Анализ проблем военной логистики вооруженных сил россии. Военная логистика израильской армии

Замечание 1

До середины XX века термин логистика в его современном понимании практически не использовался. Вместе с тем широкое распространение учение о логистике приобрело в военной сфере.

Именно в данной области зародились ключевые принципы логистической науки, которые актуальны по сей день.

Логистика Льва VI Мудрого

Как военная дисциплина логистика упоминается еще в начале X века нашей эры. Император Византии Лев VI Мудрый, царствовавший в 886 – 912 г.г., определял логистику как искусство управления перемещениями армии и ее снабжением.

В его военно-теоретическом труде «Тактика Льва» названы основополагающие дисциплины военной науки:

  • во-первых, стратегия – наука о планировании военных кампаний и о принципах военного руководства,
  • во-вторых, тактика – наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях.

Вместе с ними Лев VI Мудрый раскрывает сущность нескольких вспомогательных дисциплин: гоплитика (наука о вооружении), архитектоника (строительство защитных сооружений), военная медицина и логистика - наука снабжении войска, его структуре, нормах времени движения и постоя.

Логистика Антуана Анри Жомини

Основоположником науки логистики считают А.А. Жомини. Барон Антуан-Анри Жомини (1779 – 1869) – французский и русский военный теоретик швейцарского происхождения, французский бригадный генерал, российский генерал от инфантерии. С 1798 г. был на военной службе в швейцарской армии, с 1804 по 1812 г.г. в французской и с 1813 г. в русской армиях.

Жомини подразделял систему управления войсками на три ключевых аспекта: стратегию, тактику и логистику. Последнюю он определял как «планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений». Таким образом, в своих трудах Жомини утверждал, что перевозки − не единственная сфера использования логистики, в ее ведении более широкий круг вопросов, включая планирование, управление и снабжение, а также строительство коммуникаций.

Существенным фактом является то, что Жомини не только дал максимально приближенную к ее современному значению трактовку понятия логистики, но и определил ее место в иерархии управления войсками.

Его труды оказали значительное влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципы ведения войны и вплоть до начала XX века.

Современная военная логистика

В настоящее время наряду с гражданской сферой логистика продолжает использоваться и на военном поприще. Сегодня под логистикой в военной сфере понимают совокупность материально-технических ресурсов, необходимых для доставки боеприпасов и людей к месту боя, а также комплекс мероприятий по подготовке и осуществлению этого процесса.

В русском языке как синоним военной логистики используется термин «тыловое обеспечение», которое включает организацию и осуществление комплекса мероприятий тыла, направленных на поддержание в боеспособном состоянии вооруженных сил, обеспечение их всеми видами материально-техническими ресурсов, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.

Наибольшее развитие современная военная логистика получила в годы второй мировой войны в сфере материально-технического обеспечения армии США. Американский военный контингент, который вел боевые действия на Европейском континенте, благодаря использованию логистики своевременно и в полном объеме обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Согласованное взаимодействие фронтовых и тыловых снабженческих баз, военной промышленности и транспорта позволило эффективно снабжать армию оружием и продовольствием.

Замечание 2

К середине XX века успехи логистики в военной сфере создали предпосылки ее развития в хозяйственной практике западных стран. Именно военной логистике принадлежит ведущая роль в становлении и развитии современной экономической концепции логистики.

Посмотрело: 4 717

В этой статье будут рассмотрены основы логистики. Основные определения логистики, а также ее принципы. Это - первая статья в серии множества статей, которые будут посвящены логистике (как системе всестороненнего обеспечения подразделений). Большинство статей не будет идти подряд, так как знания логистики в обязательном порядке должны дополняться общими познаниями в тактике, технике и оператике.

Основные термины логистики

Логистика - это планирование снабжения для выполнения движения армейских сил. С логистикой связаны все аспекты подготовки и ведения военных операций, связанные с приобретением, хранением, движением, распределением, обслуживанием, и расположением материальной части. Для обоснования деятельности логистика использует, как военное искусство, так и науку. Опыт применяется тогда, когда нужно принять риск, располагая по приоритетам несметное число потребностей, и балансируя ограниченным количеством ресурса, все это требуют военного искусства (основанного на опыте), в то время, как математика логистических возможностей объединяет военную науку.

