Царь рыба читать краткое содержание. Повесть «Царь рыба

/ «Царь-рыба»

Виктор Петрович Астафьев известен как автор произведений на военную тему. Но повесть «Царь-рыба», вышедшая из-под его пера и описывающая суровую деревенскую реальность, также не оставляет никого равнодушным. Вообще автор всегда отличался тем, что изображал окружающую действительность правдиво и честно, буквально в двух миллиметрах от цензурного ограничения. Такова и повесть, краткое содержание которой мы сегодня представим.

Для начала следует отметить, что «Царь-рыба» - центральное произведение сборника с одноименным названием. В его состав входит 12 произведений. Тематика всех – природа и человек в их тесной взаимосвязи. Есть и мелкие составляющие – в сборнике подняты философские, экологические, нравственные и социальные проблемы. В своей книге Астафьев придерживается такого мнения, что ничего не может исчезнуть, не оставив после себя следа.

А повесть он начинает с описания главного героя – Игнатьича. Что это за человек? Среди односельчан он пользуется заслуженным уважением. И причин этому несколько. Во-первых, он ловкий рыбак, во-вторых, всегда придет на помощь, если не делом, то простым и ладным советом, в-третьих, этого человека отличает светлый ум и смекалка.

Что касается материального положения Игнатьича, то он зажиточен. Ко всем хозяйственным делам подходит разумно, поэтому, наверное, все у него так ладно получается.

Но вот есть все же в характере Игнатьича и недостатки. При всем его бескорыстии и желании прийти на помощь любому и каждому, нет в основе его поступков искренности. И отношения с родным братом совершенно не складываются.

А вот во всем, что касается рыбной ловли, у Игнатьича отлично получается. И его всегда сопровождает удача. Хотя, что говорить, этому человеку не занимать умения, оно пришло вместе с богатым опытом. Да и чутье никогда не подводит. Печально лишь то, что Игнатьич вредит природе, занимаясь браконьерством, то есть все свои способности он направляет не на благо, а во вред.

Что же движет этим человеком? Ведь он прекрасно понимает незаконность своих деяний и боится попасться в руки рыбнадзора, ведь тогда о его поре узнают все в округе. Оказывается, объяснение таким поступкам есть. Всем виной пресловутая жадность. Игнатьич ловит много рыбы, намного больше, чем было бы необходимо ему одному. Им движет жадность наживы. Иметь как можно больше с улова любой ценой – вот цель этого человека. В конечном итоге это стремление и становится роковым при встрече Игнатьича с царь-рыбой.

Что же это за рыба такая интересная? Начнем с описания ее внешности. Всем своим видом она напоминала доисторического ящера. Глаза холодные и злые без век и без ресниц. Где-то далеко в их глубине скрывалась тайна, которая манила к себе. Но поражают не только глаза рыбы. Выросший, как выражается Игнатьич, на одних козявках осетр был небывалых размеров. Про такое явление обычно говорят, что это загадка природы. Игнатьич испытывает смешанные чувства при встрече с необыкновенной рыбой, но все же ее облик внушает ему опасения, опытный рыбак понимает, что не сможет совладать с чудищем.

Первая спасательная мысль, пришедшая в голову Игнатьичу, - позвать подмогу в лице брата и механика. Но опять верх над всеми чувствами взяла жадность. Рыбак не захотел делить такую добычу. В голове билось только одно: с этого осетра можно взять два ведра только лишь икры. Неужели же и ее тоже нужно будет поделить между всеми?

Игнатьич путается в своих чувствах и ощущениях, обычное проявление жалости он признает за азарт. Голос разума заглушается. Рыбак уже больше не может ни о чем думать.

Чтобы быть абсолютно правдивыми, нужно все-таки сказать, что не только нажива была причиной такого поведения Игнатьича. Свою роль сыграло и то, что этот человек не был заурядным рыбаком. Удаль и удачливость позволили попытать свои силы. Такое бывает раз в жизни. И это случилось не с кем-то, а с ним, с Игнатьичем. Так почему мы не попробовать сразиться с таинственным существом. Была - не была! Рыбак решился! И ударил топорищем в самый лоб огромной рыбины. Но не тут-то было.

