочих мест едва хватает и для законопослушной части граждан?

Самая прозаичная проблема – отсутствие собственного помещения для инспекции. За последние четыре года мы сменили пять мест дислокации. Вот и сейчас занимаем помещение, принадлежащее милиции. Впрочем, это не главное. Нас больше волнует то, что на УИИ возложены задачи по исполнению наказания в виде обязательных, исправительных работ. Но рабочих мест хватает не всегда. Особенно это актуально в сельской местности. В связи с этим судьи стараются не назначать наказание в виде работ, а заменяют их условным сроком наказания.
Распоряжением главы г. Махачкалы ежегодно обновляется перечень муниципальных организаций и предприятий, где согласно законодательству для наших подопечных выделяются квотированные рабочие места. Осужденные направляются для отбывания наказания в эти организации. Как правило, заработная плата в этих организациях невысокая и выплачивается с задержками. Поэтому существует проблема с удержаниями из заработной платы осужденных установленного приговором суда процента.
К сожалению, имеют место случаи, когда осужденные не осознают оказанного судом доверия при вынесении приговора и легкомысленно относятся к порядку и условиям отбывания наказания. (Совершают новые административные и уголовные правонарушения). В 2007г. в период испытательного срока повторные преступления совершили 12 махачкалинцев.
Вызывает озабоченность ежегодное увеличение осужденных наркоманов. Для бесед с ними приглашаются сотрудники ДУМД, врачи РНД. Совместно с органами опеки и попечительства ПДН ОВД проводятся проверки за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания женщинами, которым реальное наказание отсрочено до достижения их ребенком 14-летнего возраста. Проводится работа по разъяснению норм права. Огромную профилактическую роль играют судебные процессы по возложению дополнительных обязанностей, продлению испытательного срока.
Однако, несмотря на проводимую работу, за злостные и систематические нарушения порядка и условий отбывания наказания в места лишения свободы за 2007 год направлен 61 осужденный, за первый квартал 2008 года – 10. Ежегодно эта цифра снижается, но, к сожалению, нет резких изменений в динамике.
Так, например, за нарушения, допущенные в период испытательного срока, а именно несоблюдение ограничений, возложенных судом, осужденному к 1 году 6 месяцам условного наказания Станиславу Ферзалиеву по представлению инспекции постановлением Советского райсуда условное осуждение было заменено на полтора года реального лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
Несовершеннолетнему Шамхалу Шамхалову, осужденному к 2 годам условно, за систематическое неисполнение возложенных судом обязанностей в октябре 2007 г. был продлен испытательный срок на три месяца. Однако Шамхалов должных выводов для себя не сделал, продолжал злостно нарушать порядки и запреты: не являлся на регистрацию в инспекцию, выезжал за пределы административного участка без разрешения и т.п., в связи с чем по представлению инспекции был лишен судом свободы на 3 года с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
В нашей работе большую роль играют штатные психологи инспекции, эту должность ввели совсем недавно. У психолога инспекции Гульжаган Магомедовой много работы. Перечень ее обязанностей велик. Но без такого рода специалистов рассчитывать на положительное воздействие уголовно-исполнительных инспекций не приходится.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...