Примеры логистики, ее необходимости и влияния на операции можно встретить у древних: Войско, лишившееся обоза, обречено на гибель. Войско, лишившееся провианта, обречено на гибель. Войско, лишившееся запасов, обречено на гибель. Потому одна горсть зерна, захваченная у противника, равна двадцати горстям собственного продовольствия, одна мера ботвы и соломы, захваченная у противника, равна двадцати мерам собственного фуража.

Оперативный охват - это расстояние и продолжительность, через которые подразделения могут успешно использовать военные возможности снабжения. Глубина логистики - это расширение операций во времени и пространстве, или целям (включая глубокие и близкие операции безопасности) с достижением категорических результатов.

Пример описания оперативного охвата можно встретить в источниках, начиная с XVI века, например, у Рейнгольда Гейденштейна:

... Великие Луки находятся как бы в предсердии московского княжества, представляя пункт удобный для нападения на другие области, на какие только угодно будет потом направиться. Помещенный там отряд войска будет находиться в равном расстоянии от неприятеля и весьма легко будет его удерживать, захочет ли он идти на Литву по смоленской дороге или на Ливонию по псковской, так как отсюда открыта одинаково дорога к Смоленску и к Пскову. Поэтому-то и великий князь обыкновенно стягивает сюда свои войска, потому что при одинаковой близости окрестных владений, он отсюда может самым удобным образом напасть на ту область, которая покажется ему всего более подходящею ...

{banner_fullstory-up}

Принципы армейской логистики

Армейская логистика базируется на выполнении восьми принципов. Логистические принципы - это фундамент, который обеспечивает армию оперативным охватом, свободой действий и выносливостью необходим, чтобы поддерживать решающее действие. В то время как с одной стороны эти принципы независимы друг от друга, они в тоже время и взаимозависимы. Например, для интеграции и непрерывности поддержки, чтобы они произошли, командиры и сотрудники должны предвидеть операционные потребности, чтобы быть отзывчивыми к подаче заявок и распределению ресурсов.

Первый принцип логистики - это интеграция

Интеграция комбинирует все элементы жизнеобеспечения в пределах операций, гарантирующих единоначалие и общее усилие. Силы Армии интегрируют логистику с совместными и многонациональными операциями, чтобы максимизировать дополнительные и укрепляющие эффекты обслуживания каждой составляющей из национальных ресурсов.

Интеграция - это сокращение ненужной бюрократической волокиты и организация деятельности между поставщиком (работником склада) и потребителем (представителем секции или отделения) напрямую. В 15.30 каждый день подаются заявки (в рамках сети) на следующий день, в 17.30 происходит доставка и соответствующее распределение. По этому принципу работают не только военные логистики, но и вообще любая логистическая компания, например, DHL.

Второй принцип логистики - это ожидание

Ожидание - это способность предвидеть операционные потребности и начатые действия, которые удовлетворяют ответу, не ожидая приказа операций или фрагментарного приказа. Ожидание формируется профессиональным суждением основанным на личном опыте, знаниях, разведке и интуицией.

Классический пример ожидания, в рамках современного термина логистики - это действия Яна Замойского в войне с московитами 1580 года:

... Он имел свое войско наготове, при том снабженное решительно всем необходимым для похода. Предвидя трудности, могущие встретиться при походе на местности, Замойский взял с собою значительное число плотников и других мастеров, пригодных на войне, и значительное число полевых орудий. Кроме того заготовил значительное количество пороху, провианта и фуража. Все это он заранее распорядился из Книшинского староства свезти в одно место и теперь отправил вперед вниз по реке Неману в Ковно, оттуда вверх по реке Вилии в Михалишки, из Михалишек же по сухому пути в Поставу, оттуда в Дисну и на конец, по реке Двине в Витебск ...