В результате всех манипуляций Игнатьич очутился в воде, причем его опутали собственные же крючки. Но не его одного. А вместе с тем самым осетром. В какой опасной ловушке оказался незадачливый рыбак, подталкиваемый жаждой наживы! Теперь Игнатьич со всей ясностью понимает, что эта рыба ему не поддастся. Да, наверное, он понимал это с самого начала, но жадность затмила разум. Теперь же у человека и рыбы одна судьба. Их ожидает неминуемая гибель.

Игнатьич очень хочет жить. Он рвется, надеясь на спасение. Отчаяние завладевает рыбаком. Он даже пытается заговорить с рыбой, приведшей его к этому плачевному положению. Жажда жизни играет странную шутку с Игнатьичем: он лишается гордости. Во всю силу легких он пытается докричаться до брата, позвать его на помощь.

Предчувствие приближающейся гибели вселяет в главного героя ужас. Еще и рыба жмется к нему своим холодным боком. Игнатьич пребывает в настоящей панике. Он уже не надеется на избавление. И тут вдруг перед его мысленным взором начинают проплывать воспоминания: детские годы, юношество, зрелость. А потом в голове начинает биться одна-единственная мысль: это все из-за браконьерства. Он совершил много зла, его дурные поступки, а даже точнее проступки, привели его в ледяную воду. Совесть рыбака услужливо подсказывает ему и еще один грех: надругательство над чувствами невесты. Это все не имеет оправдания. И вот пришло наказание. Пора отвечать за совершенное.

И тут герой вспоминает о Боге и взывает к нему. Игнатьич просит развести их с рыбой, освободить его от нее, выпустить осетра на вольную волю. Кроме этого, рыбак просит прощения и у девушки Глаши, которой нанес такую обиду.

Слова Игнатьича услышаны. Его искреннее раскаяние вознаграждено. Рыба освобождается от держащих ее крючков и вырывается на свободу. И вот ее уже даже не видно в водной глади. Игнтьичу сразу становится легко и хорошо, не только в теле, но и в душе. Рыбак понимает,что природа простила его, она дала ему еще один шанс.

В рассказе русского писателя Виктора Астафьева «Царь-Рыба» главным героем показан Утробин Зиновий Игнатьевич, но народ его села по-простому называет - Игнатьич. Он родился и вырос в глубинке, в сибирском поселке рядом с Енисеем, где с раннего детства занималсь рыбным промыслом.

Игнатьич был умным и смекалистым, за это его очень любили и уважали жители села. Всегда помогал если просили, но это было не из за доброты. В селе его знали как зажиточного мужика. Хоть и имел он красивым дом, ухоженный двор, но теплых отношений он не поддерживал ни с кем, и его родной брат был не исключением.

В селе все ловят рыбу и, конечно же, Игнатьич делает это лучше всех. Все потому что, он с детства был связан с рыбалкой, и сейчас ему этот навык очень помогал.

Жадность Игнатьича приводит его к браконьерству. Он отлавливает много рыбы, которая была готова к нересту, и со временем это приводит к опустошению водоема.

Даже боясь рыбоохраны и позора в селе, он продолжает заниматься браконьеством для своего обогащения.

Так и в ситуации с большой царь-рыбой присутствовала жадность.

Так и было в тот день, когда он наловил уже большое количество рыбы, а именно стерляди, Инатьич собирался домой, как почувствовал, что ему попалась большая рыба-осетр. Увидя рыбу, рыбак был удивлен ее размерами и мощью.

И, конечно же, рыбак Зиновий поддался азарту и захотел поймать эту огромную рыбу.

Но царь-рыба стала сопротивляться.

Жадность взяла вверх и рыбак не попросил помощи у брата, ведь ему совсем не хотелось делить такой большой улов. Рыба была с икрой. Сама мысль о делении улова приводила его в ужас.

Игнатьч совершенно не хотел упускать ее, и продолжал битву.

По нелепой случайности рыбак попался на свой крючок и стал тонуть. И тут перед его глазами пронеслась вся его жизнь. Увидел он своего деда, который учил его еще маленького, о необходимости отпускать осетра, ведь если сделал в жизни что-то плохое – то такая рыюа будет наказанием.

В это время рыба достаточно запуталась и запутала в леске рыбака. Игнатьич понимает, что ели не отпустит рыбу, то они оба могут погибнуть. Он стал отбиваться от рыбы, но она все ближе и ближе приближалась к рыбаку.

И тут в голове у Зиновия появляется мысль, что это совсем не рыба, а оборотень, который послан для исполнения наказания свыше.