{banner_fullstory-up}

Третий принцип логистики - это скорость отклика

Скорость отклика - это способность реагировать на изменяющиеся потребности и отвечать для удовлетворения потребностей и обслуживания снабжения . Скорость отклика оказывает полное снабжение в выбранном месте и в нужное время.

Тут можно привести пример из современности. Снайперское оружие. Казалось бы, причем тут логистика и скорость отклика. У каждого ствола винтовки для деликатной и особо точной работы, ограниченный ресурс в использовании, как правило, от 5 000 до 10 000 выстрелов. Далее ствол требует замены. Так вот, на западе скорость отклика логистики при замене ствола снайперской винтовки составляет максимум 3 часа, тогда, как у восточного пространства ствол на так называемой «снайперской винтовке» Драгунова не будет заменен, и после одного года, от подачи заявки. А все от того, что на восточном пространстве вся военная деятельность происходит не благодаря принципам, а вопреки им.

Четвертый принцип логистики - это простота

Простота касается процессов и процедур, необходимых чтобы минимизировать комплексность жизнеобеспечения. Ясность задач, стандартизированных и совместных процедур, а также ясно определенные зависимости команды способствует простоте.

Например, по принципу простоты сконцентрирован тысячелетний опыт человечества в снабжении на войне: Если воины стоят, опираясь на оружие, это значит, что они голодают. Если водоносы, зачерпнув воду, пьют сами, это значит, что они страдают от жажды. Если кувшины не ставят вверх дном и не идут обратно в лагерь, это значит, что они - разбойники, готовые на крайность. Если коней закалывают на мясо, это значит, что у войска нет зерна. Ничего сложного - все предельно ясно и понятно .

Пятый принцип логистики - это экономика

Экономика достигается через производительное управление, подготовку, установление приоритетов и распределение ресурсов. Например, в ХХ веке в Испании, в ходе проходившей гражданской войны, Франко не создавал из пленных концентрационных лагерей. Им лично была разработана следующая методика. Всех пленных, которые соглашались на условия амнистии Франко, делили на группы по 5-ть человек. Каждая такая группа отвечала за расчистку от завалов и последствий войны на определенной территории.

В дальнейшем им разрешали становиться фермерами на этой территории, с предоставлением статуса гражданства. И представите-ли по закупкам Испанской армии, сотрудничали с этими фермерами в том числе. Одним выстрелом Франко убил сразу несколько зайцев: снял социальную напряженность в обществе, решил вопрос с бывшими врагами, решил вопросы трудоустройства амнистированных, накормил само гражданское общество и действовал в рамках международного гуманитарного права по обычаям ведения войны.

А самое главное, что в ходе войн 40-х годов ХХ века, армия Испании по продовольствию была самой обеспеченной в мире. Рацион солдат на передовой (по количеству, качеству и полноте блюд) превосходил меню самых дорогих ресторанов Барселоны, Парижа, Лондона, Берлина и Нью-Йорка.

Шестой принцип логистики - это выживаемость

Выживаемость - это все аспекты защиты персонала, оружия, и припасов с одновременным обманом врага. Выживаемость состоит из качества или возможности войск избежать или противостоять враждебным действиям.

Классический пример выживаемости, в рамках современного термина логистики - это действия Яна Замойского в 1580 году:

... Он избежал затруднения связанного с движением обозов и их защиты тем, что весь обоз разделил на три ряда. В каком порядке и куда двигались отдельные полки или отряды, в таком порядке и туда же он приказал двигаться и обозным рядам, смотря по принадлежности каждого из них. Для защиты каждого ряда телег с фронта и с тыла назначался надлежащий отряд пехоты, а для того, чтобы тем ревностнее сохранялся такой порядок и чтобы повозки во время выступления обозов не перепутывались, постоянно отряжались по двое попеременно наблюдать за этим. Испытав придуманное им средство еще сначала при движении к Витебску, Замойский рекомендовал его начальникам этих рядов. Самый последний ряд, таким образом, двигавшихся обозов замыкали отборнейшие роты пехотинцев и на самом конце несколько эскадронов всадников ...

Седьмой принцип логистики - это непрерывность

Непрерывность - это постоянное условие жизнеобеспечения через все уровни войны. Непрерывность достигается через совместную взаимозависимость, совместные логистические организации, стратегические и тактические системы распределения и интегрированные информационные системы.

Классический пример непрерывности логистики - это действия того же Яна Замойского в 1580 году:

... На полях, где шло коалиционное войско, уже поспел хлеб, а главным образом в изобилии находилось сено. Но Замойский, зная, что за ним пойдет по той же дороге и Баторий с остальным войском, разделил всю землю, по которой шел, на определенные доли, из которых с одной он позволил войску, бывшему с ним, сжать хлеб, остальные приказал оставить не тронутыми для шедшего позади их основного войска. Это приказание было с точностью исполнено солдатами. Как результат - провианта и фуража было достаточно на всю военную компанию ...

Восьмой принцип логистики - это импровизация

Импровизация - это способность адаптировать операции жизнеобеспечения к неожиданным ситуациям или обстоятельствам, затрагивающим миссию. То есть каждая военная операция по-своему уникальна . Она опирается на принципы, но методы ее проведения разные. А вот познавательный пример (и традиция) импровизации в снабжении войска у московитов от Сигизмунда фон Герберштейна:

... Есть у него в мешке и соль, и притом, если он богат, смешанная с перцем. Кроме того, каждый носит с собою топор, огниво, котлы, или медный горшок, чтобы, если он случайно попадет туда, где не найдет ни плодов, ни чесноку, ни луку или дичи, иметь возможность развести там огонь. Наполнить горшок водою, бросить в него полную ложку проса, прибавить соли и варить. Довольствуясь такой пищей, живут и господин, и рабы.

) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и маркетинга
  • Новые информационные технологии в логистике
  • Основы таможенного регулирования

См. также

Ссылки

Литература

  • Аникин Б. А. Практикум по логистике. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2007. ISBN 9785160024929
  • Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. - М: SIA, 2007 г. ISBN 978-9984-39-171-7
  • Сербин В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004.
  • Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005. ISBN: 5160020071
  • Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009. ISBN 978-5-8459-0969-5
  • Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. - СПб: Питер, 2003. ISBN 5-94723-494-7
  • Ы. Е. Ташбаев Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
  • Миротин Л. Б. Некрасов А. Г. Эффективность интегрированной логистики.
  • [http://snab.mybb.ru/ Форум снабженцев и поставщиков

Wikimedia Foundation . 2010 .

Логистика произошла от греческого слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. логистика наука гражданский запас

Первые должности логистов появились в Др. Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлось вооружение армии, снабжение ее военным имуществом.

Первые научные труды по логистике появились во Франции в начале XIX их автор - А. Жомини - военный специалист.

Особенно бурное развитие логистика получила в период II мир войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, снабжения баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. В 60-ые г. логистика постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производство. В конце XX века логистическая наука включает в себя закупочную, транспортную, производственную, информационную, сбытовую логистику. Таким образом, логистика стремится максимально удовлетворить запросы потребителя с минимальными затратами для производителя.

Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и др. материальных и нематериальных операциях, совершаемых в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов, доведения продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачей хранения и переработки соответствующей информации и соответствующих финансовых потоков. Логистика - наука об управлении товародвижением.

Если обратиться к истории, то решающим фактором для возникновения логистики были армия и войны. Само существование логистики берет начало во французских вооруженных силах конца XVII века - в то время под логистикой понималась совокупность мер, направленных на обеспечение военных действий необходимым снаряжением, провиантом и боеприпасами.

В наши дни логистика определяется как движение сырья или товаров от места добычи до производства и от производства - до места сбыта. Совет Логистического Менеджмента дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и управления эффективным и оптимальным по затратам процессом движения и складирования сырья, данных о наличии товаров на складе, готовых товаров и сопутствующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя."