Зиновий вспомнил, что давным давно в юности плохо поступил с девушкой, влюбленной в него. И понял, как много ущерба принес он своим браконьерством, чрезмерной жадностью. Вспомнил детство, школу, в которой выучился только четыре класса, потому что не мог думать ни о чем другом, кроме как об рыбалке и реке. Вспомнил, как не мог долго работать из-за любви к рыбам.

Оставшись вдвоем на реке с царь-рыбой, Зиновий молил о прощении, кричал о помощи. И тут произошло чудесное, осетр рванул и ушел в глубину реки, оставив рыбака. А тот в свою очередь, пожелал ему дальнейшей жизни и отпустил его.

Игнатьич был рад, что не утонул. Так он понял, что ему выдался второй шанс, что бы исправить свою жизнь и не совершать в дальнейшем таких ошибок.

Этот рассказ повествует о том, что какие бы мотивы не преследовал человек, но если он совершает плохие поступки, расплата за это наступит. Всегда необходимо думать о последствия.

Повествование в рассказах «Царь-рыба» и одноименный рассказ написаны В. П. Астафьевым в 1973 году. Впервые «Царь-рыба» была опубликована в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году. В 1978-м за повествование в рассказах «Царь-рыба»

В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В рассказе «Царь-рыба» на первый взгляд не совершается ничего сверхъестественного. Но за всем повествованием стоят загадочные и стихийные силы природы, так и не прокорившиеся человеку. Происходит противостояние человека, «всей природы царя», и «царя реки». v

Рассказ «Царь-рыба» входит в одноименную книгу повесткований, рассказывающих о судьбах простых русских людей. Во многом книга и рассказ автобиографичны: Астафьев родился и вырос в сибирской, деревне, рано лишился матери. С детства писатель сроднился с природой, был заядлым рыбаком.

Действие рассказа происходит в сибирском поселке Чуш, на реке Опа-рихе, впадающей в Енисей. Главный герой - Зиновий Игнатьич Утро-бин - работал на пилораме наладчиком пил и станков. Игнатьич (так в поселке Чуш его «вежливо и чуть заискивающе» называли) любил рыбачить, как, впрочем, и все поселковые мужики. Он был очень аккуратным, носил стрижку «под бокс», «руки у него были без трещин и царапин». Игнатьич «пил с умом», отчего лицо у него было «цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках». Главный герой показан благополучным, вежливым, учтивым, щедрым человеком. За ремонт лодок со своих односельчан он материальной благодарности не принимал, а Только просил их заботиться о своих лодках, аккуратно обращаться с мотором.

Рыбу Игнатьич ловил «лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось». Ему никго не завидовал, кроме его младшего брата - Коммандора. Дом у старшего Утробина был «лучший в поселке»: небольшой, красивый, с верандочкой, с резными наличниками, с весело выкрашенными ставенками, с палисадничком под окнами. В палисаднике у хозяина росли малина, черемуха, мохнатые маки и «неизвестные здешнему народу шаровидные цветы». Цветы эти привезла из Киргизии, посадила и «приучила расти в суровом чушанском климате» жена Зиновия. Она работала бухгалтером на одном предприятии с мужем. Сам Игнатьич слыл богатым человеком: работница сберкассы проговорилась, что у него на сберкнижке лежит «семьдесят тысяч старыми».

По словам автора, улов на рыбалке Игнатьичу доставался отменный: стерлядь «самая отборная», весом не менее килограмма. Посельчане удивлялись везению и сноровке Зиновия, даже подозревали, что знает он ка-кое-то колдовское слово.

Младший брат Коммандор был с Игнатьичем в ссоре, завидовал ему во всем, был упрям. Жена Коммандора корила мужа, просила одуматься: «...Совсем выволчился! Мало тебе дочери, кровинки! Брата родного свести со свету готов!» (У младшего брата Утробина погибла любимая дочь Тайка - попала под машину, управляемую пьяным водителем. С тех пор и без этого недобрый Коммандор стал еще злее и жестче).

Игнатьич частенько браконьерил: боялся рыбнадзора, но продолжал незаконно рыбачить. Незавидная доля была у браконьера, рисковая: «возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора...». Но не рыбачить он не мог, так как любил рыбалку и реку больше жизни. А у того, кто всю жизнь прожил на реке, появляется со временем непреодолимая черта, азарт, который требует «взять рыбу, и только». В этих описаниях отразилась любовь самого автора к рыбалке. Астафьев говорит о рыбе, словно о человеке: «уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда...».