Логистика как наука и практика в гражданской сфере начала формироваться в двадцатом столетии в США, а затем и на западе Европы. В генезисе логистики ХХ в. некоторые ученые выделяют следующие четыре исторических этапа: 1) период "фрагментаризации" (1920 - 1950), формулирования предпосылок становления логистической концепции, инструментов снижения общих затрат и управления материальными потоками; 2) период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 - 1970), теории и практики логистики; поиска новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развития компьютерных информационных технологий как средства снижения затрат; 3) период развития (1970 - 1980) и применения логистики на практике, поиска путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции бизнес-логистики, распространения логистических систем, философии всеобщего управления качеством и промышленной логистики. 4) период интеграции (1980 -1990) логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: закупки - производство - дистрибьюция - продажи для достижения цели бизнеса с минимальными затратами; управления наряду с материальными и сопутствующими информационными потоками, создания международных логистических систем, логистики как одного из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе. Другая группа зарубежных и отечественных ученых выделяет три периода развития систем товародвижения материальной продукции: 1) дологистический период (до 50-х годов), когда управление материальным распределением имело фрагментарный характер, а координация действий различных подразделений фирм была недостаточной; 2) период классической логистики (начало 60-х - конец 70-х годов), характеризующийся созданием на фирмах логистических систем вместо организации оптимальных перевозок; управлением фирмами процессом товародвижения на основе комплексного подхода, интеграции функций товародвижения с использованием теории компромиссов; 3) период неологистики, или логистики второго поколения (начало 80-х годов), для которого характерно расширение сферы действия компромиссов в концепции логистики, преобладание комплексного подхода к развитию систем логистики на основе всего предприятия исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей фирмы. В середине 80-х годов комплексный подход получил новое развитие в виде концепции "общей ответственности"; специфика нового подхода состояла в выходе логистической системы за пределы экономической сферы и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий - максимальное соотношение выгод и затрат.

В современном мире логистика - это очень обширная сфера деятельности, от которой во многом зависит уровень жизни общества. Потребители привыкли ждать от логистики высококачественного сервиса и, собственно, вспоминают о ней лишь когда возникают проблемы с доставкой товаров или услуг. В условиях непрекращающейся борьбы за повышение производительности, бизнес прошел долгий путь по преодолению возникающих трудностей, одновременно улучшая логистику. Несмотря на то, что многие из этих изменений коснулись управления цепочками поставок и распределения, основная задача логистики осталась прежней: организация наиболее качественного обслуживания покупателя с наименьшими затратами.

Что же до глобальной экономики, то целью транснациональных корпораций является достижение максимальной эффективности процесса доставки товаров и услуг до потребителя, будь то частный покупатель или другая корпорация. Поэтому, несмотря на огромный прогресс, который предприятиям, да и целым странам, удалось достичь в развитии логистики, остается еще широкое поле деятельности для дальнейшей оптимизация этих процессов. На то есть несколько причин:

  • 1) Потребители ожидают и требуют более высокого уровня обслуживания;
  • 2) Появление Интернета размыло границу между потребителем и производителем;
  • 3) Благодаря Интернету обмен информацией между потребителями стал куда более интенсивным.

Во всем мире (особенно в США) потребители ждут от корпораций не только предоставления заказанных товаров. Помимо технической поддержки по использованию того или иного продукта, потребители ожидают от компаний предоставления дополнительных услуг. Эти дополнительные сервисы могут быть ориентированы непосредственно на потребителя, на продвижение товара или услуги, на более эффективное производство или на уменьшение временных затрат.

За последние 10 лет в логистике произошло больше изменений, чем за все годы со времен промышленной революции. Будучи отраслью с широкими возможностями, логистика указывает дальнейший путь развития процессов цепочки поставок, тем самым позволяя производству сосредоточиться на своих основных задачах. Традиционная цепочка поставки состоит из пяти звеньев: поставщик, производитель, дистрибьютор, розничный продавец и конечный потребитель. В некоторых отраслях электронная коммерция, вкупе с информационными технологиями, делают возможным прямое взаимодействие поставщика или производителя с потребителем. Тем предприятиям, которые хотят выжить в конкурентной борьбе и остаться на рынке, следует сосредоточить свои усилия на улучшении качества логистики в трех областях: обработка заказов, доставка и управление складами.