Кульминационный момент рассказа - борьба Игнатьича с «царь-ры-бой». Наловив отборных стерлядей, он уже планировал возвращаться домой, как невидимая рыбина «заявила о себе». С первого раза рыбаку не удалось вытянуть рыбу: «...она давила, давила вниз с тупым, непоколебимым упрямством». По всем «повадкам» рыбины Игнатьич догадался, что это был осетр. Рыбак увидел свою добычу, его восхитили величие и красота рыбы.

Рыба и рыбак продолжают бороться: рыба тянет в воду, рыбак - к себе, в лодку. Хоть и чувствует Игнатьич страх, охвативший его во время этого поединка на воде в темноте, однако он пытается шутить, разговаривает с собой, мечтает, что сможет получить, если поборет осетра, у которого, наверное, икры «ведра два». А вдруг придется делиться икрой с кем-то? Старший Утробин ловит себя на мысли, что жадность ломает, корежит человека, раздирает на части.

Борьба рыбака с осетром продолжалась: ни человек, ни рыба не собирались сдаваться. Игнатьич старался говорить вслух, борясь таким образом со страхом и отчаяньем. Он не хотел упускать такого осетра, ведь царь-рыба, как называют крупных, икристых рыб рыбаки, «попадается раз в жизни, да и то не всякому». Игнатьич чувствовал какое-то знамение в этом улове, какую-то особенность, выпавшую именно ему.

Осетр тянет Зиновия в воду, тот сам неожиданно попадается на крючок. Его зацепило, и он начал тонуть. «Так вот оно как, на войне-то...» - думает рыбак. Много пронеслось мыслей: о смерти, о войне, рыбак почти уже смирился со смертью. Подумал, что путь ему - в ад, «у райских врат стучаться бесполезно...».

Но Игнатьич был напористым, смелым, жизнелюбивым, как и его добыча - царь-рыба. Он сумел выплыть из воды в лодку, хотя и был ранен. «...И рыба, и человек слабели, истекали кровью». Он думал о том, почему скрестились их пути, пути «реки царя и всей природы царя - на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть». Во время борьбы с царь-рыбой на Игнатьича нахлынули воспоминания о своем прошлом. Он вспомнил, как однажды видел утопленника с глазами, «подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти», с выщипанными мелкой рыбешкой ресницами, обсосанными той же рыбой веками...»

Рыбак представил себя на месте этого утопленника, «завизжал... и принялся дубасить рыбину по башке... принялся уговаривать рыбу скорее умереть», чтобы самому остаться в живых. Но рыба не слушалась, оказалась она не менее упрямая, чем рыбак. Игнатьич старался не смотреть на воду, смотрел на небо, продолжая вспоминать. Вспомнил покос на Фетисовой речке и почувствовал рядом осетра, «рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом. Что-то женское было в этой бережности, в желании согреть, сохранить в себе зародившуюся жизнь». И у рыбака вдруг мелькнула догадка: «Да уж не оборотень ли это?»

Игнатьич продолжает вспоминать: свое детство, школу - четыре класса. Вспомнил, что, сидя на уроках, представлял себя на реке, думал о ней, о рыбалке, о рыбе. Размышлял, что долго не мог удержаться на месте: был и председателем школьного родительского комитета, и депутатом поселкового совета, и народным дружинником. Представил свою племянницу Тайку, погибшую под колесами пьяного водителя. «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи», - сожалеет рыбак.

Всю свою жизнь он не мог простить себе, как обошелся с Глашкой Куклиной. Девушка, по-видимому, нравилась Зиновию Утробину. Но пришедшие на чушанскую лесопилку трудармейцы, особенно командир - «тонкий да звонкий лейтенантик», овладели девичьим слухом. По поселку поползли слухи,"дошли они и до Зиновия. Мужики научили Утробина, как рассчитаться с «изменщицей» Глашкой: прижать, зацеловать, затискать, дать волю рукам. Но когда Зиновий увидел скромный девичий наряд: байковые штанишки, крашенные домодельной краской, с разномастными, колотыми пуговицами, он остановился. «...Поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду». С тех пор между Глашкой и Зиновием легла вражда.