Цикл потребительского заказа длится с момента самого заказа и до получения покупателем товара. Этот цикл включает в себя получение заказа, проверку статуса заказа и сообщение об изменении этого статуса покупателю, оформление необходимых документов и доставку заказанного товара покупателю. Также в этот цикл входят проверка наличия товара на складе, проверка платежеспособности покупателя (в случае оплаты по банковской карте или через электронную платежную систему), выставление счета и получение денег. Раньше покупатель мог сделать заказ следующим образом: заполнить бумажную форму и передать ее продавцу, переслать ее по почте или продиктовать свой заказ по телефону клерку. По мере совершенствования технических средств, покупатель получил возможность отправить заполненную форму по факсу в представительство поставщика, оснащенное автоматической системой обработки заказов.

Сегодня компьютеры, электронная почта и Интернет позволяют значительно сократить цикл заказа и одновременно создать непрерывный процесс без использования бумажной документации, удобный как для потребителя, так и для компании. Многие корпорации уже разрабатывают "виртуальные организации" - целостные, состоящие из интерактивных частей, системы, охватывающие множество отделов и подорганизаций. Отдача от такой интеграции настолько велика, что обеспечивает этим компаниям существенные конкурентные преимущества - за счет наилучшего обслуживания клиента и минимизации времени исполнения заказа.

Пользуясь услугами интернет-провайдеров, потребители, будь то частные лица или корпорации, получают доступ к источникам информации, а также имеют возможность делать заказы напрямую у корпораций и общаться с другими пользователями Сети.

В качестве примера неэффективности традиционной системы заказа можно привести следующий: ранее от момента изготовления персонального компьютера и до продажи его в розничной сети проходило 47 дней. Внедренная компанией Dell модель продажи компьютеров через Интернет под названием make-to-order (создать на заказ), позволяла сократить временные затраты до одного дня. Выяснилось, что клиенты не заказывают модели с жесткими дисками емкостью в 1 Гб, а предпочитают 3 гигабайта, поэтому компания прекратила закупку дисков в 1 Гб. Компании-изготовители предложили излишки таких дисков другим производителям ПК по более низкой цене. Те накинулись на это предложение. Через 47 дней выяснилось, что никто не хочет покупать компьютеры с одногигабайтным винчестером. Такой вот дорогой ценой была доказана эффективность модели создания ПК на заказ.

Рынок бумажных изделий никуда не денется, потому что бумажная документация по-прежнему будет использоваться при доставке товаров покупателю, и покупатели по-прежнему будут читать бумажные газеты, книги и журналы. Тем не менее, как было продемонстрировано в предыдущем примере, бизнес вошел в эпоху использования цифровой информации и электронной обработки заказов, что позволяет предоставить клиентам дополнительные услуги в области маркетинга и коммуникаций.

А коль скоро затраты на производство являются лишь частью общих расходов цепочки поставок, успешные предприятия должны стремится снижать не только производственные затраты, но и расходы на доставку.

Россия внесла значительную лепту в развитие логистики. Еще в начале XX столетия петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения. Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны.

В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта. В послевоенный период логистика получила дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издан труд Б.Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота». В этом труде сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилась к требованию рациональной организации перевозок и перевалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.

В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС. В конце 1980-х годов в СССР была сделана попытка внедрить межотраслевую систему «Ритм», функционирующую на принципах логистики. Единая межотраслевая технология устойчивых перевозок железорудного сырья объединяла графики движения поездов, работу станций, предприятий - отправителей и получателей грузов по организации продвижения технологических маршрутов. Была разработана и внедрялась логистическая цепочка доставки каменного угля из Кузбасса на одну из ТЭЦ Москвы.

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:

  • 1. усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
  • 2. создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.

Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.

Далее необходимо указать на усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения. Это вызвало у фирм-продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта. Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д. Как известно, замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной. Появилась возможность для крупных предприятий перестраивать свою работу с массового производства на мелкосерийное с минимальными издержками, малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и конкурентоспособность. В свою очередь, работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого. К ним, вероятно, следует прежде всего отнести: -- использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач; ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения; унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

Безусловно, важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародвижения. Применение современных средств информационного отслеживания материальных потоков способствуют внедрению «безбумажной» технологии. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С помощью «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для автоматического контроля, зависит от особенностей каждого предприятия, для которого составляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих информационных потоков. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами.

Признание важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их использованием привело во многих корпорациях к изменению форм деятельности подразделений, ответственных за функционирование информационных систем.

Примерно в это же время были предприняты меры по регулированию международного товародвижения с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков, такие, как: различия в национальных стандартах на продукцию, большие расстояния в области передачи информации и перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовыми расчетами по ним, наличие импортных квот и экспортных ограничений, весьма жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д.

Читаю о Второй опиумной войне 1856-1860 гг. в Китае и невольно сравниваю с историей войны 1812 года в России: в обоих случаях принимали участие французские войска, в обеих войнах задачей военной кампании был разгром войск противника и взятие ключевого города в глубине страны; ни в России, ни в Китае на момент соответствующих войн не было железных дорог, передвигаться надо не по горам, а по равнине.

Тем не менее, различия в описании войн не просто существенны, они кардинально расходятся.

До появления железных дорог глубокое стратегическое вторжение больших масс войск было возможно только по водным путям, ведь без подвоза еды и боеприпасов долго не повоюешь.

Например: «В ходе Второй Опиумной войны Великобритания и Франция решили в 1860 годувысадить совместный экспедиционный корпус в устье реки Хайхэ, и вдоль неё дойти до Пекина , где вынудить правительство империи Цин принять условия мира.» via

Численность войск агрессоров почти 18000 чел. ( 11000 чел. + 6700 чел.,173 корабля + 287 чел., 4 корабля), расстояние до цели по прямой 143 км:

Захватив крепость Пекина, уже в середине октября 1860 года союзники всерьез обеспокоились как они будут добираться назад целых 140 километров: «Основные перевозки для англо-французских войск осуществлялись из Тяньцзиня водным путём - по рекам и каналам. Зимой они должны были замёрзнуть, и тогда положение армии стало бы критическим . По мнению генерала Кузен-Монтабана, предельным сроком, до которого французская армия могла оставаться у Пекина, было 1 ноября. Поэтому дипломаты - лорд Элгин и барон Гро - пришли к убеждению, что следует поспешить с заключением мира, не останавливаясь перед самыми крайними мерами.» via

Что имеем? Китай и тогда был гораздо населеннее России, климат явно мягче, побольше возможностей прокормить войско всего-то в 18 тысяч желудков, расстояние чуть больше 140 километров по прямой до своих кораблей, но рвать когти надо немедленно, пока река не замерзла. Это - реалии военной логистики тех времён, придраться не к чему, поведение логичное и рациональное.

А теперь вспоминаем волшебную сказку как в войну 1812 года 610 тысяч солдат Наполеона-1 + немереное количество лошадей и повозок будто бы лихо прошли по грунтовым дорогам современных Белоруссии и России гораздо больше тысячи километров, ведь только от Вильно (Вильнюса) до Москвы по прямой 795 км:

И будто бы двигались они по дороге, где будто бы только что прошли ещё несколько сот тысяч желудков бойцов армии Александра-1 + десятки (или сотни?) тысяч повозок и лошадей.

Даже через 38 лет на примере опиумной войны в Китае мы видим что никаких существенных изменений в военной логистике не произошло. Но все почему-то должны верить что в 1812 году миллион бойцов обеих армий с лошадьми сдуру преодолел в России в десять (?) раз большее расстояние по суше в худших климатических условиях и с меньшей плотностью населения (меньше корма, который можно реквизировать)?

Конечно, если начальник приказал, мемуары напишут какие угодно. Как в анекдоте:

Товарищ сержант, а командир роты говорил что крокодилы летают!

Конечно летают, но низенько-низенько.