По окончании службы в Киргизии Зиновий вернулся домой, в поселок Чуш, вместе с женой. Глаша вышла замуж за тихого, приезжего мужика - счетовода. Женщина вежливо здоровалась, но рыбак понимал: Глаша не забыла обиды. Зиновий мучился, раскаивался. Будучи еще на службе, написал Глаше письмо с извйнениями, но ответа так и не получил. В первый вечер после приезда он подкараулил ее, решил лично извиниться, на что женщина ему ответила: «Пусть вас Бог простит...».

И теперь, один на один с рекой, ночью и царь-рыбой, Игнатьич думал, что пришло возмездие, потому что никакое злодейство бесследно не проходит. Он стал неистово кричать в темноту: «Прости, Глаша! Прости!» Игнатьич почувствовал рывок, потом удар, царь-рыба ушла в воду, на дно. Рыбак отпустил добычу: «Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь!..» И вдруг Игнатьичу стало легче - и физически, и душевно...

Рассказ «Царь-рыба» является, во-первых, ярким и самобытным рассказом-свидетельством огромной любви сибирского мужика Игнатьича (и автора тоже) к родной сибирской природе. Вторая и основная мысль произведения - о том, как важно для человека сохранить совесть и порядочность, иметь мужество признать свои ошибки, искренне раскаяться в них и попросить прощения - не напоказ, а перед самим собой и этой темной рекой, перед лицом чистой и неподкупной родной природы.

Игна-тьич — главный герой новеллы. Этого чело-века уважают одно-сель-чане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и смет-ли-вость. Это самый зажи-точный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помо-гает людям, но в его поступках нет искрен-ности. Не скла-ды-ва-ются у героя новеллы добрые отно-шения и со своим братом.

В селе Игна-тьич изве-стен как самый удач-ливый и умелый рыбак. Чувству-ется, что он в избытке обла-дает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обре-тенным за долгие годы. Свои навыки Игна-тьич часто исполь-зует во вред природе и людям, так как зани-ма-ется брако-ньер-ством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богат-ствам реки непо-пра-вимый урон, он сознает неза-кон-ность и небла-го-вид-ность своих поступков, боится «сраму», который может его постиг-нуть, если брако-ньера в темноте подка-ра-улит лодка рыбнад-зора. Застав-ляла же Игна-тьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба похо-дила на «доисто-ри-че-ского ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холод-но-стью, чего-то таили в себе». Игна-тьича пора-жают размеры осетра, вырос-шего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удив-ле-нием назы-вает его "загадкой природы«.С самого начала, с того момента, как увидел Игна-тьич царь-рыбу, что-то «зловещее» пока-за-лось ему в ней, и позже понял, что «одному не совла-дать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с меха-ником вытес-нила всепо-гло-ща-ющая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игна-тьич в эту минуту даже сам усты-дился своих чувств. Но через неко-торое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказа-лось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заста-вившая Игна-тьича поме-риться силами с таин-ственным суще-ством. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попа-да-ется раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игна-тьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...». Вскоре неза-дач-ливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крюч-ками, впив-ши-мися в тела Игна-тьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в чело-веке человек». Игна-тьич и царь-рыба «повя-за-лись одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить застав-ляет чело-века рваться с крючков, в отча-янии он даже заго-ва-ри-вает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игна-тьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы пере-бо-роть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игна-тьич чувствует, что поги-бает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласко-вости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начи-нает вспо-ми-нать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспо-ми-наний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с брако-ньер-ством. Игна-тьич начи-нает пони-мать, что звер-ский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспом-нился герою новеллы и старый дед, настав-лявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варна-че-ство — не вяжи-тесь с царью-рыбой, попа-дется коды — отпу-ш-шайте сразу».

Слова деда и застав-ляют аста-фьев-ского героя заду-маться над своим прошлым. Какой же грех совершил Игна-тьич? Оказа-лось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надру-гав-шись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправ-дания. Игна-тьич понял, что этот случай с царь-рыбой — нака-зание за его дурные поступки.

Обра-щаясь к Богу, Игна-тьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее... её-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба осво-бож-да-ется от крюков и уплы-вает в родную стихию, унося в теле «десятки смер-тельных уд». Игна-тьичу сразу стано-вится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искуп-ление всех грехов и начало новой жизни.

В основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры - вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) - ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника - единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) - центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа - Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Брат

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича - его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему - один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба - оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми... Смерть племянницы Тайки... Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи...

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле - браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...