Читайте мемуары о войне 1812 года, изучайте первоисточники мифологии. Жаль, не закопировал в свое время замечательное повествование мемуариста-«очевидца» о битве при Красном, где полным-полно рвущих душу и выжимающих слезы описаний: как дети (они там семьями воевали?) какого-то французского офицера бродят по полю битвы, разыскивая среди мертвых и раненых своего отца; как в избушку генерала «российской» армии нагло вломились на постой пленные раненые французы и генерал терпеливо слушал всю ночь их стоны и вопли и т.п. Я плакалЪ. Потому что множество людей почитает эту лабуду.

Вернемся от фантазий мемуаристов на землю. Пример из Крымской войны, когда для обеспечения группировки пусть даже в 175 тысяч человек (данные из Википедии) на расстояние всего 8 км пришлось строить железную дорогу:

строительство железной дороги в Балаклаве

"Грузы из Англии исправно прибывали, и к январю 1855 г. их в Балаклавском порту скопилось огромное количество. Среди всего прочего там была теплая одежда и сборные бараки, однако при этом люди в лагере [позиции перед Севастополем] всего лишь на расстоянии 8 км умирали от холода.

Один из англичан, Дж.Брэкенбери, писал:

"Под черным киммерийским небом лежит дорога, скрытая под еще более черной киммерийской грязью. На самом деле это уже не дорога, а глубокий поток жидкой грязи - одна огромная бесконечная Пучина Отчаяния». Напрасны усилия турецких и татарских погонщиков, напрасны старания артиллеристов, сражающихся с предательской стихией; всюду то разбитое колесо, то увязшая повозка, то брошенная пушка - следы безнадежного, трудного и безотрадного паломничества." via

интендантский пирс в Балаклавской бухте (см. ещё фото) и всё это богатство надо перевезти аж на 8 километров!

Мы не будем сравнивать что страшнее - киммерийская (= крымская на античный манер) грязь или смоленская/московская, хотя рекомендуется посмотреть современную попытку преодолеть некое расстояние по Старой смоленской дороге . Всё-таки главное - расстояние. Согласитесь, 8 км в Крымскую войну для снабжения 175 тыс. человек или 140 км во Вторую опиумную войну в Китае для снабжения 18 тыс. человек достаточно сильно отличаются от 800-1000 км для снабжения 600 тысяч (или миллиона?) человек в войне 1812 года?

Так что моя крамольная версия войны 1812 года и появилась не на пустом месте, а исходя из оценки физической возможности/доступных путей сообщения/рационального поведения/рентабельности и прочих разумных факторов, причём особо подчеркнуто, что «нападение Наполеона+Александра» не могло состояться раньше, чем были построены каналы-водные пути от Петербурга и Риги к центральной России-«Московии», что и было сделано как раз к 1812 году.

Кроме того, к 1812 году был создан огромный и хорошо вооруженный по тем временам флот вторжения , о действиях которого во время войны очень мало официальных сведений.

Критики моих выводов обычно не заморачиваются с доказательствами, дают эмоциональные оценки типа "автор бредит", но если я заявляю о невозможности, то доказательство возможности возлагается на тех, кто это утверждает. Есть простой выход.

В процессуальных законодательствах всех стран существует такое следственное действие как "следственный эксперимент", например, по ст 181 УПК РФ он проводится "В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов ."

В науке аналогом следственного эксперимента в ряде случаев может быть моделирование процесса. Например, сейчас компьютерное моделирование позволяет достаточно точно установить характеристики взрыва ядерного боезаряда.

Так что защитникам официальной версии войны 1812 года в России надо только лишь детально, с цифрами, фактами и документами обосновать как осуществлялся процесс снабжения и перемещения гигантских армий. Всего-то лишь. Слабо?

P.S. Современная наук логистика, как утверждается, выросла из военной логистики. Сколько вы лично сможете прожить автономно без своевременной доставки товаров в магазины? Скептики могут провести следственный эксперимент на себе, любимом, не выходя из дома и не отрываясь от клавиатуры.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...